Страницы: 1 2 ¦ ¦ основными приемами работы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерах с прикладным программным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечением; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерной защиты окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами разработки технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документации по соблюдению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологической дисциплины в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиях действующего производства. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ Основы научных ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вычислительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техника и сети в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отрасли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прикладное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сопротивление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Гидравлика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Теория ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Моделирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Общий курс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Транспортная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ логистика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Организационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 65 - 75 ¦ Безопасность ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦ 35 - 40 ¦ жизнедеятельнос- ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ ти ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ Транспортная ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ цикла обучающийся должен: ¦ ¦ энергетика ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ Владеть знаниями: ¦ ¦ Информационные ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ теоретических основ безопасности ¦ ¦ технологии на ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности в системе ¦ ¦ транспорте ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ "человек - среда обитания"; ¦ ¦ Экономика ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ физиологии труда и рациональных ¦ ¦ отрасли ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ условий жизнедеятельности; ¦ ¦ Транспортное ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ особенностей психологического ¦ ¦ право ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ состояния в чрезвычайных ситуациях; ¦ ¦ Техника ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ анатомофизиологического воздействия ¦ ¦ транспорта, ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ на человека опасных и вредных ¦ ¦ обслуживание и ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ факторов, среды обитания, поражающих ¦ ¦ ремонт ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ факторов; характеристик чрезвычайных ¦ ¦ Транспортная ¦ ПК-25 ¦ ¦ ¦ ситуаций, принципов организации мер ¦ ¦ инфраструктура ¦ ПК-27 ¦ ¦ ¦ их ликвидации; методов и средств ¦ ¦ Транспортная ¦ ПК-31 ¦ ¦ ¦ повышения безопасности, ¦ ¦ психология ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ экологичности и устойчивости ¦ ¦ Организация ¦ ПК-33 ¦ ¦ ¦ технических систем и технологических ¦ ¦ транспортных ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ процессов; экобиозащитной техники; ¦ ¦ услуг и ¦ ПК-35 ¦ ¦ ¦ правовых, нормативно-технических и ¦ ¦ безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ организационных основ безопасности ¦ ¦ транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности; ¦ ¦ процесса ¦ ¦ ¦ ¦ основных положений термодинамики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплотехники; теоретических основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих процессов транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ силовых установок; системы работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ силовых установок; системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергоснабжения подвижного состава, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных систем и предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей энергоемкости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной продукции; методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снижения энергозатрат; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергосберегающих технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связи и ее роли в организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного обслуживания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного процесса; назначения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ видов, характеристик и сфер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения систем и средств связи на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорте; информационных потоков в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных системах, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимосвязи с глобальной системой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передачи, хранения и обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации; автоматизированная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система управления (АСУ), как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента оптимизации процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления в транспортных системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуры, уровней построения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функций АСУ на транспорте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмов эффективного принятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оперативных решений; технического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационного обеспечения АСУ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основ передачи данных; баз и банков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных; АСУ взаимодействием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных видов транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов экономической теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта; основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных фондов, оборотных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и трудовых ресурсов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ издержек, себестоимости, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценообразования и тарифов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорте; экономических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей региона и их связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с потребностями в транспортном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживании; внешних и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутрирегиональных транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связей; прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономического развития и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных связей региона; оценок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутреннего и внешнего грузооборота ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и методов расчета потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ провозных возможностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных источников и системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российского и международного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовых основ ответственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сторон - участников транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности при заключении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ договоров перевозки груза, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пассажиров, фрахтования, лизинга, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной экспедиции; сроков, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержания и порядка предъявления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ претензий досудебного урегулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтных ситуаций и исковых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заявлений в суд по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочной деятельности; порядка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ арбитражного судопроизводства по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исковым заявлениям; порядка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наступления административной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности за правонарушения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной и автодорожной сфере; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стадии рассмотрения, порядок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вынесения обжалования и исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постановления по административному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делу; оснований и порядка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наступления уголовной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности за транспортные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преступления; особенностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предварительного расследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ судебного рассмотрения уголовных дел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о транспортных происшествиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядка назначения, видов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержания и оценки доказательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значения экспертиз, назначаемых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ходе осуществления перевозочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, по административным и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уголовным делам в транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере; сроков, содержания и порядка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предъявления искового заявления в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ суд о возмещении материального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ морального вреда; устройства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкции и принципа действия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных узлов и агрегатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных средств, основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических и конструктивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий, повышающих их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ надежность, правил эксплуатации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации ремонта подвижного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состава; теоретических основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций транспортных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных элементов узлов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ агрегатов; технической эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных средств; способов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценки конструктивной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатационной надежности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделирования и оптимизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технической эксплуатации и ремонта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подвижного состава; норм, требований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и основных технологий выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживаний и ремонта подвижного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состава; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ путей сообщения; элементов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной инфраструктуры, систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергоснабжения, инженерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений, системы управления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативных требований к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуре; основных положений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методик оптимизации технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и проектирования объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной инфраструктуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерностей формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения и методов его исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения надежности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сложных человеко-машинных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеческий фактор; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологических особенностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления транспортными средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и системами; требований, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предъявляемых к физическим и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психическим качествам операторов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов их исследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тренировки: понятия об ощущении, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восприятии, внимании, мышлении, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ памяти, их оперативных качествах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психомоторике и реакции, эмоции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воле; утомления и работоспособности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов контроля; регламентирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и методов организации труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля; вопросы профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отбора; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - общих понятий об организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочного процесса в отрасли и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности движения транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств; способов изучения и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности организации движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов анализа транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ происшествий, методов организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения, методов исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристик транспортных потоков; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роли информационных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативного регламентирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации требований к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности транспортных средств. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обладать умениями: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатывать и внедрять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рациональные методы организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления транспортным процессом в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рыночных условиях; рассчитывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные параметры транспортно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузовых комплексов; осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбор подвижного состава и погрузо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разгрузочных средств для конкретных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условий эксплуатации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать задачи организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления перевозочным процессом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать и прогнозировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состояние уровня пассажирских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозок; выбирать рациональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы оптимизации пассажирских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать технико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатационные, экономические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта при выполнении перевозок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизировать затраты на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользование объектами транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуры; проектировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ альтернативные маршруты доставки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать и обрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документацию при перевозках; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения и применять знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования путей сообщения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять выбор средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизации и автоматизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических процессов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать пропускную способность, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасность, планировать работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать выполнение доставки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов с минимальными затратами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гарантией качества, на условиях и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сроки, обусловленные договорными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязательствами; координировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействие всех участников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ доставки грузов; составлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологические и экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснования транспортно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических маршрутов и схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ доставки грузов; осуществлять подбор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и фрахтование транспортных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать приемку, хранение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переадресовку и выдачу грузов; вести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроль за доставкой грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовать характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных потоков; выявлять места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концентрации и разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятия по устранению причин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных происшествий; оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективность функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуры; оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспеченность безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять основные показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы и развития транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем: показатели технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оснащения, развития сети, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочной, технической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатационной работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить расчеты размещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузовых мест с учетом технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристик транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства, грузоподъемности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прочности тары, свойств грузов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ весогабаритных ограничений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить расчеты естественной убыли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов в процессе транспортировки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погрузки-разгрузки и хранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить расчеты по видам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствам, точкам и силам крепления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в практической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологические особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления транспортными средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и системами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять энергосберегающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками выбора оптимальной тары и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ упаковки грузов; методиками выбора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимального типа подвижного состава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для перевозки грузов по критериям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранности и безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками крепления грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различной номенклатуры по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международным стандартам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технической документации; правилами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведения погрузочно-разгрузочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ и хранения грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами снижения энергозатрат; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способами обоснования показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества обслуживания клиентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортом; методами рациональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации движения подвижного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состава, координацией работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погрузо-разгрузочными пунктами при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соблюдении режима труда и отдыха; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способами стимулирования развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рынка транспортных услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками составления расписаний и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ графиков движения; организационными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и практическими навыками работы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятиях пассажирского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами оценки, выбора и реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на практике рациональных схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования транспортных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погрузо-разгрузочных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсосберегающих и природоохранных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методикой определения экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности по выбору транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и погрузочно-разгрузочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знаниями и навыками в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственного регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортными комплексами; основами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного комплекса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными положениями методик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и проектирования объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортной инфраструктуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами контроля, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регламентированием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональным отбором операторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в системах человек-машина; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерностями формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения и методами его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; методами анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортных происшествий, методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации движения транспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств, методами исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристик транспортных потоков. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с профилями подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (установленные на момент разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандарта профили подготовки указаны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в Приложении А к данному ФГОС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ открытым списком)) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-18 ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 16 ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-23 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-24 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-28 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-33 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-35 ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 12 ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-27 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-33 ¦ +-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+--------------------------------------+--------------+------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области Иностранного языка, Менеджмента, Маркетинга, Основ логистики, Управления социально-техническими системами, Управления персоналом, Математики, Прикладной математики, Информатики, Физики, Химии, Теоретической механики, Прикладной механики, Материаловедения, Общей электротехники и электроники, Метрологии, стандартизации и сертификации, Начертательной геометрии и инженерной графики, Безопасности жизнедеятельности, Транспортной энергетики, Информационных технологий на транспорте, Экономики отрасли, Транспортного права, Техники транспорта, обслуживания и ремонта, Транспортной инфраструктуры, Транспортной психологии, Организации транспортных услуг и безопасности транспортного процесса, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (организации, лаборатории, научного подразделения). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия, при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции (семинаре). 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: лаборатории, оборудованные для обеспечения лабораторных практикумов по дисциплинам: Математика, Прикладная математика, Информатика, Физика, Химия, Экология, Теоретическая механика, Прикладная механика, Материаловедение, Общая электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Начертательная геометрия и инженерная графика, Безопасность жизнедеятельности, Транспортная энергетика, Информационные технологии на транспорте, Техника транспорта, обслуживание и ремонт, Транспортная инфраструктура, Транспортная психология, Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса. Специально оборудованные кабинеты и аудитории, оборудованные для обеспечения практических занятий по дисциплинам: Иностранный язык, Менеджмент, Маркетинг, Основы логистики, Управление социально-техническими системами, Управление персоналом, Экономика отрасли, Транспортное право. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Студенту должна быть предоставлена возможность работы в компьютерном классе с выходом в Интернет не менее 60 минут в день. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. Страницы: 1 2 |