ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 151022.02 МАШИНИСТ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 16 ноября 2009 г. N 601 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 151022.02 Машинист холодильных установок. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 16 ноября 2009 г. N 601 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. N 15756 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 601 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 151022.02 МАШИНИСТ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 151022.02 Машинист холодильных установок всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: НПО - начальное профессиональное образование; ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1. Таблица 1 ---------------------T----------------------------T--------------------¬ ¦ Образовательная ¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦ ¦ база приема ¦ (профессий по ¦ освоения ОПОП при ¦ ¦ ¦ Общероссийскому ¦ очной форме ¦ ¦ ¦ классификатору профессий ¦ получения ¦ ¦ ¦ рабочих, должностей ¦ образования ¦ ¦ ¦ служащих и ¦ ¦ ¦ ¦ тарифных разрядов) ¦ ¦ ¦ ¦ (ОК 016-94) <*> ¦ ¦ +--------------------+----------------------------+--------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Машинист холодильных ¦ 10 мес. ¦ ¦ (полного) общего ¦ установок ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ +--------------------+ +--------------------+ ¦ на базе основного ¦ ¦ 2 года 5 мес. <**> ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ L--------------------+----------------------------+--------------------- -------------------------------- <*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии. <**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: не предусмотрен. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение работ по обслуживанию холодильной установки, поддержанию режима ее работы, определению и устранению неисправностей в работе оборудования (агрегатов). 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: холодильное оборудование; вспомогательное и технологическое оборудование; технологические процессы; техническая документация. 4.3. Обучающийся по профессии Машинист холодильных установок готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Проведение технического обслуживания и эксплуатации холодильного оборудования. 4.3.2. Участие в проведении ремонта холодильного оборудования и испытаниях после ремонта. 4.3.3. Проведение работ по настройке контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. 4.3.4. Участие в проведении работ по восстановлению строительно-изоляционных конструкций помещений, трубопроводов, аппаратов. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Проведение технического обслуживания и эксплуатации холодильного оборудования. ПК 1.1. Соблюдать и поддерживать режимы работы холодильного оборудования в соответствии с нормативными данными и указаниями механика. ПК 1.2. Обеспечивать безаварийную работу холодильного оборудования. ПК 1.3. Обслуживать вспомогательное и технологическое холодильное оборудование. 5.2.2. Участие в проведении ремонта холодильного оборудования и испытаниях после ремонта. ПК 2.1. Определять и устранять неисправности несложных механизмов запорной арматуры. ПК 2.2. Под руководством производить разборку и сборку холодильного оборудования. ПК 2.3. Участвовать в испытаниях после ремонта. ПК 2.4. Производить работы, связанные с удалением хладагента или заправкой холодильной системы хладагентом после ремонта. 5.2.3. Проведение работ по настройке контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. ПК 3.1. Проверять исправность контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. ПК 3.2. Анализировать взаимосвязь между рабочими параметрами и тепловым режимом работы холодильной установки. ПК 3.3. Производить замену контрольно-измерительных приборов. 5.2.4. Участие в проведении работ по восстановлению строительно-изоляционных конструкций помещений, трубопроводов, аппаратов. ПК 4.1. Проверять состояние крепления оборудования и трубопроводов. ПК 4.2. Восстанавливать поврежденные участки теплоизоляции трубопроводов, теплообменных аппаратов. ПК 4.3. Производить замену старых теплоизоляционных материалов на современные. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального и разделов: физическая культура; учебная практика (производственное обучение); производственная практика; промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация. 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика. 6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования Таблица 2 ----------T----------------------------------------T---------------T--------------T-------------------T---------------¬ ¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. ¦ Индекс и ¦ Коды ¦ ¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦ часов ¦ наименование ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ обязательных ¦ дисциплин, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ учебных ¦ междисциплинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ занятий ¦ курсов (МДК) ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ Обязательная часть циклов ОПОП и ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раздел "Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ОП.00 ¦ Общепрофессиональный цикл ¦ 264 ¦ 176 ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ ОП.01. Основы ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦ термодинамики и ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦ теплопередачи ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.3 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ определять параметры газов, водяного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пара, влажного воздуха, холодильных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ агентов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физическую сущность холодильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные свойства холодильных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ агентов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термодинамические основы работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термодинамические основы для выбора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ режима работы системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кондиционирования воздуха ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.02. ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ читать и оформлять чертежи, схемы и ¦ ¦ ¦ Техническая ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ графики; ¦ ¦ ¦ графика ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ составлять эскизы на обрабатываемые ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.3 ¦ ¦ ¦ детали с указанием допусков и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ посадок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться справочной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться спецификацией в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе чтения сборочных чертежей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять расчеты величин предельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размеров и допуска по данным чертежа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и определять годность заданных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действительных размеров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы черчения и геометрии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования единой системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкторской документации (ЕСКД); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила чтения схем и чертежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатываемых деталей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы выполнения рабочих чертежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и эскизов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. Основы ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ анализировать и классифицировать ¦ ¦ ¦ технических ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ элементы механизмов и машин; ¦ ¦ ¦ знаний ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.3 ¦ ¦ ¦ виды деформации деталей; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ простые механизмы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды соединения деталей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды передач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные сведения о металлах и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сплавах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смазочные материалы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные законы и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постоянного и переменного тока; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройства электроизмерительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приборов и способы измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 32 ¦ ОП.04. ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦ Безопасность ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ мероприятия по защите работающих и ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ населения от негативных воздействий ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.3 ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические меры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для снижения уровня опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного вида и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и коллективной защиты от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первичные средства пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно определять среди них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ходе исполнения обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы на воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения и саморегуляции в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повседневной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экстремальных условиях военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития событий и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуациях и стихийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ явлениях, в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту, принципы снижения вероятности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; меры пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности и правила безопасного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступления на нее в добровольном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды вооружения, военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники и специального снаряжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состоящих на вооружении (оснащении) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воинских подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и правила оказания первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ П.00 ¦ Профессиональный цикл ¦ 600 ¦ 400 ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПМ.00 ¦ Профессиональные модули ¦ 600 ¦ 400 ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПМ.01 ¦ Проведение технического обслуживания ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. Работы ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ и эксплуатации холодильного ¦ ¦ ¦ по техническому ¦ ПК 1.1 ¦ ¦ ¦ оборудования ¦ ¦ ¦ обслуживанию ¦ ПК 1.2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ холодильного ¦ ПК 1.3 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ соблюдения и поддержания режимов ¦ ¦ ¦ Эксплуатация ¦ ¦ ¦ ¦ работы холодильного оборудования в ¦ ¦ ¦ холодильного ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с нормативными данными ¦ ¦ ¦ оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ и указаниями механика; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения безаварийной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания вспомогательного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологического холодильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ под руководством выполнять комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ, связанных с подготовкой к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работе, пуском, эксплуатацией, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ остановкой и контролем работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования и систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кондиционирования воздуха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживать компрессоры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплообменные аппараты, морозильные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и льдогенераторные установки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы и приборы охлаждения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлять электроприводными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмами компрессоров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вспомогательным холодильным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудованием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экстренно останавливать компрессоры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и вспомогательные механизмы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатировать установки для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охлаждения провизионных камер, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бытовых холодильников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулировать уровень хладагента в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промежуточных сосудах, испарительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройствах и аппаратах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять наличие воздуха в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильной системе и удалять его из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данной системы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться течеискателями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вести записи о работе установки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расходе холодильного агента и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроэнергии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить смазку механизмов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить осушение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ влагопоглотителей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологический процесс производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холода и коэффициент полезного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действия холодильных установок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство, принцип работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильных установок различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ режимы работы установок различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные сведения об устройстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компрессоров, насосов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конденсаторов, испарителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздухоохладителей оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильных установок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы предупреждения и устранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неисправностей в работе установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок изготовления и использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лакмусов для определения утечки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аммиака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы определения утечки различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хладагентов и порядок оповещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персонала; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила технической эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильной установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и форму ведения технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и отчетной документации установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды и сорта применяемых смазочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПМ.02 ¦ Участие в проведении ремонта ¦ ¦ ¦ МДК.02.01. ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования и ¦ ¦ ¦ Ремонтные работы ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ испытаниях после ремонта ¦ ¦ ¦ и испытания ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ холодильного ¦ ПК 2.3 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ оборудования ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения и устранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неисправности несложных механизмов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ запорной арматуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разборки и сборки холодильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования под руководством; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участия в испытаниях после ремонта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства работ, связанных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ удалением хладагента или заправкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильной системы хладагентом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ после ремонта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить работы, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ удалением хладагента или заправкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильной системы хладагентом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить замену масла в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компрессоре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ очищать фильтры рассольной, водяной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и масляной систем, системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кондиционирования воздуха и системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хладагента холодильной установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заменять вышедшие из строя детали ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новыми; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить ревизию и составлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дефектные ведомости на ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и коммуникаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снимать индикаторные диаграммы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схему расположения трубопроводов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ арматуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию и ремонт основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмов, узлов холодильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок испытания трубопроводов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прочность и плотность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила приемки и испытания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования после ремонта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок освидетельствования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ холодильного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПМ.03 ¦ Проведение работ по настройке ¦ ¦ ¦ МДК.03.01. Основы ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ контрольно-измерительных приборов и ¦ ¦ ¦ автоматики ¦ ПК 3.1 ¦ ¦ ¦ средств автоматики ¦ ¦ ¦ холодильной ¦ ПК 3.2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ установки ¦ ПК 3.3 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проверки исправности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контрольно-измерительных приборов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств автоматики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа взаимосвязи между рабочими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметрами и тепловым режимом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы холодильной установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ замены контрольно-измерительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переходить на ручное регулирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при выходе из строя системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматического управления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять правильность работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контрольно-измерительных приборов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирующей и защитной автоматики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять контроль автоматических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схему расположения приборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматического регулирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контрольно-измерительных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство уровнемеров, электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мостов, соленоидных вентилей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других контрольно-измерительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы настройки регулирующей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защитной автоматики, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметры их срабатывания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметры нормальной и предельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ допустимой работы холодильной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включение и выключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроприводов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПМ.04 ¦ Участие в проведении работ по ¦ ¦ ¦ МДК.04.01. ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ восстановлению ¦ ¦ ¦ Изоляционные ¦ ПК 4.1 ¦ ¦ ¦ строительно-изоляционных конструкций ¦ ¦ ¦ конструкции ¦ ПК 4.2 ¦ ¦ ¦ помещений, трубопроводов, аппаратов ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проверки состояния крепления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и трубопроводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восстановления поврежденных участков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплоизоляции трубопроводов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплообменных аппаратов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить работы по восстановлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительно-изоляционных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крепить оборудование и изоляционный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материал; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок выполнения работ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восстановлению строительно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изоляционных конструкций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды изоляционных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ФК.00 ¦ Физическая культура ¦ 80 ¦ 40 ¦ ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ В результате освоения раздела ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность для укрепления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья, достижения жизненных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ¦ Итого по обязательной части ОПОП, ¦ 1080 ¦ 720 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включая раздел "Физическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культура", и вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ УП.00 ¦ Учебная практика (производственное ¦ 18 нед. ¦ 648 ¦ ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 4.3 ¦ +---------+----------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПП.00 ¦ Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ПА.00 ¦ Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------+ ¦ ГИА.00 ¦ Государственная (итоговая) ¦ 2 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------+----------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+---------------- Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе: ------------------------------------------------------T--------------¬ ¦ Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая ¦ 20 нед. ¦ ¦ культура" ¦ ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Учебная практика (производственное обучение) ¦ 18 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ Производственная практика ¦ ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 2 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Каникулярное время ¦ 2 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Итого ¦ 43 нед. ¦ L-----------------------------------------------------+--------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год. 7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулярное время 13 нед. 7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.). -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 10, ст. 3616). 7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: технической графики; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; общетехнических дисциплин; термодинамики, теплопередачи и гидравлики; холодильных машин и установок; монтажа, технической эксплуатации и ремонта холодильно-компрессорных машин и установок. Лаборатории: холодильных установок. Мастерские: слесарно-механические; сварочный участок. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. |