ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032000 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 13 января 2010 г. N 13 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 13 января 2010 г. N 13 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16360 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 13 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032000 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для очной ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультационных, образовательных и иных услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о зарубежных странах и регионах. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на регионально-страновом и межрегиональном уровнях. 4.3. Магистр по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-коммуникационная деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организаций на территории Российской Федерации с представителями соответствующих стран и регионов мира; информационно-аналитическая деятельность, связанная с исследованием основных тенденций развития политических систем и экономик зарубежных стран и регионов, их социально-политических, военных, торгово-экономических и культурных связей с Российской Федерацией, международной деятельности отдельных зарубежных и региональных организаций; редакционно-издательская деятельность, связанная с освещением проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической, научно-популярной и художественной литературе; культурно-просветительская деятельность в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия, связанная с систематизацией библиотечных, архивных и музейных фондов, организацией выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры; научно-исследовательская и преподавательская деятельность в области изучения теоретических и прикладных проблем развития зарубежных стран и регионов, включая языки, литературу, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: ведение официальной и деловой переписки, подготовка проектов международных документов (договоров, меморандумов) на русском и иностранном языке, включая язык(и) региона специализации; подготовка публичных выступлений официальных лиц по вопросам, касающимся общественно-политической и торгово-экономической проблематики; осуществление функций пресс-секретаря, помощника руководителей региональных и федеральных органов государственного управления, ответственных за проведение внешней политики в отношении отдельных зарубежных стран и регионов; информационно-аналитическая деятельность: экспертная оценка данных по различным аспектам социально-политического и экономического развития зарубежных стран и регионов; подготовка аналитических досье по отдельным странам, организациям, деятелям с использованием источников на русском и иностранном языке, включая язык(и) региона специализации; подготовка рекомендаций для государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, касающихся продвижения их интересов в зарубежных странах и регионах; редакционно-издательская деятельность: подготовка аналитических рефератов и рецензий на отечественную и зарубежную научную литературу, посвященную региональной проблематике; осуществление литературной и научной редакции информационно-аналитических материалов, посвященных региональной проблематике; культурно-просветительская деятельность: работа с архивными, библиотечными и музейными фондами, имеющими отношение к региону специализации; организация международных выставок, презентаций, аукционов, иных мероприятий в сфере культуры; поддержание культурных и профессиональных контактов с посольствами и консульствами, иностранных государств в России, а также с посольствами и консульствами России за рубежом; научно-исследовательская и преподавательская деятельность: планирование, осуществление и презентация результатов индивидуального научного исследования; преподавание предметов, находящихся в проблемном поле региона специализации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; подготовка библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, проведение библиометрических исследований по проблемам, связанным с регионом специализации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): быть готовым к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК-1); демонстрировать знание стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в профессиональной и научной деятельности (ОК-2); свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на деловом и профессиональном уровне (ОК-3); обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов (ОК-4); обладать навыками рефлексии, быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов (ОК-5); проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений (ОК-6); критически переосмысливать накопленный научный и профессиональный опыт, адаптироваться к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7); самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований с учетом междисциплинарных связей (ОК-8); уметь корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные и частнонаучные, качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач (ОК-9); владеть современными программными средствами статистического анализа и математического моделирования, включая инструменты визуализации данных (ОК-10); представлять информационные материалы широкой аудитории с применением современных программных средств обработки и редактирования информации, в том числе на иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11); вести библиографическую работу с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации (ОК-12); уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных (ОК-13); определять основные направления развития глобальной информационной среды, самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками (ОК-14); уметь идти на компромисс и проявлять инициативу, отстаивать личную позицию в социально приемлемых формах (ОК-15); соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию, обеспечивать интересы клиента и работодателя в профессиональной деятельности (ОК-16); просчитывать последствия принимаемых решений, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и профессиональной деятельности подчиненных (ОК-17); соблюдать законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующие сферу высшего образования и профессиональной деятельности (ОК-18). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем (ПК-1); объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексный анализ их истоков, внутренних противоречий, реальных и потенциальных последствий (ПК-2); анализировать социальную, экономическую и политическую природу традиционных и нетрадиционных угроз национальной, региональной и глобальной безопасности (ПК-3); объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэскалации и урегулированию (ПК-4); учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ПК-5); проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира (ПК-6); давать характеристику ведущим отечественным и зарубежным научным школам, оценивать их вклад в формирование предметного поля и методологии мирового комплексного регионоведения (ПК-7); объяснять классические и современные теории мирового комплексного регионоведения и международных отношений, давать сравнительный анализ их относительных достоинств и недостатков (ПК-8); владеть основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки (ПК-9); владеть компаративными методами, давать аргументированное научное объяснение сходству и/или различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями (ПК-10); владеть методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики (ПК-11); владеть навыками аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12); владеть основами общепринятых международных систем транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять их в профессиональной деятельности (ПК-13); в организационно-коммуникационной деятельности: владеть навыками двустороннего устного и письменного перевода, направленного на обеспечение профессиональной деятельности с использованием языка (языков) региона специализации (ПК-14); в информационно-аналитической деятельности: владеть навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-15); в редакционно-издательской деятельности: владеть навыками составления профессионально ориентированных текстов на языке (языках) региона специализации (ПК-16); в культурно-просветительской деятельности: демонстрировать углубленное знание лингвострановедческой специфики региона специализации, учитывать ее при составлении профессионально ориентированных текстов (ПК-17); в научно-исследовательской и преподавательской деятельности: моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития (ПК-18). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практика и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ---------T----------------------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ООП ¦ проектируемые результаты ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ их освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 25 - 35 ¦ История и ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 5 - 15 ¦ методология ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ зарубежного ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ комплексного ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ регионоведения ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ знать - основные принципы ¦ ¦ Иностранный ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ междисциплинарного подхода ¦ ¦ язык ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ к исследованию стран и ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ регионов мира; ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ уметь - интегрировать ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ методы гуманитарных, ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ социальных, экономических, ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ математических и ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ технических наук в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ единой комплексной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть - глубокими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всесторонними познаниями в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области зарубежного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионоведения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ позволяющими строить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно обоснованные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозы относительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспектив развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отдельных стран и регионов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранным языком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международного общения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отличным от изучаемого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языка региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализации, на уровне, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ позволяющем осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 25 - 35 ¦ Язык региона ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 5 - 15 ¦ специализации ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ Этнопсихология ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ часть <*> ¦ ¦ народов региона ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ специализации ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Социально- ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ политическая ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ знать - особенности ¦ ¦ мысль ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ государственного ¦ ¦ народов региона ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ устройства и партийно- ¦ ¦ специализации ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ политической системы стран ¦ ¦ Политические ¦ ¦ ¦ ¦ региона специализации, ¦ ¦ системы и ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности их ¦ ¦ культуры региона ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования и ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ трансформации; ¦ ¦ Процессы ¦ ¦ ¦ ¦ истоки и основные ¦ ¦ модернизации и ¦ ¦ ¦ ¦ направления эволюции ¦ ¦ трансформации в ¦ ¦ ¦ ¦ социально-политической ¦ ¦ регионе ¦ ¦ ¦ ¦ мысли зарубежных стран; ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ исторические причины и ¦ ¦ Проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ движущие силы крупнейших ¦ ¦ безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ международно-политических, ¦ ¦ конфликты в ¦ ¦ ¦ ¦ региональных и ¦ ¦ регионе ¦ ¦ ¦ ¦ этноконфессиональных ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтов; основы ¦ ¦ Интеграционные ¦ ¦ ¦ ¦ политико-экономической и ¦ ¦ процессы в ¦ ¦ ¦ ¦ социально-правовой ¦ ¦ регионе ¦ ¦ ¦ ¦ специфики регионов в ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ составе макрорегиональных ¦ ¦ Политика России в ¦ ¦ ¦ ¦ единиц и государств ¦ ¦ отношении региона ¦ ¦ ¦ ¦ различного типа, а также в ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ отношениях между ¦ ¦ Актуальные ¦ ¦ ¦ ¦ государствами; ¦ ¦ социально- ¦ ¦ ¦ ¦ лингвострановедческую и ¦ ¦ экономические ¦ ¦ ¦ ¦ этнолингвистическую ¦ ¦ проблемы региона ¦ ¦ ¦ ¦ специфику региона ¦ ¦ специализации ¦ ¦ ¦ ¦ специализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь - сформулировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно обосновать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективную позицию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России по актуальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемам безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействия с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различными странами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионами мира; применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лингвострановедческие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этнолингвистические знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при анализе комплексных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ междисциплинарных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать перспективы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деэскалации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ урегулирования крупнейших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международно-политических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этноконфессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотносить влияние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ национальной/региональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфики и глобальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ факторов при анализе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей социального, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономического, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных стран и регионов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть - основами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бытового и делового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этикета народов региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализации, понимать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лежащие в его основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этнопсихологические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этноконфессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности; языком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (языками) региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализации на уровне, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ позволяющем осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практика и научно- ¦ 25 - 35 ¦ ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ (практические умения и ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-18 ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 30 ¦ Выпускная ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ квалификационная ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ +--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦ L--------+----------------------------+--------------+-------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (организационно-коммуникационной, информационно-аналитической, редакционно-издательской, культурно-просветительской, научно-исследовательской и педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий, не считая занятий по иностранным языкам. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий, не считая занятий по иностранным языкам. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения суммарно по циклам М.1 и М.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 26 академических часов, из них на занятия по иностранному языку и языку (языкам) региона специализации отводится не более 12 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки работы в команде, межличностной коммуникации, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и компьютерных симуляций), а также преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ОПП магистратуры вуза должна включать практические занятия в лингафонных классах по иностранному языку и языку (языкам) региона специализации. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: профессионально-ориентирующая; научно-исследовательская; научно-педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: обоснование темы научного исследования, составление библиографии по избранной теме; составление историографического обзора рассматриваемой проблемы; разработка плана и программы научного исследования, выдвижение и обоснование гипотезы; проведение научно-исследовательской работы, доказательство гипотезы; представление и публичная защита результатов исследования. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лингафонные кабинеты, компьютерные классы, в том числе с возможностью доступа в Интернет, мультимедийные проекторы для просмотра аудио- и видеоконтента на иностранном языке и языке (языках) региона специализации, оборудование для приема теле- и радиопрограмм на иностранном языке и языке (языках) региона специализации с возможностью записи и нелинейного монтажа, наглядные пособия (карты, атласы). При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки, в том числе включающие взаимное рецензирование и оппонирование студентами рефератов, индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый решением ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на анализ регионально-страновых и межрегиональных явлений, процессов и их взаимосвязей, поиск частных и универсальных закономерностей развития изучаемой страны/региона с обязательным привлечением источников и литературы на соответствующих иностранных языках. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |