О ПОРЯДКЕ ОДОБРЕНИЯ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЧЕРЕЗ АКЦИОНЕРА - РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЛИЦЕ РОСИМУЩЕСТВА, В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 16.11.09 Д06-3271

           О ПОРЯДКЕ ОДОБРЕНИЯ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ
         ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЬ
          ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЧЕРЕЗ АКЦИОНЕРА -
             РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЛИЦЕ РОСИМУЩЕСТВА, В
          АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          16 ноября 2009 г. 
                              N Д06-3271
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел  обращение,  содержащее просьбу дать разъяснения положениям
действующего законодательства, регулирующего порядок одобрения сделок,
в   совершении   которых   имеется  заинтересованность,  в  частности,
возможность   возникновения   заинтересованности   через  акционера  -
Российскую  Федерацию  в  лице Росимущества, в акционерных обществах с
государственным участием.
     Порядок   одобрения   сделок,   в   совершении   которых  имеется
заинтересованность,   регулируется   гл.  XI  Федерального  закона  от
26.12.1995  N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).
Согласно  ст. 81 Закона об АО указанный порядок применяется к сделкам,
в  совершении  которых имеется заинтересованность члена коллегиального
исполнительного  органа  общества  или  акционера  общества,  имеющего
совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих
акций общества. При этом указанные лица признаются заинтересованными в
совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители,
дети,  полнородные  и  неполнородные  братья  и  сестры, усыновители и
усыновленные и (или) их аффилированные лица:
     являются    стороной,   выгодоприобретателем,   посредником   или
представителем в сделке;
     владеют  (каждый  в  отдельности  или  в совокупности) 20 и более
процентами   акций   (долей,   паев)  юридического  лица,  являющегося
стороной,   выгодоприобретателем,  посредником  или  представителем  в
сделке;
     занимают   должности  в  органах  управления  юридического  лица,
являющегося    стороной,    выгодоприобретателем,    посредником   или
представителем  в  сделке,  а  также  должности  в  органах управления
управляющей организации такого юридического лица;
     в иных случаях, определенных уставом общества.
     Понятие  аффилированности  определено  в  ст.  4  Закона РСФСР от
22.03.1991  N  948-1  "О  конкуренции  и ограничении монополистической
деятельности  на  товарных  рынках"  (далее  - Закон о конкуренции). В
соответствии  с данной нормой аффилированными лицами юридического лица
в том числе признаются:
     юридическое  лицо,  в котором данное юридическое лицо имеет право
распоряжаться  более  чем  20  процентами  общего  количества голосов,
приходящихся  на  голосующие  акции  либо  составляющие  уставный  или
складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
     лица,  принадлежащие  к  той  группе  лиц,  к которой принадлежит
данное юридическое лицо.
     При  этом понятие группы лиц раскрыто в ст. 9 Федерального закона
от  26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите
конкуренции)  и  в том числе включает лиц, которые могут распоряжаться
более   чем   пятьюдесятью   процентами   общего  количества  голосов,
приходящихся   на  голосующие  акции  в  уставном  капитале  общества,
назначать  или избирать единоличный исполнительный орган общества либо
избирать   более   чем  пятьдесят  процентов  количественного  состава
коллегиального органа.
     Таким  образом,  лица,  долями  (более  50  процентов) в уставных
капиталах  которых  владеет  третье  лицо,  признаются аффилированными
между собой.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее  -  ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации:  республики,  края,  области, города федерального значения,
автономная  область,  автономные  округа,  а также городские, сельские
поселения    и    другие    муниципальные    образования    (далее   -
публично-правовые  образования)  выступают  в отношениях, регулируемых
гражданским  законодательством,  на равных началах с иными участниками
этих  отношений  - гражданами и юридическими лицами. При этом согласно
п. 2 данной статьи к публично-правовым образованиям применяются нормы,
определяющие   участие  юридических  лиц  в  отношениях,  регулируемых
гражданским  законодательством,  если  иное  не вытекает из закона или
особенностей данных субъектов.
     Таким    образом,   применение   норм   об   аффилированности   к
публично-правовым  образованиям  осуществляется  с учетом юридического
толкования указанных положений.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее -
Положение),  Минэкономразвития  России  является  федеральным  органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   выработку  государственной
политики  и  нормативно-правовое  регулирование  в  отнесенных  к  его
ведению   сферах  деятельности.  В  то  же  время  согласно  Положению
Министерство  не вправе осуществлять толкование норм законодательства,
за     исключением     нормативно-правовых     актов,     утвержденных
Минэкономразвития  России.  В  этой  связи Департамент может высказать
лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
     Цель   правового   регулирования  порядка  заключения  сделок,  в
совершении    которых    имеется    заинтересованность,    состоит   в
предотвращении   негативных  последствий  конфликта  интересов  членов
органов юридического лица и контролирующих его лиц. При этом, как было
отмечено,  публично-правовые  образования  могут выступать в указанных
правоотношениях в качестве контролирующих лиц.
     Вместе  с  тем  с  учетом  положений  п.  2 ст. 124 ГК РФ следует
принимать во внимание следующее.
     В   отношении   юридических   и  физических  лиц,  выступающих  в
гражданских  правоотношениях,  действует  принцип автономии воли (п. 2
ст.  1  ГК  РФ),  в  то  время  как  согласно  ст.  125 ГК РФ от имени
публично-правовых образований действуют органы государственной власти,
органы  местного  самоуправления  в  рамках компетенции, установленной
актами,  определяющими  статус этих органов. С учетом положений ст. 76
Конституции   Российской   Федерации  правовые  акты,  принимаемые  на
территории  Российской  Федерации,  не могут противоречить федеральным
законам.   При  этом  регулирование,  направленное  на  предотвращение
конфликта    интересов   работников   публично-правовых   образований,
содержится  в административном законодательстве (например, Федеральный
закон  от  27.07.2004  N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в
Российской Федерации").
     Таким  образом, с учетом особенностей формирования волеизъявления
публично-правовых     образований,     выступающих    в    гражданских
правоотношениях,  положения об аффилированности, основанные на участии
в  уставных  капиталах  хозяйственных  обществ,  при применении гл. 11
Закона об АО не распространяются на публично-правовые образования.
     Такая  позиция распространена и в судебной практике. В частности,
при   заключении   сделок   между   акционерными  обществами  с  долей
государственного  участия  в  уставном капитале более 20 процентов суд
пришел   к   выводу,  что  Российская  Федерация  не  является  лицом,
заинтересованным   в  совершении  сделок  (Постановление  Федерального
арбитражного   суда   Восточно-Сибирского   округа   от  20.02.2008  N
А33-33865/05-Ф02-7411/06).  Суд  приходит к выводу о неприменении норм
законодательства о конкуренции об аффилированности к правоотношениям с
участием  Российской Федерации ввиду особенностей Российской Федерации
как   публично-правового  образования  и  особых  целей,  преследуемых
государством   при   участии   Российской  Федерации  как  субъекта  в
акционерных  правоотношениях.  Аналогичная  позиция  отражена  также в
Постановлении  Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2006
N А41-К1-11240/06.
     В   то  же  время  возможно  иное  толкование  норм  гражданского
законодательства об участии публичных образований в обороте.
     В   этой   связи   для   устранения   правовой   неопределенности
Минэкономразвития   России   разработан   и  готовится  к  внесению  в
Правительство  Российской  Федерации  проект  федерального  закона  "О
внесении   изменений   в   Гражданский  кодекс  Российской  Федерации,
Федеральный  закон  "Об  акционерных  обществах"  и  некоторые  другие
законодательные   акты   Российской   Федерации",  положения  которого
предусматривают,  что  сделки  между юридическими лицами, находящимися
под   общим   контролем  Российской  Федерации,  в  отсутствие  других
оснований   заинтересованности  не  являются  сделками,  в  совершении
которых   имеется   заинтересованность,  и  не  подлежат  одобрению  в
соответствии со ст. 83 Закона об АО.
    
Заместитель 
директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
16 ноября 2009 г. 
N Д06-3271