ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 035300 ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 13 января 2010 г. N 7 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035300 Искусства и гуманитарные науки (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 13 января 2010 г. N 7 Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2010 г. N 16406 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 035300 ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035300 Искусства и гуманитарные науки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ПК - профессиональные компетенции; ОК - общекультурные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для очной ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: педагогическую, культурно-просветительскую и творческую сферы, исследование общественных и культурных явлений, анализ развития искусства и особенностей его функционирования в современном обществе, познание, исполнение и создание произведений искусства в различных формах. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются образовательные системы, научно-исследовательские процессы, культурно-просветительские явления, духовная и гуманитарная сфера. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 035300 Искусства и гуманитарные науки готовится к следующим видам профессиональной деятельности: образовательная, научно-исследовательская, творческая, организационно-управленческая, духовная. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 035300 Искусства и гуманитарные науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: организация и реализация образовательной деятельности в области искусств и гуманитарных наук, включая воспитательный процесс; выполнение научных исследований в области гуманитарного знания и искусств в их современном состоянии и историческом развитии; творческая деятельность в различных видах искусства; организационная, управленческая работа и иная практическая деятельность, связанная с использованием знаний и умений в области искусств и гуманитарных наук в учреждениях образования, науки, культуры, управления, средствах массовой информации (СМИ), духовных, религиозных, общественных и прочих организациях. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): готовностью к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4); способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); готовностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-6); готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-7); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9); способностью овладевать основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, развивать навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью понимать специфику и статус различных видов искусств (музыка, живопись, хореография, изобразительное искусство, литература) в историко-культурном контексте (ПК-1); способностью анализировать основные контексты социального взаимодействия (ПК-2); способностью ориентироваться среди различных типов словесной культуры (ПК-3); готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ПК-4); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ПК-5); способностью к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования (ПК-6); способностью использовать знание иностранного языка на определенном уровне для решения конкретных профессиональных задач (ПК-7). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата -------T-------------------------------T--------------T--------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ ¦ единицы) ¦ программ ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ (примерных), а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 34 - 38 ¦ История ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ Философия ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 18 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: основы философии, ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ иностранного языка, истории; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: использовать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знание иностранного языка, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также базовые представления о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философском, историческом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культурном контекстах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития гуманитарной науки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыком деловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устной и письменной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации на родном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (или) иностранном языках в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной сфере и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения полученных знаний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к решению задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выпускника. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ 18 ¦ Социальные науки, ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ Русский язык и ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ культура речи, ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплины по ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбору ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и ¦ 10 - 12 ¦ Математика и ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ информатика, ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 6 ¦ Концепции ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ современного ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ естествознания, ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ знать: основы информатики и ¦ ¦ Информатика и ¦ ¦ ¦ ¦ концепций современного ¦ ¦ программирование ¦ ¦ ¦ ¦ естествознания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способствующие формированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современного взгляда на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научную деятельность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы ее осуществления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и значение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации в развитии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современного общества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: использовать знание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерных и информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий и критериев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научности в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной коммуникации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и межличностном общении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерных сетях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные системы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения прикладных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теологических задач; владеет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными методами, способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и средствами получения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения, переработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 170 - 178 ¦ История и теория ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 87 ¦ визуальных ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ ¦ искусств, ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ История и теория ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ музыки и театра, ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ Введение в ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: основные этапы ¦ ¦ гуманитарные ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ развития гуманитарных наук, ¦ ¦ науки, ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ иметь общее представление об ¦ ¦ История мировых ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ истории развития ¦ ¦ цивилизаций, ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ гуманитарного и ¦ ¦ Логика и ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ социально-политического ¦ ¦ методология ¦ ¦ ¦ ¦ знания ¦ ¦ гуманитарных наук, ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: сопоставлять и ¦ ¦ Введение в ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать различные ¦ ¦ филологию, ¦ ¦ ¦ ¦ понятия, а также ¦ ¦ Безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ социально-научные и ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ культурные картины мира, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ излагать результаты анализа в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ письменной и устной формах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ идентификации и соотнесения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ школ, направлений и тенденции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в истории и на современном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этапе гуманитарного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-политического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания; владеть приемами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ абстрактного мышления для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа гуманитарных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальных и экономических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ феноменов, владеть анализом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально политических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культурных понятий, навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторического и структурного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа визуального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ текстуального (иконического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ символического) материала, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть методологией критики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ текста и научной традиции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеет основными методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персонала и населения от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможных последствий аварий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ катастроф, стихийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бедствий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ 87 ¦ ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ (400 часов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аудиторных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятий) ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 6 ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ (практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ В результате подготовки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты выпускной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалификационной работы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сдачи государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экзамена студент должен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: методологией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постановки и решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные задачи в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученной профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилизацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученные знания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; выявлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимосвязи различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин; творчески и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критически осмысливать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученную информацию для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатывать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представлять результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ по утвержденным формам. ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L------+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) в соответствии с ООП конкретного вуза. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики проводится в соответствии с ООП вуза. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и архивные материалы, а также другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний в библиотеках и профильных архивах; участвовать в проведении научных исследований теоретического или практического характера; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования или согласно заданию; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); участвовать в различных научных мероприятиях, в том числе и выступать с докладом на конференции. 7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию дисциплин профессионального цикла могут быть привлечены иные лица, имеющие научные публикации, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию практических курсов в области искусств также могут быть привлечены лица, имеющие опыт творческой деятельности. К образовательному процессу должно быть привлечено до 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или профессора. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученые степени доктора наук и (или) профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями также приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Для всех обучающихся вуз обязан обеспечить не менее 20 часов доступа к сетям типа Интернет в год. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Для проведения различных видов практик заключаются договоры с базовыми организациями. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. 8.3. Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |