ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ КРУПНЕЙШИМ В МИРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НИКЕЛЯ И ПАЛЛАДИЯ, ВЕДУЩИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ПЛАТИНЫ, КОБАЛЬТА, МЕДИ И РОДИЯ, РАСПОЛОЖЕНЫ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА - НОРИЛЬСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ РАЙОНЕ. 1. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ НИЖЕУКАЗАННЫЕ ПЕРЕЧНИ ДОКУМЕНТОВ ПОЛНЫМИ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ПРОЕЗДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СЛЕДУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ: А) РАБОТНИК ПРИОБРЕТАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ БИЛЕТ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ, ПРИ ЭТОМ ПЛАТЕЖ ЗА УКАЗАННЫЙ БИЛЕТ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ РАБОТОДАТЕЛЮ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ: - МАРШРУТ/КВИТАНЦИЮ, ОФОРМЛЕННУЮ НЕ НА БЛАНКЕ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ; - ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН; - СПРАВКУ БАНКА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СВОЕГО СЧЕТА, ЗАВЕРЕННУЮ ПЕЧАТЬЮ БАНКОВСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПОДПИСЬЮ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ; Б) РАБОТНИКИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СУПРУГАМИ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ПРОЕЗД, ОПЛАЧИВАЮТ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ АВИАБИЛЕТЫ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТЫ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ. В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ РАБОТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РАБОТОДАТЕЛЮ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ: - МАРШРУТ/КВИТАНЦИЮ, ОФОРМЛЕННУЮ НЕ НА БЛАНКЕ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ, НА КАЖДОГО ИЗ СУПРУГОВ; - ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН КАЖДОГО ИЗ СУПРУГОВ; - СПРАВКУ БАНКА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СЧЕТА СУПРУГА, УПЛАТИВШЕГО ПРИ ПОМОЩИ СВОЕЙ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТЫ ЗА БИЛЕТЫ, ЗАВЕРЕННУЮ ПЕЧАТЬЮ БАНКОВСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПОДПИСЬЮ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ; - ДОГОВОР ПОРУЧЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ И РАСПИСКУ, СОСТАВЛЕННУЮ МЕЖДУ СУПРУГАМИ В СВОБОДНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ; - КОПИЮ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЗАКЛЮЧЕНИИ БРАКА. 2. В КОЛЛЕКТИВНОМ (ТРУДОВОМ) ДОГОВОРЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ РАЗМЕР, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕЕЗДОМ РАБОТНИКА К НОВОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ДАННОЙ МЕСТНОСТИ ОТСУТСТВУЕТ, И ТРАНСПОРТИРОВКА БАГАЖА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МОРСКИМ ИЛИ РЕЧНЫМ ПУТЕМ. В КАКОМ РАЗМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ НА РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СТОИМОСТЬ ПРОВОЗА БАГАЖА - В РАЗМЕРЕ МИНИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ АВИАБИЛЕТА ИЛИ В РАЗМЕРЕ МИНИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПРОВОЗА АВИАТРАНСПОРТОМ 5 ТОНН ГРУЗА, УЧИТЫВАЯ ТОТ ФАКТ, ЧТО УКАЗАННЫЕ СТОИМОСТИ РАЗЛИЧНЫ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее. 1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций. В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим. Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники (чек). Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части: а) произведенных расходов по оплате: - чек контрольно-кассовой техники; - слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковский карты, держателем которой является подотчетное лицо; - подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт подотчетному лицу банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета; - или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности; б) факта произведенной перевозки: - распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. 2. На основании п. 12.1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия. Таким образом, работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более 5 тонн на семью. Учитывая изложенное, считаем, что в случае отсутствия в данной местности железной дороги, при переезде работника к новому месту жительства на расходы для целей исчисления налога на прибыль следует относить затраты на провоз багажа в размере минимальной стоимости перевозки 5 тонн груза авиатранспортом. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59 |