Страницы: 1 2 | | учебным предметам, выставлять отметки; | | | | | | | осуществлять самоанализ и самоконтроль | | | | | | | при проведении уроков по всем учебным | | | | | | | предметам; | | | | | | | анализировать процесс и результаты | | | | | | | педагогической деятельности и обучения по | | | | | | | всем учебным предметам, корректировать и | | | | | | | совершенствовать их; | | | | | | | каллиграфически писать, соблюдать нормы | | | | | | | и правила русского языка в устной и | | | | | | | письменной речи; | | | | | | | выразительно читать литературные тексты; | | | | | | | петь, играть на детских музыкальных | | | | | | | инструментах, танцевать, выполнять | | | | | | | физические упражнения; | | | | | | | изготавливать поделки из различных | | | | | | | материалов; | | | | | | | рисовать, лепить, конструировать; | | | | | | | анализировать уроки для установления | | | | | | | соответствия содержания, методов и средств | | | | | | | поставленным целям и задачам; | | | | | | | осуществлять самоанализ, самоконтроль | | | | | | | при проведении уроков; | | | | | | | знать: | | | | | | | особенности моторного, | | | | | | | интеллектуального, сенсорного, речевого, | | | | | | | социально-личностного развития детей | | | | | | | младшего школьного возраста; | | | | | | | причины и характер трудностей, | | | | | | | испытываемых младшими школьниками в | | | | | | | обучении и школьной адаптации; | | | | | | | особенности психических познавательных | | | | | | | процессов и учебной деятельности младших | | | | | | | школьников, в том числе испытывающих | | | | | | | трудности в обучении и школьной адаптации; | | | | | | | основные показания к отбору детей в | | | | | | | классы компенсирующего обучения и классы | | | | | | | коррекционно-развивающего обучения; | | | | | | | сравнительную характеристику целей, | | | | | | | задач и организации компенсирующего и | | | | | | | коррекционно-развивающего обучения; | | | | | | | требования образовательного стандарта | | | | | | | начального общего образования и примерные | | | | | | | программы начального общего образования; | | | | | | | программы и учебно-методические | | | | | | | комплекты для начальной школы; | | | | | | | теоретические основы и методику | | | | | | | планирования уроков в начальных классах и в | | | | | | | классах компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего обучения; | | | | | | | содержание, формы и методы построения | | | | | | | коррекционно-развивающего образовательного | | | | | | | процесса; | | | | | | | вопросы преемственности образовательных | | | | | | | программ дошкольного и начального общего | | | | | | | образования; | | | | | | | воспитательные возможности урока в | | | | | | | начальной школе; | | | | | | | методы и приемы развития мотивации | | | | | | | учебно-познавательной деятельности на | | | | | | | уроках по всем предметам, особенности | | | | | | | мотивации обучающихся, испытывающих | | | | | | | трудности в обучении; | | | | | | | способы и приемы создания ситуации | | | | | | | успеха в обучении; | | | | | | | основные виды ТСО и их применение в | | | | | | | образовательном процессе; | | | | | | | содержание основных учебных предметов | | | | | | | начального общего образования в объеме, | | | | | | | достаточном для осуществления | | | | | | | профессиональной деятельности, и методику их | | | | | | | преподавания: русского языка, детской | | | | | | | литературы, начального курса математики, | | | | | | | естествознания, физической культуры; | | | | | | | элементы музыкальной грамоты и музыкальный | | | | | | | репертуар по программе начального общего | | | | | | | образования, основы изобразительной | | | | | | | грамоты, приемы рисования, лепки, | | | | | | | аппликации и конструирования, технологии | | | | | | | художественной обработки материалов; | | | | | | | требования к содержанию и уровню | | | | | | | подготовки младших школьников; | | | | | | | методы и методики педагогического | | | | | | | контроля результатов учебной деятельности | | | | | | | младших школьников (по всем учебным | | | | | | | предметам); | | | | | | | методику составления педагогической | | | | | | | характеристики ребенка; | | | | | | | основы оценочной деятельности учителя | | | | | | | начальных классов, критерии выставления | | | | | | | отметок и виды учета успеваемости | | | | | | | обучающихся; | | | | | | | педагогические и гигиенические | | | | | | | требования к организации обучения на | | | | | | | уроках; | | | | | | | логику анализа уроков; | | | | | | | виды учебной документации, требования к | | | | | | | ее ведению и оформлению | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ПМ.02 | Организация внеурочной деятельности и | | | МДК.02.01. Основы | ОК 1 - 12 | | | общения младших школьников в начальных | | | организации | ПК 2.1 - | | | классах и начальных классах компенсирующего | | | внеурочной работы | 2.5 | | | и коррекционно-развивающего образования | | | (с указанием | ПК 4.1 - | | | В результате изучения профессионального | | | области | 4.5 | | | модуля обучающийся должен: | | | деятельности) <*> | | | | иметь практический опыт: | | | | | | | анализа планов и организации внеурочной | | | | | | | работы (с указанием области деятельности | | | | | | | или учебного(ых) предмета(ов)); | | | | | | | определения целей и задач, планирования, | | | | | | | проведения внеурочной работы с обучающимися | | | | | | | в начальных классах и начальных классах | | | | | | | компенсирующего и коррекционно-развивающего | | | | | | | образования в избранной области | | | | | | | деятельности; | | | | | | | наблюдения, анализа и самоанализа | | | | | | | внеурочных мероприятий и/или занятий | | | | | | | кружков (клубов), обсуждения отдельных | | | | | | | мероприятий или занятий в диалоге с | | | | | | | сокурсниками, руководителем педагогической | | | | | | | практики, учителями, разработки предложений | | | | | | | по их совершенствованию и коррекции; | | | | | | | наблюдения за детьми и педагогической | | | | | | | диагностики познавательных интересов, | | | | | | | интеллектуальных способностей обучающихся в | | | | | | | начальных классах и начальных классах | | | | | | | компенсирующего и коррекционно-развивающего | | | | | | | образования; | | | | | | | ведения документации, обеспечивающей | | | | | | | организацию внеурочной работы в избранной | | | | | | | области деятельности; | | | | | | | уметь: | | | | | | | находить и использовать методическую | | | | | | | литературу и др. источники информации, | | | | | | | необходимой для подготовки и проведения | | | | | | | внеурочной работы в начальных классах и | | | | | | | начальных классах компенсирующего и | | | | | | | коррекционно-развивающего образования в | | | | | | | избранной области деятельности; | | | | | | | определять педагогические цели и задачи | | | | | | | организации внеурочной деятельности в | | | | | | | избранной области с учетом возраста | | | | | | | обучающихся, причин и характера затруднений | | | | | | | в обучении и школьной адаптации; | | | | | | | составлять планы внеурочных занятий с | | | | | | | учетом особенностей избранной области | | | | | | | деятельности, возраста обучающихся, причин | | | | | | | и характера затруднений в обучении и в | | | | | | | соответствии с санитарно-гигиеническими | | | | | | | нормами; | | | | | | | использовать различные методы и формы | | | | | | | организации внеурочной работы, строить их с | | | | | | | учетом возрастных и индивидуально- | | | | | | | психологических особенностей обучающихся, | | | | | | | причин и характера затруднений в обучении; | | | | | | | устанавливать педагогически | | | | | | | целесообразные взаимоотношения с | | | | | | | обучающимися; | | | | | | | планировать ситуации, стимулирующие | | | | | | | общение младших школьников в процессе | | | | | | | внеурочной деятельности, использовать | | | | | | | вербальные и невербальные средства | | | | | | | педагогической поддержки детей, | | | | | | | испытывающих затруднения в обучении и | | | | | | | общении; | | | | | | | мотивировать обучающихся, родителей | | | | | | | (лиц, их заменяющих) к участию во | | | | | | | внеурочной деятельности, сохранять состав | | | | | | | обучающихся в течение срока обучения; | | | | | | | планировать и проводить педагогически | | | | | | | целесообразную работу с родителями (лицами, | | | | | | | их заменяющими); | | | | | | | подбирать и использовать на занятии | | | | | | | дидактические материалы; | | | | | | | использовать различные методы и приемы | | | | | | | обучения; | | | | | | | осуществлять самоанализ и самоконтроль | | | | | | | при проведении внеурочных занятий; | | | | | | | составлять индивидуальную программу | | | | | | | коррекционно-развивающей работы с детьми; | | | | | | | применять разнообразные формы работы с | | | | | | | семьей (собрания, беседы, совместные | | | | | | | культурные мероприятия); | | | | | | | вести диалог с администрацией | | | | | | | образовательного учреждения по вопросам | | | | | | | организации внеурочной работы в избранной | | | | | | | области деятельности; | | | | | | | анализировать организацию внеурочной | | | | | | | работы в избранной области деятельности; | | | | | | | знать: | | | | | | | сущность, цель, задачи, функции, | | | | | | | содержание, формы и методы организации | | | | | | | внеурочной работы в избранной области | | | | | | | деятельности; | | | | | | | особенности определения целей и задач | | | | | | | внеурочной работы в начальной школе и | | | | | | | классах компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего образования; | | | | | | | теоретические основы и методику | | | | | | | планирования внеурочной работы с учетом | | | | | | | возрастных и индивидуальных особенностей | | | | | | | обучающихся, причин и характера затруднений | | | | | | | в обучении и школьной адаптации; | | | | | | | педагогические и гигиенические | | | | | | | требования к организации внеурочной работы; | | | | | | | методические основы организации | | | | | | | внеурочной работы в избранной области | | | | | | | деятельности; | | | | | | | особенности общения младших школьников, | | | | | | | в том числе испытывающих трудности в | | | | | | | обучении и школьной адаптации; | | | | | | | методы, приемы и формы организации | | | | | | | общения младших школьников; | | | | | | | способы выявления педагогом интересов и | | | | | | | способностей младших школьников; | | | | | | | формы и методы взаимодействия с | | | | | | | родителями обучающихся или лицами, их | | | | | | | заменяющими, как субъектами | | | | | | | образовательного процесса; | | | | | | | логику анализа внеурочных мероприятий и | | | | | | | занятий; | | | | | | | виды документации, требования к ее | | | | | | | оформлению | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ПМ.03 | Классное руководство | | | МДК.03.01. | ОК 1 - 12 | | | В результате изучения профессионального | | | Теоретические и | ПК 3.1 - | | | модуля обучающийся должен: | | | методические | 3.8 | | | иметь практический опыт: | | | основы | ПК 4.1 - | | | педагогического наблюдения, диагностики | | | деятельности | 4.5 | | | и интерпретации полученных результатов; | | | классного | | | | анализа планов и организации | | | руководителя | | | | деятельности классного руководителя, | | | начальных классов | | | | разработки предложений по их коррекции; | | | и начальных | | | | определения цели и задач, планирования | | | классов | | | | деятельности классного руководителя, в том | | | компенсирующего и | | | | числе классного руководителя класса | | | коррекционно- | | | | компенсирующего или коррекционно- | | | развивающего | | | | развивающего образования; | | | образования | | | | планирования, организации и проведения | | | | | | | внеурочных мероприятий; | | | | | | | определения целей и задач работы с | | | | | | | отдельной семьей по результатам наблюдений | | | | | | | за ребенком, изучения особенностей | | | | | | | семейного воспитания; | | | | | | | наблюдения, анализа и самоанализа | | | | | | | внеурочных мероприятий, обсуждения | | | | | | | отдельных мероприятий в диалоге с | | | | | | | сокурсниками, руководителем педагогической | | | | | | | практики, мастерами, разработки предложений | | | | | | | по их совершенствованию и коррекции; | | | | | | | уметь: | | | | | | | выбирать методы педагогической | | | | | | | диагностики личности (индивидуальности) | | | | | | | обучающихся, развития группы, составлять | | | | | | | программу педагогического наблюдения, | | | | | | | проводить его и анализировать результаты; | | | | | | | формулировать цели и задачи воспитания и | | | | | | | обучения класса и отдельных обучающихся с | | | | | | | учетом возрастных и индивидуальных | | | | | | | особенностей, причин и характера трудностей | | | | | | | в обучении и школьной адаптации; | | | | | | | планировать деятельность, в том числе | | | | | | | классного руководителя классов | | | | | | | компенсирующего и коррекционно-развивающего | | | | | | | образования; | | | | | | | оказывать педагогическую поддержку в | | | | | | | процессе адаптации детей к условиям | | | | | | | образовательного учреждения; | | | | | | | совместно с обучающимися планировать | | | | | | | внеурочные мероприятия, организовывать их | | | | | | | подготовку и проведение; | | | | | | | использовать разнообразные методы, | | | | | | | формы, средства обучения и воспитания при | | | | | | | проведении внеурочных мероприятий; | | | | | | | организовывать детский досуг, вовлекать | | | | | | | детей в различные виды общественно-полезной | | | | | | | деятельности и детские творческие | | | | | | | объединения; | | | | | | | осуществлять самоанализ, самоконтроль | | | | | | | при проведении внеурочных мероприятий; | | | | | | | создавать условия для развития | | | | | | | ученического самоуправления, формирования | | | | | | | благоприятного психологического | | | | | | | микроклимата и сотрудничества обучающихся в | | | | | | | классе; | | | | | | | помогать обучающимся предотвращать и | | | | | | | разрешать конфликты; | | | | | | | составлять план работы с родителями | | | | | | | (лицами, их заменяющими); | | | | | | | вести диалог с родителями, | | | | | | | организовывать и проводить разнообразные | | | | | | | формы работы с семьей (родительские | | | | | | | встречи, консультации, беседы), привлекать | | | | | | | родителей к проведению совместных | | | | | | | мероприятий; | | | | | | | изучать особенности семейного воспитания | | | | | | | младших школьников; | | | | | | | формулировать цели и задачи работы с | | | | | | | семей с учетом специфики семейного | | | | | | | воспитания, возрастных и индивидуальных | | | | | | | особенностей детей, причин и характера | | | | | | | трудностей, испытываемых ребенком в | | | | | | | обучении и школьной адаптации; | | | | | | | анализировать процесс и результаты | | | | | | | работы с родителями (лицами, их | | | | | | | заменяющими); | | | | | | | использовать разнообразные методы, формы | | | | | | | и приемы взаимодействия с членами | | | | | | | педагогического коллектива, представителями | | | | | | | администрации по вопросам обучения и | | | | | | | воспитания обучающихся класса; | | | | | | | анализировать процесс и результаты | | | | | | | классного руководства, внеклассные | | | | | | | мероприятия (классные часы, организованные | | | | | | | досуги, занятия с творческим коллективом); | | | | | | | знать: | | | | | | | теоретические и методические основы | | | | | | | деятельности классного руководителя | | | | | | | начальных классов, в том числе классов | | | | | | | компенсирующего и коррекционно-развивающего | | | | | | | образования; | | | | | | | методику педагогического наблюдения, | | | | | | | основы интерпретации полученных результатов | | | | | | | и формы их представления; | | | | | | | особенности адаптации младшего школьника | | | | | | | к условиям начального общего образования; | | | | | | | возрастные и индивидуальные особенности | | | | | | | младших школьников, причины и характер | | | | | | | затруднений в обучении и школьной | | | | | | | адаптации; | | | | | | | основные документы о правах ребенка и | | | | | | | обязанности взрослых по отношению к детям; | | | | | | | особенности процесса социализации | | | | | | | младших школьников, в том числе | | | | | | | испытывающих трудности в обучении и | | | | | | | школьной адаптации; | | | | | | | условия развития ученического | | | | | | | самоуправления в начальной школе, | | | | | | | формирования благоприятного | | | | | | | психологического микроклимата и | | | | | | | сотрудничества обучающихся в классе; | | | | | | | особенности работы классного | | | | | | | руководителя с социально неадаптированными | | | | | | | (дезадаптированными) детьми; | | | | | | | теоретические основы и методику | | | | | | | планирования внеурочной деятельности, формы | | | | | | | проведения внеурочных мероприятий; | | | | | | | содержание, формы, методы и средства | | | | | | | организации различных видов внеурочной | | | | | | | деятельности и общения в начальной школе; | | | | | | | педагогические и гигиенические | | | | | | | требования к организации и проведению | | | | | | | различных видов внеурочной работы; | | | | | | | основы делового общения; | | | | | | | особенности планирования, содержание, | | | | | | | формы и методы работы с родителями | | | | | | | обучающихся (лицами, их заменяющими); | | | | | | | задачи и содержание семейного | | | | | | | воспитания; | | | | | | | особенности современной семьи; | | | | | | | содержание и формы работы с семьей; | | | | | | | способы диагностики результатов | | | | | | | воспитания; | | | | | | | методы, формы и приемы взаимодействия с | | | | | | | членами педагогического коллектива, | | | | | | | представителями администрации; | | | | | | | логику анализа деятельности классного | | | | | | | руководителя | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ПМ.04 | Методическое обеспечение образовательного | | | МДК.04.01. | ОК 1 - 12 | | | процесса | | | Теоретические и | ПК 4.1 - | | | В результате изучения профессионального | | | прикладные | 4.5 | | | модуля обучающийся должен: | | | аспекты | | | | иметь практический опыт: | | | методической | | | | анализа учебно-методических комплектов, | | | работы учителя | | | | разработки учебно-методических материалов | | | начальных классов | | | | (рабочих программ, учебно-тематических | | | и начальных | | | | планов) на основе образовательных | | | классов | | | | стандартов начального общего образования, | | | компенсирующего и | | | | примерных программ начального общего | | | коррекционно- | | | | образования с учетом вида образовательного | | | развивающего | | | | учреждения, особенностей класса и отдельных | | | образования | | | | обучающихся; | | | | | | | участия в создании предметно- | | | | | | | развивающей среды в кабинете; | | | | | | | изучения и анализа педагогической и | | | | | | | методической литературы по проблемам | | | | | | | начального общего образования, в том числе | | | | | | | компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего, подготовки и презентации | | | | | | | отчетов, рефератов, докладов; | | | | | | | оформления портфолио педагогических | | | | | | | достижений; | | | | | | | презентации педагогических разработок в | | | | | | | виде отчетов, рефератов, выступлений; | | | | | | | участия в исследовательской и проектной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | уметь: | | | | | | | анализировать образовательные стандарты, | | | | | | | примерные программы начального общего | | | | | | | образования, вариативные (авторские) | | | | | | | программы и учебники по предметам начальной | | | | | | | школы; | | | | | | | определять цели и задачи, планировать | | | | | | | обучение и воспитание обучающихся в | | | | | | | начальных классах и начальных классах | | | | | | | компенсирующего и коррекционно-развивающего | | | | | | | образования; | | | | | | | осуществлять планирование с учетом | | | | | | | возрастных и индивидуально-психологических | | | | | | | особенностей обучающихся, причин и | | | | | | | характера трудностей в обучении и школьной | | | | | | | адаптации; | | | | | | | определять педагогические проблемы | | | | | | | методического характера и находить способы | | | | | | | их решения; | | | | | | | адаптировать имеющиеся методические | | | | | | | разработки; | | | | | | | сравнивать эффективность применяемых | | | | | | | методов начального общего образования, в | | | | | | | том числе компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего, выбирать наиболее эффективные | | | | | | | образовательные технологии с учетом вида | | | | | | | образовательного учреждения, особенностей | | | | | | | возраста обучающихся, причин и характера | | | | | | | трудностей в обучении и школьной адаптации; | | | | | | | создавать в кабинете предметно- | | | | | | | развивающую среду; | | | | | | | готовить и оформлять отчеты, рефераты, | | | | | | | конспекты; | | | | | | | с помощью руководителя определять цели, | | | | | | | задачи, планировать исследовательскую и | | | | | | | проектную деятельность в области начального | | | | | | | общего образования, в том числе | | | | | | | компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего; | | | | | | | использовать методы и методики | | | | | | | педагогического исследования и | | | | | | | проектирования, подобранные совместно с | | | | | | | руководителем; | | | | | | | оформлять результаты исследовательской и | | | | | | | проектной работы; | | | | | | | определять пути самосовершенствования | | | | | | | педагогического мастерства; | | | | | | | знать: | | | | | | | теоретические основы методической | | | | | | | деятельности учителя