В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 252 НК РФ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК УМЕНЬШАЕТ ПОЛУЧЕННЫЕ ДОХОДЫ НА СУММУ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАСХОДОВ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В СТ. 270 НК РФ). РАСХОДАМИ ПРИЗНАЮТСЯ ОБОСНОВАННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ЗАТРАТЫ (А В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 265 НК РФ, УБЫТКИ), ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ (ПОНЕСЕННЫЕ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (ОАО) - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КРУПНЕЙШИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВСЕ ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИЛУ СТ. 253 НК РФ ЯВЛЯЮТСЯ РАСХОДАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ. В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СЕТЕВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ (ДАЛЕЕ ЕНЭС), ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ МОЖЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ СВЕРХ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДОГОВОРНЫХ ОБЪЕМОВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕЖИМОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЗАДАННЫХ ПРЕДЕЛАХ. ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПЕРЕДАННОЕ ИЗ ОДНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ДРУГУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ (САЛЬДИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВСТРЕЧНЫХ ПОТОКОВ), В ТЕЧЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ПЕРИОДА ОБРАЗУЕТ САЛЬДО-ПЕРЕТОК. КАК ПРАВИЛО, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ ПЕРЕДАЮТ И ПОТРЕБЛЯЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В БОЛЬШИХ ОБЪЕМАХ, ЧЕМ ЕЕ ПРИНИМАЮТ (СООТВЕТСТВЕННО, ФИКСИРУЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ САЛЬДО-ПЕРЕТОК). ОДНАКО ОАО СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ САЛЬДО-ПЕРЕТОК В СТОРОНУ ЕНЭС, ПРИ ЭТОМ НЕ ИМЕЯ ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ В ОТНОШЕНИИ ОКАЗАННОЙ УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАННОЙ ЭНЕРГИИ С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЗАТРАТЫ ОАО ВКЛЮЧАЮТ ЗАТРАТЫ КАК НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ПЕРЕДАВАЕМОЙ В СОБСТВЕННОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЕ, ТАК И НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ПЕРЕДАННОЙ ПО СОБСТВЕННОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЕ В СТОРОНУ ЕНЭС. ВМЕСТЕ С ТЕМ ИЗ ЗАТРАТ ОАО С УЧЕТОМ ИМЕЮЩЕЙСЯ СПЕЦИФИКИ ПРОИЗВОДСТВА НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ ПОНЕСЕНЫ КОНКРЕТНО НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СТОРОНУ ЕНЭС, ПОСКОЛЬКУ ОАО НЕ НЕСЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ В СВЯЗИ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ САЛЬДО-ПЕРЕТОКОМ В СТОРОНУ ЕНЭС. ВПРАВЕ ЛИ ОАО ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ КАК ЗАТРАТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОБСТВЕННОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЕ, ТАК И ЗАТРАТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/39 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о признании расходов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. Как следует из письма, услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Эти услуги в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, оплачивают потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила). Пунктом 41 Правил установлен порядок определения потребителей услуг по договору между смежными сетевыми организациями, в соответствии с которым в случае исполнения договора между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, которые производят оплату услуг. Указанными Правилами не предусмотрена возможность наделения организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью полномочиями потребителя услуг. Соответственно, для указанной организации не определен порядок оплаты за поступившую в ее сеть электроэнергию. Исходя из указанного принципа тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность) формируются путем государственного регулирования. Формирование доходов и расходов территориальной сетевой организации производится на основе экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) из предельных уровней. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Затраты сетевых организаций состоят из платы за полученную электроэнергию и затрат на содержание электрических сетей вне зависимости от количества переданной энергии. Таким образом, по нашему мнению, обоснованные и документально подтвержденные затраты по передаче электроэнергии могут быть учтены в составе расходов в полном объеме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, если это соответствует порядку признания расходов, установленному ст. 272 Кодекса. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 2 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/39 |