ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072200 РЕСТАВРАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 13.01.10 4

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
             ПОДГОТОВКИ 072200 РЕСТАВРАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                        (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          13 января 2010 г. 
                                 N 4

                                 (Д)
                                   
    
     В   соответствии   с   пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938;  N  42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378;  N  6,  ст.  738;  N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки  072200  Реставрация  (квалификация (степень) "бакалавр") и
ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
    
Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
13 января 2010 г. 
N 4
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
11 февраля 2010 г. 
N 16385
    
    
                                                            Приложение
    
                                                             Утвержден
                                                 Приказом Министерства
                                                   образования и науки
                                                  Российской Федерации
                                                  от 13 января 2010 г. 
                                                                   N 4
    
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
          ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
              ПОДГОТОВКИ 072200 РЕСТАВРАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                         (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
                                   
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    
     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 072200
Реставрация  образовательными  учреждениями  высшего профессионального
образования  (высшими  учебными  заведениями,  вузами)  на  территории
Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
                      II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО      - высшее профессиональное образование;
     ООП      - основная образовательная программа;
     ПК       - профессиональные компетенции;
     УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
                высшего профессионального образования.
    
               III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
    
     Нормативный    срок,   общая   трудоемкость   освоения   основных
образовательных  программ  (в зачетных единицах) <*> и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.
     --------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
    
                                                             Таблица 1
    
            Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                         (степень) выпускников
    
---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень)        ¦ Нормативный    ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП          +----------------T--------------+ срок           ¦ (в зачетных  ¦
¦              ¦ код в          ¦ наименование ¦ освоения ООП   ¦ единицах)    ¦
¦              ¦ соответствии   ¦              ¦ (для очной     ¦              ¦
¦              ¦ с принятой     ¦              ¦ формы          ¦              ¦
¦              ¦ классификацией ¦              ¦ обучения),     ¦              ¦
¦              ¦ ООП            ¦              ¦ включая        ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ последипломный ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ отпуск         ¦              ¦
+--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+
¦ ООП          ¦ 62             ¦ бакалавр     ¦ 4 года         ¦ 240 <*>      ¦
¦ бакалавриата ¦                ¦              ¦                ¦              ¦
L--------------+----------------+--------------+----------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  основной  образовательной  программы  по очной
форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
     
     Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по
очно-заочной  (вечерней)  и  заочной формам обучения, а также в случае
сочетания  различных  форм  обучения  могут  увеличиваться на один год
относительно  нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании
решения ученого совета высшего учебного заведения.
     
      IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
     
     4.1.  Область  профессиональной деятельности бакалавров включает:
выявление и атрибутирование объекта материальной культуры, определение
его   художественной   и  исторической  ценности,  а  также  категорию
сохранения;  организацию  и  проведение  исследовательских  и архивных
изысканий   и   выбор  оптимальной  модели  реставрации  (консервации,
реконструкции) объекта материальной культуры; организацию и проведение
комплекса   реставрационных   работ;   составление   научной  отчетной
документации; осуществление мониторинга объекта материальной культуры;
участие   в   создании   нормативно-правовой  базы  в  области  охраны
памятников.
     4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
памятники  архитектуры  и  архитектурно-исторической  среды,  предметы
живописи,   графики,  скульптуры,  декоративно-прикладного  искусства,
использование   нормативно-правовых   актов  по  охране  и  управлению
культурным наследием.
     4.3.   Бакалавр  по  направлению  подготовки  072200  Реставрация
готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
     консервативно-реставрационная;
     организационно-управленческая;
     научно-исследовательская и научно-методическая;
     исследовательско-проектная;
     экспертная.
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном  готовится  бакалавр,  определяются высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4. Бакалавр по направлению подготовки 072200 Реставрация должен
решать   следующие  профессиональные  задачи:  выявление  и  атрибуция
объекта   материальной  культуры,  определение  его  художественной  и
исторической  ценности,  а  также  категории  сохранения,  составление
необходимой   для  реставрации  (консервации,  реконструкции)  объекта
материальной  культуры  технической документации, участие в проведении
комплекса  реставрационных  работ,  осуществление  мониторинга объекта
материальной культуры.
     
             V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     готовностью  уважительно  и  бережно  относиться  к историческому
наследию  и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и
культурные различия (ОК-1);
     способностью    понимать    движущие    силы   и   закономерности
исторического  процесса;  роль  насилия  и  ненасилия в истории, место
человека  в  историческом  процессе, политической организации общества
(ОК-2);
     способностью    понимать   и   анализировать   мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
     владением  средствами  самостоятельного,  методически правильного
использования  методов  физического  воспитания  и  самовоспитания для
повышения   адаптационных  резервов  организма,  укрепления  здоровья,
коррекции   физического   развития  и  телосложения,  в  том  числе  с
использованием  навыков  самоконтроля  и  быть  готовым  к  достижению
должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения
профессиональных  умений  в процессе обучения в вузе и для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания
учебного заведения (ОК-4);
     владением  культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,
восприятию  информации,  постановке цели и выбору путей ее достижения,
умением  логически  верно,  аргументированно  и  ясно строить устную и
письменную речь (ОК-5);
     осознанием  значения  гуманистических  ценностей для сохранения и
развития  современной  цивилизации;  готовностью  принять нравственные
обязанности  по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям
и самому себе (ОК-6);
     готовностью  к  кооперации  с  коллегами,  работе  в  коллективе;
знанием   принципов   и   методов   организации  и  управления  малыми
коллективами;   способностью   находить  организационно-управленческие
решения   в   нестандартных  ситуациях  и  готовностью  нести  за  них
ответственность (ОК-7);
     готовностью  к  социальному  взаимодействию  на основе принятых в
обществе  моральных  и  правовых  норм,  проявлением уважения к людям,
толерантность  к другой культуре; готовностью нести ответственность за
поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-8);
     знанием  своих  прав  и обязанностей как гражданина своей страны;
умением  использовать  Гражданский кодекс Российской Федерации, другие
правовые  документы в своей деятельности; демонстрировать готовность и
стремление  к  совершенствованию  и  развитию  общества  на  принципах
гуманизма, свободы и демократии (ОК-9);
     стремлением   к   постоянному   саморазвитию,   повышению   своей
квалификации  и  мастерства;  критической  оценкой  своих достоинств и
недостатков,  определением  путей  и  выбором  средств их развития или
устранения (ОК-10);
     умением   применять   методы  и  средства  познания,  обучения  и
самоконтроля  для  интеллектуального  развития,  повышения культурного
уровня,  профессиональной  компетенции,  сохранения  своего  здоровья,
нравственного и физического самосовершенствования (ОК-11);
     пониманием   социальной   значимости   своей  будущей  профессии,
наличием  высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности
(ОК-12);
     знанием  основных  положений и методов социальных, гуманитарных и
экономических   наук,   способностью   использовать   их  при  решении
социальных  и профессиональных задач, анализировать социально значимые
проблемы и процессы (ОК-13);
     знанием основных положений, законов и методов естественных наук и
математики;   созданием  на  их  основе  представления  об  адекватной
современному уровню знаний научной картине мира (ОК-14);
     готовностью   использовать   основные  законы  естественнонаучных
дисциплин    в   профессиональной   деятельности,   применять   методы
математического    анализа    и    моделирования,   теоретического   и
экспериментального исследования (ОК-15);
     способностью   выявить   естественнонаучную   сущность   проблем,
возникающих  в  ходе  профессиональной  деятельности,  привлечь для их
решения соответствующий физико-математический аппарат (ОК-16);
     знанием  основных  методов  защиты  производственного персонала и
населения   от  возможных  последствий  аварий,  катастроф,  стихийных
бедствий и способов применения современных средств поражения, основных
мер по ликвидации их последствий (ОК-17);
     пониманием сущности и значения информации в развитии современного
общества;  знанием  основных  методов,  способов  и средств получения,
хранения,   переработки   информации;   наличием   навыков   работы  с
компьютером  как  средством управления информацией; умением работать с
традиционными  носителями  информации,  распределенными базами знаний;
способностью  работать  с  информацией в глобальных компьютерных сетях
(ОК-18);
     свободным  владением  литературной  и деловой письменной и устной
речью  на  русском  языке,  навыками публичной и научной речи; умением
создавать   и   редактировать   тексты  профессионального  назначения,
анализировать  логику  рассуждений  и высказываний; владением одним из
иностранных  языков  на  уровне  бытового  общения; использованием для
решения   коммуникативных  задач  современных  технических  средств  и
информационных технологий (ОК-19);
     готовностью   к  организационно-управленческой  работе  с  малыми
коллективами (ОК-20).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     консервативно-реставрационная деятельность:
     обладанием   общей  культурой,  пониманием  места  архитектуры  и
реставрации в комплексе экономики, науки и культуры (ПК-1);
     пониманием   сущности   и  социальной  значимости  своей  будущей
профессии, основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область
его  деятельности,  видением их взаимосвязи в целостной системе знаний
(ПК-2);
     способностью  разрабатывать  и  подбирать  методики, технологии и
материалы для консервационных и реставрационных работ (ПК-3);
     способностью  использовать современные информационные технологии,
управлять  информацией  с  использованием  прикладных программ деловой
сферы  деятельности,  использовать  сетевые  компьютерные технологии и
базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для
расчета  технологических  параметров  при проведении консервационных и
реставрационных работ (ПК-4);
     способностью  использовать  нормативные  и правовые документы при
реставрации,  реконструкции,  воссоздании и охране памятников культуры
(ПК-5);
     способностью   обосновывать   принятие  конкретного  технического
решения  при  проведении  консервационных  и  реставрационных работ, а
также   выбирать   технические   средства   и   технологии   с  учетом
экологических последствий их применения (ПК-6);
     способностью    использовать    правила   техники   безопасности,
производственной  санитарии,  пожарной  безопасности  и  нормы  охраны
труда;  измерять и оценивать параметры производственного микроклимата,
уровня  запыленности  и  загазованности, шума и вибрации, освещенности
рабочих мест (ПК-7);
     организационно-управленческая деятельность:
     способностью    анализировать    технологический    процесс   при
реставрационном комплексе работ как объект управления (ПК-8);
     способностью     определять     стоимостную    оценку    основных
производственных ресурсов (ПК-9);
     способностью   организовывать  работу  исполнителей,  находить  и
принимать  управленческие решения в области организации и нормировании
труда (ПК-10);
     готовностью    систематизировать   и   обобщать   информацию   по
использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-11);
     способностью  к  кооперации  с коллегами и работе в коллективе; к
организации   работы   малых   коллективов   (творческих   мастерских)
исполнителей (ПК-12);
     научно-исследовательская и научно-методическая деятельность:
     способностью  применять  современные методы исследования объектов
культурного   наследия,   поставить   цель  и  сформулировать  задачи,
связанные с реализацией профессиональных функций (ПК-13);
     готовностью  изучать научно-техническую информацию, отечественный
и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-14);
     готовностью   спланировать   необходимый   эксперимент,  получить
результаты и исследовать их (ПК-15);
     готовностью  вести  методологическую  работу по совершенствованию
способов консервации и реставрации (ПК-16);
     проектная деятельность:
     способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе  системного  подхода, умением строить и использовать модели для
описания   и   прогнозирования   различных  явлений,  осуществлять  их
качественный и количественный анализ (ПК-17);
     способностью вести техническую документацию по проделанной работе
на  объектах культурного наследия с графическим оформлением и ведением
журналов этих работ (ПК-18);
     способностью        разрабатывать        научно-проектную       и
научно-производственную   документацию   реставрационной  деятельности
(ПК-19);
     способностью проектировать технологические процессы реставрации с
использованием  автоматизированных  систем  технологической подготовки
данных работ (ПК-20);
     экспертная:
     способностью  демонстрировать знания законодательного обеспечения
охраны памятников культурного наследия (ПК-21);
     способностью     демонстрировать    теорию    историко-культурных
исследований (ПК-22);
     владением  описанием  и  анализом недвижимых объектов культурного
наследия (ПК-23);
     способностью  оформлять документы по выполненной работе в органах
архитектурного  и  технического  надзора  за  памятниками  культурного
наследия (ПК-24);
     умением   составлять  отчеты  по  итогам  проделанной  работы  на
памятниках культурного наследия, сдавать их в архивы (ПК-25).
     
          VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     6.1.     Основная    образовательная    программа    бакалавриата
предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
     гуманитарный, социальный и экономический цикл;
     математический и естественнонаучный цикл;
     профессиональный цикл;
     и разделов:
     физическая культура;
     учебная       и       производственная       практики       и/или
научно-исследовательская работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную    (профильную),    устанавливаемую   вузом.   Вариативная
(профильная)  часть  дает  возможность  расширения  и (или) углубления
знаний,   умений   и   навыков,   определяемых   содержанием   базовых
(обязательных)   дисциплин   (модулей),  позволяет  студенту  получить
углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности
и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
     6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный
и   экономический  цикл"  должна  предусматривать  изучение  следующих
обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
     Базовая   (обязательная)  часть  профессионального  цикла  должна
предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
    
                                                             Таблица 2
    
                       Структура ООП бакалавриата
    
------T--------------------------------T--------------T--------------------T-------------¬
¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые  ¦ Трудоемкость ¦       Перечень     ¦    Коды     ¦
¦ УЦ  ¦    результаты их освоения      ¦ (зачетные    ¦    дисциплин для   ¦ формируемых ¦
¦ ООП ¦                                ¦ единицы)     ¦      разработки    ¦ компетенций ¦
¦     ¦                                ¦ <*>          ¦      примерных     ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦      программ,     ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦     учебников и    ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦   учебных пособий  ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и     ¦  40 - 50     ¦ Философия          ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ экономический цикл             ¦              ¦ Отечественная      ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ Базовая часть                  ¦  20 - 25     ¦ история            ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой  ¦              ¦ Иностранный        ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦ части цикла студент должен:    ¦              ¦ язык               ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ знать: научные, философские,   ¦              ¦ Культурология      ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ религиозные картины мира;      ¦              ¦ Правоведение       ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ взаимодействие духовного и     ¦              ¦ Русский язык и     ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ телесного, биологического и    ¦              ¦ культура речи      ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ социального в человеке, его    ¦              ¦ Экономическая      ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ отношение к природе и          ¦              ¦ теория             ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ обществу; движущие силы и      ¦              ¦ Экономика и        ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ закономерности исторического   ¦              ¦ организация        ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ процесса; место человека в     ¦              ¦ производства       ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ историческом процессе,         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ политической организации       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ общества; роль насилия и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ненасилия в обществе,          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ нравственные обязанности       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ человека; многообразие культур ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и цивилизаций в их             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ взаимодействии,                ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ многовариантность              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исторического процесса;        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ иностранный язык в объеме,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ необходимом для возможности    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ получения информации           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ профессионального содержания   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ из зарубежных источников;      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теоретические основы           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ функционирования рыночной      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экономики; экономические       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основы производства и ресурсы  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ предприятия (основные фонды,   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ оборотные средства, трудовые   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ресурсы); понятия              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ себестоимости продукции и      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ классификации затрат на        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ производство и реализацию      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ продукции; основы финансовой   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деятельности; основные         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ принципы построения            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ организационных структур и     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ распределения функций          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ управления, формы участия      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ персонала в управлении,        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основные принципы этики        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деловых отношений; виды и      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основные характеристики        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ предприятия, принципы и методы ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ организации и нормирования     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ труда, методы планирования     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ресурсного обеспечения         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деятельности предприятия,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ разработки оперативных планов  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ работы первичных               ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ производственных               ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ подразделений;                 ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ уметь: самостоятельно          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ анализировать социально-       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ политическую и научную         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ литературу; применять          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экономическую терминологию,    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ лексику и основные             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экономические