ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 221700 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 21 декабря 2009 г. N 765 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 21 декабря 2009 г. N 765 Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2010 г. N 16224 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 765 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 221700 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для очной ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: обоснование, установление, реализацию и контроль норм, правил и требований к продукции (услуге), технологическому процессу ее разработки, производства, применения (потребления), транспортировки и утилизации; разработку метрологического обеспечения, метрологический контроль и надзор, нацеленные на поддержание единства измерений, высокое качество и безопасность продукции (услуги), высокую экономическую эффективность для производителей и потребителей на основе современных методов управления качеством при соблюдении требований эксплуатации и безопасности; разработку элементов систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства и реализации продукции на основе отечественных и международных нормативных документов; разработку, исследование и обеспечение функционирования систем подтверждения соответствия продукции, процессов и услуг заданным требованиям; проведение научных исследований и разработку сложных прикладных проблем в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством; научно-педагогическую деятельность в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: продукция (услуги) и технологические процессы; оборудование предприятий и организаций, метрологических и испытательных лабораторий; методы и средства измерений, испытаний и контроля; техническое регулирование, системы стандартизации, сертификации и управления качеством, метрологическое обеспечение научной, производственной, социальной и экологической деятельности; нормативная документация. 4.3. Магистр по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектно-конструкторская; научно-педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: производственно-технологическая деятельность: разработка и практическая реализация систем стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений; обеспечение необходимой эффективности систем обеспечения достоверности измерений при неблагоприятных внешних воздействиях и планирование постоянного улучшения этих систем; анализ состояния и динамики метрологического и нормативного обеспечения производства, стандартизации и сертификации на основе использования прогрессивных методов и средств; обеспечение выполнения заданий по разработке новых, пересмотру и гармонизации действующих технических регламентов, стандартов и других документов по техническому регулированию, стандартизации, сертификации, метрологическому обеспечению и управлению качеством; разработка процедур по реализации процесса подтверждения соответствия; обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами; обеспечение надежности и безопасности на всех этапах жизненного цикла продукции; автоматизация процессов измерений, контроля и испытаний в производстве и при научных исследованиях; организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ; руководство разработкой и внедрением новой измерительной техники, составлением технических заданий на разработку стандартов, обеспечивающих качество продукции; рекламационной работой и анализом причин брака и нарушений технологии производства; метрологической экспертизой; руководство разработкой нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по метрологическому обеспечению, стандартизации и сертификации; осуществление контроля за испытаниями готовой продукции и поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов и средств измерений, испытаний и контроля; управление программами обеспечения надежности (качества) новой техники и технологии; поиск рациональных решений при создании продукции с учетом требований качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и функционирования самого предприятия; участие в проведении маркетинга и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий; адаптация метрологической и эксплуатационной документации к прогнозируемому усовершенствованию, модернизации, унификации выпускаемой продукции и ее элементов; участие в разработке планов и программ инновационной деятельности на предприятии, координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем реализации коммерческих проектов, оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности; подготовка и участие в аккредитации метрологических и испытательных подразделений; поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции; научно-исследовательская деятельность: метрологический анализ технических решений и производственных процессов; создание теоретических моделей, позволяющих исследовать эффективность метрологического обеспечения и стандартизации; применение проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов управления метрологическим обеспечением, стандартизацией и сертификацией; математическое моделирование процессов, оборудования и производственных объектов с использованием современных информационных технологий проведения исследований; разработка методики и технологии проведения экспериментов и испытаний, обработка и анализ результатов, принятие решений, связанных с обеспечением качества продукции, процессов и услуг; сбор, обработка, анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований, выбор рациональных методов и средств при решении практических задач; разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и перспективных технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей; подготовка научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок; фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности; управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности; исследование обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности создания стандартов и обеспечения единства измерений; проектно-конструкторская деятельность: определение программы (проекта) по созданию новых или модернизации существующих методов и средств метрологического обеспечения производства с учетом передового зарубежного и отечественного опыта; проведение анализа новых проектных решений с целью обеспечения их патентной чистоты и патентоспособности, а также определения показателей технического уровня проектируемых изделий; составление описаний принципов действия и устройства проектируемых средств измерений и испытаний с обоснованием принятых технических решений; разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также соответствующих предложений по реализации разработанных проектов и программ; проведение технических и экономических расчетов по проектам, связанным с улучшением метрологического обеспечения создания и производства изделий, процессов; использование современных информационных технологий при проектировании средств и технологий управления метрологическим обеспечением и стандартизацией; научно-педагогическая деятельность: участие в научной и педагогической деятельности в области метрологии, технического регулирования и управления качеством; другие (специальные) виды деятельности: организация повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области метрологии, стандартизации, сертификации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровни (ОК-1); способность и готовность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-2); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-3); способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным, техническим и этическим проблемам (ОК-4); способность и готовность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-5); способность проявлять гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6); способность предусматривать меры по обеспечению безопасности в ее экологическом и гуманитарном смыслах при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7); способность использовать известные способы и научные результаты для решения новых проблем (ОК-8); способность анализировать и синтезировать находящуюся в распоряжении исследователя информацию и принимать на этой основе адекватные решения (ОК-9); способность ставить и решать прикладные исследовательские задачи, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований, сравнивать новые экспериментальные данные с принятыми моделями для проверки их адекватности и при необходимости предлагать измерения для улучшения моделей (ОК-10); способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-11); способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-12); способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-13); способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-14); способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-15). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): производственно-технологическая деятельность: выполнять разработку и экспертизу новых технических регламентов, национальных стандартов, стандартов организаций и другой нормативной документации, а также пересмотр и гармонизацию действующих нормативно-правовых документов в области стандартизации, сертификации, метрологического обеспечения и управления качеством (ПК-1); адаптировать современные версии нормативных документов к конкретным условиям производства; разрабатывать системы обеспечения достоверности измерений в рамках систем качества; планировать постоянное улучшение метрологического обеспечения качества продукции, процессов и услуг (ПК-2); проводить анализ состояния и динамики метрологического и нормативного обеспечения производства, стандартизации и сертификации с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-3); исследовать причины появления некачественной продукции на производстве и разрабатывать предложения по предупреждению и устранению причин низкого качества продукции и управлению несоответствующей продукцией (ПК-4); разрабатывать процедуры оценки соответствия продукции, процессов и услуг при сертификации и меры по взаимному признанию результатов испытаний и сертификатов (ПК-5); проводить сертификацию продукции, технологических процессов, услуг, систем менеджмента качества, производств и систем экологического управления предприятия (ПК-6); разрабатывать метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации и утилизации продукции (ПК-7); производить оценку качества измерений, контроля и испытаний, обеспечивать эффективность измерений при управлении технологическими процессами (ПК-8); проводить работы по автоматизации процессов измерений, испытаний и контроля в производстве и научных исследованиях (ПК-9); проводить анализ надежности и безопасности технических систем и разрабатывать мероприятия по их повышению (ПК-10); организационно-управленческая деятельность: организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ (ПК-11); организовывать в подразделении работы по совершенствованию системы проведения прикладных исследований, сбору, обработке и анализу научно-технической информации, разработке и экспертизе проектов технических регламентов, стандартов и другой нормативной документации (ПК-12); руководить аккредитацией измерительных и испытательных лабораторий и подразделений, рекламационной работой и анализом причин брака и нарушений технологии, метрологической экспертизой и подготовкой планов внедрения новой измерительной техники, составлением заданий на разработку стандартов оценки качества продукции, процессов и услуг (ПК-13); выбирать оптимальные контрольно-измерительные технологии при создании продукции с учетом требований качества, надежности, стоимости и сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства; проводить оценку экономической эффективности обеспечения требуемого качества продукции, анализировать эффективность деятельности производственных подразделений (ПК-14); осуществлять контроль за испытаниями готовой продукции и поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов и средств измерений, испытаний и контроля; проводить аккредитацию органов по сертификации, измерительных и испытательных лабораторий (ПК-15); организовывать работу по защите интеллектуальной собственности, в том числе по патентованию оригинальных технических решений, промышленных образцов и товарных знаков (ПК-16); разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, оценивать инновационно-технологические и экономические риски при освоении новой продукции и технологий; организовывать повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности (ПК-17); участвовать в программах обеспечения надежности и освоения новой продукции и технологий, проводить маркетинговые исследования и подготавливать бизнес-планы выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПК-18); обеспечивать адаптацию нормативно-технической документации к прогнозируемому усовершенствованию, модернизации, унификации выпускаемой продукции и функционирования самого предприятия (ПК-19); рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-20); поддерживать единое информационное пространство планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла изделий (ПК-21); научно-исследовательская деятельность: организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу (ПК-22); осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор и обоснование методик и средств решения задачи, разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований и технических разработок (ПК-23); проводить разработку физических и математических моделей и идентификацию исследуемых процессов, явлений и объектов в области метрологии и технического регулирования с использованием проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов (ПК-24); проводить моделирование процессов и средств измерений, испытаний и контроля с использованием современных информационных технологий проектирования и проведения исследований; разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов и испытаний с анализом их результатов (ПК-25); подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-26); осуществлять практическое освоение результатов научно-исследовательской деятельности, фиксацию и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности и коммерциализацию прав на них (ПК-27); проектно-конструкторская деятельность: разрабатывать технические задания на создание средств измерений и технологий контроля, поверки и испытаний; разрабатывать эскизные и технические проекты на эти изделия и технологические процессы с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных изделий (ПК-28); разрабатывать текстовые конструкторские и эксплуатационные документы на проектируемые изделия и объекты; разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-29); проводить технико-экономический и функционально-стоимостной анализ по проектам, связанным с метрологическим обеспечением создания и производства изделий, процессов и услуг (ПК-30); проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического уровня проектируемых изделий; проводить оценку инновационных потенциалов проектов и рисков их коммерциализации (ПК-31); научно-педагогическая деятельность: способность и готовность использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной и социальной деятельности (ПК-32); заниматься научно-педагогической деятельностью в области метрологии, технического регулирования и управления качеством (ПК-33); другие (специальные) виды деятельности: проводить работу по повышению квалификации и тренингу сотрудников подразделений в области технического регулирования и метрологии (ПК-34). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T------------------------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 16 - 24 ¦ Деловой ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 5 - 7 ¦ иностранный язык ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Философские ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ проблемы ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ науки и техники ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Организационно- ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ - терминологию делового ¦ ¦ экономическое ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ иностранного языка; ¦ ¦ проектирование ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ - основные философские ¦ ¦ инновационных ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ проблемы науки и техники; ¦ ¦ процессов ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ - правовые основы охраны ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ объектов интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ основные показатели ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ эффективности ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ инвестиционного проекта; ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ этапы процедуры бизнес- ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ проектирования; основные ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ виды экономической ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ деятельности, формы ¦ ¦ ¦ ПК-30 ¦ ¦ ¦ собственности и ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦ ¦ ¦ организационно-правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы предприятий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранного языка при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведении рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переговоров и составлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деловых документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ положения философской теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ познания в научной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практической деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - прогнозировать технико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурентоспособность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создаваемой продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать стоимость объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; составлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ маркетинговый, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиционный, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансовый планы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формировать комплект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственной регистрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия и аккредитации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ испытательных лабораторий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками общения на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранном языке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками практической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методологией научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ познания при решении задач в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области метрологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технического регулирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - идеологией всеобщего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководства качеством; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философскими, социальными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономическими аспектами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достижения требуемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ точности измерений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бизнес-планов и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводимых мероприятий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации, сертификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и управления качеством. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 36 - 44 ¦ Современные ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 10 - 14 ¦ проблемы ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ ¦ стандартизации ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ метрологии, ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Основы научных ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ исследований, ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ организация и ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ - актуальные проблемы в ¦ ¦ планирование ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ области метрологии, ¦ ¦ эксперимента, ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ стандартизации и ¦ ¦ Надежность ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ подтверждения соответствия; ¦ ¦ технических ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ - современные методы ведения ¦ ¦ систем, ¦ ПК-23 ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских ¦ ¦ Системы ¦ ПК-24 ¦ ¦ ¦ работ, организации и ¦ ¦ качества, ¦ ПК-25 ¦ ¦ ¦ планирования эксперимента; ¦ ¦ Информационная ¦ ПК-26 ¦ ¦ ¦ физико-математические ¦ ¦ поддержка ¦ ПК-27 ¦ ¦ ¦ методы, применяемые в ¦ ¦ жизненного ¦ ПК-28 ¦ ¦ ¦ инженерной и ¦ ¦ цикла продукции ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ исследовательской практике; ¦ ¦ ¦ ПК-30 ¦ ¦ ¦ - методы построения моделей ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦ ¦ ¦ и идентификации исследуемых ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ процессов, явлений и ¦ ¦ ¦ ПК-33 ¦ ¦ ¦ объектов; ¦ ¦ ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ - теоретические основы ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ обеспечения надежности, ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ безопасности и эффективности ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ технических систем; ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ - общие требования к ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ организации работ по ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ обеспечению достоверности ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ оценки надежности и ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ безопасности на всех этапах ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ жизненного цикла продукции; ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ - научные, методические и ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ организационные принципы ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ построения, структуру и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание систем качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - информационные технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на этапах разработки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства, испытаний и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатации продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбирать и обосновывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы решения научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации и метрологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять физико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математические методы при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделировании задач в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метрологии, стандартизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формировать планы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерений и испытаний для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных измерительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальных задач и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатывать полученные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты с использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмов, адекватных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сформированным планам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить мониторинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состояния производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выявлять несоответствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечении его нормативными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документами и контрольно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерительными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ испытательными средствами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатывать мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устранению этих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ несоответствий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить анализ характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и последствий отказов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективность производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатывать для их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предотвращения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метрологические мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и нормативно-техническую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документацию в рамках систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать нормативно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технические документы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования, метрологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления качеством; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации при разработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технических регламентов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартов и других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативных документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - участвовать в создании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем качества и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствие отечественным и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международным нормам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - организовывать проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладных исследований в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки и сопровождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизненного цикла продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей и решения конкретных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач в области метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками интерпретации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов измерительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксперимента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий по повышению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ надежности, безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности продукции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метрологии, стандартизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценки соответствия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документированных процедур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем менеджмента качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ глобальными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационными ресурсами. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно- ¦ 40 - 48 ¦ ¦ ОК-8 - 13 ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ПК-22 - 34 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 12 - 20 ¦ ¦ ОК-4 - 5 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-7 - 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-13 - 15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 - 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 - 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-23 - 26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-31 ¦ +-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+------------------------------+--------------+-------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий (определяется с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать: лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области делового иностранного языка; философских проблем науки и техники; организационно-экономического проектирования инновационных процессов; основ научных исследований, организации и планирования эксперимента; надежности технических систем; систем качества; информационной поддержки жизненного цикла изделий, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-производственная и педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее 10 наименований отечественных журналов и не менее семи наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам базовой части: основы научных исследований, организация и планирование эксперимента; деловой иностранный язык; надежность технических систем; информационная поддержка жизненного цикла изделий. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета одно место в классе на 10 обучающихся с выходом в сеть Интернет. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: метрологический анализ технических систем (процессов) с целью оптимизации их метрологического обеспечения; разработка рабочих эталонов и локальных поверочных схем; разработка стандартных образцов состава и свойств материалов; разработка методов и средств обеспечения метрологической надежности технических средств измерения и информационно-измерительных систем; экспериментальное исследование метрологических характеристик информационно-измерительных систем; разработка методического и программного обеспечения оценки структур информационно-измерительных систем при проектировании; разработка процедур оценки соответствия продукции (процессов и услуг) при сертификации и обеспечение мер по взаимному признанию результатов испытаний; идентификация реальных условий функционирования объектов испытаний и разработка эквивалентных моделей методик проведения их испытаний; определение модели процесса испытаний, адаптированного к реальным условиям применения, и разработка методики и программы испытаний изделия (процесса); анализ характера и последствий отказов и их влияния на эффективность производства и разработка мер по их предотвращению; разработка методов и средств по сопровождению мероприятий повышения надежности, безопасности, эффективности и конкурентоспособности продукции (процессов); разработка документированных процедур для интегрированных систем качества; разработка технических мероприятий по обеспечению качества производства изделия (процесса); разработка автоматической установки контроля параметров изделия; разработка автоматизированного стенда для испытаний изделия; разработка комплекса оборудования для сертификационных испытаний изделия; модернизация метрологического обеспечения приемочных испытаний изделия; разработка технологии контроля сложных технических систем и их элементов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |