ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ ДОХОДОВ В ВИДЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ (БОНУСОВ), ПОЛУЧЕННЫХ ТУРКМЕНСКОЙ КОМПАНИЕЙ ОТ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.12.09 03-08-05

           ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
         ДОХОДОВ В ВИДЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ (БОНУСОВ), ПОЛУЧЕННЫХ
          ТУРКМЕНСКОЙ КОМПАНИЕЙ ОТ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА
        ТЕРРИТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
          РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ
              ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, СУММ ДАННЫХ
                       ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ (БОНУСОВ)

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 декабря 2009 г.
                              N 03-08-05

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос    по   вопросу   налогообложения   вознаграждения   (бонусов),
выплаченного   российской   организацией   туркменской   компании   на
территории Туркменистана, и сообщает.
     Как  следует  из  письма,  компания  заключила  договор о разделе
продукции  с  Агентством  по управлению и использованию углеводородных
ресурсов    при    Президенте    Туркменистана.   Условиями   договора
предусмотрены  выплаты  вознаграждений (бонусов) при его подписании, а
также   за   добычу   и   за   коммерческое  открытие  каждого  нового
месторождения.
     В соответствии с нормами российского законодательства о налогах и
сборах  доходы  туркменской компании, полученные в виде вознаграждения
(бонуса),  выплачиваемые  ей  российской  организацией  за  выполнение
обязательств по договору, не относятся к какому-либо из видов доходов,
поименованных в ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
-  Кодекс).  Поэтому,  по нашему мнению, данный вид дохода туркменской
компании  следует  квалифицировать  согласно  ст.  21  "Другие доходы"
Соглашения  между  Правительством  Российской Федерации Правительством
Туркменистана  об  устранении  двойного  налогообложения  в  отношении
налогов на доходы и имущество от 14.01.1998 (далее - Соглашение).
     Согласно   данной   статье   Соглашения  виды  доходов  резидента
Договаривающегося    Государства    независимо    от    источника   их
возникновения,   не   упомянутые   в   предыдущих  статьях  настоящего
Соглашения,  подлежат  налогообложению  только в этом Договаривающемся
Государстве.
     Таким  образом,  доходы,  полученные туркменской компанией в виде
вознаграждения  (бонусов),  не  подлежат  налогообложению в Российской
Федерации  согласно  нормам  как  российского  законодательства, так и
межправительственного Соглашения.
     Что   касается   вопроса   о  включении  в  расходы  сумм  данных
вознаграждений   (бонусов)   для  целей  налогообложения  прибыли,  то
необходимо отметить следующее.
     В  соответствии  с  п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для
целей  налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом)
периоде,  к  которому они относятся, независимо от времени фактической
выплаты  денежных  средств  и (или) иной формы оплаты и определяются с
учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
     Уплата    вышеуказанных   вознаграждений   (бонусов)   не   может
квалифицироваться  как  расход,  осуществленный  в  целях приобретения
лицензии  согласно  Федеральному  закону  от  21.02.1992  N  2395-1 "О
недрах".  Следовательно, такие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264
Кодекса  должны  учитываться  в  составе  прочих расходов, связанных с
производством и реализацией.
     В    аналогичном    порядке    осуществляется    налоговый   учет
вознаграждения  (бонусов),  уплаченного  в  соответствии с заключенным
договором,  за пользование участками недр, расположенных на территории
иностранного государства.
     В  связи с этим в случае, если согласно принятой учетной политике
и  положениям  п.  1  ст.  318  Кодекса  расходы в виде вознаграждения
(бонусов)   являются   косвенными   расходами,  указанные  расходы,  в
соответствии  с  п.  2  ст.  318  Кодекса, подлежат отнесению в полном
объеме  к  расходам  отчетного  (налогового) периода, к которому такие
расходы  относятся  в  соответствии  с  порядком уплаты вознаграждения
(бонусов), установленным соответствующим договором.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
17 декабря 2009 г.
N 03-08-05