О ПРАВАХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ ДОГОВОРЫ СУБАРЕНДЫ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ПОЛОСАХ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В АРЕНДУ ОАО "РЖД".. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 30.12.09 Д23-4463

          О ПРАВАХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ С ТРЕТЬИМИ
          ЛИЦАМИ ДОГОВОРЫ СУБАРЕНДЫ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ
               УЧАСТКИ В ПОЛОСАХ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ,
                 ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В АРЕНДУ ОАО "РЖД".

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          30 декабря 2009 г. 
                              N Д23-4463
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  о  правах  учреждений  на  федеральные  земельные участки в
полосах   отвода   железных   дорог,   предоставленных  в  аренду  ОАО
"Российские   железные   дороги"  (далее  -  ОАО  "РЖД"),  и  сообщает
следующее.
     В соответствии с п. 2.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N
137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(далее  -  Федеральный  закон  N 137-ФЗ) не допускается предоставление
земельных  участков,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,    государственным   или   муниципальным   учреждениям,
учреждениям,   созданным  государственными  академиями  наук  и  (или)
подведомственным   им,   на   иных  правах,  кроме  права  постоянного
(бессрочного) пользования.
     Правилами    пользования    земельными   участками,   являющимися
федеральной  собственностью  и предоставленными открытому акционерному
обществу  "Российские  железные  дороги", утвержденными Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  29.04.2006  N 264 "О порядке
пользования     земельными    участками,    являющимися    федеральной
собственностью  и  предоставленными  открытому  акционерному  обществу
"Российские  железные  дороги",  установлено  обязательство арендатора
передавать  часть  арендованного земельного участка в субаренду лицам,
имеющим  в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на
этом  участке  здания,  строения, сооружения, по их заявлению на срок,
указанный  в  заявлении,  но  не  более  чем на срок действия договора
аренды  земельного  участка,  и  за плату, размер которой не превышает
размера   арендных   платежей,  рассчитанных  пропорционально  размеру
соответствующей части арендованного земельного участка.
     При применении названных норм следует учитывать следующее.
     Под  предоставлением  земельного  участка понимается распоряжение
находящимися   в   государственной   или  муниципальной  собственности
земельными  участками,  основанное  на решении государственного органа
исполнительной власти или органа местного самоуправления.
     Учитывая   изложенное,  имущественные  взаимоотношения  бюджетных
учреждений  с третьими лицами, например, по поводу заключения договора
субаренды   земельного   участка,   нельзя   считать   предоставлением
земельного  участка. Соответственно, правила п. 2.4 ст. 3 Федерального
закона N 137-ФЗ к данному случаю неприменимы.
     Таким  образом,  п.  2.4  ст.  3  Федерального закона N 137-ФЗ не
препятствует  оформлению  договоров  субаренды  с  ОАО "РЖД" и раздела
участков  полос  отвода. Прекращения права аренды ОАО "РЖД" на участки
под  строениями,  находящимися в оперативном управлении учреждений, не
требуется.
     Более  того,  законодательство допускает, что в отдельных случаях
права  учреждений  на  земельные  участки оформляются иначе, чем право
постоянного   (бессрочного)   пользования   (например,  п.  3  ст.  36
Земельного кодекса Российской Федерации).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
30 декабря 2009 г. 
N Д23-4463