О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ВЫПЛАТ ПО ЛИСТАМ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ О ПРАВОМЕРНОСТИ УЧЕТА ПОСЛЕ 01.01.2010 СУММ ФАКТИЧЕСКИ ВЫПЛАЧИВАЕМОГО РАБОТОДАТЕЛЕМ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ РАЗМЕР ПОС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.12.09 03-03-05/248

         О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
          ВЫПЛАТ ПО ЛИСТАМ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ О
         ПРАВОМЕРНОСТИ УЧЕТА ПОСЛЕ 01.01.2010 СУММ ФАКТИЧЕСКИ
          ВЫПЛАЧИВАЕМОГО РАБОТОДАТЕЛЕМ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ
          НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ РАЗМЕР ПОСОБИЯ,
        ИСЧИСЛЕННОГО СОГЛАСНО ТРУДОВОМУ И (ИЛИ) КОЛЛЕКТИВНОМУ
         ДОГОВОРУ, ПРЕВЫШАЕТ СУММУ, УСТАНОВЛЕННУЮ НА 2010 Г.
              ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 25.11.2008 N 216-ФЗ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          23 декабря 2009 г.
                            N 03-03-05/248

                                 (Д)


     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  в связи с
письмом о порядке учета в  целях  налогообложения  прибыли  выплат  по
листам нетрудоспособности сообщает следующее.
     1. В  соответствии  с  положениями  ст.  255  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной    формах,    стимулирующие    начисления    и   надбавки,
компенсационные начисления,  связанные с режимом работы или  условиями
труда,  премии  и  единовременные  поощрительные начисления,  расходы,
связанные  с  содержанием  этих  работников,  предусмотренные  нормами
законодательства    Российской    Федерации,    трудовыми   договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях
налогообложения прибыли относятся,  в частности, расходы на доплату до
фактического  заработка  в  случае  временной утраты трудоспособности,
установленную законодательством Российской Федерации.
     В соответствии со ст.  183 Трудового кодекса Российской Федерации
размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия  их  выплаты
устанавливаются федеральным законом.
     Федеральным законом  о  бюджете  Фонда  социального   страхования
Российской    Федерации   на   соответствующий   год   устанавливается
максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.
     Вместе с   тем  размер  фактически  выплачиваемого  работодателем
пособия  по  временной   нетрудоспособности,   исчисленного   согласно
трудовым  договорам  и  законодательству  Российской Федерации,  может
превышать указанные суммы.
     Таким образом,  в  случае  если  размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по  временной  нетрудоспособности,  исчисленного
согласно    трудовому    договору,    превышает    указанные    суммы,
налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п.  15  ст.  255
Кодекса   к   расходам,   уменьшающим   полученные   доходы   в  целях
налогообложения прибыли,  сумму превышения  фактически  выплачиваемого
пособия   по  временной  нетрудоспособности  в  пределах  фактического
(среднего) заработка над максимальным размером  пособия  по  временной
нетрудоспособности,  выплачиваемого  из  Фонда социального страхования
Российской  Федерации,  если  такие  доплаты  предусмотрены  трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Обращаем внимание,  что письма Минфина России по данному вопросу,
на  которые  ссылается ФНС России,  подготовлены в связи с конкретными
обращениями налогоплательщиков и  являются  ответами  на  поставленные
налогоплательщиками  вопросы.  Соответственно,  в этих письмах Минфина
России внимание  акцентировано  на  тех  нюансах  применения  ст.  255
Кодекса, которые не ясны налогоплательщику.
     В случаях,  когда из обращения налогоплательщика следует, что для
него  является  очевидной  возможность  учета  в целях налогообложения
прибыли  определенных  расходов  на  оплату  труда  при  условии,  что
соответствующие  выплаты  (доплаты) предусмотрены трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами, Минфин России полагает
возможным   не   разъяснять   налогоплательщику  дополнительно  данное
обстоятельство.
     Различия в  оформлении  и  структуре  разъяснений Минфина России,
направляемых   налогоплательщикам   по   идентичным    вопросам,    не
свидетельствуют   об   изменении   мнения  Минфина  России  о  порядке
применения соответствующих положений Кодекса в случаях, когда сами эти
положения Кодекса не изменялись.
     2. Статьей 24 Федерального  закона  от  24.07.2009  N  213-ФЗ  "О
внесении   изменений   в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений  законодательных  актов)  Российской  Федерации  в  связи с
принятием Федерального закона "О страховых взносах в  Пенсионный  фонд
Российской   Федерации,   Фонд   социального   страхования  Российской
Федерации,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  и
территориальные  фонды  обязательного  медицинского  страхования"  с 1
января 2010 г. п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.
     Вместе с тем в соответствии с п.  25 ст. 255 Кодекса с учетом ст.
270 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения
прибыли  могут  быть  учтены  виды  расходов,  произведенных  в пользу
работника,  предусмотренные трудовым договором  и  (или)  коллективным
договором, которые отдельно не указаны в ст. 255 Кодекса.
     Таким образом,  по нашему мнению, в случае если размер фактически
выплачиваемого   работодателем   в   2010   г.  пособия  по  временной
нетрудоспособности,   исчисленного   согласно   трудовому   и    (или)
коллективному  договору,  превышает  сумму,  установленную  на 2010 г.
Федеральным  законом  от  25.11.2008  N  216-ФЗ   "О   бюджете   Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов",  налогоплательщик имеет  право  в  2010  г.
учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной
нетрудоспособности в пределах фактического  (среднего)  заработка  над
максимальным   размером  пособия  по  временной  нетрудоспособности  в
составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии
с положениями п.  25 ст. 255 Кодекса, если такие доплаты предусмотрены
трудовым договором и (или) коллективным договором.
     Что касается  мнения ФНС России об отсутствии оснований учитывать
с 1 января 2010 г.  указанные доплаты в  составе  расходов  на  оплату
труда  как не связанные с исполнением работником трудовых обязанностей
в период заболевания, сообщаем, что ввиду открытости перечня расходов,
указанных в ст.  255 Кодекса,  а также юридико-технического оформления
данного перечня в качестве поименованных "в частности" расходов  такое
мнение ФНС России Департаментом не поддерживается.
     Кроме того,  следует учитывать,  что согласно  ст.  41  Трудового
кодекса  Российской  Федерации в коллективном договоре определяются не
только  формы,  системы  и  размеры  оплаты   труда,   непосредственно
связанные  с исполнением работником его трудовой функции,  но и другие
вопросы,  вытекающие из отношений социального партнерства работника  и
работодателя.
     Основываясь на вышеизложенном,  полагаем,  что  ст.  255  Кодекса
позволяет   учитывать   в   целях   налогообложения  прибыли  выплаты,
произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и
(или)  коллективным  договором,  которые  отдельно не указаны в данной
статье Кодекса,  за исключением выплат,  прямо поименованных в ст. 270
Кодекса.
     
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
23 декабря 2009 г.
N 03-03-05/248