ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 140100 ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 ноября 2009 г. N 630 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника (квалификация (степень) "магистр"). 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 18 ноября 2009 г. N 630 Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15684 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N 630 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 140100 ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ ООП, включая ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности по применению теплоты, управлению ее потоками и преобразованию иных видов энергии в теплоту. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки "Теплоэнергетика и теплотехника" являются: тепловые и атомные электрические станции, системы энергообеспечения предприятий, объекты малой энергетики; установки, системы и комплексы высокотемпературной и низкотемпературной теплотехнологии; паровые и водогрейные котлы различного назначения; реакторы и парогенераторы атомных электростанций; паровые и газовые турбины; энергоблоки, парогазовые и газотурбинные установки; установки по производству сжатых и сжиженных газов; компрессорные, холодильные установки; установки систем кондиционирования воздуха; тепловые насосы; химические реакторы, топливные элементы, электрохимические энергоустановки; установки водородной энергетики; вспомогательное теплотехническое оборудование; тепло- и массообменные аппараты различного назначения; тепловые и электрические сети; теплотехнологическое и электрическое оборудование промышленных предприятий; установки кондиционирования теплоносителей и рабочих тел; технологические жидкости, газы и пары, расплавы, твердые и сыпучие тела как теплоносители и рабочие тела энергетических и теплотехнологических установок; топливо и масла; нормативно-техническая документация и системы стандартизации; системы диагностики и автоматизированного управления технологическими процессами в теплоэнергетике и теплотехнике; 4.3. Магистр по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-проектная и проектно-конструкторская; производственно-технологическая; научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности: расчетно-проектная и проектно-конструкторская деятельность: подготовка заданий на разработку проектных решений; проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений, их патентоспособности; определение показателей технического уровня проектируемых объектов или технологических схем; составление описаний принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений; разработка эскизных, технических и рабочих проектов объектов и систем теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологии с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта их разработки; проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектных решений; оценка инновационного потенциала проекта; разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; оценка инновационных рисков коммерциализации проектов; подготовка отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения; научно-исследовательская деятельность: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей; сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи; разработка методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов; подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований; разработка физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере; фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности; управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности; организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива исполнителей, принятие решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ; поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты; профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений; подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы; оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности; адаптация современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов; организация работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов; проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа; разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии; производственно-технологическая деятельность: разработка мероприятий по соблюдению технологической дисциплины, совершенствованию методов организации труда в коллективе; совершенствование технологии производства продукции на своем участке; составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний; надзор за проведением работ по обслуживанию оборудования, приемке и сдаче в ремонт, ремонту, монтажу и демонтажу оборудования, его наладке, испытаниям, пуску в эксплуатацию, выводу из эксплуатации, консервации; обеспечение бесперебойной работы, правильной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования, электрических и тепловых сетей, газо- и продуктопроводов; определение потребности производства в топливно-энергетических ресурсах, подготовка обоснований технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации систем энергоснабжения; педагогическая деятельность: выполнение должностных обязанностей лаборанта (ассистента) при реализации ООП в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области профессиональной подготовки. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности в процессе изменения социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-3); способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5); способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6); способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7); способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8); готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способностью и готовностью использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1); способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2); способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3); способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4); способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5); способностью и готовностью применять современные методы исследования, проводить технические испытания и (или) научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы (ПК-6); способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-7); способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8); готовностью использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9); для расчетно-проектной и проектно-конструкторской деятельности способностью формулировать задания на разработку проектных решений, связанных с модернизацией технологического оборудования, мероприятиями по улучшению эксплуатационных характеристик, повышению экологической безопасности, улучшению условий труда, экономии ресурсов (ПК-10); способностью к определению показателей технического уровня проектируемых объектов или технологических схем (ПК-11); готовностью к участию в разработке эскизных, технических и рабочих проектов объектов и систем теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологии с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта их разработки (ПК-12); готовностью к проведению технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектных решений (ПК-13); готовностью использовать прикладное программное обеспечение для расчета параметров и выбора теплоэнергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования (ПК-14); готовностью выбирать серийное и проектировать новое энергетическое, теплотехническое и теплотехнологическое оборудование, системы и сети (ПК-15); для производственно-технологической деятельности: способностью к разработке мероприятий по соблюдению технологической дисциплины, совершенствованию методов организации труда в коллективе, технологии производства (ПК-16); готовностью к осуществлению надзора за всеми видами работ, связанных с эффективным и бесперебойным функционированием производственного оборудования (ПК-17); готовностью к обеспечению бесперебойной работы, правильной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования, средств автоматизации и защиты, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов (ПК-18); готовностью к определению потребности производства в топливно-энергетических ресурсах, подготовке обоснований технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации предприятий - источников энергии и систем энергоснабжения (ПК-19); готовностью к обоснованию мероприятий по экономии энергоресурсов, разработке норм их расхода, расчету потребностей производства в энергоресурсах (ПК-20); готовностью применять методы и средства автоматизированных систем управления технологическими процессами в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях (ПК-21); для научно-исследовательской деятельности: готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-22); способностью планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований, давать практические рекомендации по их внедрению в производство (ПК-23); готовностью представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-24); для организационно-управленческой деятельности: готовностью к руководству коллективом исполнителей, принятию решений, определению порядка выполнения работ (ПК-25); способностью к разработке мероприятий по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращению экологических нарушений (ПК-26); способностью к разработке перспективных планов работы производственных подразделений, планированию работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-27); способностью организовать работу по повышению профессионального уровня работников (ПК-28); готовностью к организации работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов (ПК-29); готовностью к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-30); способностью к выполнению расчетов с необходимыми обоснованиями мероприятий по экономии энергоресурсов, потребности подразделений предприятия в электрической, тепловой и других видах энергии, участию в разработке норм их расхода, режима работы подразделений предприятия, исходя из их потребностей в энергии (ПК-31); для педагогической деятельности: готовностью к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-32). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ---------T---------------------------------------------T--------------T------------------------------T-----------------¬ ¦ Код УЦ ¦ Учебные циклы, разделы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин для ¦ Коды ¦ ¦ ООП ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ разработки примерных ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ ¦ единицы) <*> ¦ программ, а также учебников ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и учебных пособий ¦ ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 9 - 12 ¦ Философские вопросы ¦ ОК-1 - 9, ¦ ¦ ¦ Базовая часть: ¦ 6 - 9 ¦ технических знаний ¦ ПК-1, 2, 5, ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦ Иностранный язык ¦ 8, 9, 24 - 28, ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ (технический перевод) ¦ 30 - 32 ¦ ¦ ¦ знать иностранный язык в объеме, ¦ ¦ Экономика и управление ¦ ¦ ¦ ¦ необходимом для получения информации ¦ ¦ производством ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального содержания из ¦ ¦ Математическое моделирование ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежных источников; основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития науки и техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологию научного творчества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные принципы и положения философии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технических знаний; основные научные школы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления, концепции, источники знания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемы работы с ними; методологию научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; основные особенности научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метода познания; принципы управления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономику производства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь продуктивно работать с источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации, выбирать перспективные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления в науке и бизнесе, находить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимальные пути решения поставленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач; применять практически приемы охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной собственности; оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоимость объектов интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть деловым профессионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентированным иностранным языком; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологией научного познания, методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования эксперимента, теорией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования, управления и контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов движения материальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных потоков; навыками учета и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа производственно-хозяйственной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической деятельности предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 48 - 51 ¦ Современные проблемы ¦ ОК-1, 4, 5; ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 6 - 9 ¦ теплоэнергетики, ¦ ПК-1 - 32 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦ теплотехники и ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ теплотехнологий ¦ ¦ ¦ ¦ знать современные и перспективные пути ¦ ¦ Проблемы энерго- и ¦ ¦ ¦ ¦ решения проблем направления; принципы ¦ ¦ ресурсосбережения в ¦ ¦ ¦ ¦ работы, состав и программное обеспечение ¦ ¦ теплоэнергетике, ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированных систем управления ¦ ¦ теплотехнике и ¦ ¦ ¦ ¦ технологическими процессами; методические ¦ ¦ теплотехнологии; ¦ ¦ ¦ ¦ основы инженерного проектирования ¦ ¦ Экологическая безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ технических объектов; методы создания и ¦ ¦ Принципы эффективного ¦ ¦ ¦ ¦ анализа моделей, позволяющих прогнозировать ¦ ¦ управления технологическими ¦ ¦ ¦ ¦ свойства и поведение объектов ¦ ¦ процессами в ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; принципы ¦ ¦ теплоэнергетике, ¦ ¦ ¦ ¦ энергосбережения; ¦ ¦ теплотехнике и ¦ ¦ ¦ ¦ уметь ориентироваться в изменяющихся ¦ ¦ теплотехнологии ¦ ¦ ¦ ¦ условиях социальной и профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; выбирать оптимальные пути решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных проблем в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилем подготовки, планировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить теоретические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальные научные исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать решения в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплоэнергетики, теплотехники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплотехнологии с учетом энерго- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсосбережения; разрабатывать планы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы совершенствования оборудования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий; определять оптимальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-технологические режимы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы производственных объектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внедрять достижения отечественной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежной науки и техники; использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы экономического анализа в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практической деятельности; организовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работу по повышению профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровня работников; использовать пакеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладных программ для расчета параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и выбора технологических схем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать серийное и проектировать новое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудование; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: современными проблемами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплоэнергетики, теплотехники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплотехнологии; принципами рационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления технологическими процессами в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной сфере; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективной организации труда на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве, методами сбора, обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представления информации для анализа и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ улучшения качества работы предприятий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их подразделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно-исследовательская ¦ 54 - 60 ¦ ¦ ОК-4 - 9; ¦ ¦ ¦ работа (практические знания, умения и ¦ ¦ ¦ ПК-3 - 9, ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ 22 - 24; 31, 32 ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 3 ¦ ¦ ОК-1 - 9; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 - 9, 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 16, 20, 21, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 22 - 24, 26, 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 32 ¦ +--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+-----------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L--------+---------------------------------------------+--------------+------------------------------+------------------ -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, расчетно-проектной и проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров с привлечением к работе ведущих исследователей и специалистов-практиков и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость должна быть не меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий. 7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы); обучающиеся имеют право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся имеют право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых являются обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться ее широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставках), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 70 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полной ставке, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами, для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами. Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, приборами и программно-техническими средствами, позволяющими исследовать основные физические, химические, технологические и социально-экономические процессы. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучаемого во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления ее с деятельностью других образовательных учреждений с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ результатов численного или натурного экспериментов; проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных, методических и производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению ученого совета вуза. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |