ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 031300 ЖУРНАЛИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 21.12.09 775

Оглавление


Страницы: 1  2  


¦       ¦ Уметь использовать           ¦              ¦ Основы рекламы и        ¦              ¦
¦       ¦ полученные знания для        ¦              ¦ паблик рилейшнз в       ¦              ¦
¦       ¦ развития своего творческого  ¦              ¦ СМИ                     ¦              ¦
¦       ¦ потенциала, умения при       ¦              ¦ Безопасность            ¦              ¦
¦       ¦ подготовке материалов        ¦              ¦ жизнедеятельности       ¦              ¦
¦       ¦ использовать палитру         ¦              ¦ Введение в              ¦              ¦
¦       ¦ разнообразных языковых       ¦              ¦ профессию               ¦              ¦
¦       ¦ изобразительно-выразительных ¦              ¦ (раздел                 ¦              ¦
¦       ¦ средств.                     ¦              ¦ "Журналистское          ¦              ¦
¦       ¦ Историко-профессиональный    ¦              ¦ образование и           ¦              ¦
¦       ¦ модуль                       ¦              ¦ культура учебного       ¦              ¦
¦       ¦ Знать историю и              ¦              ¦ труда")                 ¦              ¦
¦       ¦ закономерности развития      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ отечественной журналистики,  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ лучшие ее образцы, понимать  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ значение ее опыта для        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ практики современных         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ российских СМИ и работы      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналиста.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Ориентироваться в основных   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ процессах и тенденциях       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ развития зарубежной          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистики, быть знакомым  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ с лучшими ее образцами,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональными            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ стандартами, понимать        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ значение ее опыта для        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ практики современных СМИ и   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работы журналиста.           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь анализировать и        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ использовать                 ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональный опыт лучших ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ отечественных и зарубежных   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистов в целях          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ совершенствования            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессионального            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ мастерства.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Системно-профессиональный    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ модуль                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основные принципы      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ формирования системы средств ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ массовой информации, иметь   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ представление о современном  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ состоянии системы СМИ России ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ с точки зрения ее структуры, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организационных форм         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (медиахолдинги, издательские ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ дома, акционерные общества), ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ ориентироваться в ее         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ инфраструктуре.              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать главные, отличительные ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ черты различных средств      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ массовой информации (пресса, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ телевидение, радиовещание,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информационные агентства,    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет-СМИ, мобильные      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ медиа), типов и видов СМИ,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ их базовые типологические    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ признаки: функции,           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аудитория, принципы          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ формирования содержания      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (контента), методы работы    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналиста.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать базовые принципы       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ разработки концепции, модели ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ издания, теле- или           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ радиопрограммы, рубрики,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ методы их анализа и          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ коррекции, быть способным    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ участвовать в проектной и    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ планирующей работе редакции  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и уметь планировать свою     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ собственную работу.          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать главные принципы       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ формирования                 ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организационной,             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ функционально-должностной    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ структуры редакции, основные ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ права и обязанности          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сотрудников различного       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ должностного статуса и       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ углубленно - корреспондент-  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ ского корпуса.               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь осуществлять           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональную             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельность с учетом        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ специфики средства массовой  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации (печать, ТВ, РВ,  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет-СМИ, мобильные      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ медиа), его конкретного      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ типа, вида и готовить        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистские материалы в    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ соответствии с их форматами  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и особенностями аудитории,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ осуществлять взаимодействие  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ с ней.                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Ориентироваться в            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ особенностях интернет-среды  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и онлайновых СМИ, уметь      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ использовать возможности     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ всемирной сети для решения   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ многообразных                ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональных задач.      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Быть способным принять       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ участие в соответствии с     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ должностными обязанностями в ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ производственном процессе    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выпуска печатного издания,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет-СМИ, теле- или      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ радиопрограммы.              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Профессионально-творческой   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ модуль                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Понимать сущность            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистской деятельности   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ как многоаспектной,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ включающей подготовку        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ собственных публикаций и     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работу с другими участниками ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ процесса производства        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ текстов массовой информации  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (привлекаемыми авторами,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аудиторией); индивидуальную  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и коллективную; текстовую и  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ внетекстовую (проектную,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ продюсерскую,                ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организаторскую), уметь      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выполнять в рамках           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ должностных обязанностей     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ соответствующие виды работы. ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать особенности            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ индивидуально-творческой     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (авторской) журналистской    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работы, ее задач и методов,  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ технологии и технического    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сопровождения.               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Понимать специфику массовой  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, журналистского   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ текста, его содержательное и ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ структурно-композиционное    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ своеобразие.                 ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Ориентироваться в            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ современной жанровой и       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ стилевой структуре СМИ,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ иметь основы знаний,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ касающихся наиболее          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ распространенных форматов    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ печатных изданий,            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информагентств, теле-,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ радиопрограмм, интернет и    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ других видов СМИ, уметь      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ пользоваться этими знаниями  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ в профессиональной работе.   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать принципы работы с      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ источниками информации,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ владеть разнообразными       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ методами ее сбора            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (технологией интервью,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ наблюдения, работы с         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ документами), их проверки,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ селекции и анализа,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ использовать методы          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ прецезионной журналистики    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (методику "фокус-групп").    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать на углубленном уровне  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ особенности новостной        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистики и               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ ориентироваться в специфике  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ других направлений           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистской деятельности   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (информационная              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистика, аналитическая, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ расследовательская,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ художественно-               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ публицистическая).           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь выбирать и             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ формулировать актуальные     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ темы публикаций, оперативно  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ готовить журналистские       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалы, используя         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ адекватные языковые и другие ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ изобразительно-выразительные ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ средства с учетом типа СМИ и ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ его аудитории, принятыми в   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ нем форматами, стандартами и ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ технологическими             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ требованиями в разных        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ жанрах.                      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Понимать важность соблюдения ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ основных требований,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ предъявляемых к информации   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ СМИ (точность,               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ достоверность, наличие       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ ссылок на источники          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, разграничение    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ фактов и оценок, плюрализм   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ мнений и точек зрения,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ баланс интересов), следовать ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ этим принципам при           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ подготовке публикаций, уметь ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выстраивать логическую       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ структуру, формулировать     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выводы.                      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владеть навыками работы в    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ условиях конвергентной       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистики - подготовка    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ медиапродукта в разных       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ знаковых системах            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (вербальной, аудио-,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аудиовизуальной, фото,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ графической) для размещения  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ на различных мультимедийных  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ платформах.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь использовать различные ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ типы заголовочных форм,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ анонсирования, подачи и      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ продвижения материалов.      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь пользоваться приемами  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ композиционного монтажа.     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь работать с             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ привлекаемыми авторами,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ участвующими в подготовке    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалов для СМИ.          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь редактировать          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ различные материалы для СМИ, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ используя современные        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ технологии.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь работать с почтой,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ откликами, обращениями в     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ редакцию.                    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основные формы         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организации сотрудничества   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ СМИ с представителями        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ различных сегментов          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ общества, участвовать в      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организации общественных     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обсуждений, дискуссий,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ подготовке материалов и      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ передач с участием           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аудитории, интерактивных     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ коммуникационных проектов.   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь анализировать тексты   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ СМИ, в том числе свои        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистские материалы с    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ целью их совершенствования.  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основные правила       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ устных коммуникаций, владеть ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ приемами риторики.           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владеть методами агрегации,  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ переупаковки и ретрансляции  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, полученной из    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Интернета, от информационных ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ агентств, аудитории, органов ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ управления,                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ неправительственных          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ организаций, служб изучения  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ общественного мнения,        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ рекламных и ПР-агентств и    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь в рамках должностных   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обязанностей выполнять такие ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ виды работ.                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Языковой модуль              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать фонетические,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ лексические, грамматические, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ семантические,               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ стилистические нормы         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ современного русского языка  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ в целом и применительно к    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ практике современных СМИ,    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь следовать им в         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональной             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельности.                ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владеть навыками устной и    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ письменной речи, ее нормами  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и средствами                 ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выразительности.             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Проблемно-тематический       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ модуль                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владеть первичными знаниями  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ в определенных сферах жизни  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ общества (экономика,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ политика, право, культура,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ социальная сфера и т.п.),    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ которые являются объектом    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ освещения в СМИ разных типов ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и с которыми связано         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ тематическое содержание      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистских публикаций,    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь использовать их при    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ подготовке публикаций.       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Технико-технологический      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональный модуль      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать структуру существующих ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ источников информации,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ возможности архивов,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ электронных каталогов и баз  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ данных, методы поиска        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, уметь работать в ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сети.                        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать современную технику и  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ новейшие технологии,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ используемые в печати,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ телевидении, радиовещании,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет-СМИ, мобильных      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ медиа.                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Уметь использовать в         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональной             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельности цифровые и      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ IT-технологии, цифровую      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ технику, пользоваться        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ основными операционными      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ системами, программным       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обеспечением, необходимым    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ для создания и обработки     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ текстов, визуальной, аудио-  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и аудиовизуальной            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, цифровыми        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ устройствами ввода           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ текстовой, графической,      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аудио- и аудиовизуальной     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации, системами        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ передачи и обмена            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информации,                  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь использовать в         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональной работе      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ мобильную связь.             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Коммуникативно-рекламный     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ модуль                       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основы рекламной       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельности в СМИ           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (содержательный, правовой и  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ экономический аспекты),      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь работать с рекламой в  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ рамках конкретных            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ должностных редакционных     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обязанностей.                ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основы ПР-деятельности ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ в сфере СМИ и владеть        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ навыками такой работы        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ применительно к              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ общередакционным             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ потребностям и задачам       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обеспечения общественного    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ резонанса публикаций.        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основные методы защиты ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ от возможных последствий     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ аварий, катастроф, стихийных ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ бедствий, способы применения ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ современных средств          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ поражения и основные меры по ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ ликвидации их последствий,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ уметь использовать эти       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ знания в профессиональной    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работе.                      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Знать основные угрозы,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сопряженные с исполнением    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональной             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельности, уметь им       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ противостоять.               ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владеть навыками научного    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ исследования (теоретического ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и эмпирического) в целях     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ грамотной подготовки         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ рефератов, курсовых и        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ выпускной работы, докладов,  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сообщений.                   ¦              ¦                         ¦              ¦
+-------+------------------------------+--------------+-------------------------+--------------+
¦       ¦ Вариативная часть            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ (знания, умения, навыки      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ определяются ООП вуза)       ¦              ¦                         ¦              ¦
+-------+------------------------------+--------------+-------------------------+--------------+
¦  Б.4  ¦ Учебная и производственная   ¦  20 - 25     ¦ Система практик         ¦ ОК           ¦
¦       ¦ практики                     ¦              ¦ Учебно-ознакомительная  ¦ ПК           ¦
¦       ¦ Знание основ организации     ¦              ¦ практика                ¦ (в           ¦
¦       ¦ работы различных средств     ¦              ¦ Учебный тренинг         ¦ зависимости  ¦
¦       ¦ массовой информации,         ¦              ¦ (выпуск учебной         ¦ от темы и    ¦
¦       ¦ овладение начальными         ¦              ¦ газеты, радио-,         ¦ типа         ¦
¦       ¦ навыками подготовки          ¦              ¦ телепередач на          ¦ работы)      ¦
¦       ¦ информационных материалов.   ¦              ¦ базе факультета в       ¦              ¦
¦       ¦ Формирование навыков работы  ¦              ¦ режиме реального        ¦              ¦
¦       ¦ на всех этапах подготовки    ¦              ¦ времени)                ¦              ¦
¦       ¦ кратких и развернутых        ¦              ¦ Учебно-                 ¦              ¦
¦       ¦ информационных материалов    ¦              ¦ профессиональный        ¦              ¦
¦       ¦ для газеты,                  ¦              ¦ тренинг в рамках        ¦              ¦
¦       ¦ теле-, радиопрограммы: поиск ¦              ¦ творческих студий,      ¦              ¦
¦       ¦ источников информации,       ¦              ¦ лабораторные            ¦              ¦
¦       ¦ проверка их надежности и     ¦              ¦ занятия                 ¦              ¦
¦       ¦ достоверности, подбор        ¦              ¦ Первая                  ¦              ¦
¦       ¦ иллюстративного материала,   ¦              ¦ производственная        ¦              ¦
¦       ¦ отбор и обработка сообщений  ¦              ¦ (работа в СМИ)          ¦              ¦
¦       ¦ информационных агентств,     ¦              ¦ Вторая                  ¦              ¦
¦       ¦ общение с должностными       ¦              ¦ производственная        ¦              ¦
¦       ¦ лицами, участие в брифингах, ¦              ¦ Преддипломная           ¦              ¦
¦       ¦ пресс-конференциях,          ¦              ¦ практика                ¦              ¦
¦       ¦ создание журналистских       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ текстов, редактирование,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ макетирование и компьютерная ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ верстка.                     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Умение готовить и            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ редактировать новостные      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалы для газет,         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информационных агентств,     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ телевидения, радио,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет- и других СМИ.      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Умение готовить              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ информационные материалы в   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ разных жанрах, а также       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ делать комментарии.          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Формирование навыков         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ подготовки аналитических     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалов, умение готовить  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалы в разных жанрах.   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Умение работать над          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистскими или           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ исследовательскими           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материалами в соответствии с ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ типом и темой выпускной      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работы                       ¦              ¦                         ¦              ¦
+-------+------------------------------+--------------+-------------------------+--------------+
¦  Б.5  ¦ Итоговая государственная     ¦  10 - 12     ¦ Выпускная работа        ¦ ОК           ¦
¦       ¦ аттестация                   ¦              ¦ профессионально-        ¦ ПК           ¦
¦       ¦ Способность решать на        ¦              ¦ творческого             ¦ (в           ¦
¦       ¦ профессиональном уровне,     ¦              ¦ характера               ¦ зависимо-    ¦
¦       ¦ соответствующем данной       ¦              ¦ Выпускная работа        ¦ сти от       ¦
¦       ¦ квалификационной ступени,    ¦              ¦ прикладного             ¦ темы и       ¦
¦       ¦ профессиональные задачи,     ¦              ¦ исследовательского      ¦ типа         ¦
¦       ¦ заключающиеся в подготовке   ¦              ¦ характера               ¦ работы)      ¦
¦       ¦ журналистских публикаций по  ¦              ¦ Государственный         ¦              ¦
¦       ¦ актуальной тематике,         ¦              ¦ экзамен (включая        ¦              ¦
¦       ¦ представить грамотный        ¦              ¦ защиту творческого      ¦              ¦
¦       ¦ теоретический анализ той     ¦              ¦ досье)                  ¦              ¦
¦       ¦ сферы общественной практики  ¦              ¦ Защита творческого      ¦              ¦
¦       ¦ или направления редакционной ¦              ¦ досье                   ¦              ¦
¦       ¦ деятельности, с которой      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ связана тема выпускной       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работы.                      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Способность провести         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ самостоятельное              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ исследование, умение выбрать ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ актуальную тему,             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сформулировать цели, задачи, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ объект и предмет             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ исследования,                ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ проанализировать имеющуюся   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ литературу по теме,          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ теоретический и эмпирический ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ материал, непосредственно    ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ провести исследование,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ сформулировать выводы,       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ важные с точки зрения теории ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ и практики СМИ.              ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владение совокупностью       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ теоретических знаний и       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ знаний прикладного           ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ характера, связанных с       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ различными аспектами         ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ функционирования СМИ в       ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ целом, отдельных средств     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ массовой информации (печати, ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ телевидения, радиовещания,   ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ интернет-СМИ и мобильных     ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ медиа), направлениями        ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ редакционной деятельности и  ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ работы журналиста            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ Владение методами            ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ журналистской деятельности.  ¦              ¦                         ¦              ¦
+-------+------------------------------+--------------+-------------------------+--------------+
¦       ¦ Знать методы сохранения и    ¦     2        ¦ Физическая              ¦   ОК-12      ¦
¦       ¦ укрепления физического       ¦              ¦ культура                ¦              ¦
¦       ¦ здоровья и уметь             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ использовать их для          ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ обеспечения полноценной      ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ социальной и                 ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ профессиональной             ¦              ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ деятельности                 ¦              ¦                         ¦              ¦
+-------+------------------------------+--------------+-------------------------+--------------+
¦       ¦ Общая трудоемкость основной  ¦    240       ¦                         ¦              ¦
¦       ¦ образовательной программы    ¦              ¦                         ¦              ¦
L-------+------------------------------+--------------+-------------------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  Б.1,  Б.2,  Б.3  и  разделов  Б.4, Б.5
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавриата,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  учебной и производственной практик,
календарный  учебный  график  и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной основной образовательной программой ВПО.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные  программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности   вуза  в  формировании  социально-личностных  компетенций
выпускников   (например,   компетенций   социального   взаимодействия,
самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз   обязан  сформировать  социокультурную  среду,  создать  условия,
необходимые для всестороннего развития личности.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (в  том  числе  компьютерные симуляции, деловые и
ролевые  игры,  разбор  конкретных  ситуаций,  психологические  и иные
тренинги)  в  сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и
развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов
должны  быть  предусмотрены  встречи  с  представителями  российских и
зарубежных   компаний,  государственных  и  общественных  организаций,
мастер-классы экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется   главной   целью   программы,  особенностью  контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  20  процентов аудиторных
занятий.  Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
     7.4.  В  учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть
четко  сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке
с  осваиваемыми  знаниями,  умениями  и приобретаемыми компетенциями в
целом по ООП.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.   Основная   образовательная   программа   должна  содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее  одной трети
вариативной   части  суммарно  по  циклам  Б.1,  Б.2  и  Б.3.  Порядок
формирования  дисциплин  по  выбору  обучающихся  устанавливает ученый
совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебных  занятий  обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц за весь период обучения.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет  27  академических  часов.  В  указанный  объем  не  входят
обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
     7.8.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения о порядке прохождения военной службы",
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы  реализуется  при  очной форме обучения, как правило, в объеме
400  часов,  при  этом  объем практической, в том числе игровых видов,
подготовки должен составлять не менее 360 часов.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися   дисциплины   (модули,   курсы)   становятся   для   них
обязательными.
     7.13.   ООП   бакалавриата  вуза  должна  включать:  лабораторные
практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой
части,  формирующим у обучающихся умения и навыки в области технологии
журналистского   творчества,   изучения   языков,   анализа  контента,
компьютерных  технологий, прикладных дисциплин (фотодело, компьютерный
дизайн), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, программы
которых    предусматривают    цели    формирования    у    обучающихся
соответствующих умений и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущий профиль подготовки;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основании аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.   Раздел   ООП  бакалавриата  "Учебная  и  производственная
практики"  является  обязательным  и  представляет  собой  вид учебных
занятий,          непосредственно          ориентированных          на
профессионально-практическую  подготовку  обучающихся.  При реализации
ООП  по  направлению  "Журналистика"  предусматриваются следующие виды
учебной и производственной практик:
     учебно-ознакомительная практика предполагает знакомство студентов
с  организацией  работы  в  различных  средствах  массовой информации,
способствует   формированию  и  выявлению  первых  навыков  подготовки
журналистских материалов;
     первая  производственная  практика предполагает умение готовить и
редактировать  новостные материалы для газет, информационных агентств,
телевидения,  радио,  интернет-  и  других СМИ, которые студент должен
представить по итогам практики;
     вторая  производственная  практика  (работа  в  СМИ) предполагает
умение   готовить   публикации   в   различных  журналистских  жанрах,
способствует формированию навыков подготовки аналитических материалов;
     преддипломная   -   предполагает   целенаправленную   работу  над
журналистскими  или  исследовательскими  материалами  в зависимости от
типа и темы выпускной работы.
     Учебным     планом     предусматривается     также    интенсивный
учебно-профессиональный  практикум  - новостной выпуск газеты, радио-,
телепередачи,  интернет-СМИ  с использованием современных компьютерных
технологий в реальном рабочем режиме, соответствующем технологическому
циклу и графику выпуска СМИ.
     Результаты   профессиональной  практики  рекомендуется  оценивать
следующим   образом:  производственные  -  дифференцированная  оценка,
ознакомительная и преддипломная - зачет.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     7.16.   Реализация   ООП   бакалавриата   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими   кадрами,   имеющими,   как  правило,  базовое
образование,   соответствующее  профилю  преподаваемой  дисциплины,  и
систематически   занимающимися  научной  и  (или)  научно-методической
деятельностью.
     Доля  преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание,
в  общем  числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
по  данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50
процентов,   ученую   степень  доктора  наук  (в  том  числе  степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и  установления  эквивалентности)
и/или  ученое  звание профессора должны иметь не менее шести процентов
преподавателей.
     К  преподавателям  с  учеными  степенями  и/или  учеными званиями
приравниваются   лица   без   ученых   степеней   и   званий,  имеющие
государственные    почетные    звания,    лауреаты   международных   и
всероссийских    конкурсов,    лауреаты   государственных   премий   в
соответствующей профессиональной сфере.
     Преподаватели  профессионального цикла, как правило, должны иметь
ученую  степень  кандидата,  доктора  наук  и  (или) опыт преподавания
профессиональных  дисциплин, а также сотрудничать в средствах массовой
информации  или  смежных  сферах  массовой  коммуникации.  Не менее 50
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому  семинару,  должны  иметь ученые степени или
ученые  звания.  К образовательному процессу должно быть привлечено не
менее  10  процентов преподавателей из числа действующих руководителей
СМИ  и  ведущих  журналистов,  а  также  сотрудников других профильных
организаций.
     До  10  процентов  от общего числа преподавателей, имеющих ученую
степень  и/или  ученое  звание,  может  быть заменено преподавателями,
имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях
руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
     7.17.  Основная  образовательная  программа должна обеспечиваться
учебно-методической   документацией  и  материалами  по  всем  учебным
курсам,  дисциплинам  (модулям)  основной  образовательной  программы.
Содержание  каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно
быть  представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного
учреждения.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких
изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.18.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.19.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП бакалавриата,
должно     располагать    современной    информационно-технологической
инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной    подготовки,    лабораторной,    практической    и
научно-исследовательской  работы  студентов,  предусмотренных  учебным
планом    вуза,    и    соответствующей   действующим   санитарным   и
противопожарным правилам и нормам.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого   обучающегося   рабочим   местом   в  компьютерном  классе  в
соответствии  с  объемом  изучаемых  дисциплин.  Дисплейное время на 1
студента в год - не менее 50 часов.
     Студенты  должны  быть  обеспечены  цифровой техникой для видео-,
киносъемки  и звукозаписи (в соответствии с профилизацией). Необходимо
наличие    лингафонных   кабинетов,   компьютерного   оборудования   и
специализированных  компьютерных  классов с подключением к Интернету и
соответствующим   программным  обеспечением,  настольных  издательских
систем,  лабораторий цифровой аудио- и видеозаписи, монтажной цифровой
линии,  комплектов  для  приема спутникового телевидения, специального
оборудования  для  аудиовизуальной  демонстрации материалов лекционных
курсов,  тиражирования  дидактического  материала  к занятиям. В целях
обучения конвергентной журналистике необходимо оборудование для работы
с текстом, видео- и аудиоинформацией, а также мобильным контентом.
     Для   вузов,   имеющих  соответствующие  начальные  профилизации,
предусматриваются  типолаборатории,  учебные  теле-,  радиостудии (или
базы практики, подкрепляемые договором).
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества освоения основных образовательных программ
должна   включать   текущий   контроль   успеваемости,   промежуточную
аттестацию   обучающихся   и   итоговую   государственную   аттестацию
выпускников.
     8.3.  Конкретные  формы  и  процедуры  текущего  и промежуточного
контроля   знаний   по   каждой   дисциплине   разрабатываются   вузом
самостоятельно  и  доводятся до сведения обучающихся в течение первого
месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости  и  промежуточная  аттестация)  создаются фонды оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущего  контроля  успеваемости  и промежуточной аттестации
обучающихся  к условиям их будущей профессиональной деятельности - для
чего,  кроме  преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних
экспертов  должны  активно  привлекаться  работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.   Итоговая   государственная   аттестация   включает  защиту
выпускной     квалификационной     работы    (бакалаврской    работы).
Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
     Требования  к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы,
а   также   требования   к  государственному  экзамену  (при  наличии)
определяются высшим учебным заведением.

Страницы: 1  2  


Оглавление