ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073100 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.10 37

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
            ПОДГОТОВКИ 073100 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
             ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          14 января 2010 г. 
                                 N 37

                                 (Д)
                                   
    
     В   соответствии   с   пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938;  N  42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378;  N  6,  ст.  738;  N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки  073100 Музыкально-инструментальное искусство (квалификация
(степень)  "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу
настоящего Приказа.
    
Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
14 января 2010 г. 
N 37
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
25 февраля 2010 г. 
N 16497
    
    
                                                            Приложение
    
                                                             Утвержден
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                  от 14 января 2010 г. 
                                                                  N 37
    
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
          ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
             ПОДГОТОВКИ 073100 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
              ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
                                   
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    
     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 073100
"Музыкально-инструментальное  искусство" образовательными учреждениями
высшего  профессионального  образования (высшими учебными заведениями,
вузами)  на  территории Российской Федерации, имеющими государственную
аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
                      II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО        - высшее профессиональное образование;
     ООП        - основная образовательная программа;
     ОК         - общекультурные компетенции;
     ПК         - профессиональные компетенции;
     УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт
                  высшего профессионального образования.
    
               III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
    
     Нормативный    срок,   общая   трудоемкость   освоения   основных
образовательных  программ  (в зачетных единицах) <*> и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.
     --------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
    
                                                             Таблица 1
    
            Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                         (степень) выпускников
    
---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификации                  ¦ Нормативный    ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП          +----------------T--------------+ срок           ¦ (в зачетных  ¦
¦              ¦ код в          ¦ наименование ¦ освоения ООП   ¦ единицах)    ¦
¦              ¦ соответствии   ¦              ¦ (для очной     ¦              ¦
¦              ¦ с принятой     ¦              ¦ формы          ¦              ¦
¦              ¦ классификацией ¦              ¦ обучения),     ¦              ¦
¦              ¦ ООП            ¦              ¦ включая        ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ последипломный ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ отпуск         ¦              ¦
+--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+
¦ ООП          ¦ 68             ¦ магистр      ¦ 2 года         ¦ 120 <*>      ¦
¦ магистратуры ¦                ¦              ¦                ¦              ¦
L--------------+----------------+--------------+----------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  основной  образовательной  программы  по очной
форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
     
     Сроки  освоения  ООП  магистратуры  по  очно-заочной (вечерней) и
заочной  формам  обучения,  а  также в случае сочетания различных форм
обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного
срока,  указанного  в  таблице  1, на основании решения ученого совета
высшего учебного заведения.
     Профильная  направленность  ООП  магистратуры определяется высшим
учебным   заведением,   реализующим   образовательную   программу   по
соответствующему направлению подготовки.
     
       IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
     
     4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает:
     музыкальное  исполнительство  (выступление в качестве концертного
исполнителя,   ансамблиста  и  концертмейстера,  игра  на  музыкальных
инструментах в оркестрах, ансамблях);
     музыкальная педагогика;
     научные   исследования   в  области  музыкально-инструментального
искусства;
     просветительство в области музыкального искусства и культуры;
     руководство творческими коллективами;
     административная  работа  в учреждениях культуры, образовательных
учреждениях,  студиях,  центрах  народного художественного творчества,
домах народного творчества.
     4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
     музыкальное произведение в различных формах его бытования;
     музыкальные инструменты;
     слушательская  и зрительская аудитория театров, концертных залов,
потребители продукции звукозаписывающих фирм;
     обучающиеся  по  программам высшего, среднего профессионального и
дополнительного  образования,  в том числе дополнительного образования
детей, общеобразовательных учреждений;
     образовательные  учреждения  высшего и среднего профессионального
образования;
     авторы-создатели произведений музыкального искусства;
     творческие коллективы, исполнители;
     средства массовой информации;
     учреждения  культуры (филармонии, концертные залы, студии, центры
народного  художественного  творчества,  дома  народного  творчества),
научно-исследовательские учреждения, профессиональные ассоциации.
     4.3.     Магистр     по     направлению     подготовки     073100
Музыкально-инструментальное  искусство  готовится  к  следующим  видам
профессиональной деятельности:
     музыкально-исполнительской;
     педагогической;
     научно-методической;
     научно-исследовательской;
     организационно-управленческой, менеджерской;
     музыкально-просветительской.
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном   готовится   магистр,   должны   определять  содержание  его
образовательной  программы,  разрабатываемой высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4.     Магистр     по     направлению     подготовки     073100
Музыкально-инструментальное   искусство   должен  быть  подготовлен  к
решению   профессиональных   задач   в   соответствии   с   профильной
направленностью    ООП    магистратуры   и   видами   профессиональной
деятельности:
     в области музыкально-исполнительской деятельности:
     участие  в  художественно-культурной  жизни  общества  и создание
художественно-образовательной  среды  путем  представления результатов
своей деятельности общественности, а именно:
     концертного   исполнения  музыкальных  произведений,  программ  в
различных модусах - соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;
     участия   в   формировании  репертуара  коллективов,  солистов  в
концертных    организациях,    выстраивания   драматургии   концертной
программы,   осуществления   консультаций  при  подготовке  творческих
проектов в области музыкального искусства и культуры;
     в области педагогической деятельности:
     преподавание  дисциплин  в  области  музыкально-инструментального
искусства,   в   том   числе   игры   на   музыкальном  инструменте  в
образовательных   учреждениях   высшего   профессионального,  среднего
профессионального  образования,  дополнительного  образования,  в  том
числе дополнительного образования детей;
     изучение   образовательного  потенциала  обучающихся,  уровня  их
художественно-эстетического   и  творческого  развития,  осуществление
профессионального и личностного роста обучающихся;
     планирование  учебного  процесса, выполнение методической работы,
осуществление   контрольных   мероприятий,   направленных   на  оценку
результатов педагогического процесса;
     создание учебных программ и учебных пособий;
     применение  при  реализации  учебного  процесса  лучших  образцов
исторически  сложившихся  педагогических  методик,  а также разработка
новых педагогических технологий;
     в области научно-методической деятельности:
     разработка  образовательных  программ,  инновационных  методик  и
дисциплин, учебно-методических комплексов;
     создание  условий для внедрения инновационных методик и дисциплин
в педагогический процесс;
     изучение   ресурсов   образовательных   систем  и  проектирование
программ   развития  образовательных  систем  в  области  музыкального
искусства и педагогики;
     в области научно-исследовательской деятельности:
     выполнение       научных       исследований       в       области
музыкально-инструментального искусства, культуры и педагогики;
     использование   ресурсного   обеспечения   научных  исследований,
владение основными приемами поиска и научной обработки данных;
     оценка  научно-практической значимости проведенного исследования;
использование   результатов   исследования  в  своей  профессиональной
деятельности;
     в    области    организационно-управленческой    и   менеджерской
деятельности:
     осуществление  функций  руководителя  структурных подразделений в
государственных   (муниципальных)   органах  управления  культурой,  в
организациях   сферы   культуры   и   искусства  (театры,  филармонии,
концертные организации), в творческих союзах и обществах;
     работа     с     авторами     (композиторами,    аранжировщиками,
инсценировщиками, либреттистами, поэтами);
     разработка   и   реализация   творческих   проектов   (концертов,
фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);
     административная   работа   в  образовательных  учреждениях  ВПО,
среднего  профессионального  образования и дополнительного образования
детей,  в государственных (муниципальных) органах управления культуры,
учреждениях   культуры  (студиях,  центрах  народного  художественного
творчества, домах народного творчества);
     руководство творческим коллективом;
     в области музыкально-просветительской деятельности:
     разработка   и   реализация  просветительских  проектов  в  целях
популяризации музыкального искусства, культуры и образования в широких
слоях  общества,  в  том  числе,  с использованием возможностей радио,
телевидения, сети Интернет;
     участие   в   общественных   дискуссиях   по   вопросам  развития
музыкального  искусства,  культуры и образования, осуществление связей
со средствами массовой информации.
     
             V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     совершенствовать    и    развивать    свой   интеллектуальный   и
общекультурный уровень (ОК-1);
     самостоятельно  обучаться новым методам исследования, к изменению
научного   и   научно-творческого   профиля   своей   профессиональной
деятельности (ОК-2);
     свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством
делового общения (ОК-3);
     использовать   на   практике   знания   и  навыки  в  организации
исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
     проявлять  инициативу,  в  том  числе в ситуациях риска, брать на
себя всю полноту ответственности (ОК-5);
     самостоятельно  приобретать с помощью информационных технологий и
использовать  в практической деятельности новые знания и умения, в том
числе  в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой
деятельности (ОК-6);
     свободно  анализировать исходные данные для формирования суждений
по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-7);
     осуществлять  организационно-управленческую работу в организациях
и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях (ОК-8);
     аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных
процессов  в  области  музыкального  искусства  и  культуры,  науки  и
педагогики,  оформлять  и  представлять  результаты выполненной работы
(ОК-9);
     использовать  основные  методы,  способы  и  средства  получения,
хранения, переработки и представления информации (ОК-10);
     использовать   современные   информационные   и  коммуникационные
технологии в области профессиональной деятельности (ОК-11).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     в области музыкально-исполнительской деятельности:
     осуществлять  на  высоком  художественном  и  техническом  уровне
музыкально-исполнительскую   деятельность   (соло,   в   ансамбле,   с
оркестром,  в  оркестре)  и  представлять ее результаты общественности
(ПК-1);
     быть   мобильным   в   освоении  разнообразного  классического  и
современного  репертуара,  участвовать  в  культурной  жизни общества,
создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);
     в области педагогической деятельности:
     применять  основные  положения  и методы психолого-педагогических
наук,    использовать   их   при   решении   профессиональных   задач,
анализировать  актуальные  проблемы  и процессы в области музыкального
образования (ПК-3);
     преподавать   в   образовательных   учреждениях   ВПО,   среднего
профессионального  образования  дисциплины, соответствующие профильной
направленности ООП (ПК-4);
     использовать  разнообразные  педагогические технологии и методы в
области музыкального образования (ПК-5);
     в области научно-методической деятельности:
     разрабатывать     учебно-методические     комплексы,    отдельные
методические  пособия  и  материалы  в  соответствии  с  преподаваемым
предметом  для  всех  форм  обучения  -  очной, очно-заочной и заочной
(ПК-6);
     разрабатывать  новые  образовательные  программы  и  дисциплины и
создавать условия для их внедрения в практику (ПК-7);
     проводить     мониторинги,     организовывать     и     проводить
научно-практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-8);
     в области научно-исследовательской деятельности:
     выполнять        научные       исследования       в       области
музыкально-инструментального   искусства,   культуры   и  музыкального
образования (ПК-9);
     руководить         отдельными         этапами         (разделами)
научно-исследовательской работы обучающихся, составлять научные тексты
на иностранном языке (ПК-10);
     владеть   методологией  научно-исследовательской  деятельности  в
области    музыкально-инструментального   искусства   и   музыкального
образования (ПК-11);
     в    области    организационно-управленческой    и   менеджерской
деятельности:
     выполнять     управленческие     функции     в    государственных
(муниципальных)  органах  управления  культурой,  в организациях сферы
культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, образовательных
учреждениях (ПК-12);
     разрабатывать  перспективные  и  текущие  программы  деятельности
организаций   культуры   и  искусств,  репертуарные  планы,  программы
фестивалей,    творческих   конкурсов,   осуществлять   художественное
руководство творческими коллективами (ПК-13);
     осуществлять  работу, связанную с организационно-производственной
структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а
именно:    обеспечивать   функционирование   творческого   коллектива,
социально-культурное   и  финансовое  планирование,  проектирование  и
маркетинг в концертных организациях (ПК-14);
     применять  знания  в  области  организации  менеджмента  в  сфере
искусства,       планирования      и      финансового      обеспечения
музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-15);
     осуществлять   работу   с   авторами   произведений  музыкального
искусства  по  пропаганде  и  распространению  их продукции, выполнять
заказы  организаций  в  области  музыкально-исполнительского искусства
(ПК-16);
     применять  управленческие технологии информационного маркетинга в
сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-17);
     в области музыкально-просветительской деятельности:
     разрабатывать  и  реализовывать  просветительские проекты в целях
популяризации  искусства  в  широких  слоях  общества, в том числе и с
использованием возможностей радио, телевидения, Интернета (ПК-18);
     участвовать   в  общественных  дискуссиях  по  вопросам  развития
музыкального искусства и образования, осуществлять связь со средствами
массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие PR-акции
(ПК-19).
     
          VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     6.1.  ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных
циклов (таблица 2):
     общенаучный цикл;
     профессиональный цикл
     и разделов:
     практики и научно-исследовательская работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность
расширения  и  (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых  содержанием  базовых (обязательных) дисциплин, позволяет
студенту   получить  углубленные  знания,  навыки  и  компетенции  для
успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
    
                                                             Таблица 2
    
                       Структура ООП магистратуры
    
------T-------------------------------T---------------T----------------------T-------------¬
¦ Код ¦       Учебные циклы и         ¦ Трудоемкость  ¦  Перечень дисциплин  ¦ Коды        ¦
¦ УЦ  ¦        проектируемые          ¦ (зачетные     ¦    для разработки    ¦ формируемых ¦
¦ ООП ¦    результаты их освоения     ¦ единицы)      ¦ примерных программ,  ¦ компетенций ¦
¦     ¦                               ¦ <*>           ¦ учебников и учебных  ¦             ¦
¦     ¦                               ¦               ¦       пособий        ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл              ¦  20 - 30      ¦ Философия науки и    ¦ ОК-1 -      ¦
¦     ¦ Базовая часть                 ¦   7 - 10      ¦ искусства            ¦ 11          ¦
¦     ¦   В    результате    освоения ¦               ¦ Иностранный язык     ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ дисциплин    базовой    части ¦               ¦                      ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ модуля студент должен:        ¦               ¦                      ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ знать:                        ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   методологические  подходы к ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ историческим  и теоретическим ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исследованиям     в     сфере ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусства и культуры;         ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   современные        проблемы ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусствоведения            и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ музыкального искусства;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   основные     закономерности ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ развития      искусства     в ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ контексте            мирового ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ культурного процесса;         ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   философские         аспекты ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ познания      закономерностей ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научного   и  художественного ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ творчества;                   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   иностранный  язык в объеме, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ достаточном  для  бытового  и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессионального общения;    ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                        ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   оперировать       основными ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ знаниями  в  области  истории ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусства  и мировой культуры ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ на   основе  их  критического ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ осмысления;                   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   применять  методы  научного ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исследования          явлений ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусства      и      проблем ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ музыкальной педагогики;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   формулировать    и   решать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ задачи,  возникающие  в  ходе ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научно-исследовательской,     ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ педагогической,               ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ музыкально-просветительской   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ деятельности,        выбирать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ необходимые            методы ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исследования,  модифицировать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ существующие  и разрабатывать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ новые методы, исходя из задач ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ конкретного     исследования, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ обрабатывать       полученные ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ результаты,  анализировать  и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ осмысливать   их   с   учетом ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ современных научных данных;   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   свободно      вести      на ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ иностранном             языке ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ беседу-диалог   с   носителем ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ языка       по      проблемам ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусствознания,       читать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ литературу  по специальности, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ переводить      тексты     по ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ специальности   без  словаря, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ составлять  научные тексты на ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ иностранном языке;            ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   совершенствовать          и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ развивать                свой ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ интеллектуальный   уровень  в ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной сфере;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   осуществлять    комплексное ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научное исследование;         ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                      ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   навыками       критического ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ осмысления явлений искусства; ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   методологией        ведения ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научных     исследований    в ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ области          музыкального ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ искусства и педагогики;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   профессиональной  культурой ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ изложения     материала     и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ навыками научной полемики;    ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   проблематикой             и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ методологией     в    области ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ музыкальной      науки      и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ педагогики      на     уровне ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ требований          программы ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ соответствующего    приемного ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ экзамена в аспирантуру;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ одним из иностранных языков   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ на уровне требований          ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ приемного экзамена в          ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ аспирантуру;                  ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   знаниями      в     области ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ философских  наук  на  уровне ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ требований   соответствующего ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ приемного      экзамена     в ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ аспирантуру;                  ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   методами           научного ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исследования,  инновационными ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ технологиями    и    методами ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ выявления      проблем      в ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной сфере.       ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,    ¦  13 - 20      ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                     ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл         ¦  40 - 30      ¦ Специальный          ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ Базовая часть                 ¦  13 - 10      ¦ инструмент           ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦   В  результате      изучения ¦               ¦ Ансамбль             ¦             ¦
¦     ¦ базовой      части      цикла ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ обучающийся должен:           ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ знать:                        ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   значительный        сольный ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ репертуар,         включающий ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ произведения   разных   эпох, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ жанров и стилей, в том числе, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ сочинения    крупной    формы ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ (сонаты, вариации, концерты), ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ полифонические  произведения, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ виртуозные   пьесы  и  этюды, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ сочинения     малых     форм, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ произведения  композиторов  - ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ классиков,        романтиков, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ импрессионистов,              ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ экспрессионистов,             ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ неоклассиков,    композиторов ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ второй   половины   XX  века, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ разных стран и народов;       ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   историю  развития камерного ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ жанра,   методику   работы  с ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ансамблями,          обширный ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ репертуар для различных видов ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ансамблей;                    ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                        ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   свободно   читать  с  листа ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ музыкальную литературу (любых ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ стилей, направлений, эпох);   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   анализировать,      изучать ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ произведения, предназначенные ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ для   исполнения,   проводить ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ сравнительный          анализ ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исполнительских               ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ интерпретаций;                ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   быстро   адаптироваться   к ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ игре  в  разных ансамблях, на ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ высоком художественном уровне ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исполнять произведения разных ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ стилей и жанров для различных ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ансамблевых составов;         ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                      ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   способностью   к  активному ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ участию  в  культурной  жизни ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ общества,            создавая ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ художественно-творческую    и ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательную среду;        ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   арсеналом                   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ художественно-выразительных   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ средств  игры  на инструменте ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ для     ведения    концертной ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ деятельности;                 ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦   значительным         опытом ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ансамблевого  исполнительства ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ и    обширным    репертуаром, ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ включающим    сочинения   для ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ различных ансамблей, навыками ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ведения  репетиционной работы ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ с партнерами.                 ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,    ¦  27 - 20      ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются   ¦               ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                     ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦ М.3 ¦ Практика       и      научно- ¦    57         ¦                      ¦ ОК-1 -      ¦
¦     ¦ исследовательская работа      ¦               ¦                      ¦ 11          ¦
¦     ¦ (практические умения и        ¦               ¦                      ¦ ПК-1 -      ¦
¦     ¦ навыки    определяются        ¦               ¦                      ¦ 19          ¦
¦     ¦ ООП вуза)                     ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦ М.4 ¦ Итоговая государственная      ¦     3         ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ аттестация                    ¦               ¦                      ¦             ¦
+-----+-------------------------------+---------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость основной   ¦    120        ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательной программы     ¦               ¦                      ¦             ¦
L-----+-------------------------------+---------------+----------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды
текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  и  другие
материалы,    обеспечивающие    воспитание   и   качество   подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом  развития  науки,  искусства,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии  общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
социализации личности.
     Для  обеспечения  дисциплин  профессионального  цикла  и практики
высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на
базе  учебного  творческого  коллектива (оркестра), сформированного из
студентов  вуза  (уровней  "бакалавр",  "магистр"), обучающихся по ООП
"Музыкально-инструментальное    искусство"    соответствующих    видов
инструментов не менее чем на 90 процентов.
     При  реализации  вузом  профильной  направленности  ООП в области
музыкально-исполнительской  деятельности вуз обязан планировать работу
концертмейстеров по предмету "специальный инструмент" - из расчета 100
процентов  количества  времени,  предусмотренного  учебным  планом  на
аудиторные  занятия.  В  случае введения в ООП магистратуры дисциплины
"дирижирование"  вуз  обязан  планировать  работу  концертмейстеров из
расчета  200  процентов  количества  времени, предусмотренного учебным
планом на аудиторные занятия.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения    занятий   (творческих   форм   проведения   занятий   по
исполнительским   дисциплинам,   репетиционных  занятий,  семинаров  в
диалоговом   режиме,  дискуссий,  деловых  и  ролевых  игр,  групповых
дискуссий,  разбор  результатов  работы студенческих исследовательских
групп,   вузовских   и   межвузовских   конференций)   в  сочетании  с
внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных
навыков обучающихся.
     Основными    активными    формами    обучения    профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым   готовится   магистр   (научно-исследовательской,  творческой
(музыкально-исполнительской),  педагогической),  для  ООП магистратуры
являются    семинар,   индивидуальные   занятия   по   исполнительским
дисциплинам,  репетиционные занятия по подготовке концертных программ,
продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.
     К  участию  в  семинарах,  репетициях  и  творческих выступлениях
привлекаются   ведущие  исследователи,  специалисты-практики,  деятели
искусства  и  культуры,  которые  могут  корректировать индивидуальные
учебные планы магистра.
     В  рамках  учебных  курсов  должны  быть  предусмотрены встречи с
представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры,
средств   массовых   коммуникаций,   государственных   и  общественных
организаций, мастер-классы специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  50  процентов аудиторных
занятий.  Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,  позволяющем  сформировать  соответствующие  общекультурные  и
профессиональные  компетенции.  Общая трудоемкость дисциплины не может
быть  менее  двух  зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору
обучающихся).  По  дисциплинам,  трудоемкость которых составляет более
трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц  и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет 36 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,   разъяснить,   что   избранные   обучающимися   дисциплины
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий      обучения,      развивающих      навыки      творческой
(музыкально-исполнительской),                научно-исследовательской,
организационно-управленческой     и     менеджерской     деятельности,
межличностной   коммуникации,  принятия  решений,  лидерские  качества
(чтение  интерактивных  лекций, проведение групповых дискуссий, анализ
деловых  ситуаций,  проведение  ролевых игр, проведение мастер-классов
специалистами   вуза   и  других  учреждений  искусства  и  культуры),
преподавание   дисциплин  в  форме  авторских  курсов  по  программам,
составленным  на  основе результатов исследований научных и творческих
школ  вуза,  учитывающих региональную и профессиональную специфику при
условии  реализации  содержания образования и формировании компетенций
выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.  ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия
по следующим дисциплинам:
     Иностранный язык;
     Специальный инструмент;
     Ансамбль;
     Практика и научно-исследовательская работа.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного  на  освоение  дисциплин  по  выбору, предусмотренных ООП,
выбирать конкретные дисциплины;
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
получить  консультацию  в  вузе  по  выбору  дисциплин и их влиянию на
будущую профессиональную подготовку;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных
ранее дисциплин на основе аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся
и   непосредственно   обеспечивающие  подготовку  и  защиту  выпускной
квалификационной  работы.  При  реализации ООП магистратуры по данному
направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
     педагогическая;
     музыкально-исполнительская;
     научно-исследовательская работа;
     руководство   творческим   коллективом   (данный   вид   практики
реализуется  при  формировании  ООП  по оркестровым струнным, духовым,
эстрадным или джазовым, народным, национальным инструментам).
     Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по
каждому виду практики.
     Практики  проводятся  в  сторонних  организациях  или на кафедрах
вуза,   обладающих   необходимым   кадровым   потенциалом,   на   базе
учебно-творческих коллективов вуза.
     7.16.         Музыкально-исполнительская         работа         и
научно-исследовательская   работа  обучающихся  является  обязательным
разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование общенаучных и
профессиональных  компетенций в соответствии с требованиями настоящего
ФГОС ВПО и ООП вуза.
     Вузами  могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения
и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
     планирование    научно-исследовательской    работы,    включающее
ознакомление  с  тематикой  исследовательских работ в данной области и
выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
     проведение научно-исследовательской работы;
     корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
     составление отчета о научно-исследовательской работе;
     публичная защита выполненной работы.
     Вузами  могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения
и контроля музыкально-исполнительской практики обучающихся:
     планирование    музыкально-исполнительской   работы,   включающее
выстраивание    драматургии,    концепции   концертного   выступления,
ознакомление с художественными образцами, подбор репертуара;
     практическое освоение репертуара;
     публичная презентация выполненной работы.
     В  процессе выполнения музыкально-исполнительской работы и в ходе
презентации  ее  результатов  должно  проводиться широкое обсуждение в
учебных  структурах  вуза  с  привлечением  работодателей, позволяющее
оценить   уровень   приобретенных   знаний,  умений  и  сформированных
компетенций  обучающихся.  Необходимо  также  дать оценку компетенций,
связанных   с   формированием   у   обучающегося  достаточного  уровня
профессиональной культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла должны быть привлечены преподаватели из числа
действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций,
предприятий  и  учреждений.  Не  менее  85 процентов преподавателей (в
приведенных  к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный
процесс  по  профессиональному циклу и научно-исследовательской работе
обучающихся,  должны  иметь российские или зарубежные ученые степени и
ученые  звания,  при  этом  ученые  степени  доктора наук (в том числе
степень,  присваиваемую  за  рубежом,  документы  о присвоении которой
прошли    установленную    процедуру    признания    и    установления
эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 20
процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных,  научно-педагогических и творческо-исполнительских кадров, не
менее  85  процентов  преподавателей,  обеспечивающих учебный процесс,
должны  иметь  ученые  степени  кандидата,  доктора  наук (в том числе
степень,  присваиваемую  за  рубежом,  документы  о присвоении которой
прошли    установленную    процедуру    признания    и    установления
эквивалентности) и ученые звания.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП   магистратуры   должно   осуществляться,   как  правило,  штатным
научно-педагогическим  работником вуза, имеющим ученую степень доктора
наук  или  степень,  присваиваемую  за рубежом, документы о присвоении
которой   прошли  установленную  процедуру  признания  и  установления
эквивалентности,  и  (или)  ученое  звание профессора соответствующего
профиля,   стаж   работы   в   образовательных   учреждениях   высшего
профессионального образования не менее пяти лет.
     Для  штатного  научно-педагогического работника вуза, работающего
на  полную  ставку, допускается одновременное руководство не более чем
двумя  ООП  магистратуры;  для  внутреннего  штатного совместителя или
внешнего совместителя - не более одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
     К  преподавателям  с  учеными  степенями  и/или  учеными званиями
приравниваются   лица   без   ученых  степеней  и  званий,  имеющие  в
соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания
Российской    Федерации   (народный   артист   Российской   Федерации,
заслуженный  деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист
Российской  Федерации),  лауреаты  государственных  премий  по профилю
профессиональной  деятельности.  К имеющим ученую степень доктора наук
приравниваются  лица,  получившие  почетные  звания  (народный  артист
Российской   Федерации,   заслуженный   деятель   искусств  Российской
Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень
кандидата   наук   приравниваются  лица,  получившие  почетное  звание
заслуженный артист Российской Федерации.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю,   не  менее  одного  раза  в  пять  лет  проходить  повышение
квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных
дисциплин  должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети
образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на  каждые 50 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений,
специальными   хрестоматийными   изданиями,   партитурами,   клавирами
оперных,   хоровых  и  оркестровых  произведений,  аудио-видеофондами,
мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  один-два  экземпляра  на каждые 50
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     Каждому  обучающемуся  должен  быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного  фонда  или  электронным  базам  периодических  изданий,
соответствующих профессиональному циклу.
     7.19.  Ученый  совет  высшего  учебного  заведения  при  введении
основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает
размер  средств на реализацию соответствующих основных образовательных
программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     Работа  концертмейстеров  в соответствии с п. 7.3 настоящего ФГОС
ВПО  финансируется  из  расчета  от  100  до  200 процентов количества
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
практической    и    научно-исследовательской    работы   обучающихся,
предусмотренных  учебным  планом  вуза,  и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
учебных       аудиторий,      специализированных      кабинетов      и
материально-технического обеспечения включает в себя:
     концертный зал (от 300 посадочных мест, с органом), с концертными
роялями,  пультами  и звукотехническим оборудованием, малый концертный
зал  (от  50  посадочных  мест),  с  концертными  роялями  (с  учебным
органом),  пультами  и  звукотехническим  оборудованием),  библиотеку,
читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю
подготовки  магистров,  для  работы со специализированными материалами
(фонотека,  видеотека,  фильмотека,  просмотровый  видеозал),  учебные
аудитории  для  групповых  и индивидуальных занятий, учебные аудитории
для  занятий  по  предмету  "оркестровый  класс" со специализированным
оборудованием.
     Вуз  должен  располагать  специальной  аудиторией,  оборудованной
персональными  компьютерами, MIDI-клавиатурами (на одного обучающегося
по   одному  комплекту  оборудования)  и  соответствующим  программным
обеспечением.   При   использовании  электронных  изданий  вуз  должен
обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в
соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
     Для  реализации  дисциплин профессионального цикла аудитории вуза
должны  быть оснащены роялями, учебным органом, комплектом оркестровых
струнных,   духовых   и  ударных  инструментов,  пультами,  комплектом
инструментов    народного    оркестра,    электронными    музыкальными
инструментами, современным звукотехническим электронным оборудованием.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в
неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
     В   вузе   должны   быть   обеспечены   условия  для  содержания,
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников.
     8.2.  Конкретные  формы  и  процедуры  текущего  и промежуточного
контроля   знаний   по   каждой   дисциплине   разрабатываются   вузом
самостоятельно  и  доводятся до сведения обучающихся в течение первого
месяца обучения.
     8.3.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений  поэтапным  требованиям  соответствующей  ООП  магистратуры
(текущая   и   промежуточная  аттестация)  создаются  фонды  оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Фонды   оценочных  средств  должны  быть  полными  и  адекватными
отображениями  требований  ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать  целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану.
Они    призваны    обеспечивать    оценку   качества   общенаучных   и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
     При  разработке  оценочных средств для контроля качества изучения
модулей,  дисциплин,  практик должны учитываться все виды связей между
включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить
качество   сформированных   у   обучающихся   компетенций   по   видам
деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной
деятельности.
     При   проектировании   индивидуальных  оценочных  средств  должны
использоваться  групповые  и  взаимооценки:  рецензирование  и  оценка
студентами  работ  друг  друга;  оппонирование  студентами  рефератов,
проектов,   дипломных,  исследовательских  и  художественно-творческих
работ;   экспертные   оценки   группами,   состоящими   из  студентов,
преподавателей и работодателей.
     8.4.   Обучающимся,   представителям  работодателей  должна  быть
предоставлена   возможность   оценивания   содержания,  организации  и
качества учебного процесса в целом, а также работы преподавателей.
     8.5.   Вузом   должны  быть  созданы  условия  для  максимального
приближения  системы  оценивания  и  контроля  компетенций магистров к
условиям  их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме
преподавателей  конкретной  дисциплины  в  качестве  внешних экспертов
должны     активно    использоваться    работодатели    (представители
заинтересованных  образовательных учреждений, художественно-творческих
организаций   и   объединений,  предприятий,  научно-исследовательских
институтов,  органов  управления  культуры),  преподаватели,  читающие
смежные дисциплины.
     8.6.    Итоговая   государственная   аттестация   направлена   на
установление    соответствия    уровня   профессиональной   подготовки
выпускников требованиям ФГОС ВПО.
     Итоговая  государственная  аттестация  включает  защиту выпускной
квалификационной    работы,    а    также   государственный   экзамен,
устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
     8.7.  Требования  к  содержанию,  объему  и  структуре  выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
     Выпускная   квалификационная   работа   в   соответствии   с  ООП
магистратуры  выполняется в виде художественно-творческого проекта или
магистерской  диссертации  в  период прохождения практики и выполнения
научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и
логически  завершенную  выпускную квалификационную работу, связанную с
решением  задач  того вида или видов деятельности, к которым готовится
магистр.
     Тематика  выпускных квалификационных работ должна быть направлена
на решение профессиональных задач в области истории, теории и практики
музыкально-инструментального искусства.
     При  выполнении  выпускной  квалификационной  работы  обучающиеся
должны    показать   результаты   музыкально-исполнительской   работы,
художественного  руководства  творческим  коллективом,  а  также  свою
способность  и  умение,  опираясь  на  полученные  углубленные знания,
навыки  и  сформированные  общенаучные и профессиональные компетенции,
самостоятельно    решать    на   современном   уровне   задачи   своей
профессиональной  деятельности,  профессионально  излагать специальную
информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
     8.8.  Программа  государственного экзамена разрабатывается вузами
самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных   вопросов   и   заданий  должна  быть  комплексной  и
соответствовать   избранным  разделам  из  различных  учебных  циклов,
формирующих конкретные компетенции.
Оглавление