ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040700 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 13 января 2010 г. N 18 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 13 января 2010 г. N 18 Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г. N 16381 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 18 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040700 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для очной ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров по работе с молодежью включает: решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития. 4.3. Магистр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; организационно-управленческая; производственная и социально-технологическая; социально-проектная; организационно-массовая; педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская: разработка и реализация исследовательских программ; проведение экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации; организация и проведение комплексных социологических исследований в научных исследовательских лабораториях, в аналитических центрах; подготовка публикаций; выступление с докладами и сообщениями на семинарах, научно-практических конференциях; анализ информации и литературы по исследуемой проблеме; разработка рекомендаций на основе собранной информации; владение методами представления информации; применение накопленных знаний в подготовке и написании научно-исследовательских работ, включая кандидатскую и докторскую диссертации; разработка и участие в социальных проектах по реализации информационных программ; организационно-управленческая: применение полученных знаний для комплексного планирования и проектирования работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; подготовка обоснований для принятия управленческих решений по содействию занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; изучение опыта деятельности международных молодежных объединений и налаживание международного молодежного сотрудничества; организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизнь общества; взаимодействие и сотрудничество с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; сотрудничество с молодежными СМИ и молодежными редакциями; участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; производственная и социально-технологическая: формирование правового сознания молодых сотрудников; регулирование социальных и межличностных конфликтов молодых сотрудников; содействие продвижению молодых людей в организации; поддержка карьерного роста молодых сотрудников; участие в политических и общественных движениях; деятельность в сфере связей с общественностью; развитие инновационных технологий в практике работы с молодежью; социально-проектная: консультирование молодых людей по проблемам семьи; разработка детских и молодежных проектов по актуальным проблемам; внедрение социальных проектов и программ по проблемам молодежи; развитие социальной активности молодежи и формирование лидеров; поддержка актуальных инициатив в молодежной среде; развитие проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; организационно-массовая: организация деятельности детских и молодежных общественных организаций; содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; организация досуговой деятельности молодежи; создание, организация и участие в формальных и неформальных молодежных объединениях; педагогическая: владение методами организации учебной деятельности; владение методами, приемами, средствами организации и управления педагогическим процессом; чтение лекций, ведение занятий по вопросам организации работы с молодежью; применение полученных знаний по общей и социальной психологии в педагогической практике. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современного общества (ОК-1); готовность и стремление к участию в развитии общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-2); воспитание чувства патриотизма (ОК-3); способность и готовность анализировать мировоззренческие, личностно и общественно значимые, экологические проблемы молодежи (ОК-4); уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие культурного многообразия (ОК-5); понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса (ОК-6); понимание места человека в историческом процессе, роли насилия в истории (ОК-7); владение культурой мышления, способность к объективному анализу, обобщению, восприятию информации (ОК-8); способность адаптироваться к новым ситуациям, разбираться в социальных проблемах (ОК-9); стремление к поиску решений в ситуациях неопределенности и риска и готовность нести ответственность за качество принятых решений (ОК-10); способность принимать критику, осуществлять рефлексию по отношению к себе и другим (ОК-11); понимание ответственности лидера (ОК-12); владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-13); готовность к достижению уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-14); готовность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития (ОК-15); способность к обобщению и анализу информации (ОК-16); способность к освоению и использованию информационных и телекоммуникативных технологий (ОК-17); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18); способность к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения (ОК-19); владение одним из иностранных языков как средством делового и профессионального общения (ОК-20). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): научно-исследовательская деятельность: общенаучные компетенции: способность и готовность применять знания о методах исследования; способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение; способность и готовность формулировать цели и задачи исследований; способность и готовность проводить научные эксперименты и исследования, собирать, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации; готовность внедрять результаты исследований и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; владение навыками научного моделирования и планирования (ПК-1); профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью: способность выделять социальную проблему, определять социальные противоречия и проблемную ситуацию, определять типологию исследуемого объекта, применять общесоциологические, педагогические, психологические и прикладные теории в практике эмпирического исследования; способность и готовность к разработке исследовательских программ, к самостоятельной организации и проведению исследований, к проведению экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации; способность использовать знания в области социальных наук для разработки программ молодежной политики (ПК-2); проективные компетенции: способность использовать методологию проектирования и моделирования социальных процессов и систем социальных взаимоотношений на базе системного решения задач, готовность к изучению отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта, оценка социальной безопасности инновационного проекта (ПК-3); организационно-управленческая деятельность: управленческие компетенции: способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, формулировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности; готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции; способность принимать нестандартные квалифицированные решения, разрешать проблемные ситуации; способность к адаптации к новым ситуациям; понимание экономических принципов работы рыночной системы, способность применять базовые экономические, финансовые, юридические, психологические, педагогические, социологические, управленческие знания в практической деятельности (ПК-4); информационно-аналитическая деятельность: инструментальные компетенции: способность профессионально использовать современное научное и техническое оборудование, а также профессиональные компьютерные программные средства; способность создавать математические модели объектов и процессов, в том числе с использованием стандартных пакетов прикладных программ; способность оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности; способность выделять специфику и особенности источников информации, систематизировать и интерпретировать полученную информацию (ПК-5); педагогическая деятельность: профессиональные компетенции преподавателя дисциплин по направлению подготовки - "организация работы с молодежью": готовность преподавать общепрофессиональные и специальные дисциплины в образовательных учреждениях, способность использовать в педагогической практике общие знания в области психологии, педагогики, способность использовать на практике методы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом (ПК-6). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T-----------------------------T--------------T---------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ программ ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ (примерных), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 20 - 30 ¦ 1. Философские ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 12 - 17 ¦ проблемы ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ естественнонаучных ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ и гуманитарных ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ дисциплин ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: средства и методы ¦ ¦ 2. Иностранный язык ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ познания, обучения и ¦ ¦ 3. Компьютерные ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ самоконтроля для ¦ ¦ технологии в науке ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ интеллектуального развития; ¦ ¦ и образовании ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ информационные и ¦ ¦ 4. Математическое ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ телекоммуникативные ¦ ¦ моделирование ¦ ОК-17 ¦ ¦ ¦ технологии; методологию ¦ ¦ социальных ¦ ОК-18 ¦ ¦ ¦ проектирования социальных ¦ ¦ процессов в ¦ ОК-20 ¦ ¦ ¦ процессов и систем ¦ ¦ молодежной среде ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ социальных взаимоотношений ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ на базе системного решения ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: анализировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ адекватно оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственную и чужую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ адаптироваться к новым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациям; применять знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о методах исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно применять и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в практической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности новые знания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, расширять и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ углублять свое научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировоззрение; обобщать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать информацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создавать математические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ модели объектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов, в том числе с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием стандартных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пакетов прикладных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ; выделять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфику и особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систематизировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретировать полученную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию; оценить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальную безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационного проекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: принципами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания гуманистических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценностей необходимых для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранения и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современной цивилизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципами и методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совершенствования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития общества на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципах гуманизма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свободы и демократии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировоззренческих, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально и личностно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значимых философских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем; методиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведения научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональными навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования современного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научного и технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками оформлять, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представлять, докладывать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обсуждать и распространять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучения отечественного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежного опыта по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тематике проекта. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ 8 - 13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 30 - 40 ¦ 1. Социальные ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 3 - 6 ¦ проблемы молодежи ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ 2. Социальные ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ теории и социальное ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ развитие в ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла студент ¦ ¦ современном мире ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ 3. Методология ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ знать: фундаментальные ¦ ¦ комплексных ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ социологические, ¦ ¦ исследований ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ психологические, ¦ ¦ молодежи ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ педагогические, ¦ ¦ ¦ ОК-19 ¦ ¦ ¦ экономические теории; ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ базовые экономические и ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ финансовые понятия; ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ экономические принципы ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ работы рыночной системы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: выделять и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать социальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы, определять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальные противоречия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемные ситуации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять типологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследуемого объекта, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять знание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фундаментальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социологических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономических теорий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальных знаний в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практике эмпирического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; собирать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обобщать и анализировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию, делать выводы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формулировать заключения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекомендации; внедрять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты исследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать защиту прав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на объекты интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; поддерживать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструктивное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействие в процессе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ межличностного и делового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения; организовывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работу исполнителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ находить и принимать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческие решения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормирования труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формировать цели команды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействовать на ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологический климат в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нужном для достижения целей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлении, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качество результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; принимать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственность за свои ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компетенции, принимать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нестандартные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалифицированные решения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрешать проблемные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуации в трудовом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыками поиска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений в нестандартных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациях и готовностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нести за них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью и готовностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к разработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и проведению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований, к проведению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертной оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и результатов их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации; знаниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологии для работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ людьми; навыками постановки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цели и выбора путей ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достижения; пониманием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности лидера; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами, приемами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления педагогическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессом; способами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами самостоятельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышения адаптационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ резервов организма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ укрепления здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекции физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ 27 - 34 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практика и научно- ¦ 27 - 37 ¦ ¦ ОК-6 - 8 ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ОК-10 - 12 ¦ ¦ ¦ (практические умения и ¦ ¦ ¦ ОК-15 - 19 ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 23 - 33 ¦ ¦ ОК-6 - 8 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-10 - 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-15 - 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 3 ¦ +-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-----------------------------+--------------+---------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и разделов М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации и развития личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в областях: компьютерных технологий в науке и образовании; статистических методов, математического моделирования и прогнозирования молодежных процессов; методики проблемно-ориентированных исследований молодежи; применения коммуникативных технологий в молодежной среде; технологии работы в группе, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающего необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории; специально оборудованные кабинеты; студии; аудитории. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студентов к сетям типа Интернет - не менее одного места на шесть студентов. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к самостоятельной творческой деятельности, руководству исследовательскими проектами, их готовности вести поиск решения новых задач, возникающих в связи с недостаточностью конкретных данных и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения, готовности к преподаванию общепрофессиональных дисциплин по направлению подготовки "Организация работы с молодежью". Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, представители заинтересованных организаций, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: оценка состояния государственной молодежной политики, анализ динамики изменений социокультурных характеристик молодежи, анализ изменений социальной практики в работе с молодежью; проектирование, прогнозирование или моделирование социальных процессов в молодежной среде. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |