О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, НЕ ИМЕЮЩЕГО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, В КАЧЕСТВЕ ПОРУЧИТЕЛЯ; О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 10.12.09 Д06-3556

            О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА,
         НЕ ИМЕЮЩЕГО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, В КАЧЕСТВЕ ПОРУЧИТЕЛЯ;
             О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО
           НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ
                  ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          10 декабря 2009 г.
                              N Д06-3556

                                 (Д)


     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел обращение по вопросам ответственности поручителя и принятия
законопроекта,   регулирующего  несостоятельность  физических  лиц,  и
сообщает.
     В   отношении   правомерности   привлечения   лица,  не  имеющего
заработной платы, в качестве поручителя.
     Гражданским  кодексом  Российской Федерации не предусматривается,
что  основания заключения договора поручительства, а также обязанность
поручителя   нести   солидарную  или  субсидиарную  ответственность  с
должником     вследствие     неисполнения    должником    обеспеченных
поручительством  обязательств зависят от платежеспособности поручителя
либо  наличия  у  него  имущества,  достаточного для исполнения такого
обязательства.  Таким  образом, законодательством Российской Федерации
не   установлены   требования   к  уровню  заработной  платы,  наличию
имущества,   финансовому  состоянию  лица,  выступающего  поручителем.
Указанные вопросы остаются на усмотрение сторон кредитного договора.
     Согласно  обращению  в  отношении индивидуального предпринимателя
возбуждено производство по делу о банкротстве.
     В   связи  с  этим  отмечаем,  что  в  соответствии  со  ст.  216
Федерального  закона  от  26.10.2002  N  127-ФЗ  "О  несостоятельности
(банкротстве)"  (далее - Закон о несостоятельности) с момента принятия
арбитражным  судом решения о признании индивидуального предпринимателя
банкротом  и  об  открытии  конкурсного  производства  утрачивает силу
государственная  регистрация  гражданина  в  качестве  индивидуального
предпринимателя.  В  соответствии  с  п. 4 ст. 25 Гражданского кодекса
Российской   Федерации   после   завершения   расчетов  с  кредиторами
индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от
исполнения     оставшихся     обязательств,     связанных     с    его
предпринимательской  деятельностью, и иных требований, предъявленных к
исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.
     Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 367 Гражданского кодекса
Российской   Федерации   поручительство  прекращается  с  прекращением
обеспечиваемого   им   обязательства   с  момента  прекращения  такого
обязательства.  То  есть  поручитель  не принимает на себя обязанность
исполнять   обязательства   основного   должника,   а   только   несет
ответственность    за    нарушение   последним   своих   обязательств.
Соответственно,   ответственность  поручителя  не  может  существовать
отдельно от основного обеспечиваемого обязательства.
     Согласно  ст.  365  Гражданского  кодекса  Российской Федерации к
поручителю,  исполнившему  обязательство, переходят права кредитора по
этому    обязательству   и   права,   принадлежавшие   кредитору   как
залогодержателю,  в  том  объеме,  в  котором  поручитель удовлетворил
требование  кредитора.  Поручитель  также вправе требовать от должника
уплаты  процентов  на  сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных
убытков,  понесенных  в  связи  с  ответственностью  за  должника.  По
исполнении   поручителем   обязательства   кредитор   обязан   вручить
поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать
права, обеспечивающие это требование.
     Таким   образом,   поручитель   в  случае  прекращения  основного
обязательства  может обратиться в суд за защитой своих прав и законных
интересов.
     В   отношении   принятия   федерального   закона,   регулирующего
несостоятельность   физических   лиц,  не  являющихся  индивидуальными
предпринимателями, сообщаем следующее.
     Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О
реабилитационных      процедурах,      применяемых     в     отношении
гражданина-должника"  (далее  -  законопроект), предусмотренный Планом
действий  по  реализации  программы  антикризисных  мер  Правительства
Российской   Федерации   на   2009   год,  утвержденным  Председателем
Правительства  Российской  Федерации  В.В.  Путиным  (от  19.06.2009 N
2802п-П13).
     Согласно  законопроекту  заявление  гражданина может быть принято
арбитражным  судом, если требования в совокупности составляют не менее
50  000 руб. и соответствующие обязательства не исполнены им в течение
6  месяцев.  После завершения конкурсного производства гражданин может
быть освобожден от обязательств.
     Основными   целями   законопроекта  являются  создание  механизма
справедливого    удовлетворения   требований   кредиторов,   а   также
освобождение    должника   от   долгов   по   результатам   завершения
реабилитационных процедур.
     Кроме  того,  в  ходе  реабилитационных  процедур  по  инициативе
гражданина-должника  может  быть  введена  процедура  реструктуризации
долгов   на   срок   до   пяти  лет,  направленная  на  урегулирование
задолженности   гражданина,   предусматривающая  погашение  требований
конкурсных  кредиторов  и  уполномоченных органов, включенных в реестр
требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого
арбитражным    судом   в   целях   восстановления   платежеспособности
гражданина.
     Следует  отметить,  что  одной  из  целей реструктуризации долгов
является   сохранение   имущества   должника  при  условии  исполнения
должником   обязательств,   предусмотренных   планом  реструктуризации
долгов.  Кроме  того,  в  случае  продажи имущества в ходе конкурсного
производства  из  конкурсной  массы  исключаются и не подлежат продаже
определенные   виды   имущества,   например  жилое  помещение  и  иное
имущество,  необходимое  для  обеспечения жизнедеятельности должника и
лиц, находящихся на его иждивении.
     В  ходе конкурсного производства, а также в ходе реструктуризации
долгов   взыскание   с  должника  по  всем  исполнительным  документам
прекращается, за исключением исполнительных документов по требованиям,
неразрывно  связанным  с  личностью  кредитора  (например,  возмещение
вреда,  причиненного  жизни и здоровью), также прекращается начисление
процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем
обязательствам   должника,   снимаются   аресты   и  иные  ограничения
распоряжения имуществом должника.
     После   завершения   расчетов   с   кредиторами   и   конкурсного
производства   должник   освобождается   от   дальнейшего   исполнения
требований  кредиторов,  включая  требования кредиторов, не заявленные
при  введении  процедур,  применяемых  в  деле о банкротстве должника.
Освобождение   должника   от   обязательств   не  распространяется  на
требования,  неразрывно  связанные  с  личностью  кредитора (например,
обязательства,  возникающие  из  причинения  вреда,  обязательства  по
уплате алиментов).
     В  ноябре  2009 г. законопроект внесен в Правительство Российской
Федерации  и будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской   Федерации   после   принятия   соответствующего   решения
Правительством Российской Федерации.

Заместитель
директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
10 декабря 2009 г.
N Д06-3556