ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 120700 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 ноября 2009 г. N 631 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) "магистр"). 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 18 ноября 2009 г. N 631 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. N 15745 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N 631 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 120700 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт ВПО - высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ Код в ¦ Наименование ¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: земельно-имущественные отношения; систему управления земельными ресурсами и объектами недвижимости; организацию территории землепользований; прогнозирование, планирование и проектирование землепользования, рационального использования и охраны земель; учет, кадастровую оценку и регистрацию объектов недвижимости; топографо-геодезическое и картографическое обеспечение землеустройства и кадастров; позиционирование объектов недвижимости, кадастровые съемки, формирование кадастровых информационных систем; межевание земель и формирование иных объектов недвижимости; правоприменительную деятельность по установлению права собственности и контролю использования земельных участков и иных объектов недвижимости; инвентаризацию объектов недвижимости; мониторинг земель и иной недвижимости; налогообложение объектов недвижимости; риэлтерскую, оценочную и консалтинговую деятельность в сфере земельно-имущественного комплекса. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: земельные ресурсы и другие виды природных ресурсов; категории земельного фонда; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; землепользования и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; земельные угодья; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая и картографическая основы землеустройства и кадастра недвижимости. 4.3. Магистр по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; проектная; производственно-технологическая; научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений, определение порядка выполнения работ; поиск оптимальных решений при землеустройстве и кадастрах с учетом экономических, социальных, экологических и других условий; подготовка заявок на изобретения и открытия; организация в подразделениях работы по совершенствованию, модернизации, унификации программного и информационного обеспечения по землеустройству и кадастрам; адаптация современных методов и способов проектирования к конкретным условиям производственной деятельности на основе отечественных и международных стандартов; подготовка отзывов и заключений на проекты, заявок, предложений по вопросам совершенствования кадастровых информационных систем и автоматизированного проектирования; поддержка единого информационного пространства планирования и управления земельными ресурсами и объектами недвижимости на всех этапах его жизненного цикла; составление инструкций по эксплуатации автоматизированных систем проектирования, обработке кадастровой информации и поддержанию программного обеспечения; проектная деятельность: подготовка заданий на разработку проектов и схем территориального планирования, градостроительства и землеустройства; разработка проектов и схем использования и охраны земельных ресурсов отдельных землепользований и административно-территориальных образований; разработка и реализация эскизных и рабочих проектов организации территории и земельных участков по видам угодий и формам собственности; проведение технико-экономического и социально-экологического анализа эффективности проектов и схем; подготовка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по разработке и реализации проектов и схем; производственно-технологическая деятельность: подготовка геодезического и картографического обеспечения землеустройства и кадастра недвижимости; разработка инструкций по использованию программных средств и методик составления проектов и схем землеустройства и градостроительства с применением средств автоматизированного проектирования; тестирование программных средств сбора и обработки исходной информации для целей Государственного кадастра недвижимости и землеустройства; разработка технических заданий для обработки баз данных автоматизированных кадастровых систем; апробация инструктивных материалов по проведению кадастровых, проектно-изыскательских и топографо-геодезических работ; осуществление мониторинга и объектов недвижимости; научно-исследовательская деятельность: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка заданий для исполнителей; сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи; разработка математических моделей прогнозирования, планирования и организации использования земельных ресурсов и недвижимости; разработка методик автоматизации кадастра недвижимости и автоматизированного проектирования в землеустройстве, технологий выполнения топографо-геодезических работ при землеустройстве и кадастре, ведения кадастра, оценки земель и объектов недвижимости, изучения систем использования земли и иной недвижимости; разработка и осуществление экспериментальных и пилотных проектов, анализ результатов их внедрения; подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований; мониторинговые исследования природных и земельных ресурсов, объектов недвижимости на основе методов дистанционного зондирования и геоинформационных технологий для целей кадастра недвижимости и землеустройства. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК ): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7); владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК ): общепрофессиональными: в организационно-управленческой деятельности: способностью управлять действующими программно-технологическими комплексами в процессе ведения кадастра недвижимости, составления проектов и схем землеустройства и градостроительства, территориального планирования (ПК-1); способностью рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений при организации и проведении практической деятельности в организации, на предприятии (ПК-2); способностью разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-3); способностью разрабатывать и осуществлять технико-экономическое обоснование планов, проектов и схем использования земельных ресурсов и недвижимого имущества (ПК-4); способностью управлять программами освоения новых технологий ведения кадастра недвижимости, систем автоматизированного проектирования в землеустройстве (ПК-5); способностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику в области земельно-имущественных отношений (ПК-6); владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-7); способностью оценивать затраты и результаты деятельности организации (ПК-8); в проектной деятельности: способностью к проектной деятельности в земельно-имущественной сфере народнохозяйственного комплекса на основе системного подхода, уметь строить модели для описания и прогнозирования использования земли и иной недвижимости, осуществлять их качественный и количественный анализы (ПК-9); способностью формулировать и разрабатывать технические задания и использовать средства автоматизации при планировании использования земельных ресурсов и недвижимости (ПК-10); готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-11); способностью использовать знания методов анализа эколого-экономической эффективности при проектировании и реализации проектов (ПК-12); в производственно-технологической деятельности: способностью получать и обрабатывать информацию из различных источников, используя самые современные информационные технологии, критически осмыслить полученную информацию, выделить в ней главное, создать на ее основе новое знание (ПК-13); понимать проблемы земельно-имущественного комплекса, современные технологии кадастра недвижимости, научно-техническую политику в области землеустройства и кадастра недвижимости (ПК-14); готовностью использовать программно-вычислительные комплексы, геодезические и фотограмметрические приборы и оборудование, проводить их сертификацию и техническое обслуживание (ПК-15); готовностью решать инженерно-технические и экономические задачи с помощью пакетов прикладных программ (ПК-16); в научно-исследовательской деятельности: способностью использовать современные достижения науки и передовых информационных технологий в научно-исследовательских работах (ПК-17); способностью ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-18); готовностью самостоятельно выполнять научно-исследовательские и производственные разработки с использованием современного оборудования, приборов и методов исследования в области земельно-имущественных отношений (ПК-19); способностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-20); готовностью представлять результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-21). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный; профессиональный; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры --------T--------------------------------------T------------------T--------------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин для ¦ Коды ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ разработки программ ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ ¦ единицы) ¦ (примерных), учебников и ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 18 - 24 ¦ Философия и методология ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 9 - 12 ¦ науки ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения дисциплин ¦ ¦ ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ базовой части модуля магистр должен: ¦ ¦ Правовое обеспечение ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ инновационной ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ - классификацию наук и научных ¦ ¦ деятельности ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ исследований; ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ - основные научные школы, ¦ ¦ Информационные ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ направления, концепции; ¦ ¦ компьютерные технологии ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ - источники знаний и приемы работы с ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ними; ¦ ¦ Прикладная математика ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ - методологию научных исследований; ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ - основные особенности научного ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ метода познания; ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ - программно-целевые методы решения ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ научных проблем; ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ - регламентируемые российским ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ законодательством ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ организационно-правовые формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйственных обществ и товариществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правовое регулирование управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персоналом организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правовые основы охраны объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - принципы передачи объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной собственности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лицензионному договору; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - современные компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - перспективы компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий в науке и образовании; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - аппаратные и программные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в новых информационных технологиях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пути развития информационных систем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ локальные и глобальные компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сети, телекоммуникации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные элементы теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистической проверки гипотез, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критерии на зависимость признаков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ однородных данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - векторный анализ и элементы теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поля, гармонический анализ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численные методы, функции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексного переменного, элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционального анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбирать оптимальные формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации бизнеса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять на практике приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - оценивать стоимость объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной собственности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ставить их на учет; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - составлять документацию по охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - находить новые источники повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурентоспособности, пути решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы оптимизации ресурсного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциала предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - оценить эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты научной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать сетевые технологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мультимедиа в образовании и науке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создавать базы данных сетевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуры по гиперссылкам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками составления документов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охране интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - математическими методами в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ землеустройстве и кадастрах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - патентным поиском; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - конъюнктурными исследованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - электронным офисом и сетевыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационными технологиями. ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 36 - 40 ¦ Деловой иностранный язык ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 18 - 20 ¦ Современные проблемы ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ землеустройства и ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ блока студент должен: ¦ ¦ кадастров ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Территориальное ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ - фундаментальные законы развития ¦ ¦ планирование и ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ общества и основные законы в области ¦ ¦ прогнозирование ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ регулирования земельно-имущественных ¦ ¦ Кадастр недвижимости ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ отношений, землеустройства, ¦ ¦ Автоматизированные ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ природопользования, мониторинга ¦ ¦ системы проектирования и ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ земель, кадастра недвижимости и ¦ ¦ кадастра ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ др.; ¦ ¦ Управление земельными ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ - методы принятия решений по ¦ ¦ ресурсами и объектами ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ территориальному планированию и ¦ ¦ недвижимости ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ организации рационального ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ использования земельных ресурсов, ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ обеспечения безопасности ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности на территориях, ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ неблагоприятных в экологическом ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ отношении; ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ - основные понятия, задачи, принципы ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ и составные части землеустройства и ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ кадастров, мониторинга земель, ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ методы получения, обработки и ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ использования информации, ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ организационную структуру ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ землеустроительных и кадастровых ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ учреждений и организаций; ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ - методики землеустроительного и ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ градостроительного проектирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированной системы ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастра недвижимости, производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тапографо-геодезических изысканий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для целей землеустройства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - тенденции развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геоинформационных, кадастровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем и технологий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования и область их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской, проектной, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-технологической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационно-управленческой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные категории и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления земельными ресурсами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектами недвижимости; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - системы управления предприятиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методики экономической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастровой оценки земельных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участков и иных объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недвижимости; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программные и технические средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных технологий для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения задач землеустройства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационно-управленческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчеты и техническое оснащение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих мест; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать оперативные планы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы первичных производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методологией, методами, приемами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядком ведения государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастра недвижимости, мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ земель; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - технологией сбора, систематизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и обработки информации, заполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастровой документации, текстовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и графических материалов для целей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ землеустройства, кадастра и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мониторинга земель; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методикой разработки схем и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов использования и охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ земельных ресурсов, схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ землеустройства и других проектных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозных материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методикой автоматизации проектных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастровых и других работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанных с землеустройством, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастрами и градостроительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - приемами и методами обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геодезической информации для целей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ землеустройства и кадастров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мониторинга земель ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно-исследовательская ¦ 56 ¦ ¦ с ОК-1 по ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ (практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ с ПК-1 по ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 4 ¦ ¦ с ОК-1 по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с ПК-1 по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ +-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+--------------------------------------+------------------+--------------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников: социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, моделирования конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. Магистерская программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 16 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС. 7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучаемых умения и навыки в области: кадастра недвижимости, автоматизированных систем проектирования и кадастра, философии и методологии науки, правового обеспечения инновационной деятельности, прикладной математики, информационных компьютерных технологий, территориального планирования и прогнозирования, управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, современных проблем землеустройства и кадастров, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части рабочей программы, которые предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая и др. Конкретные виды практик определяются ООП, а цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работе; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работы; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или в зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории; специально оборудованные кабинеты и аудитории; геодезические полигоны; бизнес-инкубаторы и т.п. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет должна быть не менее 200 часов в год на одного студента. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей, и т.п. 8.4. Обучающимся и представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры. Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ получаемой полевой и лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных методических и производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки вводится по решению ученого совета вуза. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |