ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕМОНТУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В РЕГИОНАХ РФ И ДЛЯ ЭТОГО НАПРАВЛЯЕТ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ В ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА НЕКОТОРЫХ РАБОТНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНОЙ ГОРОД. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.02.10 03-03-06/1/41

           ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И
         РЕМОНТУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В РЕГИОНАХ РФ И
           ДЛЯ ЭТОГО НАПРАВЛЯЕТ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ В
            ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА
        НЕКОТОРЫХ РАБОТНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНОЙ ГОРОД. УЧИТЫВАЮТСЯ
         ЛИ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРОЕЗД РАБОТНИКОВ ОТ МЕСТА
        ЖИТЕЛЬСТВА ДО МЕСТА КОМАНДИРОВКИ (ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ В
            ОБОСОБЛЕННОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ) И ОБРАТНО В ЦЕЛЯХ
                    ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?
    
                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          3 февраля 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/41
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу учета расходов организации на проезд работников от
места  их  жительства  до  места командировки и обратно при исчислении
налога на прибыль и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ) служебной командировкой считается поездка работника по
распоряжению   работодателя   на   определенный  срок  для  выполнения
служебного поручения вне места постоянной работы.
     На  основании ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную
командировку  работодатель  обязан возмещать ему расходы на проезд, по
найму   жилого   помещения,   дополнительные   расходы,   связанные  с
проживанием  вне  места  постоянного  жительства  (суточные),  и  иные
затраты,    произведенные   работником   с   разрешения   или   ведома
работодателя.
     Подпунктом   12  п.  1  ст.  264  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс) расходы на проезд к месту командировки и
обратно к месту постоянной работы отнесены к командировочным расходам,
которые   учитываются   в   составе   прочих   расходов,  связанных  с
производством и реализацией.
     Постановлением  Правительства  РФ  от 13.10.2008 N 749 утверждено
Положение   об   особенностях   направления   работников  в  служебные
командировки.
     Согласно  п. 3 Положения местом постоянной работы следует считать
место    расположения    организации    (обособленного    структурного
подразделения  организации),  работа  в  которой  обусловлена трудовым
договором   (командирующая  организация).  Днем  выезда  сотрудника  в
командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или
другого    транспортного   средства   от   места   постоянной   работы
командированного,  а  днем  приезда  из  командировки  - дата прибытия
указанного  транспортного средства в место постоянной работы. В случае
если  станция,  пристань  или аэропорт находятся за чертой населенного
пункта,   учитывается  время,  необходимое  для  проезда  до  станции,
пристани или аэропорта (п. 4 Положения).
     В соответствии с п. 12 Положения работнику возмещаются расходы по
проезду  к  месту  командировки  на  территории Российской Федерации и
обратно  к  месту  постоянной работы, по проезду из одного населенного
пункта  в  другой, если работник командирован в несколько организаций,
расположенных  в разных населенных пунктах, включая расходы по проезду
транспортом  общего  пользования  соответственно  к станции, пристани,
аэропорту  и  от  станции,  пристани, аэропорта, если они находятся за
чертой   населенного   пункта,   при   наличии  документов  (билетов),
подтверждающих  эти  расходы,  а также страховой взнос на обязательное
личное   страхование   пассажиров   на  транспорте,  оплата  услуг  по
оформлению  проездных документов и предоставлению в поездах постельных
принадлежностей.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,  что  налоговое  законодательство не использует понятие
экономической  целесообразности  и  не  регулирует  порядок  и условия
ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих  в  целях  налогообложения  полученные  доходы,  не  может
оцениваться   с  точки  зрения  их  целесообразности,  рациональности,
эффективности или полученного результата.
     Таким  образом,  уменьшение  налогооблагаемой  прибыли  на  сумму
расходов  на  проезд  командированного  работника  возможно только при
условии    их    документального    подтверждения    и   экономической
обоснованности.    При   этом   обязанность   проверки   экономической
обоснованности  произведенных налогоплательщиком расходов возложена на
налоговые органы.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
3 февраля 2010 г. 
N 03-03-06/1/41