Страницы: 1 2 ¦ ¦ планирования мероприятий по физическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитанию и развитию детей раннего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного возраста с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья и с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности планирования режимных моментов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (умывание, одевание, питание, сон) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий двигательного режима (утренней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гимнастики, занятий, прогулок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закаливания, физкультурных досугов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ праздников) в группах для детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья и с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранным развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы режима дня; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методику организации и проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умывания, одевания, питания детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья и с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранным развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ двигательной активности детей раннего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного возраста с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья и с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы развития психофизических качеств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования двигательных действий у детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с ограниченными возможностями здоровья и с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранным развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы, формы и средства физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания и коррекционно-педагогической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы в процессе выполнения двигательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ режима; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности детского травматизма и его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилактику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к организации безопасной среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в условиях дошкольного образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к хранению спортивного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаря и оборудования, методику их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятие "здоровый образ жизни"; понятие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "здоровье" и факторы, его определяющие; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наиболее распространенные детские болезни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и их профилактику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности поведения ребенка при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологическом благополучии или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неблагополучии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы контроля за состоянием физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья и психического благополучия детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с отклонениями в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности адаптации детского организма к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиям образовательного учреждения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы и методику работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателя по физическому воспитанию с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детьми с ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья и с сохранным развитием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методику проведения диагностики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физического развития детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья и с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПМ.02 ¦ Обучение и организация различных видов ¦ ¦ ¦ МДК.02.01. ¦ ОК 1 - 11 ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей с сохранным ¦ ¦ ¦ Психолого- ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ развитием ¦ ¦ ¦ педагогические ¦ 2.9 ¦ ¦ ¦ В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ основы ¦ ПК 5.1 - ¦ ¦ ¦ модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ организации общения ¦ 5.5 ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ детей дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ планирования и организации различных видов ¦ ¦ ¦ возраста ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием в течение дня (игровой и ¦ ¦ ¦ МДК.02.02. ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивной деятельности (рисования, ¦ ¦ ¦ Теоретические и ¦ ¦ ¦ ¦ лепки, аппликации, конструирования), ¦ ¦ ¦ методические основы ¦ ¦ ¦ ¦ посильного труда и самообслуживания); ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ разработки сценариев, организации и ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ проведения праздников и развлечений для ¦ ¦ ¦ деятельности детей ¦ ¦ ¦ ¦ детей раннего и дошкольного возраста; ¦ ¦ ¦ раннего и ¦ ¦ ¦ ¦ составления психолого-педагогической ¦ ¦ ¦ дошкольного возраста ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики ребенка; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и самоанализа процесса и ¦ ¦ ¦ МДК.02.03. Практикум ¦ ¦ ¦ ¦ результатов организации различных видов ¦ ¦ ¦ по художественной ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей, их ¦ ¦ ¦ обработке материалов ¦ ¦ ¦ ¦ обсуждения в диалоге с сокурсниками, ¦ ¦ ¦ и изобразительному ¦ ¦ ¦ ¦ руководителем педагогической практики, ¦ ¦ ¦ искусству ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения цели и задач, планирования и ¦ ¦ ¦ МДК.02.04. ¦ ¦ ¦ ¦ проведения групповых и индивидуальных ¦ ¦ ¦ Теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ занятий с детьми дошкольного возраста; ¦ ¦ ¦ и методика ¦ ¦ ¦ ¦ наблюдения за формированием игровых, ¦ ¦ ¦ музыкального ¦ ¦ ¦ ¦ трудовых умений, развитием творческих ¦ ¦ ¦ воспитания с ¦ ¦ ¦ ¦ способностей, мелкой моторики у ¦ ¦ ¦ практикумом ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации наблюдений за явлениями живой ¦ ¦ ¦ МДК.02.05. ¦ ¦ ¦ ¦ и неживой природы, общественными ¦ ¦ ¦ Теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ явлениями, транспортом; ¦ ¦ ¦ и методика развития ¦ ¦ ¦ ¦ организации и проведения экскурсий для ¦ ¦ ¦ речи у детей ¦ ¦ ¦ ¦ ознакомления детей с окружающим миром; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и самоанализа процесса и ¦ ¦ ¦ МДК.02.06. ¦ ¦ ¦ ¦ результатов проведения различных видов ¦ ¦ ¦ Теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ занятий (экскурсий, наблюдений), ¦ ¦ ¦ и методика ¦ ¦ ¦ ¦ обсуждения отдельных занятий в диалоге с ¦ ¦ ¦ математического ¦ ¦ ¦ ¦ сокурсниками, руководителем педагогической ¦ ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ ¦ практики, воспитателем; ¦ ¦ ¦ дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ разработки предложений по коррекции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации различных видов деятельности и ¦ ¦ ¦ МДК.02.07. Детская ¦ ¦ ¦ ¦ общения детей; ¦ ¦ ¦ литература с ¦ ¦ ¦ ¦ ведения документации, обеспечивающей ¦ ¦ ¦ практикумом по ¦ ¦ ¦ ¦ образовательный процесс; ¦ ¦ ¦ выразительному ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ чтению ¦ ¦ ¦ ¦ определять цели, задачи, содержание, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и средства руководства игровой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять педагогические условия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации общения детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ играть с детьми и стимулировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельную игровую деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей, использовать прямые и косвенные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемы руководства игрой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать посильный труд дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с учетом возраста и вида трудовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности (хозяйственно-бытовой, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самообслуживанию, в природе, ручной труд); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ухаживать за растениями и животными; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общаться с детьми, использовать вербальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и невербальные средства стимулирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки детей, помогать детям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ испытывающим затруднения в общении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководить продуктивными видами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности с учетом возраста и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальных особенностей детей группы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать продукты детской деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изготавливать поделки из различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рисовать, лепить, конструировать; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать детский досуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять показ приемов работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атрибутами разных видов театров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать проведение игры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектировать ее изменения в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с возрастом и индивидуальными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенностями детей группы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать приемы организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководства посильным трудом дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и продуктивными видами деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (рисование, аппликация, лепка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструирование) с учетом возраста и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизического развития детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать педагогические условия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способствующие возникновению и развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения, принимать решения по их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать подготовку и проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ праздников и развлечений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять цели и задачи обучения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания и развития дошкольников с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом особенностей возраста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать разнообразные методы, формы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства организации деятельности детей на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекционно-развивающей работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющими трудности в обучении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические средства обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ТСО) в образовательном процессе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выразительно читать литературные тексты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ петь, играть на детских музыкальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментах, танцевать; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отбирать средства определения результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучения, интерпретировать результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать занятия, наблюдения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экскурсии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять самоанализ, самоконтроль при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведении занятий, наблюдений и экскурсий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы и методику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования различных видов деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и общения детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и своеобразие игровой, трудовой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивной деятельности (рисование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лепка, аппликация, конструирование) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения детей раннего и дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возраста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и способы организации игровой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (рисование, лепка, аппликация, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструирование) и общения дошкольников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации бесконфликтного общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей и способы разрешения конфликтов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы ухода за растениями и животными; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии художественной обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы изобразительной грамоты, приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рисования, лепки, аппликации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности планирования продуктивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности дошкольников вне занятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические и методические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и проведения праздников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развлечений для дошкольников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды театров, средства выразительности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ театральной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы руководства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различными видами деятельности и общением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы диагностики результатов игровой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельности детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации обучения дошкольников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности психических познавательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и учебно-познавательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности детей дошкольного возраста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуру и содержание примерных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вариативных программ дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические и методические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания и обучения детей на занятиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности проведения наблюдений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экскурсий в разных возрастных группах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы коррекционной работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющими трудности в обучении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды ТСО и их применение в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательном процессе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементы музыкальной грамоты, музыкальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репертуар по программе дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, детскую художественную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературу; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к содержанию и уровню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки детей дошкольного возраста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностические методики для определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровня умственного развития дошкольников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к составлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-педагогической характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ребенка; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогические и гигиенические требования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к организации обучения на занятиях, при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведении экскурсий и наблюдений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПМ.03 ¦ Обучение и организация различных видов ¦ ¦ ¦ МДК.03.01. Методика ¦ ОК 1 - 11 ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей с ¦ ¦ ¦ организации ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ 3.9 ¦ ¦ ¦ В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ПК 5.1 - ¦ ¦ ¦ модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ общения и обучения ¦ 5.5 ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ детей с нарушениями ¦ ¦ ¦ ¦ планирования и организации различных видов ¦ ¦ ¦ интеллекта ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья в ¦ ¦ ¦ МДК.03.02. Методика ¦ ¦ ¦ ¦ течение дня (игровой и продуктивной ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности (рисования, лепки, ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ аппликации, конструирования), посильного ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ труда и самообслуживания); ¦ ¦ ¦ общения и обучения ¦ ¦ ¦ ¦ разработки сценариев, организации и ¦ ¦ ¦ детей с задержкой ¦ ¦ ¦ ¦ проведения праздников и развлечений для ¦ ¦ ¦ психического ¦ ¦ ¦ ¦ детей раннего и дошкольного возраста с ¦ ¦ ¦ развития и ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ недостатками ¦ ¦ ¦ ¦ составления психолого-педагогической ¦ ¦ ¦ речевого развития ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики ребенка с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ МДК.03.03. Методика ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и самоанализа процесса и ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ результатов организации различных видов ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и общения детей с ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья, их ¦ ¦ ¦ общения и обучения ¦ ¦ ¦ ¦ обсуждения в диалоге с сокурсниками, ¦ ¦ ¦ детей с недостатками ¦ ¦ ¦ ¦ руководителем педагогической практики, ¦ ¦ ¦ слухового и ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателем; ¦ ¦ ¦ зрительного ¦ ¦ ¦ ¦ определения цели и задач, планирования и ¦ ¦ ¦ восприятия ¦ ¦ ¦ ¦ проведения групповых и индивидуальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятий с детьми дошкольного возраста с ¦ ¦ ¦ МДК.03.04. Методика ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ наблюдения за формированием игровых, ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ трудовых умений, мелкой моторики у ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольников с ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ общения и обучения ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья; ¦ ¦ ¦ детей с нарушениями ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и самоанализа процесса и ¦ ¦ ¦ функций ¦ ¦ ¦ ¦ результатов проведения различных видов ¦ ¦ ¦ опорно-двигательного ¦ ¦ ¦ ¦ занятий с детьми с ограниченными ¦ ¦ ¦ аппарата ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья, обсуждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отдельных занятий в диалоге с ¦ ¦ ¦ МДК.03.05. Методика ¦ ¦ ¦ ¦ сокурсниками, руководителем педагогической ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ практики, воспитателем; ¦ ¦ ¦ различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ разработки предложений по коррекции ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ организации различных видов деятельности и ¦ ¦ ¦ общения и обучения ¦ ¦ ¦ ¦ общения детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ детей с недостатками ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ эмоционально- ¦ ¦ ¦ ¦ ведения документации, обеспечивающей ¦ ¦ ¦ личностных отношений ¦ ¦ ¦ ¦ образовательный процесс; ¦ ¦ ¦ и поведения ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять цели, задачи, содержание, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и средства руководства игровой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельностью детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять педагогические условия для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации общения детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ играть с детьми, стимулировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельную игровую деятельность детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с отклонениями в развитии, использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прямые и косвенные приемы руководства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ игрой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать посильный труд дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с учетом возраста, отклонений в развитии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вида трудовой деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (хозяйственно-бытовой, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самообслуживанию, в природе, ручной труд); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общаться с детьми с отклонениями в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитии, использовать вербальные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ невербальные средства стимулирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки детей, помогать детям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ испытывающим затруднения в общении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководить продуктивными видами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности с учетом возраста, отклонений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в развитии и индивидуальных особенностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей группы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать продукты деятельности детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать досуг детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать проведение игры, организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и руководство посильным трудом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольников, доступными детям с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивными видами деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать подготовку и проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ праздников и развлечений для детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отклонениями в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы и методику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования различных видов деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и общения детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и своеобразие игровой, трудовой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивной деятельности (рисование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лепка, аппликация, конструирование) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения детей раннего и дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возраста с ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и способы организации игровой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (рисование, лепка, аппликация, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструирование) и общения дошкольников с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации бесконфликтного общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей с ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья и способы разрешения конфликтов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические и методические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и проведения праздников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развлечений для дошкольников с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отклонениями в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы диагностики результатов игровой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой, продуктивной деятельности детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с отклонениями в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять цели и задачи обучения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания и развития дошкольников с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом отклонений в развитии, особенностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возраста, группы, отдельных воспитанников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать разнообразные методы, формы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства организации деятельности детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отклонениями в развитии на занятиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекционно-развивающей работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющими отклонения в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять отбор средств диагностики для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения результатов обучения детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретировать результаты диагностики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать занятия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять самоанализ, самоконтроль при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведении занятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности психических познавательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и учебно-познавательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности детей с отклонениями в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности содержания дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования детей с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические и методические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания и обучения детей с отклонениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности проведения наблюдений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экскурсий в разных возрастных группах с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом психофизического развития детей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы коррекционной работы с детьми, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющими отклонения в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к содержанию и уровню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки детей дошкольного возраста с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к составлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-педагогической характеристики на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ребенка с ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации обучения дошкольников с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом возрастных особенностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отклонений в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогические и гигиенические требования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к организации занятий, проведению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экскурсий и наблюдений, режиму дня детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды документации, требования к ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПМ.04 ¦ Взаимодействие с родителями (лицами, их ¦ ¦ ¦ МДК.04.01. ¦ ОК 1 - 4 ¦ ¦ ¦ замещающими) и сотрудниками ¦ ¦ ¦ Теоретические и ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ образовательного учреждения ¦ ¦ ¦ методические основы ¦ ПК 4.1 - ¦ ¦ ¦ В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ взаимодействия ¦ 4.5 ¦ ¦ ¦ модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ воспитателя с ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ родителями (лицами, ¦ ¦ ¦ ¦ планирования работы с родителями (лицами, ¦ ¦ ¦ их заменяющими) и ¦ ¦ ¦ ¦ их заменяющими); ¦ ¦ ¦ сотрудниками ¦ ¦ ¦ ¦ наблюдения за детьми и обсуждения с ¦ ¦ ¦ дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ родителями достижений и трудностей в ¦ ¦ ¦ образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ развитии ребенка с сохранным развитием и ¦ ¦ ¦ учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения целей и задач работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отдельной семьей по результатам наблюдений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за ребенком, изучения особенностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семейного воспитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействия с администрацией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательного учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателями, музыкальным работником, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководителем физического воспитания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинским работником и другими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сотрудниками; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководства работой помощника воспитателя; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать работу с родителями (лицами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их заменяющими); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучать особенности семейного воспитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольников, взаимоотношения родителей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей в семье; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формулировать цели и задачи работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семьей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить разнообразные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы работы с семьей (родительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собрания, посещение детей на дому, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ беседы), привлекать родителей, лиц, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заменяющих, к проведению совместных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ консультировать родителей по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семейного воспитания, социального, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психического и физического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ребенка с сохранным развитием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать процесс и результаты работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с родителями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействовать с работниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного учреждения по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания, обучения и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольников с сохранным развитием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководить работой помощника воспитателя; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные документы о правах ребенка и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанности взрослых по отношению к детям; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и своеобразие процесса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социализации дошкольников с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием и ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы планирования работы с родителями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и содержание семейного воспитания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности воспитания детей с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности современной семьи, ее функции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и формы работы с семьей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности проведения индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с семьей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и приемы оказания педагогической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи семье; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы изучения особенностей семейного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должностные обязанности помощника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателя; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы, методы и приемы взаимодействия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации профессионального общения с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сотрудниками образовательного учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работающими с группой детей с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием и ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПМ.05 ¦ Методическое обеспечение образовательного ¦ ¦ ¦ МДК.05.01. ¦ ОК 1 - 12 ¦ ¦ ¦ процесса ¦ ¦ ¦ Теоретические и ¦ ПК 5.1 - ¦ ¦ ¦ В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ прикладные аспекты ¦ 5.5 ¦ ¦ ¦ модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ методической работы ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ воспитателя детей ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и разработки учебно-методических ¦ ¦ ¦ дошкольного возраста ¦ ¦ ¦ ¦ материалов (рабочих программ, ¦ ¦ ¦ с отклонениями в ¦ ¦ ¦ ¦ учебно-тематических планов) на основе ¦ ¦ ¦ развитии и с ¦ ¦ ¦ ¦ примерных и вариативных; ¦ ¦ ¦ сохранным развитием ¦ ¦ ¦ ¦ участия в создании предметно-развивающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучения и анализа педагогической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методической литературы по проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного и специального дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформления портфолио педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достижений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ презентации педагогических разработок в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виде отчетов, рефератов, выступлений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участия в исследовательской и проектной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать примерные и вариативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы дошкольного и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять цели и задачи, содержание, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы, методы и средства при планировании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного и специального дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования воспитанников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять планирование с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенностей возраста, группы отдельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитанников, наличия отклонений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять педагогические проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методического характера и находить способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их решения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сравнивать эффективность применяемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов дошкольного и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного образования, выбирать наиболее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективные образовательные технологии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом вида образовательного учреждения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенностей возраста воспитанников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ адаптировать и применять имеющиеся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методические разработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создавать в группе предметно-развивающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среду, соответствующую возрасту, целям и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачам дошкольного образования, задаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекции отклонений в развитии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ готовить и оформлять отчеты, рефераты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конспекты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с помощью руководителя определять цели, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи, планировать исследовательскую и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектную деятельность в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного и специального дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать методы и методики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогического исследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования, подобранные совместно с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководителем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять результаты исследовательской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектной работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять пути самосовершенствования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогического мастерства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы методической работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитателя детей дошкольного возраста с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранным развитием и ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностями здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концептуальные основы и содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ примерных и вариативных программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дошкольного образования детей с сохранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием и ограниченными возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы планирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогического процесса в дошкольном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальном дошкольном образовании; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методику планирования и разработки рабочей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы, требования к оформлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующей документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности современных подходов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических технологий дошкольного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специального дошкольного образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогические, гигиенические, специальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к созданию предметно-развивающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источники, способы обобщения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представления и распространения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогического опыта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ логику подготовки и требования к устному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выступлению, отчету, реферированию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конспектированию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опытно-экспериментальной работы в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 1404 ¦ 936 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (определяется образовательным учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ¦ Всего часов обучения по циклам ОПОП ¦ 4644 ¦ 3096 ¦ ¦ ОК 1 - 12 ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ УП.00 ¦ Учебная практика ¦ 23 нед. ¦ 828 ¦ ¦ 1.5 ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПП.00 ¦ Производственная практика (по профилю ¦ ¦ ¦ ¦ 2.9 ¦ ¦ ¦ специальности) ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 5.1 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5.5 ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПДП.00 ¦ Производственная практика (преддипломная) ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ПА.00 ¦ Промежуточная аттестация ¦ 5 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ГИА.00 ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 6 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ГИА.01 ¦ Подготовка выпускной квалификационной ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ГИА.02 ¦ Защита выпускной квалификационной работы ¦ 2 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ L---------+----------------------------------------------+--------------+--------------+----------------------+-------------- Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе: ------------------------------------------------------T--------------¬ ¦ Обучение по учебным циклам ¦ 86 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Учебная практика ¦ 23 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ Производственная практика (по профилю ¦ ¦ ¦ специальности) ¦ ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Производственная практика (преддипломная) ¦ 4 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Промежуточная аттестация ¦ 5 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 6 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Каникулярное время ¦ 23 нед. ¦ +-----------------------------------------------------+--------------+ ¦ Итого ¦ 147 нед. ¦ L-----------------------------------------------------+--------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов. 7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед. промежуточная аттестация 2 нед. каникулярное время 11 нед. 7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 - 7 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: гуманитарных и социально-экономических дисциплин; педагогики и психологии; коррекционной педагогики и коррекционной психологии; физиологии, анатомии и гигиены; иностранного языка; теории и методики физического воспитания; теоретических и методических основ дошкольного образования; теоретических и методических основ специального дошкольного образования; изобразительной деятельности и методики развития детского изобразительного творчества; музыки и методики музыкального воспитания; методики развития речи; методики математического развития; безопасности жизнедеятельности. Лаборатории: информатики и информационно-коммуникационных технологий; медико-биологических и социальных основ здоровья. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. Страницы: 1 2 |