В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 6 П. 1 СТ. 264 НК РФ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И (ИЛИ) РЕАЛИЗАЦИЕЙ, ОТНОСЯТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СТАТЬЯ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.12.1994 N 69-ФЗ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" ДО ВНЕСЕНИЯ В НЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ ОПРЕДЕЛЯЛА, ЧТО ОБЪЕКТОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАННЫЕ ЕЮ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, СОДЕРЖАТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, А В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ТАКЖЕ И ЗА СЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ. РЕДАКЦИЯ ВЫШЕНАЗВАННОГО ЗАКОНА, ВСТУПИВШАЯ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2005 Г., НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СОДЕРЖАТЬ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОБЪЕКТОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ. ОДНАКО СОГЛАСНО ИЗМЕНЕНИЯМ, ВНЕСЕННЫМ В СТ. 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 25.10.2006 N 172-ФЗ (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.12.2008 N 281-ФЗ), В ТЕЧЕНИЕ 2006 - 2009 ГГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАННЫХ РАНЕЕ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, В СОСТАВЕ КОТОРЫХ ПРОХОДЯТ СЛУЖБУ ЛИЦА РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ - СОБСТВЕННИКОВ ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА ПО УЧЕТУ СРЕДСТВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТКРЫВАЕМЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА РФ НО ДЕЛАМ ГО И ЧС В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА. СО ССЫЛКОЙ НА УКАЗАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ НЕОДНОКРАТНО ОТМЕЧАЛО В СВОИХ ПИСЬМАХ, ЧТО РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В 2006 - 2009 ГГ. МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.11.2007 N 03-03-06/1/766; ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.12.2006 N 03-03-04/1/822). СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22.07.2008 N 137-ФЗ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ТАКЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАННЫЕ В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ПОЖАРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ (ДОГОВОРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ). ДАННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ В ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ УСЛУГ ПО ДОГОВОРУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОБЪЕМАХ НЕ МЕНЕЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДП ФПС, В ТОМ ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ, ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, ПРОЕЗД К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО СОТРУДНИКОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕЩЕВЫМ ИМУЩЕСТВОМ, КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКУ (ПЕРЕПОДГОТОВКУ) ЛИЧНОГО СОСТАВА, УСТАНОВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, А ТАКЖЕ РАЗМЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И КОМПЕНСАЦИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО ДЕЛАМ ГО, ЧС И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ОТ 04.02.2009 N 52 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА N 989 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОГОВОРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ"). ОДНАКО ТАКИЕ РАСХОДЫ, КАК СОДЕРЖАНИЕ ПОЖАРНОЙ СПЕЦТЕХНИКИ; ЗДАНИЙ; СООРУЖЕНИЙ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИЗ И ГСМ; ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОЖАРНОЙ СПЕЦТЕХНИКИ; ПРЕДРЕЙСОВОЕ И ПОСЛЕРЕЙСОВОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ, ТЕПЛОЭНЕРГИЕЙ; ХОЗПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОЧИСТКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТОКОВ; УСЛУГИ СВЯЗИ И ДРУГИЕ ПАРАМЕТРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В СТОИМОСТЬ УСЛУГ ДОГОВОРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НЕ ВХОДЯТ. НО БЕЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО ОКАЗАНИЕ САМИХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ СТ. 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.12.1994 N 69-ФЗ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ЧТО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОРЯДКЕ И ПО НОРМАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ЭТОМ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЯЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕ ОГОВОРЕНЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ДОГОВОРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ С 2010 Г. УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОЖАРНОЙ СПЕЦТЕХНИКИ; ЗДАНИЙ; СООРУЖЕНИЙ (ИМЕЮЩИХСЯ НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ), А ТАКЖЕ ДРУГИЕ РАСХОДЫ НА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения Федеральной противопожарной службы). В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы. Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. При учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера. Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26 |