ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 221000 МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 8 декабря 2009 г. N 702 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221000 Мехатроника и робототехника (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 8 декабря 2009 г. N 702 Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16296 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 702 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 221000 МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 221000 Мехатроника и робототехника образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификации (степень) выпускника ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ ООП (для ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ очной формы ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает в себя мехатронику и робототехнику: Мехатроника - область науки и техники, основанная на системном объединении узлов точной механики, датчиков состояния внешней среды и самого объекта, источников энергии, исполнительных механизмов, усилителей, вычислительных устройств. Мехатронная система - единый комплекс электромеханических, электрогидравлических, электронных элементов и средств вычислительной техники, между которыми осуществляется постоянный динамически меняющийся обмен энергией и информацией, объединенный общей системой автоматического управления, обладающей элементами искусственного интеллекта. Робототехника - область науки и техники, ориентированная на создание роботов и робототехнических систем, построенных на базе мехатронных модулей (информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих). Роботы и робототехнические системы предназначены для выполнения рабочих операций от микро до макро размерностей, в том числе с заменой человека на тяжелых, утомительных и опасных работах. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 221000 Мехатроника и робототехника являются базирующиеся на мехатронных модулях и роботах: автоматические и автоматизированные системы; средства управления и контроля; математическое, алгоритмическое, программное и информационное обеспечение; способы и методы проектирования, производства, отладки и эксплуатации; научные исследования и производственные испытания в промышленности, в том числе оборонной, энергетике, транспорте, медицине и сельском хозяйстве. 4.3. Магистр по направлению подготовки 221000 Мехатроника и робототехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-конструкторская; эксплуатационная; организационно-управленческая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 221000 Мехатроника и робототехника должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: теоретические и (или) экспериментальные исследования, проводимые в целях изыскания принципов и путей создания новых объектов профессиональной деятельности (далее - изделий), обоснования их технических характеристик, определения условий применения, эксплуатации и ремонта; анализ состояния исследуемого вопроса, определение направления (методов) исследований; разработка экспериментальных образцов - изделий, изготовленных при выполнении научно-исследовательских работ (НИР) для проверки и обоснования основных технических решений, параметров и характеристик изделия (в том числе в реальных условиях эксплуатации), подлежащих включению в техническое задание на выполнение опытно-конструкторских работ; разработка рекомендаций по использованию результатов НИР; проектно-конструкторская деятельность: на этапе эскизного проектирования (эскизный проект - ЭП): сравнительный анализ вариантов возможных принципиальных решений по структуре, функционированию, конструкции, алгоритмическому и программному обеспечению изделия; обоснования проектных решений, обеспечивающих пригодность к модернизации создаваемого изделия; выбор средств (систем) контроля изделия и его составных частей в процессе эксплуатации; определение надежности вариантов изделия по результатам расчетно-теоретических и экспериментальных работ, макетирования для проверки принципов работы изделия и моделирования с точностью, позволяющей прогнозировать надежность выбранных конструктивных, схемных, программных, технологических и других технических решений (расчеты показателей безотказности, долговечности); подготовка перечня работ, которые следует провести на последующих этапах опытно-конструкторских работ (ОКР) в дополнение или уточнение работ, предусмотренных в техническом задании на ОКР; обоснование предложений по обеспечению патентной чистоты разрабатываемого варианта (приобретение лицензий, изменение технических решений); обоснование предложений по уточнению основных технических характеристик, технико-экономических и эксплуатационных показателей, заданных в техническом задании; на этапе технического проектирования (технический проект - "ТП"): разработка проектной конструкторской документации технического проекта (ТП) по изделию в целом, отвечающей решениям по выбранному варианту из числа рассмотренных в эскизном проекте; разработка проектной программной документации технического проекта (ТП) по изделию в целом, отвечающей решениям по выбранному варианту из числа рассмотренных в эскизном проекте; выбор общесистемных средств программного обеспечения; подготовка перечня (состава) учебно-тренировочных средств (комплексных и специализированных тренажеров-имитаторов); на этапе выпуска рабочей документации опытного образца, его изготовления и предварительных испытаний (опытный образец): разработка рабочей конструкторской документации по опытному образцу изделия в целом; разработка рабочей программной документации по опытному образцу изделия в целом; выпуск эксплуатационной документации по опытному образцу изделия в целом; разработка программы и методики предварительных испытаний опытного образца изделия; корректировка рабочей конструкторской программной документации по результатам изготовления и предварительных испытаний для получения опытного образца. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-4). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью демонстрировать знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры; способен использовать углубленные теоретические и практические знания в области мехатроники и робототехники, часть которых находится на передовом рубеже данной науки; способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; способен демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность); способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень (ПК-1); проектно-конструкторская деятельность: способностью проводить методами теории оптимизации сравнительный анализ вариантов возможных принципиальных решений по структуре, функционированию, конструкции, алгоритмическому и программному обеспечению мехатронных и робототехнических систем; способностью определять методами теории статистической динамики надежность вариантов мехатронных и робототехнических систем по результатам расчетно-теоретических и экспериментальных работ, макетирования для проверки принципов работы изделия и моделирования с точностью, позволяющей прогнозировать надежность выбранных конструктивных, схемных, программных, технологических и других технических решений (расчеты показателей безотказности, долговечности); способностью готовить перечень работ, которые следует провести на последующих этапах ОКР в дополнение или уточнение работ, предусмотренных в техническом задании на ОКР; обосновывать предложения по обеспечению патентной чистоты разрабатываемого варианта (приобретение лицензий, изменение технических решений); способностью разрабатывать методами системы автоматического проектирования (САПР) проектную конструкторскую документацию технического проекта (ТП) по мехатронным и робототехническим системам в целом; способностью разрабатывать проектную программную документацию технического проекта (ТП) по мехатронным и робототехническим системам в целом; способностью выбирать общесистемные средства программного обеспечения; этап выпуска рабочей документации опытного образца, его изготовления и предварительных испытаний (опытный образец). способностью разрабатывать методами САПР рабочую конструкторскую документацию по опытным образцам мехатронных и робототехнических систем в целом; способностью разрабатывать рабочую программную документацию по опытным образцам мехатронных и робототехнических систем в целом; выпускать эксплуатационную документацию по опытному образцу в целом; разрабатывать методами теории в исследовании систем программы и методики предварительных испытаний опытного образца (ПК-2); углубленная профессиональная деятельность: способностью глубоко осмысливать и формировать диагностические решения проблем мехатроники и робототехники путем интеграции фундаментальных разделов теории управления, электроники, микропроцессорной техники, проектирования систем и специализированных знаний в сфере профессиональной деятельности (в соответствии со своей магистерской программой); способностью свободно владеть и использовать в профессиональной сфере современные информационные технологии; способностью использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки; способностью активно использовать знания современных проблем мехатроники и робототехники в своей научно-исследовательской и научно-производственной деятельности (ПК-3); профессионально-профилированная деятельность: способностью проводить анализ состояния исследуемой проблемы и определять направления (методов) исследований; разрабатывать и реализовывать комплексные математические модели мехатронных и робототехнических систем; способностью разрабатывать экспериментальные образцы мехатронных и робототехнических систем для проверки и обоснования основных технических решений, параметров и характеристик (в том числе в реальных условиях эксплуатации), подлежащих включению в техническое задание на выполнение опытно-конструкторских работ; способностью разрабатывать рекомендации по использованию результатов НИР (ПК-4). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): М1 - общенаучный цикл; М2 - профессиональный цикл; и разделов: М3 - практика и научно-исследовательская работа; М4 - итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T------------------------T--------------T------------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ ¦ проектируемые ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ примерных программ, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ учебников и учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +-----+------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 18 - 25 ¦ Методы и теория ¦ ОК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 5 - 10 ¦ оптимизации ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Теория эксперимента в ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин базовой ¦ ¦ исследованиях систем ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла студент ¦ ¦ Статистическая ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ динамика ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ автоматических систем ¦ ¦ ¦ ¦ теорию и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постановки задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теорию и постановку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мехатронных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ робототехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Основы теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ случайных процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понимать задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления, критерии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимальности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбор: независимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переменных, критерия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизации, вида ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функции отклика; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ корреляционного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регрессионного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать вопросы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прохождением случайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сигналов через ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ линейные звенья; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструированием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регуляторов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способами определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коэффициентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стабилизирующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полунатурных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стендовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексных испытаний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мехатронных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ робототехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ синтезом систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при стационарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ случайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 35 - 42 ¦ Методы искусственного ¦ ПК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 8 - 13 ¦ интеллекта в ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ мехатронике и ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин базовой ¦ ¦ робототехнике ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла студент ¦ ¦ Информационные ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ системы в мехатронике ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ и робототехнике ¦ ¦ ¦ ¦ современное состояние ¦ ¦ Системы ¦ ¦ ¦ ¦ теории искусственного ¦ ¦ автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ интеллекта, экспертные ¦ ¦ проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦ системы, технические ¦ ¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ приложения экспертных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем, агенты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитие аппаратных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ как предпосылку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ широкого внедрения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем искусственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сенсорные системы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включая систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технического зрения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ как составную часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мехатронного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройства мобильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ робота; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексирование с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иными источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навигационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации (одомет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рический датчик, инер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ циальная навигационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействие с базой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных и базой знаний; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ описание предметной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем сквозного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накопление комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знаний о технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структурах систем в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виде иерархической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы понятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функциональных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципиальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ монтажных связей между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ними; знать основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ широкой линейке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ САПР; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать пути ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения робота; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строить граф пути, его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эвристику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изображения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фильтрацию и коррекцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геометрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решить задачи расчета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергетических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кинематических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметров; выявлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи прочности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жесткости и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивости мехатрон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ных устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выносливость при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переменных режимах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нагружения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ надежности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ износостойкости, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ другие инженерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации полей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействий с целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получения динамических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристик систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формированием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сценариев; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обнаружения объектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совмещением их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обнаружения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентации, различия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опознавания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практическими навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы в исследовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и использовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных пакетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентированных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ робототехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем и представление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о тенденциях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективах развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных пакетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилями ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практика и (или) ¦ 45 - 50 ¦ ¦ ОК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ научно- ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ исследовательская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Практические умения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОПП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая ¦ 15 ¦ ¦ ОК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ государственная ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 4 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------+--------------+------------------------+-------------+ ¦ Общая трудоемкость ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ основной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------------+--------------+------------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, опытно-конструкторской, для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий (определяется с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области теории эксперимента в исследованиях систем, информационных систем в мехатронике и робототехнике, систем автоматизированного проектирования, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, научно-производственная. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза. В состав лабораторных средств поддержки учебного процесса должны входить персональные компьютеры и вычислительные комплексы различного назначения, объединенные в сети с установленным лицензионным программным обеспечением. Лаборатории программно-аппаратных средств должны быть оснащены необходимыми стендами и оборудованием. Компьютеры должны иметь выход в Интернет. Вуз должен располагать современными методическими комплексами для получения знаний и приобретения навыков решения задач по всем видам профессиональной, математической и естественнонаучной подготовки и научно-исследовательской работы. Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы. Для основной образовательной программы в качестве ресурсного обеспечения используются полигоны, научно-исследовательские и учебные лаборатории в обеспечение научно-исследовательской работы и практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области теории эксперимента в исследованиях систем, информационных систем в мехатронике и робототехнике, систем автоматизированного проектирования. Для основной образовательной программы в качестве ресурсного обеспечения используются полигоны и технологические лаборатории. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ получаемой лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных методических и производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |