О ПРАВАХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ ДОГОВОРЫ СУБАРЕНДЫ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ПОЛОСАХ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В АРЕНДУ ОАО "РЖД". ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 30 декабря 2009 г. N Д23-4463 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о правах учреждений на федеральные земельные участки в полосах отвода железных дорог, предоставленных в аренду ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), и сообщает следующее. В соответствии с п. 2.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования. Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", установлено обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка. При применении названных норм следует учитывать следующее. Под предоставлением земельного участка понимается распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, основанное на решении государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Учитывая изложенное, имущественные взаимоотношения бюджетных учреждений с третьими лицами, например, по поводу заключения договора субаренды земельного участка, нельзя считать предоставлением земельного участка. Соответственно, правила п. 2.4 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ к данному случаю неприменимы. Таким образом, п. 2.4 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ не препятствует оформлению договоров субаренды с ОАО "РЖД" и раздела участков полос отвода. Прекращения права аренды ОАО "РЖД" на участки под строениями, находящимися в оперативном управлении учреждений, не требуется. Более того, законодательство допускает, что в отдельных случаях права учреждений на земельные участки оформляются иначе, чем право постоянного (бессрочного) пользования (например, п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 30 декабря 2009 г. N Д23-4463 |