ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 111900 ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 28 октября 2009 г. N 498 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 28 октября 2009 г. N 498 Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г. N 16327 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 498 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 111900 ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП, ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарно-санитарного контроля в перерабатывающей промышленности, государственных лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков, на транспорте, таможне, в пограничных ветеринарных пунктах, в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы научно-исследовательских институтов, вузов; проведение ветеринарно-санитарных мероприятий (плановых и профилактических дезинфекций на перерабатывающих предприятиях, дератизаций, дезинсекций, дезинфекций) на перерабатывающих предприятиях; проведение ветеринарно-санитарного контроля сырья и продуктов животного происхождения в соответствии с ветеринарным законодательством, с требованиями санитарных и ветеринарных норм, ХАССП, GMP, охрана окружающей среды, осуществление биологической безопасности сырья и продуктов животного происхождения. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: животные всех видов, направляемые для перерабатывающих предприятий; сырье и продукты убоя животных, молоко, яйца, а также продукты пчеловодства, растениеводства, гидробионты, подлежащие ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности к использованию на пищевые, кормовые и другие цели, а также охрана населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств, а также охрана окружающей среды от загрязнения, данные ветеринарного мониторинга, состояние эпизоотологической обстановки в регионах РФ и биологическая безопасность сырья и продуктов животного происхождения. Объектами служат также документация, предприятия перерабатывающей промышленности, холодильники, санитарные бойни, ветсанутильзаводы, лаборатории госветсанэкспертизы на рынках и другие объекты и сооружения, материалы, процессы, услуги и методы исследования, подлежащие контролю на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственная; организационно-управленческая; научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: производственная деятельность: проведение ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продуктов убоя животного происхождения. Организация, планирование и контроль ветеринарно-санитарных мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дезинвазии, дератизации и дезактивации на предприятиях по переработке сырья и продуктов животного происхождения и объектах ветеринарного надзора. Использование нормативных и технических документов по ветеринарно-санитарным мероприятиям. Использование новых ветеринарных препаратов для выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий. Осуществление контроля биологической безопасности животного сырья и продуктов его переработки. Участие в промышленных испытаниях новых видов продуктов питания, полученных из сырья животного происхождения. Ветеринарно-санитарный контроль на перерабатывающих предприятиях, направленный на обеспечение безопасности человека и животных от заболеваний, передаваемых через продукты убоя, и охрану окружающей среды. Контроль выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий. Ветеринарно-санитарный контроль качества сырья животного и растительного происхождения, технологии производства кормов для сельскохозяйственных, домашних животных и птицы. Выполнение государственного ветеринарно-санитарного контроля при экспортно-импортных операциях; организационно-управленческая деятельность: Обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия предприятий по переработке сырья и продуктов животноводства. Организация выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий на государственном, регионарном, городском уровнях и на предприятиях. Организация мероприятий по обеспечению ветеринарно-санитарной безопасности и биологической защиты перерабатывающих предприятий в чрезвычайных ситуациях. Обработка результатов ветеринарно-санитарной экспертизы на объектах госветнадзора. Участие в организации методического руководства в производственной деятельности специалистов предприятия, в организации испытаний и внедрении новых ветеринарно-санитарных препаратов и средств, в разработке нормативной и технической документации по ветеринарно-санитарной экспертизе и ветеринарной санитарии; научно-исследовательская деятельность: Участие в выполнении научных экспериментов. Участие в экспериментальных исследованиях и составлении отчетов (разделы отчетов) по теме НИР или ее разделу (этапу, заданию). Обработка и анализ экспериментальных исследований. Подбор научно-технической и патентной литературы в области переработки сырья животного происхождения, ее анализ и обобщение. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); способностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-18). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способностью использовать нормативную и техническую документацию, регламенты, СанПиН, ХАССП, GMP, ветеринарные нормы и правила и др. в своей профессиональной деятельности (ПК-1); способностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-2); способностью применять метрологические принципы инструментальных измерений, характерных для конкретной предметной области (ПК-3); способностью обрабатывать текущую производственную информацию и использовать данные в управлении качеством продукции (ПК-4); по видам деятельности: производственными: способностью проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения (ПК-5); готовностью осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно-санитарный контроль качества сырья и безопасности продуктов животного происхождения (ПК-6); способностью организовывать и проводить контроль ветеринарно-санитарных мероприятий на предприятиях по переработке сырья животного происхождения (ПК-7); готовностью осуществлять контроль за соблюдением биологической и экологической безопасности сырья и продуктов животного происхождения (ПК-8); способностью проводить исследования использованием современных технологий, анализировать и обобщать результаты для маркетинга (ПК-9); готовностью осуществлять элементарные меры безопасности при возникновении экстренных ситуаций на объектах жизнеобеспечения предприятия (ПК-10); способностью использовать основные положения и методы экономики, менеджмента и маркетинга, при решении профессиональных задач, способен анализировать проблемы (ПК-11); организационно-управленческими: способностью обобщать данные о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы на объектах госветнадзора (ПК-12); способностью организовать работу небольшого коллектива исполнителей, проводить анализ результатов деятельности производственных подразделений (ПК-13); готовностью составлять производственную документацию (графики работ, инструкции, заявки на материалы, оборудование и т.д.) и установленную отчетность по утвержденным нормам (ПК-14); способностью организовывать и проводить испытания и внедрение новых ветеринарно-санитарных препаратов для дезинфекции, дезинвазии, дератизации и дезинсекции и других средств ветеринарной санитарии (ПК-15); научно-исследовательскими: способностью обобщать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-16); готовностью организовывать и проводить эксперименты по заданной методике и анализировать полученные результаты (ПК-17); способностью обрабатывать результаты проводимых исследований, составлять отчеты по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов исследований и разработок исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии (ПК-18); способностью принимать участие в проведении экспериментальных исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии (ПК-19); готовностью применять современные методы исследования, новую приборную технику, достижения в области диагностики инфекционных и паразитарных болезней (ПК-20). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T------------------------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 35 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-1, ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ ¦ ОК-2, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 15 - 25 ¦ История ¦ ОК-3, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ОК-4, ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Философия ¦ ОК-5, ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Экономика, ¦ ОК-7, ¦ ¦ ¦ научные и философские ¦ ¦ организация, ¦ ОК-8, ¦ ¦ ¦ картины мира, взаимодействие ¦ ¦ основы маркетинга ¦ ОК-9, ¦ ¦ ¦ духовного, биологического и ¦ ¦ в ¦ ОК-11, ¦ ¦ ¦ социального в человеке, его ¦ ¦ перерабатывающей ¦ ОК-14, ¦ ¦ ¦ отношение к природе и ¦ ¦ промышленности ¦ ОК-17, ¦ ¦ ¦ обществу, движущие силы и ¦ ¦ ¦ ОК-18 ¦ ¦ ¦ закономерности исторического ¦ ¦ ¦ ПК-11, ¦ ¦ ¦ процесса. ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ Экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АПК, организационные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческие особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий, теорию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практику менеджмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-психологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы взаимодействия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ маркетинг как инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рынка; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться иностранным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языком как средством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать с нормативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документацией (ГОСТы, ОСТы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормы и пр.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно решать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационные вопросы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критически осмысливать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ варианты решений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать работу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отвечать за результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ небольшого коллектива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнителей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные технологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать с научной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературой и другими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационными источниками; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять расчеты, обобщать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и делать выводы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранным языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимом для получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью выражения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснования позиций по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этическим, морально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нравственным вопросам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретическими основами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практическими методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципами маркетинговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами систематизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обобщения информации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованию ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия и формированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансового результата. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОПП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и ¦ 65 - 75 ¦ Математика ¦ ОК-1, ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ОК-2, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 20 - 30 ¦ Биофизика ¦ ОК-10, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ОК-11, ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Биологическая ¦ ОК-12, ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ химия ¦ ОК-13, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистические методы ¦ ¦ Биология ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы биофизики; ¦ ¦ Основы физиологии ¦ ¦ ¦ ¦ свойства биологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем и основные черты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эволюции животных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ферментативные превращения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ белков, жиров и углеводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физиологические механизмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регуляции процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности организма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интегрировать математические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания в другие дисциплины; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать оптимальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неопределенности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственные ситуации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сравнивать полученные данные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и идентифицировать их с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемыми методами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять знания в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биологических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физиологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерностей для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мониторинга окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами математического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами микроскопической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками работы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лабораторном оборудовании; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками физико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химических, биологических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биохимических измерений на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лабораторном оборудовании ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОПП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 115 - 125 ¦ Анатомия животных ¦ ОК-5, ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 60 - 70 ¦ Патологическая ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ анатомия животных ¦ ОК-8, ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ Микробиология ¦ ОК-9, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Токсикология ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Безопасность ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Паразитарные ¦ ПК-1, ¦ ¦ ¦ анатомические характеристики ¦ ¦ болезни ¦ ПК-2, ¦ ¦ ¦ с учетом видовых и ¦ ¦ Инфекционные ¦ ПК-3, ¦ ¦ ¦ возрастных особенностей ¦ ¦ болезни ¦ ПК-4, ¦ ¦ ¦ животных; строение и ¦ ¦ Внутренние ¦ ПК-5, ¦ ¦ ¦ структуру тканей и органов ¦ ¦ незаразные ¦ ПК-6, ¦ ¦ ¦ на макро- и микроскопическом ¦ ¦ болезни ¦ ПК-7, ¦ ¦ ¦ уровне в норме и патологии; ¦ ¦ Ветеринарно- ¦ ПК-8, ¦ ¦ ¦ морфологию и свойства ¦ ¦ санитарная ¦ ПК-9, ¦ ¦ ¦ возбудителей болезней, ¦ ¦ экспертиза ¦ ПК-10, ¦ ¦ ¦ основы микробиологической ¦ ¦ Судебная ¦ ПК-11, ¦ ¦ ¦ диагностики и специфическую ¦ ¦ ветеринарно- ¦ ПК-12, ¦ ¦ ¦ профилактику наиболее ¦ ¦ санитарная ¦ ПК-13, ¦ ¦ ¦ значимых инфекционных ¦ ¦ экспертиза ¦ ПК-14, ¦ ¦ ¦ болезней; ¦ ¦ Ветеринарная ¦ ПК-15, ¦ ¦ ¦ влияние токсических веществ ¦ ¦ санитария ¦ ПК-16, ¦ ¦ ¦ на отдельные системы и ¦ ¦ ¦ ПК-18, ¦ ¦ ¦ органы животных; нормы и ¦ ¦ ¦ ПК-19, ¦ ¦ ¦ правила производственной ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эпизоотологического процесса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфекционных и паразитарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ болезней, патогенеза и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ патологических изменений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органах и тканях при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ незаразных болезнях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятия по борьбе и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилактике с ними; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования при заготовке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортировке продуктивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных, отправляемых на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ убой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок сдачи-приема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивных животных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перерабатывающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертизу туш и органов при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфекционных и инвазионных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ болезнях и болезнях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ незаразной этиологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертизу мяса и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мясопродуктов, молока и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молокопродуктов, птицы, рыбы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и рыбных продуктов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования арбитражных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вопросов по определению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества сырья и продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животного происхождения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведение судебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ токсикологического анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфекции, дезинсекции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезодорации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять видовую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принадлежность по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анатомическим признакам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить микробиологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения токсических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ в продуктах убоя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных; проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обследования животных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целью выявления болезней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфекционной, паразитарной, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ незаразной этиологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить контроль качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктов животноводства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроль в колбасных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ консервных цехах, при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промысле и переработке рыбы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и других гидробионтов, при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переработке диких ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промысловых животных, на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рынках; диагностировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возбудителей пищевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ токсикозов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ токсикоинфекций; проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ надзор при импорте и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспорте сырья и продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животного происхождения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать полученные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать дезинфицирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства и ветеринарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санитарную дезинфекционную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технику на перерабатывающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятиях. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническими приемами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бактериологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами диагностики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа токсикозов, методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения токсических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ в сырье и продуктах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животного происхождения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами патоморфологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностики незаразных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфекционных, паразитарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ болезней; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения патогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микроорганизмов; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностики паразитозов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилактики болезней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктивных животных и птиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различной этиологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ патологоанатомической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техникой вскрытия трупов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных различных видов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ клинического обследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных; лабораторными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами контроля сырья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктов животного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ происхождения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами судебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ветеринарно-санитарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертизы сырья и продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животного происхождения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами утилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биоотходов, в том числе при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (землетрясение, острые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эпизоотии и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-16 ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 12 - 15 ¦ ¦ ОК-3, ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ОК-4, ¦ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ПК-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17Ю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ ПК-16, ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ПК-17, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ОПП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными. 7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: физики; биологической химии; биологии; основ физиологии; микробиологии; анатомии животных; математики; безопасности жизнедеятельности; иностранного языка; философии; истории; экономики организации, основ маркетинга в перерабатывающей промышленности; патологической анатомии; токсикологии; паразитарных болезней; инфекционных болезней; ветеринарно-санитарной экспертизы с основами производственно-ветеринарного контроля; судебной ветеринарно-санитарной экспертизы; внутренних незаразных болезней; радиационной гигиены, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики включает в себя письменный отчет с отзывом руководителя предприятия. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Материалы выполнения заданий практик могут быть использованы и оформлены в соответствии с требованиями в виде темы выпускной квалификационной работы. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу по вопросам ветеринарно-санитарной экспертизы, достижения отечественной и зарубежной науки в вопросах ветеринарно-санитарного контроля сырья и продуктов животного происхождения; участвовать в проведении научных исследований в лабораториях кафедр и научно-исследовательских институтах, принимающих участие в разработке данного стандарта; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации совместно с перерабатывающими предприятиями, участвующими в разработке данного стандарта; составлять отчеты по теме или разделу научно-исследовательской работы; выступать с докладами на конференциях. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: биофизики, биологической химии, анатомии, биологии, микробиологии, токсикологии, радиационной гигиены, физиологии, безопасности жизнедеятельности, ветеринарно-санитарной экспертизы, производственно-ветеринарного контроля, паразитологии, инфекционных болезней, внутренних незаразных болезней, судебной ветеринарной экспертизы, патологической анатомии. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студента к сетям Интернет составляет 100 процентов. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |