ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 января 2010 г. N 54 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 Строительство (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 18 января 2010 г. N 54 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16358 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 54 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года <*> ¦ 240 <**> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Для профиля подготовки "Проектирование зданий" нормативный срок освоения ООП бакалавриата составляет 4,5 года. <**> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий; применение машин, оборудования и технологий для строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: промышленные, гражданские здания, гидротехнические и природоохранные сооружения; строительные материалы, изделия и конструкции; системы теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения промышленных, гражданских зданий и природоохранные объекты; машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкций; объекты недвижимости, земельные участки, городские территории. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 270800 Строительство готовится к следующим видам профессиональной деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно-управленческая; экспериментально-исследовательская; монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 270800 Строительство науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области изыскательской и проектно-конструкторской деятельности: сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; расчет и конструирование деталей и узлов с использованием стандартных средств автоматизации проектирования; подготовка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ; обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам; в области производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности: организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; контроль за соблюдением технологической дисциплины; обслуживание технологического оборудования и машин; организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества строительства, выпускаемой продукции, машин и оборудования; участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, изготовления машин и оборудования; реализация мер экологической безопасности; организация работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда; составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам; выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; исполнение документации системы менеджмента качества предприятия; проведение организационно-плановых расчетов по реорганизации производственного участка; разработка оперативных планов работы первичного производственного подразделения; проведение анализа затрат и результатов деятельности производственного подразделения; в области экспериментально-исследовательской деятельности: изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности; использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований; участие в проведении экспериментов по заданным методикам, составление описания проводимых исследований и систематизация результатов; подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций; составление отчетов по выполненным работам, участие во внедрении результатов исследований и практических разработок; в области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности: монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием; опытная проверка оборудования и средств технологического обеспечения; проверка технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования; организация профилактических осмотров и текущего ремонта; приемка и освоение вводимого оборудования; составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт; составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11); владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-12); владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2); владением основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК-3); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6); владением одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7); владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8); в соответствии с видами деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская: знанием нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-9); владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов (ПК-10); способностью проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11); производственно-технологическая и производственно-управленческая: владением технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования (ПК-12); способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК-13); знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-14); владением методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-15); способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-16); экспериментально-исследовательская: знанием научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-17); владением математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК-18); способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК-19); монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная: знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием (ПК-20); владением методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения (ПК-21); владением методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования (ПК-22); способностью организовать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования (ПК-23). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический, естественнонаучный и общетехнический цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T------------------------------T--------------T---------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ их освоения ¦ единицы) ¦ примерных программ, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ а также учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный ¦ 30 - 35 ¦ История ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ и экономический цикл ¦ ¦ Философия ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 18 - 24 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Правоведение ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ (основы ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ законодательства в ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ строительстве) ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ - основные исторические ¦ ¦ Экономика ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ события, факты и имена ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ известных исторических ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ деятелей России, иметь ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ представление об источниках ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ исторических знаний и ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ приемах работы с ними; ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ историю культуры России, ее ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ особенности, традиции, место ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ в системе мировой культуры и ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ цивилизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - содержание основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концепций философии, ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своеобразие, место в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуре, научных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ религиозных картинах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мироздания, сущности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначении и смысле жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные психические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функции и их физиологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы, соотношение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природных и социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ факторов в становлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психики, понимать значение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воли и эмоций, потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и мотивов, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бессознательных механизмов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведении человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы российской правовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы и законодательства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации судебных и иных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правоприменительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правоохранительных органов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нравственно-этические нормы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ категории экономики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические законы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические системы, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также основные этапы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - вести на иностранном языке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ беседу-диалог общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характера, читать литературу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по специальности с целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поиска информации без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ словаря, переводить тексты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по специальности со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ словарем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - оценивать достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры на основе знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторического пути их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создания, быть способным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценить, понять, прочесть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образ того или памятника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры в целом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ архитектуры в частности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - самостоятельно вести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализ и осмысление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципиальных вопросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировоззрения, постоянно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ находившихся в поле внимания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философов, и глубоко ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ волнующих людей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способами и приемами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деловых коммуникаций в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной сфере; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - технологиями командной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический, ¦ 65 - 75 ¦ Математика ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ естественнонаучный и ¦ ¦ Информатика ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ общетехнический цикл ¦ ¦ Инженерная графика ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 50 - 55 ¦ Химия ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Физика ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Экология ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ Механика ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ (теоретическая ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ - фундаментальные основы ¦ ¦ механика, ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ высшей математики, включая ¦ ¦ техническая ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ алгебру, геометрию, ¦ ¦ механика, механика ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ математический анализ, ¦ ¦ грунтов) ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ теорию вероятностей и основы ¦ ¦ Инженерное ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ математической статистики; ¦ ¦ обеспечение ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ - основные понятия ¦ ¦ строительства ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ информатики, современные ¦ ¦ (геодезия, ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ средства вычислительной ¦ ¦ геология) ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ техники, основы ¦ ¦ Основы архитектуры ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ алгоритмического языка и ¦ ¦ и строительных ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ технологию составления ¦ ¦ конструкций ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ программ; ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ - основные законы ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ геометрического ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ формирования, построения и ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ взаимного пересечения ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ моделей плоскости и ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ пространства, необходимые ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ для выполнения и чтения ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ чертежей зданий, сооружений, ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ конструкций, составления ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ конструкторской документации ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ и деталей; ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ - основы химии и химические ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ процессы современной ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ технологии производства ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ строительных материалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций, свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химических элементов и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений, составляющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основу строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные физические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ явления, фундаментальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятия, законы и теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классической и современной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - состав окружающей среды: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидросферы, атмосферы, почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и грунтов, законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействия живого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неживого в экосистемах, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также законы взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ между гидро-, атмо-, лито- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техносферами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные подходы к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формализации и моделированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения и равновесия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материальных тел; постановку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и методы решения задач о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движении и равновесии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механических систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать математический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аппарат, содержащийся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературе по строительным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наукам, расширять свои ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математические познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - работать на персональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютере, пользоваться ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ операционной системой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными офисными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приложениями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - воспринимать оптимальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношение частей и целого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на основе графических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей, практически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализуемых в виде чертежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкретных пространственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять полученные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания по физике и химии при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучении других дисциплин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выделять конкретное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физическое содержание в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладных задачах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - распознавать элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экосистемы на топопланах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилях и разрезах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ районировать территорию по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологическим условиям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать изменения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды под ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействием строительства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученные по теоретической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механике при изучении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цикла (техническая механика, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механика жидкости и газа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механика грунтов); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - первичными навыками и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основными методами решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических задач из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общеинженерных и специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин профилизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами практического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютеров для обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации и основами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численных методов решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - графическими способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения метрических задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространственных объектов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чертежах, методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проецирования и изображения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространственных форм на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плоскости проекции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - современной научной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аппаратурой, навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ведения физического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксперимента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основными современными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами постановки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и решения задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механики. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 100 - 110 ¦ Безопасность ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 20 - 25 ¦ жизнедеятельности ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ ¦ Строительные ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ материалы ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ Основы метрологии, ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ стандартизации, ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ сертификации и ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ - физические аспекты ¦ ¦ контроля качества ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ явлений, вызывающих особые ¦ ¦ Инженерные системы ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ нагрузки и воздействия на ¦ ¦ зданий и сооружений ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ здания и сооружения, ¦ ¦ (теплогазоснабжение ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ основные положения и ¦ ¦ с основами ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения ¦ ¦ теплотехники, ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ безопасности строительных ¦ ¦ водоснабжение и ¦ ПК-23 ¦ ¦ ¦ объектов и безопасной ¦ ¦ водоотведение с ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности работающих ¦ ¦ основами ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ и населения; ¦ ¦ гидравлики, ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ - основные методы защиты ¦ ¦ электроснабжение с ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ производственного персонала ¦ ¦ основами ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ и населения от возможных ¦ ¦ электротехники) ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ последствий аварий, ¦ ¦ Технологические ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ катастроф, стихийных ¦ ¦ процессы в ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ бедствий, типовые методы ¦ ¦ строительстве ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ контроля безопасности на ¦ ¦ Основы организации ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ производственных участках; ¦ ¦ и управления в ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ - основные положения статики ¦ ¦ строительстве ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ и динамики жидкости и газа, ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ составляющие основу расчета ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ гидротехнических систем и ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ инженерных сетей и ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ сооружений; ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ - основные положения и ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ расчетные методы, ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ используемые в дисциплинах: ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ сопротивление материалов, ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ строительная механика и ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ механика грунтов, на которых ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ базируется изучение ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ специальных курсов всех ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ строительных конструкций, ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ машин и оборудования; ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ - взаимосвязь состава, ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ строения и свойств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкционных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданных структуры и свойств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов при максимальном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсоэнергосбережении, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также методы оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей их качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы метрологии, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятия, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектами и средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерения, закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования результата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерения, состав работ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерного обследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зданий и сооружений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного назначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные архитектурные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стили, функциональные основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования, особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных несущих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограждающих конструкций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемы объемно-планировочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений зданий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - общие сведения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геодезических измерениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погрешностей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ топографические карты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планы и их использование при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектировании, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реконструкции и реставрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - законы геологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидрогеологии, генезис и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию пород и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию грунтов, иметь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представление об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерно-геологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изысканиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные направления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективы развития систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплогазоснабжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ климатизации, водоснабжения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и водоотведения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроснабжения зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений и населенных мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и городов, элементы этих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем, современное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудование и методы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатацию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реконструкцию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этих систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные положения теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и практики расчета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ однофазных и трехфазных - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических цепей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство, принцип работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических машин и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрооборудования, типовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схемы электроснабжения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных объектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы электроники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроизмерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - знать основные положения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи строительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства, виды и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных процессов при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возведении зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования, технологии их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения, включая методику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбора и документирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических решений на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стадии проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стадии реализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальные средства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы обеспечения качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительства, охраны труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения работ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экстремальных условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - знать основы логистики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и управления в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительстве, формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовых коллективов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специалистов в зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ от поставленных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правильно организовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочие места, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническое оснащение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размещение технологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правильно выбирать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкционные материалы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечивающие требуемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели надежности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности, экономичности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и эффективности сооружений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать воздействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды на материал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в конструкции, устанавливать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к строительному и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкционным материалам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать оптимальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материал исходя из его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения и условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - составить заключение о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состоянии строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций здания по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатам обследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять обработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов статических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамических испытаний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций и систем здания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - совместно со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специалистами-электриками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать и использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрооборудование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства механизации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемые на строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструктивные решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ простейших зданий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограждающих конструкций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вести технические расчеты по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современным нормам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - решать простейшие задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерной геологии, уметь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ читать геологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ графику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбирать типовые схемные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теплогазоснабжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ климатизации, водоснабжения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и водоотведения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроснабжения зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населенных мест и городов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - уметь устанавливать состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих операций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных процессов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснованно выбирать методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их выполнения, определить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объемы, трудоемкость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных процессов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потребное количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализированных машин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования, материалов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полуфабрикатов и изделий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологические карты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительного процесса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять производственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задания бригадам (рабочим), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять контроль и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемку работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами осуществления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля над соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологической дисциплины и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологической безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками расчета элементов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительных конструкций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений на прочность, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жесткость, устойчивость; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами и средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дефектоскопии строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкций, контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-механических свойств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основами современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчета систем инженерного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений, населенных мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и городов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геодезических измерений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обработки результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основами современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчета систем инженерного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сооружений, населенных мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и городов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилями подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-19 ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 16 - 18 ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 15 ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не более 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включаю возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, физики, химии, информатики, инженерной графики, экологии, теоретической механики, механики (технической механики, механики грунтов), механики жидкости и газа, строительных материалов, инженерного обеспечения строительства (геодезии, геологии), архитектуры и строительных конструкций, инженерных систем зданий и сооружений (теплогазоснабжения и вентиляции с основами теплотехники, водоснабжения и водоотведения с основами гидравлики, электроснабжения с основами электротехники), метрологии, стандартизации, сертификации, технологических процессов, организации и управления в строительстве, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета студента и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж педагогической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя следующие помещения и их оборудование: помещения для проведения лабораторных практикумов должны быть укомплектованы специальной учебно-лабораторной мебелью, лабораторным оборудованием, лабораторными стендами, специализированными измерительными средствами в соответствии с перечнем лабораторных работ, предусмотренным примерной программой дисциплины. Как правило, следует использовать современное лабораторное оборудование, числовую измерительную технику, компьютерные технологии управления опытами и обработки результатов измерений. Следует предусматривать возможность проведения виртуальных лабораторных работ; помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий, как правило, должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории: настенным экраном с дистанционным управлением, подвижной маркерной доской, считывающим устройством для передачи информации в компьютер, мультимедийным проектором и другими информационно-демонстрационными средствами; для проведения лекционных занятий должны использоваться наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие реализацию демонстрационных опытов и тематических иллюстраций, определенных примерной программой по дисциплине; для проведения занятий по иностранному языку специальные помещения - лингафонные кабинеты должны быть укомплектованы оборудованием стационарного и мобильного типа; для проведения учебных практик по геодезии и геологии должны быть подготовлены учебные полигоны и предусмотрено специальное полевое оборудование; для создания мультимедийных средств обеспечения основной образовательной программы вуза следует оборудовать специальную студию; помещения для самостоятельной работы студентов должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к локальным сетям и интернету. Точки доступа к информационным базам данных, мультимедийным средствам обучения и дистанционного образования возможно организовывать на базе библиотек. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета 1 рабочее место на 50 студентов приведенного контингента бакалавриата. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного и программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |