О ПРИМЕНЕНИИ СУБЪЕКТАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.07.1998 N 135-ФЗ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 18 ноября 2009 г. N Д06-3299 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу определения и использования термина "средняя рыночная стоимость" в оценочной деятельности и сообщает следующее. Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Иные виды стоимости, которые подлежат установлению субъектами оценочной деятельности, установлены п. 5 Федерального стандарта оценки "Цели и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255. В частности, помимо рыночной стоимости в соответствии с требованием нормативного правового акта или договора об оценке объекта оценки субъектами оценочной деятельности в рамках законодательства об оценочной деятельности могут также определяться инвестиционная, ликвидационная или кадастровая стоимость. При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Закона об оценке в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об оценке или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других. В то же время в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (далее - Постановление), определяется в том числе средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации (далее - средняя рыночная стоимость). Обращаем внимание на то, что в законодательстве Российской Федерации об оценочной деятельности не закреплено определение понятия "средняя рыночная стоимость". При этом определение средней рыночной стоимости производится в соответствии с Методикой определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минрегиона России от 12.04.2006 N 39 во исполнение п. 3 Постановления, и не регулируется законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности. На основании изложенного сообщаем, что, по мнению Департамента, субъекты оценочной деятельности в рамках составления отчета об оценке в соответствии с требованиями Закона об оценке при определении стоимости должны руководствоваться требованиями Закона об оценке и федеральными стандартами оценки. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 18 ноября 2009 г. N Д06-3299 |