категории;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ производить расчеты            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экономических показателей      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ реставрационного производства, ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ составлять сметы; определять   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ финансовые результаты          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деятельности предприятия;      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть: методиками расчета    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экономических показателей      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ проектных и реставрационных    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ работ; методами управления     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ действующими технологическими  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ процессами, отвечающими        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ требованиям стандартов;        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методами разработки            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ производственных программ и    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ анализа их выполнения.         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                      ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.2 ¦ Математический и               ¦  80 - 90     ¦ Математика         ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ естественнонаучный цикл        ¦              ¦ Физика             ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ Базовая часть                  ¦  40 - 45     ¦ Химия              ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой  ¦              ¦ Экология           ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ части цикла студент должен:    ¦              ¦ Информатика        ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ знать: основные понятия        ¦              ¦ Теоретическая      ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ декартовой, полярной и         ¦              ¦ механика           ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ сферической системы координат; ¦              ¦ Сопротивление      ¦ ПК-17       ¦
¦     ¦ математические программы для   ¦              ¦ материалов         ¦ ПК-18       ¦
¦     ¦ использования возможностей ЭВМ ¦              ¦                    ¦ ПК-20       ¦
¦     ¦ для качественного исследования ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ свойств различных              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ математических моделей;        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основные физические явления    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ процессов, связанных с         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ переносом тепла, звука и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ света; современную научную     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ аппаратуру; химические         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ элементы и их соединения,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методы и средства химического  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования веществ и их      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ превращений; структуру         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ биосферы; экосистемы;          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ взаимоотношения организма и    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ среды; экологические принципы  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ рационального использования    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ природных ресурсов и охраны    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ природы; основы экологического ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ права; основные виды           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ механизмов, классификацию, их  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ функциональные возможности и   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ области применения; методы     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ расчета кинематических и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ динамических параметров        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ движения механизмов; основные  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ законы преобразования энергии, ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ законы термодинамики и         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ тепломассообмена; принцип      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ действия и устройства          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теплообменных аппаратов,       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теплосиловых установок и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ других теплотехнологических    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ устройств, применяемых в       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ отрасли; основные способы      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ энергосбережения; связь        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теплоэнергетических установок  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ с проблемой защиты окружающей  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ среды; современные способы     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ получения материалов и изделий ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ из них с заданным уровнем      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ эксплуатационных свойств;      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ строение и свойства            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ материалов; влияние условий    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ эксплуатации на структуру и    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ свойства современных           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ металлических и                ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ неметаллических материалов;    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ законы и методы накопления,    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ передачи и обработки           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ информации с помощью           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ компьютера;                    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ уметь: использовать            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ математические методы в        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ технических приложениях;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ выделять конкретное физическое ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ содержание в прикладных        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ задачах будущей деятельности;  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ использовать возможности       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ вычислительной техники и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ программного обеспечения;      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ прогнозировать последствия     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ своей профессиональной         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деятельности с точки зрения    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ биосферных процессов;          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ рассчитывать и выбирать        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ рациональные системы           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теплоснабжения, преобразования ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и использования энергии;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ рассчитывать на прочность,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ жесткость и устойчивость       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ элементы систем при простейших ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ видах нагружения;              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть: методами              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ математического анализа;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ средствами компьютерной        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ графики (ввод, вывод,          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ отображение, преобразование и  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ редактирование графических     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ объектов на ПЭВМ); основными   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методами работы на ПЭВМ с      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ прикладными программными       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ средствами; методами           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экологического обеспечения     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ производства и инженерной      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ защиты окружающей среды.       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                      ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикла         ¦  75 - 85     ¦ Введение в         ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ Базовая                        ¦  30 - 40     ¦ профессию          ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ (общепрофессиональная) часть   ¦              ¦ реставратора       ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой  ¦              ¦ Реставрационные    ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ части цикла студент должен:    ¦              ¦ материалы          ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ знать: понятие культурного     ¦              ¦ Правовые основы    ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ наследия человечества, общие   ¦              ¦ реставрации        ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦ критерии оценки произведения   ¦              ¦ Реконструкции,     ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ искусства, основные            ¦              ¦ воссоздания и      ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ исторические этапы             ¦              ¦ охраны             ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ возникновения реставрации,     ¦              ¦ памятников         ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ принципы консервации,          ¦              ¦ культуры           ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ реставрации и сохранения       ¦              ¦ Основы             ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ произведений художественного и ¦              ¦ музеефикации       ¦ ПК-14       ¦
¦     ¦ исторического наследия, основы ¦              ¦ Архивное дело      ¦ ПК-15       ¦
¦     ¦ пропаганды культурного         ¦              ¦ История            ¦ ПК-16       ¦
¦     ¦ наследия, его восстановление и ¦              ¦ религий            ¦ ПК-17       ¦
¦     ¦ сохранение; основные виды      ¦              ¦ История            ¦ ПК-18       ¦
¦     ¦ реставрационных материалов,    ¦              ¦ искусства          ¦ ПК-19       ¦
¦     ¦ применявшихся в прошлом,       ¦              ¦ История            ¦ ПК-20       ¦
¦     ¦ история их использования,      ¦              ¦ христианского      ¦ ПК-21       ¦
¦     ¦ основные технические           ¦              ¦ искусства          ¦ ПК-22       ¦
¦     ¦ характеристики и специфические ¦              ¦ Безопасность       ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦ особенности, требования,       ¦              ¦ жизнедеятельности  ¦ ПК-24       ¦
¦     ¦ применяемые к реставрационным  ¦              ¦                    ¦ ПК-25       ¦
¦     ¦ материалам; законодательство   ¦              ¦                    ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ Российской Федерации об охране ¦              ¦                    ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ памятников истории и культуры; ¦              ¦                    ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ основы музеефикации и          ¦              ¦                    ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ музейного хранения, методику   ¦              ¦                    ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦ работы с архивной              ¦              ¦                    ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦ документацией; религия как     ¦              ¦                    ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ общественное явление,          ¦              ¦                    ¦ ОК-10       ¦
¦     ¦ национальные религии, религия  ¦              ¦                    ¦ ОК-11       ¦
¦     ¦ в современном мире; историю    ¦              ¦                    ¦ ОК-12       ¦
¦     ¦ мирового искусства; искусство  ¦              ¦                    ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ барокко, классицизма, модерн и ¦              ¦                    ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ арт-нуво, современное          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ искусство; библию и новейшие   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научные и археологические      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования, религиозно-      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ философские и эстетические     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ идеи христианства;             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ раннехристианское искусство,   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ христианский храм и его        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ символика, византийское        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ искусство; догматические       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ аспекты православного          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ храмостроения, богородичные    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основы русского православия и  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ христианского миросозерцания,  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ эсхатологию в храмостроении;   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ комплексы стандартов и другой  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ нормативной документации;      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теоретические основы           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ безопасности жизнедеятельности ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ в системе "человек - среда     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ обитания"; правовые,           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ нормативно-технические и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ организационные основы         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ безопасности                   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ жизнедеятельности; средства и  