ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030600 ИСТОРИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 16 декабря 2009 г. N 732 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 16 декабря 2009 г. N 732 Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. N 16312 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. N 732 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030600 ИСТОРИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030600 История образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; СМИ - средства массовой информации; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП, ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации (включая электронные), органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 030600 История готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; культурно-просветительская; экспертно-аналитическая; организационно-управленческая. Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030600 История должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в научно-исследовательской деятельности: использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; в преподавательской деятельности: практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе; реализация в процессе преподавания истории в общеобразовательной школе следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; в организационно-управленческой деятельности: подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами; в культурно-просветительской деятельности: информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры; в экспертно-аналитической деятельности: подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средствах массовой информации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13); осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14); имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16); владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17); владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18); владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); в педагогической деятельности: умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11); в организационно-управленческой деятельности: способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12); способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13); в культурно-просветительской деятельности: способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); в экспертно-аналитической деятельности: способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T---------------------------------T--------------T-----------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ ¦ единицы) <*> ¦ примерных программ, а ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 56 - 60 ¦ Философия ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ Экономика ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 32 - 34 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла студент ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать основы философии, ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ экономической теории, основы ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ делового общения, ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ способствующие развитию ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ общей культуры и социализации ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ личности; ¦ ¦ ¦ ОК-17 ¦ ¦ ¦ уметь использовать знание ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ иностранного языка в ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации и межличностном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общении; использовать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ междисциплинарные подходы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сформировавшиеся в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономических наук; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть приемами и навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делового общения, способностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать в коллективе ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 24 - 26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и информационно- ¦ 14 - 18 ¦ Информатика ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ технологический цикл ¦ ¦ Математические методы ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 8 - 10 ¦ в исторических ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ исследованиях ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ знать разделы математики, ¦ ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ которые нашли применение в ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ исторических исследованиях ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ (математическая статистика, ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ методы математического ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ моделирования) в объеме, ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ необходимом для практического ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ использования в исторических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследованиях; современные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерные технологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программное обеспечение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемые при сборе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранении, обработке, анализе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации исторических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников; философские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концепции естествознания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современного естествознания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нанотехнологий и их применение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в гуманитарных науках; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь выбирать и применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ адекватные информационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии для решения научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических, информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитических и других задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять адекватные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистического анализа данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемых исторических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практического использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникационных технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в частности, создавать базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных и квалифицированно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать сетевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсы); навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования необходимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ историку-исследователю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ частности, пакетов программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистического анализа) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 6 - 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 138 - ¦ Археология ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ ¦ 146 ¦ Этнология и ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦ 76 - 80 ¦ социальная ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ антропология ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Первобытное общество ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ История России (до XX ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ знать базовый материал ¦ ¦ века) ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ основных учебных ¦ ¦ История России (XX ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ циклов/дисциплин: археология, ¦ ¦ в.) ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ этнология и социальная ¦ ¦ История древнего ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ антропология, первобытное ¦ ¦ мира ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ общество, история России, ¦ ¦ История средних веков ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ всеобщая история, теоретико- ¦ ¦ Новая и новейшая ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ методологические проблемы ¦ ¦ история ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ исторических исследований, ¦ ¦ Теория и методология ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ источниковедение, история ¦ ¦ истории ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ исторической науки, ¦ ¦ Источниковедение ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ специальные (вспомогательные) ¦ ¦ История ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ исторические дисциплины, ¦ ¦ исторической науки ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ история мировой и ¦ ¦ Вспомогательные ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ отечественной культуры, ¦ ¦ исторические ¦ ОК-18 ¦ ¦ ¦ история отечественного и ¦ ¦ дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежного искусства, а также ¦ ¦ Общая психология и ¦ ¦ ¦ ¦ основы общей психологии и ¦ ¦ педагогика ¦ ¦ ¦ ¦ педагогики; ¦ ¦ Безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ уметь применять эти базовые ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ знания в научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательской, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной, культурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ просветительской; экспертно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитической, организационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческой деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь применять знание основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общепрофессиональными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знаниями теории и методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторических исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью понимать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критически анализировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ излагать базовую историческую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 62 - 66 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-19 ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 12 - 14 ¦ Археологическая и/или ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ этнологическая ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ Практические умения и навыки ¦ ¦ архивная и/или ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ научно- ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ библиографическая ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и/или музейная ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионально- ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилированная ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогическая ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 8 - 10 ¦ ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ +-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+---------------------------------+--------------+-----------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): археология, этнология, источниковедение и специальные исторические дисциплины, информатика и математика, история искусства, иностранный язык, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики: выполнение в ходе практики конкретных заданий (индивидуальных и/или коллективных, включая проектную работу), представление студентами отчетов по результатам прохождения практики. В ходе аттестации следует дать оценку компетенций, полученных студентом по прохождении практики. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию; участвовать в проведении научных исследований или выполнении отдельных заданий в рамках исследовательских проектов (например, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации); разработать презентацию, провести публичную защиту выполненной работы. Следует также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессиональных навыков и социальных качеств студента. 7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До десяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более десяти последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние десять лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специализированные базы для проведения учебных полевых практик (по археологии, этнологии) в соответствующих регионах; лаборатории и компьютерные классы, оснащенные современным оборудованием, позволяющим осуществлять образовательные задачи, перечисленные в структуре ООП бакалавра истории; специализированные аудитории для проведения занятий по иностранному языку. Базы учебных полевых практик вуза должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием для проведения камеральных работ. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Число компьютеризованных рабочих мест с доступом к сетям типа Интернет должно быть не менее пяти процентов от числа обучающихся по соответствующей программе бакалавриата (без учета возможностей доступа к глобальным сетям посредством беспроводной связи). Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |