ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 22.12.09 807

Оглавление


Страницы: 1  2  


¦     ¦ характеристик     дисперсных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ систем;                      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - осуществлять в общем  виде ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оценку        антропогенного ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ воздействия  на   окружающую ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ среду  с  учетом   специфики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ природно-климатических       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ условий;           грамотно  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ использовать     нормативно- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ правовые акты   при   работе ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ с              экологической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ документацией;               ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами     построения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ математической        модели ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ типовых     профессиональных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ задач    и    содержательной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ интерпретации     полученных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ результатов;                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - методами поиска  и  обмена ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ информацией в  глобальных  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ локальных       компьютерных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ сетях,    техническими     и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ программными      средствами ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ защиты информации при работе ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ с  компьютерными  системами, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ включая приемы  антивирусной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ защиты;                      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами     проведения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ физических        измерений, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методами  корректной  оценки ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ погрешностей при  проведении ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ физического эксперимента;    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  теоретическими   методами ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ описания свойств  простых  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ сложных  веществ  на  основе ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электронного   строения   их ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ атомов   и    положения    в ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ Периодической        системе ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических        элементов, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ экспериментальными  методами ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ определения          физико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических           свойств ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ неорганических соединений;   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -         экспериментальными ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методами  синтеза,  очистки, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ определения          физико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических     свойств     и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ установления       структуры ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ органических соединений;     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами     проведения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химического    анализа     и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ метрологической  оценки  его ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ результатов;                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    навыками     вычисления ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ тепловых эффектов химических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реакций     при     заданной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ температуре    в    условиях ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ постоянства   давления   или ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ объема; констант  равновесия ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических    реакций    при ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ заданной        температуре; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ давления  насыщенного   пара ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ над           индивидуальным ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ веществом,           состава ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ сосуществующих     фаз     в ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ двухкомпонентных системах;   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами    определения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ констант  скорости   реакций ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ различных    порядков     по ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ результатам    кинетического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ эксперимента;                ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -     методами     измерения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ поверхностного    натяжения, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ краевого   угла,    величины ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ адсорбции     и     удельной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ поверхности,       вязкости, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ критической     концентрации ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ мицеллообразования,          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электрокинетического         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ потенциала;                  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами     проведения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ дисперсионного      анализа, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ синтеза дисперсных систем  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оценки    их    агрегативной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ устойчивости;                ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -   методами   экономической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оценки       ущерба       от ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деятельности    предприятия, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методами              выбора ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ рационального        способа ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ снижения   воздействия    на ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ окружающую среду.            ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     +------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                    ¦              ¦                     ¦             ¦
+-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл        ¦  90 - 100    ¦ Инженерная          ¦ ПК-6,       ¦
¦     ¦ Базовая часть                ¦  40 - 45     ¦ графика,            ¦ ПК-7,       ¦
¦     ¦ В    результате     освоения ¦              ¦ Прикладная          ¦ ПК-12 -     ¦
¦     ¦ базовой части                ¦              ¦ механика,           ¦ ПК-15,      ¦
¦     ¦ цикла студент должен:        ¦              ¦ Электротехника и    ¦ ПК-25,      ¦
¦     ¦ знать:                       ¦              ¦ промышленная        ¦ ПК-26,      ¦
¦     ¦ способы          отображения ¦              ¦ электроника,        ¦ ПК-28       ¦
¦     ¦ пространственных   форм   на ¦              ¦ Безопасность        ¦             ¦
¦     ¦ плоскости;     правила     и ¦              ¦ жизнедеятельности,  ¦             ¦
¦     ¦ условности  при   выполнении ¦              ¦ Общая химическая    ¦             ¦
¦     ¦ чертежей;                    ¦              ¦ технология,         ¦             ¦
¦     ¦ - основополагающие понятия и ¦              ¦ Процессы и          ¦             ¦
¦     ¦ методы статики,  кинематики, ¦              ¦ аппараты            ¦             ¦
¦     ¦ расчетов  на   прочность   и ¦              ¦ химической          ¦             ¦
¦     ¦ жесткость    упругих    тел, ¦              ¦ технологии,         ¦             ¦
¦     ¦ порядок   расчета    деталей ¦              ¦ Моделирование       ¦             ¦
¦     ¦ оборудования      химической ¦              ¦ химико-             ¦             ¦
¦     ¦ промышленности;              ¦              ¦ технологических     ¦             ¦
¦     ¦ - основные понятия и  законы ¦              ¦ процессов,          ¦             ¦
¦     ¦ электрических  и   магнитных ¦              ¦ Химические          ¦             ¦
¦     ¦ цепей; методы анализа  цепей ¦              ¦ реакторы,           ¦             ¦
¦     ¦ постоянного  и   переменного ¦              ¦ Системы             ¦             ¦
¦     ¦ токов;    принципы    работы ¦              ¦ управления          ¦             ¦
¦     ¦ электромагнитных  устройств, ¦              ¦ химико-             ¦             ¦
¦     ¦ трансформаторов,             ¦              ¦ технологическими    ¦             ¦
¦     ¦ электрических         машин, ¦              ¦ процессами          ¦             ¦
¦     ¦ источников        вторичного ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ питания;                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    теоретические    основы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ безопасности                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ жизнедеятельности; правовые, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ нормативно-технические     и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ организационные       основы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ безопасности                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ жизнедеятельности;  средства ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и      методы      повышения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ безопасности     технических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ средств  и   технологических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессов;                   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  основы  теории   переноса ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ импульса,  тепла  и   массы; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ принципы         физического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ моделирования        химико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических   процессов; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ основные уравнения  движения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ жидкостей;   основы   теории ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ теплопередачи; основы теории ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ массопередачи в системах  со ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ свободной   и    неподвижной ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ границей    раздела     фаз; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ типовые процессы  химической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологии,  соответствующие ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ аппараты   и    методы    их ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ расчета;                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -     методы      построения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ эмпирических                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ (статистических)  и  физико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических   (теоретических) ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ моделей              химико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов;   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методы    идентификации ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ математических      описаний ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов на ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ основе     экспериментальных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ данных;                      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - методы оптимизации химико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов  с ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ применением     эмпирических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и/или      физико-химических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ моделей;                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -     основные      принципы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ организации      химического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ производства,            его ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ иерархической     структуры, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методы оценки  эффективности ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ производства;          общие ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ закономерности    химических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессов;          основные ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химические производства;     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - основы теории  процесса  в ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химическом         реакторе, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методологию     исследования ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ взаимодействия     процессов ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических   превращений   и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ явлений  переноса  на   всех ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ масштабных уровнях, методику ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ выбора  реактора  и  расчета ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса в нем;     основные ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реакционные         процессы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и    реакторы     химической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и            нефтехимической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологии;                  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  основные  понятия  теории ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ управления  технологическими ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессами;  статические   и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ динамические  характеристики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ объектов      и      звеньев ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ управления;  основные   виды ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ систем       автоматического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ регулирования    и    законы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ управления; типовые  системы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ автоматического управления в ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химической   промышленности; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методы      и       средства ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ диагностики    и    контроля ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ основных     технологических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ параметров;                  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - выполнять и читать чертежи ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технических изделий  и  схем ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических   процессов, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ использовать        средства ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ компьютерной   графики   для ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ изготовления чертежей;       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -   выполнять   расчеты   на ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ прочность,    жесткость    и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ долговечность    узлов     и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деталей          химического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оборудования   при   простых ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ видах  нагружения,  а  также ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ простейшие    кинематические ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ расчеты движущихся элементов ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ этого оборудования;          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    выбирать    необходимые ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электрические  устройства  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ машины    применительно    к ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ конкретной задаче; проводить ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электрические измерения;     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -     проводить     контроль ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ параметров  воздуха,   шума, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ вибрации,  электромагнитных, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ тепловых излучений и  уровня ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ негативных воздействий на их ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ соответствие     нормативным ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ требованиям;                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    определять     характер ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ движения жидкостей и  газов; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ основные      характеристики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессов      тепло-      и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ массопередачи;  рассчитывать ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ параметры     и     выбирать ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ аппаратуру  для  конкретного ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химико-технологического      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса;                    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -      применять      методы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ вычислительной математики  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ математической    статистики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ для решения конкретных задач ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ расчета,     проектирования, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ моделирования, идентификации ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и   оптимизации    процессов ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химической технологии;       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -   рассчитывать    основные ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ характеристики   химического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса,           выбирать ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ рациональную           схему ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ производства       заданного ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ продукта,          оценивать ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологическую              ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ эффективность производства;  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  произвести   выбор   типа ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реактора и произвести расчет ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических   параметров ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ для   заданного    процесса; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ определить         параметры ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ наилучшей        организации ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса    в     химическом ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реакторе;                    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    определять     основные ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ статические  и  динамические ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ характеристики     объектов; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ выбирать        рациональную ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ систему        регулирования ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологического   процесса; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ выбирать   конкретные   типы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ приборов   для   диагностики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химико-технологического      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса;                    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -   способами   и   приемами ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ изображения   предметов   на ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ плоскости,     одной      из ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ графических систем;          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -     методами      механики ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ применительно   к   расчетам ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессов         химической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологии;                  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - методами   технологических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ расчетов отдельных  узлов  и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деталей          химического ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оборудования;                ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  навыками   проектирования ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ простейших         аппаратов ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химической промышленности;   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -      методами      расчета ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электрических         цепей; ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методами          проведения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ электрических измерений;     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -   приемами   действий    в ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ аварийных   и   чрезвычайных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ ситуациях,  оказания  первой ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ помощи пострадавшим;         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами    определения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ оптимальных  и  рациональных ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических      режимов ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ работы оборудования;         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -  методами   математической ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ статистики   для   обработки ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ результатов    активных    и ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ пассивных     экспериментов, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ пакетами прикладных программ ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ для  моделирования   химико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов;   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -      методами      анализа ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ эффективности         работы ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химических производств;      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - методами расчета и анализа ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процессов    в    химических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реакторах,                   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -                определения ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических  показателей ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ процесса,                    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ - методами выбора химических ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ реакторов;                   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ -    методами     управления ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ химико-технологическими      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ системами     и     методами ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ регулирования        химико- ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологических процессов.   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     +------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная  часть  (знания, ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки  определяются ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                    ¦              ¦                     ¦             ¦
+-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ Б.4 ¦ Практика и (или) научно-     ¦     12       ¦                     ¦ ОК-3,       ¦
¦     ¦ исследовательская работа     ¦              ¦                     ¦ ОК-4,       ¦
¦     ¦ (практические умения и       ¦              ¦                     ¦ ОК-13,      ¦
¦     ¦ навыки определяются ООП      ¦              ¦                     ¦ ПК-6,       ¦
¦     ¦ вуза)                        ¦              ¦                     ¦ ПК-7,       ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-10,      ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-12 -     ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-14       ¦
+-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ Б.5 ¦ Физическая культура          ¦   2 (400     ¦                     ¦ ОК-15       ¦
¦     ¦                              ¦   часов)     ¦                     ¦             ¦
+-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ Б.6 ¦ Итоговая     государственная ¦     12       ¦                     ¦ ПК-1,       ¦
¦     ¦ аттестация                   ¦              ¦                     ¦ ПК-2,       ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-8,       ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-9,       ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-11,      ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-21,      ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-23,      ¦
¦     ¦                              ¦              ¦                     ¦ ПК-27       ¦
+-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость  основной ¦    240       ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ образовательной программы    ¦              ¦                     ¦             ¦
L-----+------------------------------+--------------+---------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  Б.1,  Б.2  и  разделов  Б.3,  Б.4, Б.5
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавриата,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  учебной и производственной практик,
календарный  учебный  график  и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной основной образовательной программой ВПО.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные  программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(например,  компетенций  социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр,
разбора  конкретных  ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов) в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
профессиональных  навыков  обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть  предусмотрены  встречи с представителями российских и зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и
содержанием  конкретных  дисциплин,  и  в целом в учебном процессе они
должны  составлять  не  менее 10 процентов аудиторных занятий. Занятия
лекционного   типа   для  соответствующих  групп  студентов  не  могут
составлять более 45 процентов аудиторных занятий.
     7.4.  В  учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть
четко  сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке
с  осваиваемыми  знаниями,  умениями  и приобретаемыми компетенциями в
целом по ООП.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.   Основная   образовательная   программа   должна  содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее  одной трети
вариативной   части  суммарно  по  циклам  Б.1,  Б.2  и  Б.3.  Порядок
формирования  дисциплин  по  выбору  обучающихся  устанавливает ученый
совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц за весь период обучения.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной программы при очной форме обучения
составляет  27  академических  часов.  В  указанный  объем  не  входят
обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
     7.8.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы реализуется:
     при  очной  форме  обучения, как правило, в объеме 400 часов, при
этом  объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен
составлять не менее 360 часов.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
     7.13.  Программа  бакалавриата  вуза должна включать лабораторные
практикумы  и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
базовой  части,  формирующим  у  обучающихся умения и навыки в области
естественнонаучных   и   профессиональных   дисциплин,   а   также  по
дисциплинам  (модулям)  вариативной  части,  рабочие программы которых
предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений
и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных
ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся  имеют  право  получить  консультацию  в  вузе  по  выбору
дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии  соответствующих  документов  имеют  право  на  перезачет
освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Раздел  основной  образовательной  программы  бакалавриата
"Учебная   и   производственная   практики"  является  обязательным  и
представляет    собой    вид    учебных    занятий,    непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     Аттестация   по  итогам  практики  проводится  в  виде  зачета  с
предоставлением письменного отчета по практике.
     Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа  обучающегося.  В  случае  ее  наличия при разработке программы
научно-исследовательской   работы   высшее  учебное  заведение  должно
предоставить возможность обучающимся:
     изучать   специальную   литературу  и  другую  научно-техническую
информацию,  достижения  отечественной  и зарубежной науки и техники в
соответствующей области знаний;
     участвовать  в  создании экспериментальных установок и проведении
научных исследований или выполнении технических разработок;
     осуществлять    сбор,    обработку,   анализ   и   систематизацию
научно-технической информации по теме (заданию);
     принимать  участие  в стендовых и промышленных испытаниях опытных
образцов (партий) проектируемых изделий;
     составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию).
     7.16.  Реализация  основных образовательных программ бакалавриата
должна  обеспечиваться  научно-педагогическими  кадрами, имеющими, как
правило,  базовое  образование,  соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины,   и   систематически   занимающимися   научной   и   (или)
научно-методической деятельностью.
     Доля  преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание,
в  общем  числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
по  данной основной образовательной программе, должна быть не менее 65
процентов,   ученую   степень  доктора  наук  (в  том  числе  степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и  установления  эквивалентности)
и/или  ученое  звание  профессора  должны  иметь не менее 10 процентов
преподавателей.
     Преподаватели   профессионального   цикла  должны  иметь  базовое
образование    и/или    ученую    степень,   соответствующие   профилю
преподаваемой  дисциплины.  Не  менее  75  процентов преподавателей (в
приведенных  к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный
процесс  по  профессиональному  циклу,  должны иметь ученые степени. К
образовательному   процессу  должно  быть  привлечено  не  менее  пяти
процентов   преподавателей   из   числа  действующих  руководителей  и
работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
     До  15  процентов  от общего числа преподавателей, имеющих ученую
степень  и/или  ученое  звание,  может  быть заменено преподавателями,
имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях
руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
     7.17.  Основная  образовательная  программа должна обеспечиваться
учебно-методической   документацией  и  материалами  по  всем  учебным
курсам,  дисциплинам  (модулям)  основной  образовательной  программы.
Содержание  каждой  из  таких  учебных дисциплин (модулей) должно быть
представлено  в  сети  Интернет  или  локальной  сети образовательного
учреждения.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  -  за  последние  пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров
таких изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.18.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.19.    Высшее    учебное    заведение,   реализующее   основные
образовательные    программы    бакалавриата,    должно    располагать
материально-технической  базой,  обеспечивающей проведение всех видов,
дисциплинарной    и    междисциплинарной   подготовки,   лабораторной,
практической  и  научно-исследовательской  работы обучающихся, которые
предусмотрены  учебным  планом  вуза,  и  соответствующей  действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП бакалавриата перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     лаборатории   с   оборудованием   для   проведения   лабораторных
практикумов,  в том числе: весы технические, аналитические и цифровые,
автоматические   титраторы,  роторные  испарители,  магнитные  мешалки
различных    типов,    pH-метры,   потенциостаты,   сушильные   шкафы,
ультразвуковые   бани,  вакуумные  насосы,  дистилляторы,  центрифуги,
фотоэлектроколориметры,  нефелометры,  инфракрасные и ультрафиолетовые
спектрофотометры,   дериватографы,   хроматографы   различных   типов,
электронные  микроскопы,  установки для изучения гидродинамики потоков
жидкости  и  газа,  тепло-  и  массопереноса,  приборы  для  измерения
параметров технологических процессов (температуры, давления, расхода),
регуляторы технологических параметров различного типа;
     специально   оборудованные  кабинеты  и  аудитории:  компьютерные
классы   с   программным  обеспечением  для  моделирования  и  расчета
химико-технологического оборудования.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом  изучаемых  дисциплин.  Вуз должен обеспечить каждому студенту
возможность не менее 6-ти часов в неделю работать с сетью Интернет.
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества освоения основных образовательных программ
должна   включать   текущий   контроль   успеваемости,   промежуточную
аттестацию   обучающихся   и   итоговую   государственную   аттестацию
выпускников.
     8.3.  Конкретные  формы  и  процедуры  текущего  и промежуточного
контроля   знаний   по   каждой   дисциплине   разрабатываются   вузом
самостоятельно  и  доводятся до сведения обучающихся в течение первого
месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости  и  промежуточная  аттестация)  создаются фонды оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущего  контроля  успеваемости  и промежуточной аттестации
обучающихся  к условиям их будущей профессиональной деятельности - для
чего  кроме  преподавателей  конкретной  дисциплины в качестве внешних
экспертов  должны  активно  привлекаться  работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины, и так далее.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.   Итоговая   государственная   аттестация   включает  защиту
выпускной     квалификационной     работы    (бакалаврской    работы).
Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
     Требования  к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы,
а   также   требования   к  государственному  экзамену  (при  наличии)
определяются высшим учебным заведением.

Страницы: 1  2  


Оглавление