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методы повышения безопасности, ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ экологичности и устойчивости   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ технических средств и          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов;     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ уметь: определять значимость   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исторических зданий и          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ сооружений, памятников         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ культурного наследия,          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ определять категории           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ сохранения объектов            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ материальной культуры,         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ критерии и ценности            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ памятников, физические и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ моральные разрушения;          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ классифицировать произведения  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ культуры по различным эпохам и ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ периодам; адекватно            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ воспринимать и ориентироваться ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ не только в содержательной,    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ догматической сфере той или    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ иной религии, но и в ее        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ проявлениях в различных сферах ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ духовной и материальной        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ культуры, а также общественной ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ жизни; использовать ЭВМ для    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ обработки полученных данных;   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ проводить контроль параметров  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ воздуха, шума, вибрации,       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ электромагнитных, тепловых     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ излучений и уровня негативных  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ воздействий на их соответствие ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ нормативным требованиям;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть: методами и способами  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ сбережения материальных        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исторических ценностей,        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть методикой реставрации  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и консервации памятников,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ выбирать оптимальные модели    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ реставрации или реконструкции  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ архитектурного и исторического ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ наследия; методами оценки      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ технического и художественного ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ состояния реконструируемых     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ зданий и сооружений и          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ объектами культурно-           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ художественного наследия:      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ предлагать и рекомендовать     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ профессиональные решения в     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ целях наибольшего визуального  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и материального сохранения     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ наследия; навыками,            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ способствующими раскрытию      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ значения памятников в          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ сложившейся исторической       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ среде, а также поиску путей    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ решения проблем реставрации и  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ реконструкции объектов в       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ границах целых исторических    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ улиц и фрагментов городов;     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ способами получения и          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ применения строительных        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ материалов и материалов        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ прикладного искусства в        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ различных областях; основными  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методическими правилами для    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ построения своей деятельности  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ как реставратора (эксперта)    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ при музеефикации               ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ восстанавливаемого объекта     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ культурного наследия или при   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ создании культурно-            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ рекреационной зоны; навыками   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ расчета и организации          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ мероприятий по гражданской     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ обороне, охране окружающей     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ среды и охране труда на        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ реставрационных предприятиях.  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                      ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.4 ¦ Практика и(или) научно-        ¦  12 - 14     ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследовательская работа       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ (практические умения и навыки  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза)         ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.5 ¦ Физическая культура            ¦  2 (400      ¦                    ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦                                ¦  часов)      ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная       ¦    15        ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ аттестация                     ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость основной    ¦    240       ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ образовательной программы      ¦              ¦                    ¦             ¦
L-----+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5, Б.6
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавра,  которая  включает  в  себя: учебный план;
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся;  программы  практик;  календарный учебный график, а также
методические   материалы,  обеспечивающие  реализацию  соответствующей
образовательной технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной основной образовательной программой ВПО.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные  программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(например,  компетенций  социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности обучающегося.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр,
разбор   конкретных  ситуаций,  психологические  и  иные  тренинги)  в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
общекультурных   и  профессиональных  навыков  обучающихся.  В  рамках
активных   и  интерактивных  методов  в  учебных  курсах  должны  быть
предусмотрены   встречи  с  представителями  российских  и  зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов в соответствующей области.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  25  процентов аудиторных
занятий.  Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
     7.4.  В  учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть
четко  сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке
с  осваиваемыми  знаниями,  умениями  и приобретаемыми компетенциями в
целом по ООП.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.   Основная   образовательная   программа   должна  содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее  одной трети
вариативной   части  суммарно  по  циклам  Б.1,  Б.2  и  Б.3.  Порядок
формирования  дисциплин  по  выбору  обучающихся  устанавливает ученый
совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебных  занятий  обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения студентами.
     Объем  факультативных дисциплин не должен превышать 540 часов (10
зачетных единиц) за весь период обучения.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет  36  академических  часов.  В  указанный  объем  не  входят
обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
     7.8.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы реализуется:
     при  очной форме обучения в объеме 400 часов аудиторных занятий и
предусматривает      изучение      теоретического      материала     и
методико-практической  подготовки  в  объеме  72  часа  и практическую
подготовку;
     при очно-заочной и заочной формам обучения раздел предусматривает
обязательное   изучение   теоретического   материала,  а  практическая
подготовка реализуется по желанию обучающихся.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
     7.13.  ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия
по дисциплинам (модулям) базовой части ООП.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущий профиль подготовки;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основании аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Раздел  основной  образовательной  программы  бакалавриата
"Учебная   и   производственная   практики"  является  обязательным  и
представляет    собой    вид    учебных    занятий,    непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП  предусматриваются  следующие  виды
практик: учебная и производственная (в том числе преддипломная).
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях  вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым
и научно-техническим потенциалом.
     Аттестация по итогам практики принимается в виде отчета с оценкой
преподавателя.
     Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа обучающегося.
     При  разработке  программы научно-исследовательской работы высшее
учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
     изучать   специальную   литературу  и  другую  научно-техническую
информацию,  достижения  отечественной  и зарубежной науки и техники в
соответствующей области знаний;
     участвовать  в  проведении  научных  исследований  или выполнении
технических разработок;
     осуществлять    сбор,    обработку,   анализ   и   систематизацию
научно-технической информации по теме (заданию);
     принимать  участие  в стендовых и промышленных испытаниях опытных
образцов (партий) проектируемых изделий;
     составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
     выступить с докладом на конференции.
     7.16.  Реализация  основных образовательных программ бакалавриата
должна  обеспечиваться  научно-педагогическими  кадрами, имеющими, как
правило,  базовое  образование,  соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины,   и   систематически   занимающимися   научной   и   (или)
научно-методической деятельностью.
     Доля преподавателей, имеющих ученую степень (в том числе степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и  установления  эквивалентности)
и/или  ученое  звание,  в  общем  числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный  процесс по данной основной образовательной программе,
должно  быть  не менее 60 процентов, ученые степени доктора наук и/или
профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
     Преподаватели   профессионального   цикла  должны  иметь  базовое
образование    и/или    ученую    степень,   соответствующие   профилю
преподаваемой  дисциплины.  Не  менее  50  процентов преподавателей (в
приведенных  к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный
процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени (в том
числе  степень,  присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении
которой   прошли  установленную  процедуру  признания  и  установления
эквивалентности).  К  образовательному процессу должно быть привлечено
не   менее   50   процентов   преподавателей   из   числа  действующих
руководителей  и  работников  профильных  организаций,  предприятий  и
учреждений.
     7.17.  Основная  образовательная  программа должна обеспечиваться
учебно-методической   документацией  и  материалами  по  всем  учебным
курсам,  дисциплинам  (модулям)  основной  образовательной  программы.
Содержание  каждой  из  таких  учебных дисциплин (модулей) должно быть
представлено  в  сети  Интернет  или  локальной  сети образовательного
учреждения.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  -  за  последние  пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров
таких изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.18.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.19.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП бакалавриата,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом  вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП бакалавриата перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     лаборатории;
     специально оборудованные кабинеты и аудитории;
     полигоны;
     бизнес-инкубаторы;
     студии.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого   обучающегося   рабочим   местом   в  компьютерном  классе  в
соответствии  с  объемом изучаемых дисциплин, а также доступом к сетям
типа Интернет.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества освоения основных образовательных программ
должна   включать   текущий   контроль   успеваемости,   промежуточную
аттестацию   обучающихся   и   итоговую   государственную   аттестацию
выпускников.
     8.3.  Конкретные  формы  и  процедуры  текущего  и промежуточного
контроля  по  каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и
доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости  и  промежуточная  аттестация)  создаются фонды оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущего  контроля  успеваемости  и промежуточной аттестации
обучающихся  к условиям их будущей профессиональной деятельности - для
чего  кроме  преподавателей  конкретной  дисциплины в качестве внешних
экспертов  должны  активно  привлекаться  работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.   Итоговая   государственная   аттестация   включает  защиту
выпускной     квалификационной     работы    (бакалаврской    работы).
Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
     Требования  к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы,
а   также   требования   к  государственному  экзамену  (при  наличии)
определяются высшим учебным заведением.
Оглавление