О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ И НДС С 2009 Г. ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ ЧЕРЕЗ ГЕРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ. ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 2 марта 2009 г. N ШС-20-3/234 (Д) Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и дополнение к нему по вопросу о порядке налогообложения с 2009 г. финансовых средств, выделяемых Федеративной Республикой Германия на реализацию мероприятий по поддержке российских немцев через Германское общество по техническому сотрудничеству, и сообщает следующее. Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе организациям - получателям безвозмездной помощи, не предусмотрены. В то же время для таких организаций предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде безвозмездной помощи. 1. Подпунктом 6 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона N 95-ФЗ безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию). При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Порядок). Документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием". Учитывая изложенное, доходы, полученные организацией в порядке гуманитарной или технической помощи от иностранного государства, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. При этом документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), является удостоверение, выданное в установленном порядке. 2. Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 гл. 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов. Грантами в целях гл. 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований. Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю. 3. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если полученные организацией финансовые средства не относятся к гуманитарной или технической помощи ввиду отсутствия соответствующих удостоверений; если они не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий признания их грантами; если нет иных оснований для отнесения финансовых средств к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 Кодекса), то они учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 Кодекса. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Согласно ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 149 Кодекса. При этом в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Законом N 95-ФЗ. Реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией; удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию) (далее - удостоверение); выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги) (далее - выписка банка). Таким образом, заключение контракта с донором (уполномоченной донором организацией) или с получателем безвозмездной помощи (уполномоченной получателем - федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией), наличие удостоверения и выписки банка являются обязательными условиями, при выполнении которых операции по реализации товаров (работ, услуг) могут быть освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 19 п. 2 ст. 149 Кодекса. В случае же заключения контракта с лицом, не поименованным в пп. 19 п. 2 ст. 149 Кодекса, и при отсутствии соответствующих удостоверения и выписки банка освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не производится, налогообложение производится в общеустановленном порядке. Вместе с тем дать однозначный ответ не представляется возможным в связи с отсутствием в тексте письма и уточняющем к нему дополнении каких-либо сведений о конкретном характере совершаемых Германским обществом по техническому сотрудничеству в Российской Федерации хозяйственных операций. Действительный государственный советник РФ 2 класса С.Н.ШУЛЬГИН 2 марта 2009 г. N ШС-20-3/234 |