ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 декабря 2009 г. N 792 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240100 Химическая технология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 22 декабря 2009 г. N 792 Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2010 г. N 16246 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 792 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 240100 Химическая технология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ ООП (для ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ очной формы ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП магистра ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения; создание, внедрение и эксплуатацию производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: химические вещества и материалы; методы и приборы определения состава и свойства веществ и материалов; оборудование, технологические процессы и промышленные системы получения веществ, материалов, изделий, а также системы управления ими и регулирования; методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства, энергетики и транспорта. 4.3. Магистр по направлению подготовки 240100 Химическая технология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектная; педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 240100 Химическая технология должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: производственно-технологическая деятельность: внедрение в производство новых технологических процессов и контроль за соблюдением технологической дисциплины; разработка норм выработки, технологических нормативов на расход сырья и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, выбор оборудования и технологической оснастки; оценка экономической эффективности технологических процессов, инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий; исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению; разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства, выбор систем обеспечения экологической безопасности производства; организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности; поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения; безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты; оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции, проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции; адаптация современных систем управления качеством к конкретным условиям производства, осуществление технического контроля и управления качеством продукции; научно-исследовательская деятельность: постановка и формулирование задач научных исследований на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации; разработка новых технических и технологических решений на основе результатов научных исследований в соответствии с планом развития предприятия; создание теоретических моделей технологических процессов, позволяющих прогнозировать технологические параметры, характеристики аппаратуры и свойства получаемых веществ, материалов и изделий; разработка программ и выполнение научных исследований, обработка и анализ их результатов, формулирование выводов и рекомендаций; координация работ по сопровождению реализации результатов работы в производстве; анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно ориентированных методов; подготовка научно-технических отчетов, аналитических обзоров и справок; защита интеллектуальной собственности, публикация научных результатов; проектная деятельность: подготовка заданий на разработку проектных решений; проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений; разработка различных вариантов технологического процесса, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта; разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний новых материалов и изделий; педагогическая деятельность: разработка новых лабораторных установок для проведения практикумов; разработка учебно-методической документации для проведения занятий; проведение лабораторных и практических занятий; разработка методов контроля знаний студентов; подготовка мультимедийных материалов для учебного процесса. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-1); к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); находить творческие решения социальных и профессиональных задач к нестандартным решениям (ОК-5); самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способностью и готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК-1); к использованию методов математического моделирования материалов и технологических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез (ПК-2); к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-3); производственно-технологическая деятельность: к решению профессиональных производственных задач - контролю технологического процесса, разработке норм выработки, разработке технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, к выбору оборудования и технологической оснастки (ПК-4); к совершенствованию технологического процесса - разработке мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, к исследованию причин брака в производстве и разработке предложений по его предупреждению и устранению (ПК-5); к анализу технологичности изделий и процессов, к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий (ПК-6); оценивать эффективность и внедрять в производство новые технологии (ПК-7); организационно-управленческая деятельность: способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ (ПК-9); находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-10); к организации повышения квалификации и тренингу сотрудников подразделений (ПК-11); способностью адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-12); к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции (ПК-13); научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей (ПК-14); к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ПК-15); использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты (ПК-16); проектная деятельность: строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-17); к проведению патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта (ПК-18); проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проекта (ПК-19); использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ (ПК-20); разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-21); педагогическая деятельность: способностью и готовностью к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов (ПК-22); к разработке учебно-методической документации для проведения учебного процесса (ПК-23). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры -------T---------------------------------------T--------------T---------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 15 - 20 ¦ Философские ¦ ОК-1, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 9 - 11 ¦ проблемы науки ¦ ОК-3 - ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ и техники, ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ цикла обучающийся должен: ¦ ¦ Экономический ¦ ПК-1, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ анализ и ¦ ПК-2, ¦ ¦ ¦ - основные научные школы, ¦ ¦ управление ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ направления, концепции, источники ¦ ¦ производством, ¦ ¦ ¦ ¦ знания; методы и приемы научного ¦ ¦ Теоретические ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; методологические теории ¦ ¦ и экспериментальные ¦ ¦ ¦ ¦ и принципы современной науки; ¦ ¦ методы ¦ ¦ ¦ ¦ методологию научных исследований; <*> ¦ ¦ исследования в ¦ ¦ ¦ ¦ - основные теории и методы макро- и ¦ ¦ химии, ¦ ¦ ¦ ¦ микроэкономики; экономическое ¦ ¦ Деловой ¦ ¦ ¦ ¦ планирование и прогнозирование; <**> ¦ ¦ иностранный ¦ ¦ ¦ ¦ - современные методы теоретического и ¦ ¦ язык ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментального исследования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных разделах химии, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения состава, структуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вещества, механизма химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов, их теоретические основы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности и границы применимости; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - осуществлять методологическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснование научного исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать, оценивать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозировать экономические эффекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и последствия реализуемой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планируемой деятельности; <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбрать метод исследования для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданной научной и технологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи, спланировать и провести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальное исследование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ провести интерпретацию результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками историко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологического анализа научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и его результатов; <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками историко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологического анализа научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и его результатов; <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - приемами экономического анализа и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования; <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - иностранным языком на уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методиками проведения исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с помощью современных физических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химических методов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 40 - 45 ¦ Процессы ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 8 - 10 ¦ массопереноса ¦ ПК-1 - ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ в системах с ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ цикла обучающийся должен: ¦ ¦ участием ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ твердой фазы ¦ ¦ ¦ ¦ основы массопередачи в системах с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ твердой фазой; закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массопереноса в пористых телах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные уравнения равновесия при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ адсорбции и ионном обмене, динамики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сорбции и ионного обмена; методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчета адсорбционных и ионнообменных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аппаратов; закономерности процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ растворения и кристаллизации; методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ описания равновесия и кинетики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массопередачи процессов в системе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жидкость-жидкость; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - иерархическую структуру и принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования компьютерных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизации научных исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (АСНИ), автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования (САПР), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированного управления (АСУ), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемые в них алгоритмы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критерии оптимальности, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации химических производств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - определять основные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов с участием твердой фазы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать математические модели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов, определять параметры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов в промышленных аппаратах с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участием твердой фазы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять методы и алгоритмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации, а также соответствующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пакеты прикладных программ для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации задач исследования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования и управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химическими производствами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами определения оптимальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рациональных технологических режимов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами одномерной и многомерной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации для определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимальных условий проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химико-технологических процессов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления ими и проектирования. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно-исследовательская ¦ 54 ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-23 ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 6 ¦ ¦ ОК-1, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-3, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-4, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ +------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L------+---------------------------------------+--------------+---------------------+-------------- -------------------------------- <*> Для магистратуры, ориентированной на научную деятельность. <**> Для магистратуры, ориентированной на практическую деятельность. <1> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно- педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 24 академических часа. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы и принятия решений (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных методов исследования в химии и химической технологии, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории с оборудованием для проведения исследований, в том числе: цифровые технические и аналитические весы, автоматические титраторы, роторные испарители, магнитные мешалки различных типов, pH-метры, потенциостаты, ультразвуковые бани, дистилляторы, центрифуги, фотоэлектроколориметры, нефелометры, инфракрасные и ультрафиолетовые спектрофотометры, дериватографы, хроматографы различных типов, электронные микроскопы, ЯМР-спектрометры, рентгеновские дифрактометры, атомноабсорбционные спектрометры; компьютерные классы с программным обеспечением для моделирования и расчета химико-технологического оборудования. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет не менее 10 часов в неделю. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |