ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 280100 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 14 января 2010 г. N 26 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 14 января 2010 г. N 26 Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2010 г. N 16419 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 26 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 280100 ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах <*>) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для очной ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: мелиорацию земель различного назначения: сельскохозяйственных, лесного и водного фонда, поселений, индустриального, рекреационного; рекультивацию земель, нарушенных или загрязненных в процессе природопользования; охрану земель различного назначения; создание водохозяйственных систем комплексного назначения; охрану и восстановление водных объектов; водоснабжение сельских поселений, отвод и очистку сточных вод, обводнение территорий; природоохранное обустройство территорий, создание экологической инфраструктуры на землях различного назначения, борьбу с природными стихиями (наводнениями, подтоплением земель, размывом берегов, оползнями, селями, водной и ветровой эрозией). 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: геосистемы различного ранга и их компоненты: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир; природно-техногенные комплексы: мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы и другие природно-техногенные комплексы, повышающие полезность компонентов природы. 4.3. Магистр по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектно-изыскательская; производственно-управленческая; научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 280100 Природообустройство и водопользование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: проектно-изыскательская деятельность: руководство проектированием объектов природообустройства и водопользования, разработкой проектов восстановления природных объектов; контроль выполнения правил разработки проектной и рабочей технической документации, соответствия ее стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; разработка и руководство осуществлением инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования; руководство изысканиями по оценке состояния природных и природно-климатических условий; производственно-управленческая деятельность: организация процессов проектирования, создания и эксплуатации объектов природообустройства, водопользования и обводнения территорий, обеспечение качества этих процессов; разработка программы мероприятий по снижению негативных последствий деятельности, связанной с природопользованием и другой антропогенной деятельностью, и руководство ее выполнением; разработка программы мониторинга объектов природообустройства и водопользования для оценки их воздействия на окружающую среду и руководство ее выполнением; научно-исследовательская деятельность: планирование и организация исследований антропогенного воздействия на компоненты природной среды; анализ опыта работ по природообустройству и водопользованию с целью использования результатов для совершенствования деятельности в этой области. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, обучаться новым методам исследования и использовать их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-2); способностью оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности (ОК-3); способностью к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения, свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4); способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, находить и принимать управленческие решения, формировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5); способностью анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией (ОК-6); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-7). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): проектно-изыскательская деятельность: способностью определять исходные данные для проектирования объектов природообустройства и водопользования, руководить изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов (ПК-1); способностью использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования (ПК-2); готовностью к изучению, анализу и сопоставлению отечественного и зарубежного опыта по разработке и реализации проектов природообустройства и водопользования (ПК-3); способностью использовать знания методов принятия решений при формировании структуры природно-техногенных комплексов, методов анализа эколого-экономической и технологической эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования, проектов восстановления природного состояния водных и других природных объектов (ПК-4); способностью обеспечивать соответствие качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам (ПК-5); производственно-управленческая деятельность: способностью принять профессиональные решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-6); способностью использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов для проверки их соблюдения при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды (ПК-8); способностью обеспечивать высокое качество работы при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-9); научно-исследовательская деятельность: способностью формулировать цели и задачи исследований, применять знания о методах исследования при изучении природных процессов, при обследовании, экспертизе и мониторинге состояния природных объектов, объектов природообустройства и водопользования и влияния на окружающую среду антропогенной деятельности (ПК-10); способностью разрабатывать и вести базы экспериментальных данных, производить поиск и выбор методов и моделей для решения научно-исследовательских задач, проводить сравнение и анализ полученных результатов исследований, выполнять математическое моделирование природных процессов (ПК-10); способностью профессионально использовать современное научное и техническое оборудование и приборы, а также профессиональные компьютерные программные средства (ПК-11); способностью собирать, обобщать и анализировать экспериментальную и техническую информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации, внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-12); способностью проводить поиск, получение, обработку и анализ данных полевых и лабораторных исследований, обследований, экспертизы и мониторинга объектов природообустройства, водопользования (ПК-13). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T---------------------------------T--------------T----------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ ¦ и проектируемые ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 16 - 26 ¦ Философские ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 5 - 9 ¦ проблемы науки и ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ техники ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ Математическое ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ моделирование ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ представления о науке и ¦ ¦ процессов в ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ технике как о социально- ¦ ¦ компонентах ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ культурных феноменах и ¦ ¦ природы ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ специальных видах ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ познавательной и креативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности людей; о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создании философского образа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современной науки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технического прогресса; о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формировании знаний о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержании и когнитивном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциале основных методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современной науки, о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципах формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных гипотез и критериев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбора теорий, о сущности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научного познания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технического творчества, о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействии науки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники с другими областями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры; методы построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детерминированных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятностных моделей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природных процессов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возникающих при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройстве и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользовании, для прогноза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изменения свойств природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компонентов при антропогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействиях, количественного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и качественного описания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов массо- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплопереноса в природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средах, процессов поступления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и трансформации веществ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компонентах природы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подвергающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целенаправленному изменению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при антропогенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического моделирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при исследовании природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 34 - 44 ¦ Управление ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 11 - 15 ¦ природно- ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ техногенными ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ комплексами ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Исследование ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ систем ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ природообустройства ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ задачи и проблемы управления ¦ ¦ и водопользования ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ природно-техногенными ¦ ¦ Управление ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ комплексами и системами; ¦ ¦ качеством ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ основные принципы и подходы ¦ ¦ окружающей среды ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ системного анализа для ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ построения оптимизационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей ситуаций принятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений, исследования моделей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и определения оптимального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плана при управлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природно-техногенными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексами; способы и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принятия решения по многим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критериям; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в области природообустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и водопользования; принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользования, разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов их реконструкции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы обоснования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройства на основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогноза изменения природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятностного характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешних воздействий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководящие и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалы, касающиеся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления развития работ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройству и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользованию, передовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественный и зарубежный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опыт; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы оценки информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о состоянии природной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды, мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов природообустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и водопользования для оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их воздействия на окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среду; регламентируемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ российским законодательством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационно-правовые формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инспектирования работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водохозяйственных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мелиоративных, строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий и организаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы эколого- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономического обоснования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертизы проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать решения по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формированию структуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природно-техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексов в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неопределенности, критически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осмыслить варианты решений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать результаты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делать выводы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать функционирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мелиоративных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водохозяйственных систем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять способы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совершенствования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реконструкции, привлекать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новые технологии и приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления системами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать консультационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуги земле- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользователям; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать инструментальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства для получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации о состоянии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компромисса при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многокритериальном управлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природно-техногенными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системами; методами получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспертных оценок и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации неформальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процедур; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами исследования объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природообустройства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водопользования; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбора варианта инженерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений на основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многокритериального анализа с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом социальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологических факторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природных объектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трансформации их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вмешательстве человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснования и экспертизы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов природообустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и водопользования и иных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерных проектов, влияющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на природную среду; приемами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ паспортизации водных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов, экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ паспортизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производств, ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственного водного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ земельного кадастров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами эколого- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бассейнов рек, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водохозяйственных объектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производств. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно- ¦ 57 ¦ ¦ ОК-1-7 ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ПК-1-13 ¦ ¦ ¦ (практические умения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+---------------------------------+--------------+----------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектно-изыскательская, производственно-управленческая, научно-исследовательская), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем науки и техники, математического моделирования процессов в компонентах природы, управления природно-техногенными комплексами, исследования систем природообустройства и водопользования, управления качеством окружающей среды, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Требования к организации практик обучающихся Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная; научно-исследовательская; научно-производственная; педагогическая (в зависимости от ООП магистратуры). Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебные лаборатории для проведения лабораторных работ в области управления качеством окружающей среды и вариативной части циклов; полигоны для проведения практик; научно-исследовательские лаборатории при подготовке магистров для научной деятельности. Высшие учебные заведения должны своевременно обновлять оснащение лабораторий с учетом достижений науки и техники. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Должна быть обеспечена доступность не менее 10 процентов обучающихся к сетям типа Интернет. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектно-изыскательская, производственно-управленческая, научно-исследовательская). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ получаемой полевой и лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение производственных или научно-исследовательских (в том числе специализированных) работ; обработка и анализ получаемой информации, обобщение и систематизация результатов работ с использованием современной техники и технологии; разработка нормативных методических и производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |