ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ НДС В 2010 Г. КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ТСЖ, ЖИЛИЩНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ, А ТАКЖЕ РАБОТ (УСЛУГ) ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.12.09 03-07-15/169

         ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ НДС В 2010 Г. КОММУНАЛЬНЫХ
         УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ТСЖ,
          ЖИЛИЩНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ, А ТАКЖЕ РАБОТ (УСЛУГ) ПО
       СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ
        ДОМЕ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ТСЖ; О
        НЕВКЛЮЧЕНИИ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
           ПОЛУЧЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА НА ПРОВЕДЕНИЕ
          ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В
                         МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          23 декабря 2009 г.
                            N 03-07-15/169

                                 (Д)


     В связи с разд.  II протокола  заседания  Комиссии  Правительства
Российской  Федерации  по законопроектной деятельности от 30.11.2009 N
39 о подготовке разъяснений о  порядке  применения  норм  Федерального
закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162
части второй Налогового кодекса Российской  Федерации"  Минфин  России
разъясняет.
     С 1 января 2010  г.  в  соответствии  с  пп.  29  п.  3  ст.  149
Налогового   кодекса   Российской   Федерации   (далее  -  Кодекс)  от
налогообложения  налогом  на   добавленную   стоимость   освобождается
реализация    коммунальных    услуг,    предоставляемых   управляющими
организациями,       товариществами        собственников        жилья,
жилищно-строительными,   жилищными   или   иными   специализированными
потребительскими  кооперативами,  созданными  в  целях  удовлетворения
потребностей   граждан   в   жилье   и   отвечающими  за  обслуживание
внутридомовых   инженерных   систем,    с    использованием    которых
предоставляются   коммунальные   услуги,   при   условии  приобретения
коммунальных  услуг  указанными  налогоплательщиками   у   организаций
коммунального   комплекса,   поставщиков   электрической   энергии   и
газоснабжающих организаций.
     При этом  в  соответствии  с вышеуказанной нормой освобождение от
налогообложения налогом на добавленную стоимость  коммунальных  услуг,
реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и
другим вышеназванным  налогоплательщикам  организациями  коммунального
комплекса,    а    также    поставщиками   электрической   энергии   и
газоснабжающими организациями, Кодексом не предусмотрено.
     При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст.
154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и
п.  1  ст.  2  Федерального  закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
     Пунктом 4  ст.  154  Жилищного кодекса установлено,  что плата за
коммунальные услуги включает  в  себя  плату  за  холодное  и  горячее
водоснабжение,  водоотведение,  электроснабжение, газоснабжение (в том
числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в
том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
     Согласно п.  1 ст.  2 Федерального закона от 30.12.2004 N  210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
организацией  коммунального  комплекса   является   юридическое   лицо
независимо   от   его  организационно-правовой  формы,  осуществляющее
эксплуатацию    системы    (систем)    коммунальной    инфраструктуры,
используемой  (используемых) для производства товаров (оказания услуг)
в целях обеспечения тепло-,  водоснабжения,  водоотведения  и  очистки
сточных   вод,   и   (или)   осуществляющее   эксплуатацию   объектов,
используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
     Учитывая изложенное,  коммунальные услуги,  указанные в п.  4 ст.
154 Жилищного  кодекса,  предоставляемые  управляющими  организациями,
товариществами собственников жилья,  жилищно-строительными,  жилищными
или   иными   специализированными   потребительскими    кооперативами,
созданными  в  целях  удовлетворения  потребностей  граждан  в жилье и
отвечающими  за  обслуживание  внутридомовых  инженерных   систем,   с
использованием  которых  предоставляются  коммунальные услуги (далее -
управляющие  организации  и  ТСЖ),  освобождаются  от  налогообложения
налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные
услуги приобретаются ими у юридических лиц,  указанных в п.  1  ст.  2
Федерального  закона  от  30.12.2004  N  210-ФЗ,  а  также поставщиков
электрической энергии и газоснабжающих организаций.
     На основании  пп.  1  п.  2  ст.  170  Кодекса  суммы  налога  на
добавленную   стоимость   по   коммунальным   услугам,   предъявленные
управляющим  организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса,
поставщиками электрической энергии  и  газоснабжающими  организациями,
включаются  управляющими  организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных
услуг и вычету не подлежат.
     Таким образом,   от   налогообложения   налогом   на  добавленную
стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими
организациями   и   ТСЖ   по   стоимости,   соответствующей  стоимости
приобретения этих коммунальных услуг,  в том числе с учетом налога  на
добавленную   стоимость,   у   организаций   коммунального  комплекса,
поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
     Аналогичный порядок  применения  освобождения  от налогообложения
налогом на добавленную стоимость  установлен  пп.  30  п.  3  ст.  149
Кодекса  по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме.
     Так, с 1 января 2010 г. от налогообложения налогом на добавленную
стоимость освобождается  реализация  работ  (услуг)  по  содержанию  и
ремонту   общего   имущества   в   многоквартирном  доме,  выполняемых
(оказываемых)  управляющими   организациями   и   ТСЖ,   при   условии
приобретения  работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме управляющими организациями и ТСЖ у организаций  и
индивидуальных     предпринимателей,    непосредственно    выполняющих
(оказывающих) данные работы (услуги).
     Согласно п.    11    Правил   содержания   общего   имущества   в
многоквартирном  доме,   утвержденных   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,  содержание общего имущества
включает   в   себя:   осмотр   общего    имущества,    осуществляемый
собственниками   помещений   и   указанными  в  п.  13  данных  Правил
ответственными  лицами;  освещение   помещений   общего   пользования;
обеспечение  температуры  и влажности в помещениях общего пользования;
уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования,
а также земельного участка,  входящего в состав общего имущества; сбор
и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;  меры пожарной безопасности;
содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства,  а также
иными    предназначенными    для    обслуживания,    эксплуатации    и
благоустройства этого многоквартирного дома объектами,  расположенными
на земельном участке,  входящем в состав общего имущества;  текущий  и
капитальный  ремонт,  подготовку  к сезонной эксплуатации и содержание
общего  имущества,  а   также   элементов   благоустройства   и   иных
предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого
многоквартирного дома объектов,  расположенных на  земельном  участке,
входящем в состав общего имущества.
     Таким образом,  от   налогообложения   налогом   на   добавленную
стоимость  освобождаются  операции  по  реализации вышеуказанных работ
(услуг)  по  содержанию,  а   также   ремонту   общего   имущества   в
многоквартирном доме,  осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ
по  стоимости,  соответствующей  стоимости  приобретения  этих   работ
(услуг)    у    организаций    и    индивидуальных   предпринимателей,
непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).  При
этом  работы  (услуги)  по  содержанию  и  ремонту  общего имущества в
многоквартирном доме,  реализуемые  управляющим  организациям  и  ТСЖ,
организациями  и  индивидуальными  предпринимателями,  непосредственно
выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения
налогом на добавленную стоимость не освобождены.
     Кроме того,   Кодексом   не   предусмотрено    освобождение    от
налогообложения  коммунальных  услуг,  работ  (услуг)  по содержанию и
ремонту общего имущества в  многоквартирном  доме,  работ  (услуг)  по
управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.
     Необходимо отметить,  что в соответствии с п.  5 ст.  149 Кодекса
налогоплательщик,  осуществляющий  операции  по   реализации   товаров
(работ,   услуг),   предусмотренные  п.  3  ст.  149  Кодекса,  вправе
отказаться  от  освобождения  таких   операций   от   налогообложения,
представив  соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей
регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го  числа
налогового периода,  с которого налогоплательщик намерен отказаться от
освобождения или приостановить его использование.
     В случае  отказа  в  соответствии  с  п.  5  ст.  149  Кодекса от
освобождения  от  налогообложения  налогом  на  добавленную  стоимость
вышеназванных  операций  налогообложение и налоговые вычеты по товарам
(работам услугам),  приобретаемым  для  осуществления  этих  операций,
следует производить в общеустановленном порядке.
     С 1 января 2010 г. согласно п. 3 ст. 162 Кодекса в налоговую базу
по  налогу  на  добавленную стоимость не включаются денежные средства,
полученные управляющими организациями и ТСЖ на формирование резерва на
проведение   текущего   и  капитального  ремонта  общего  имущества  в
многоквартирном доме. При этом освобождение от налогообложения налогом
на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств
данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
     
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
23 декабря 2009 г.
N 03-07-15/169