ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 190100 НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 14 января 2010 г. N 19 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 14 января 2010 г. N 19 Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г. N 16384 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 19 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 190100 НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы включает: транспортное, строительное, сельскохозяйственное и специальное машиностроение; эксплуатацию техники. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы являются: автомобили; тракторы; мотоциклы; автомобильные и тракторные прицепы; наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками; многоцелевые гусеничные машины; многоцелевые колесные машины; транспортные комплексы ракетной техники; средства аэродромно-технического обеспечения полетов авиации; подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование; сельскохозяйственные машины и оборудование; машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды; горно-транспортные машины и оборудование; трубопроводные транспортные системы; машины и механизмы коммунального хозяйства; машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров; нормативно-техническая документация; системы стандартизации; методы и средства испытаний и контроля качества изделий. 4.3. Магистр по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: в научно-исследовательской деятельности: анализ состояния и динамики развития наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и комплексов на их базе; планирование, постановка и проведение теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе; в проектно-конструкторской деятельности: формулирование целей проекта, критериев и способов достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач при производстве и модернизации наземных транспортно-технологических машин их технологического оборудования и комплексов на их базе; разработка вариантов решения проблемы производства и модернизации наземных транспортно-технологических машин, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности; создание прикладных программ расчета узлов, агрегатов и систем наземных транспортно-технологических машин; разработка, с использованием информационных технологий, проектной документации для производства наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и комплексов на их базе; разработка технических условий на проектирование и технических описаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; выбор критериев оценки и сравнения проектируемых узлов и агрегатов с учетом требований надежности, технологичности, безопасности и конкурентоспособности; проведение лабораторных, стендовых, полигонных, полевых и эксплуатационных испытаний узлов и агрегатов транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и транспортно-технологических машин в целом; в производственно-технологической деятельности: участие в разработке технической документации для изготовления, модернизации и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; контроль за параметрами технологических процессов и качеством производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; проведение испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; поверка основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; в организационно-управленческой деятельности: участие в организации процессов производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и комплексов; участие в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования; составление планов, программ, графиков работ, смет, заказов, заявок, инструкций и другой технической документации; обучение производственного и обслуживающего персонала; разработка мер по повышению эффективности использования оборудования; разработка и организация мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5); способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-7). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: способен использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, в том числе при решении нестандартных задач, требующих глубокого анализа их сущности с естественнонаучных позиций (ПК-1); готов к постоянному совершенствованию профессиональной деятельности, принимаемых решений и разработок в направлении повышения безопасности (ПК-2); владеет полным комплексом правовых и нормативных актов в сфере безопасности, относящихся к виду и объекту профессиональной деятельности (ПК-3); имеет навыки работы с компьютером как средством управления, в том числе в режиме удаленного доступа, готов работать с программными средствами общего и специального назначения (ПК-4); научно-исследовательская деятельность: способен анализировать состояние и динамику развития наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и комплексов на их базе (ПК-5); способен осуществлять планирование, постановку и проведение теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе (ПК-6); проектно-конструкторская деятельность: способен формулировать цели проекта, критерии и способы достижения целей, определять структуры их взаимосвязей, выявлять приоритеты решения задач при производстве и модернизации наземных транспортно-технологических машин их технологического оборудования и комплексов на их базе (ПК-7); способен разрабатывать варианты решения проблемы производства наземных транспортно-технологических машин, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности и неопределенности (ПК-8); способен создавать прикладные программы расчета узлов, агрегатов и систем транспортно-технологических машин (ПК-9); способен разрабатывать, с использованием информационных технологий, проектную документацию для производства новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-10); способен разрабатывать технические условия на проектирование и составлять технические описания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-11); способен выбирать критерии оценки и сравнения проектируемых узлов и агрегатов с учетом требований надежности, технологичности, безопасности и конкурентоспособности (ПК-12); производственно-технологическая деятельность: способен участвовать в разработке технической документации для изготовления наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-13); способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов и качеством производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-14); способен проводить испытания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-15); способен проводить поверку основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-16); организационно-управленческая деятельность: способен организовать процессы производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и комплексов (ПК-17); способен организовать работу по техническому контролю при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-18); способен составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и другую техническую документацию (ПК-19); способен обучать производственный и обслуживающий персонал (ПК-20); способен разрабатывать меры по повышению эффективности использования оборудования (ПК-21); способен разрабатывать и организовывать мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ПК-22). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T-------------------------------------T--------------T------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 20 - 30 ¦ Логика и ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 5 - 10 ¦ методология ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ науки ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ блока студент должен: ¦ ¦ Прикладная ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ знать основные логические методы и ¦ ¦ математика ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ приемы научного исследования; ¦ ¦ Основы научных ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ методологические теории и принципы ¦ ¦ исследований ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ современной науки; базис ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий; перспективы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерных технологий в науке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовании; основные элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории статистической проверки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гипотез; критерии зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ признаков и однородных данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критерии значимости параметров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы выбора наиболее мощных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критериев; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь осуществлять методологическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснование научного исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценить эффективность и результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научной деятельности; использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сетевые технологии и мультимедиа в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовании и науке; проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекламно-коммерческую проработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов лицензий; выбрать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметры критериев в зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ от требований к качеству продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и издержек производства; выбрать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистические данные, выявить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функции распределения, обосновать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметры критерия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ логико-методологического анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научного исследования и его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов; методами применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических методов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технических приложениях; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществления патентного поиска; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конъюнктурными исследованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами планирования эксперимента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 30 - 40 ¦ Исследования и ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦ 10 - 15 ¦ испытания ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ наземных ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части ¦ ¦ транспортно- ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ блока студент должен: ¦ ¦ технологических ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ знать методы экспериментальных ¦ ¦ машин ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ исследований продукции ¦ ¦ Конструирование ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ машиностроения и, в частности, ¦ ¦ и расчет ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ наземных ¦ ¦ наземных ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин и ¦ ¦ транспортно- ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ комплексов; возможности современной ¦ ¦ технологических ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ измерительной и испытательной ¦ ¦ машин ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ аппаратуры; методы регистрации и ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ обработки экспериментальных данных; ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ современные методы конструирования ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ и расчета наземных ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ (в том числе с использованием ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ систем автоматизированного ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ проектирования); методы ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ моделирования механических и ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ биомеханических систем; методы ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ оценки адекватности расчетных ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ моделей; методы и критерии ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ оптимизации; методы оценки ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ погрешности измерений и ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ моделирования; принципы построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем автоматического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования и управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современное состояние технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования в области наземных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наземных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексов и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования, предъявляемые к ним; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила и процедуры технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования в машиностроении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь сформулировать задачу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования или проектирования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области машиностроения, определить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пути ее решения и решить ее с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных и технических средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть методологией оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузочных режимов узлов и деталей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наземных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологией расчета узлов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деталей с учетом особенностей их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкции и условий нагружения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологией планирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксперимента; методологией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки математических моделей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов функционирования наземных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортно-технологических машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно-исследовательская ¦ 50 - 60 ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ Практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ +-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 5 - 10 ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ +-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-------------------------------------+--------------+------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения (развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО). 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области логики и методологии науки, компьютерных и информационных технологий, прикладной математики, основ научных исследований, экономики и управления, испытаний наземных транспортно-технологических машин, исследования наземных транспортно-технологических машин и комплексов, конструирования и расчета наземных транспортно-технологических машин, математического моделирования механических систем, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, научно-производственная, научно-педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследований по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |