В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 6 П. 1 СТ. 264 НК РФ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЕЙ, ОТНОСЯТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. С. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.01.10 03-03-06/1/26

          В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 6 П. 1 СТ. 264 НК РФ К ПРОЧИМ
             РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ)
            РЕАЛИЗАЦИЕЙ, ОТНОСЯТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДЫ НА
        ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В
        СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
        СТАТЬЯ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.12.1994 N 69-ФЗ "О
          ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" ДО ВНЕСЕНИЯ В НЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ
        ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ ОПРЕДЕЛЯЛА,
             ЧТО ОБЪЕКТОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
            ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАННЫЕ ЕЮ НА ОСНОВЕ
        ДОГОВОРОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, СОДЕРЖАТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
        ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, А В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ТАКЖЕ И ЗА
            СЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
                           ФИНАНСИРОВАНИЯ.
        РЕДАКЦИЯ ВЫШЕНАЗВАННОГО ЗАКОНА, ВСТУПИВШАЯ В СИЛУ С 1
            ЯНВАРЯ 2005 Г., НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ
          ОРГАНИЗАЦИЙ СОДЕРЖАТЬ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
               ОБЪЕКТОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
         ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ. ОДНАКО СОГЛАСНО ИЗМЕНЕНИЯМ,
        ВНЕСЕННЫМ В СТ. 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.08.2004
        N 122-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 25.10.2006 N 172-ФЗ (В
         РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.12.2008 N 281-ФЗ), В
         ТЕЧЕНИЕ 2006 - 2009 ГГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
         СОЗДАННЫХ РАНЕЕ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ
               ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
          ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, В СОСТАВЕ КОТОРЫХ ПРОХОДЯТ
            СЛУЖБУ ЛИЦА РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
        ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ - СОБСТВЕННИКОВ ОХРАНЯЕМЫХ
           ОБЪЕКТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА ПО УЧЕТУ
        СРЕДСТВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД
        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТКРЫВАЕМЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА
        РФ НО ДЕЛАМ ГО И ЧС В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В ОРГАНАХ
                      ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.
            СО ССЫЛКОЙ НА УКАЗАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
        МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ НЕОДНОКРАТНО ОТМЕЧАЛО В СВОИХ
            ПИСЬМАХ, ЧТО РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВЫХ
        ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В
          2006 - 2009 ГГ. МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
           НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
        (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.11.2007 N 03-03-06/1/766;
        ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.12.2006 N 03-03-04/1/822).
        СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 137-ФЗ В
         СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАКЖЕ
          ВКЛЮЧЕНЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
        СЛУЖБЫ, СОЗДАННЫЕ В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
             ОТ ПОЖАРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ (ДОГОВОРНЫЕ
          ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ).
         ДАННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И
          ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА
              ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ В ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОМ
           ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
         СТОИМОСТИ УСЛУГ ПО ДОГОВОРУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОБЪЕМАХ
        НЕ МЕНЕЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДП ФПС, В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА ДЕНЕЖНОЕ
          ДОВОЛЬСТВИЕ, ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ,
         ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, ПРОЕЗД К
           МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО СОТРУДНИКОВ И
           ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕЩЕВЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
          КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
             ПОДГОТОВКУ (ПЕРЕПОДГОТОВКУ) ЛИЧНОГО СОСТАВА,
        УСТАНОВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
        ЛИЧНОГО СОСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, А
           ТАКЖЕ РАЗМЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И КОМПЕНСАЦИЙ,
         УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
            ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИКАЗ
             МИНИСТЕРСТВА РФ ПО ДЕЛАМ ГО, ЧС И ЛИКВИДАЦИИ
        ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ОТ 04.02.2009 N 52 "ОБ
            ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
        ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2008
         ГОДА N 989 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И
            ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
        ДОГОВОРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ").
            ОДНАКО ТАКИЕ РАСХОДЫ, КАК СОДЕРЖАНИЕ ПОЖАРНОЙ
          СПЕЦТЕХНИКИ; ЗДАНИЙ; СООРУЖЕНИЙ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИЗ И
           ГСМ; ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОЖАРНОЙ
        СПЕЦТЕХНИКИ; ПРЕДРЕЙСОВОЕ И ПОСЛЕРЕЙСОВОЕ МЕДИЦИНСКОЕ
              ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ
         ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ, ТЕПЛОЭНЕРГИЕЙ; ХОЗПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И
        ОЧИСТКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТОКОВ; УСЛУГИ СВЯЗИ И ДРУГИЕ
          ПАРАМЕТРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В
        СТОИМОСТЬ УСЛУГ ДОГОВОРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НЕ ВХОДЯТ. НО
          БЕЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО ОКАЗАНИЕ САМИХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
                        ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
          ДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ СТ. 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
             21.12.1994 N 69-ФЗ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
             ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ЧТО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
            ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
         ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОРЯДКЕ И ПО НОРМАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ
            ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ЭТОМ
            СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЯЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕ
        ОГОВОРЕНЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ.
          ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ НА
           ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С
               ДОГОВОРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
            ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ С 2010 Г. УЧИТЫВАТЬ ПРИ
          ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ
        ПОЖАРНОЙ СПЕЦТЕХНИКИ; ЗДАНИЙ; СООРУЖЕНИЙ (ИМЕЮЩИХСЯ НА
           БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ), А ТАКЖЕ ДРУГИЕ РАСХОДЫ НА
               МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕ
        ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          27 января 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/26
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  по  вопросам,  относящимся  к  своей  компетенции, сообщает
следующее.
     В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством
и  реализацией,  относятся в том числе расходы на обеспечение пожарной
безопасности  налогоплательщика  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны.
     Согласно  ст.  5  Федерального  закона  от  21.12.1994 N 69-ФЗ "О
пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является
составной  частью  сил  обеспечения  безопасности личности, общества и
государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
     В   Государственную  противопожарную  службу  входит  Федеральная
противопожарная  служба,  которая  включает  в том числе подразделения
Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества
организаций  от пожаров на договорной основе (договорные подразделения
Федеральной противопожарной службы).
     В   соответствии  со  ст.  24  Федерального  закона  "О  пожарной
безопасности"   работы  и  услуги  в  области  пожарной  безопасности,
выполняемые  и  оказываемые  договорными  подразделениями  федеральной
противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
     Постановлением  Правительства  РФ  от 24.12.2008 N 989 утверждены
Правила   выполнения   работ  и  оказания  услуг  в  области  пожарной
безопасности  договорными  подразделениями Федеральной противопожарной
службы,  согласно  которым выполнение работ и оказание услуг в области
пожарной    безопасности   договорными   подразделениями   Федеральной
противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных
организациями  с  территориальными  органами  Министерства  Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации  последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными
решать  задачи  гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
     Таким  образом,  расходы  на  приобретение  услуг пожарной охраны
признаются  организацией  в  целях  налогообложения прибыли в размере,
установленном   договором   на   оказание  услуг  в  области  пожарной
безопасности с договорными подразделениями Федеральной противопожарной
службы.
     Однако  налогоплательщик  может  нести  дополнительные  расходы в
области  пожарной  безопасности,  в том числе расходы на амортизацию и
содержание  пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности
организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
     При  учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов
следует  учитывать  положения  п.  1 ст. 252 НК РФ, согласно которым в
целях  гл.  25  НК  РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.
270 НК РФ).
     Расходами  признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  НК  РФ,  убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О
пожарной   безопасности",   законодательством   Российской  Федерации,
нормативными  документами или уполномоченным государственным органом в
целях  обеспечения  пожарной  безопасности  устанавливаются требования
пожарной  безопасности, которые представляют собой специальные условия
социального и (или) технического характера.
     Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные
расходы,  вызванные  требованиями пожарной безопасности, вправе учесть
их   в  целях  налогообложения  прибыли  организаций  при  условии  их
обоснованности    в    общеустановленном    порядке    на    основании
соответствующих статей гл. 25 НК РФ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 января 2010 г. 
N 03-03-06/1/26