начальных классов и | | | | | | | начальных классов компенсирующего и | | | | | | | коррекционно-развивающего образования; | | | | | | | теоретические основы, методику | | | | | | | планирования в начальном образовании, | | | | | | | особенности планирования компенсирующего и | | | | | | | коррекционно-развивающего обучения, | | | | | | | требования к оформлению соответствующей | | | | | | | документации; | | | | | | | особенности современных подходов и | | | | | | | педагогических технологий в области | | | | | | | начального общего образования, в том числе | | | | | | | компенсирующего и коррекционно- | | | | | | | развивающего; | | | | | | | концептуальные основы и содержание | | | | | | | примерных программ начального общего | | | | | | | образования; | | | | | | | концептуальные основы и содержание | | | | | | | вариативных программ начального общего | | | | | | | образования; | | | | | | | педагогические, гигиенические, | | | | | | | специальные требования к созданию | | | | | | | предметно-развивающей среды в кабинете; | | | | | | | источники, способы обобщения, | | | | | | | представления и распространения | | | | | | | педагогического опыта; | | | | | | | логику подготовки и требования к устному | | | | | | | выступлению, отчету, реферированию, | | | | | | | конспектированию; | | | | | | | основы организации опытно- | | | | | | | экспериментальной работы в сфере | | | | | | | образования | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | | Вариативная часть циклов ОПОП (определяется | 1404 | 936 | | | | | образовательным учреждением) | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | | Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4644 | 3096 | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | УП.00 | Учебная практика | 23 нед. | 828 | | ОК 1 - 12 | |---------|-----------------------------------------------| | |--------------------| ПК 1.1 - | | ПП.00 | Производственная практика (по профилю | | | | 4.5 | | | специальности) | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной | 4 нед. | | | | | | работы | | | | | |---------|-----------------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|-------------| | ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Возможные области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность, научно-познавательная, общественно-полезная, военно-патриотическая и др. виды, соответствующие профилю подготовки учителя начальных классов. Для научно-познавательной деятельности могут указываться один или несколько учебных предметов, на базе которых она реализуется: математика, русский язык и культура речи, естествознание, литературное чтение и др. предметы, соответствующие профилю подготовки учителя начальных классов. Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе: ---------------------------------------------------------------------- | Обучение по учебным циклам | 86 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Учебная практика | 23 нед. | |-------------------------------------------------------| | | Производственная практика (по профилю специальности) | | |-------------------------------------------------------|------------| | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Каникулярное время | 23 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Итого | 147 нед. | ---------------------------------------------------------------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов. 7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед. промежуточная аттестация 2 нед. каникулярное время 11 нед. 7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 - 7 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: гуманитарных и социально-экономических дисциплин; педагогики и психологии; физиологии, анатомии и гигиены; иностранного языка; теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; русского языка с методикой преподавания; математики с методикой преподавания; естествознания с методикой преподавания; музыки и методики музыкального воспитания; методики обучения продуктивным видам деятельности; детской литературы; теории и методики физического воспитания; безопасности жизнедеятельности. Лаборатории: информатики и информационно-коммуникационных технологий. Спортивный комплекс: спортивный зал; зал ритмики и хореографии; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. Страницы: 1 2 |