ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 020400 БИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 4 февраля 2010 г. N 100 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 4 февраля 2010 г. N 100 Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16496 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 100 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 020400 БИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 020400 Биология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность программ магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 020400 Биология включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются: научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации; органы охраны природы и управления природопользованием; общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования (в установленном порядке). 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 020400 Биология являются: биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов. 4.3. Магистр по направлению подготовки 020400 Биология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой деятельности, а также к педагогической деятельности (в установленном порядке). Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 020400 Биология должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности. Научно-исследовательская деятельность: самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии со специализацией; формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования; выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели; освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов; работа с научной информацией с использованием новых технологий; обработка и критическая оценка результатов исследований; подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций. Научно-производственная и проектная деятельность: самостоятельное планирование и проведение полевых, лабораторно-прикладных работ, контроль биотехнологических процессов в соответствии со специализацией; освоение и участие в создании новых биологических технологий; организация получения биологического материала; планирование и проведение природоохранных предприятий; планирование и проведение биомониторинга и оценки состояния природной среды; сбор и анализ имеющейся информации по проблеме с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации; обработка, критический анализ полученных данных; подготовка и публикация обзоров, статей, научно-технических отчетов, патентов и проектов; подготовка нормативных методических документов. Организационная и управленческая деятельность: планирование и осуществление: лабораторных и полевых исследований в соответствии со специализацией; мероприятий по охране природы, биомониторингу, экологической экспертизе, оценке и восстановлению биоресурсов; семинаров и конференций; подготовка материалов к публикации; патентная работа; составление проектной, сметной и отчетной документации; подготовка научно-технических проектов. Педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной квалификацией): подготовка и чтение курсов лекций; организация учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях, руководство дипломными работами студентов. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1); способен к инновационной деятельности (ОК-2); способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3); понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4); проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности, способен к поиску решений в нестандартных ситуациях (ОК-5); способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1); знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2); самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК-3); демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющее общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-4); демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов (ПК-5); творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации (ПК-6); понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7); использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах (ПК-8); профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9); в соответствии с видами деятельности: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10); умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11); применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК-12); самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13); планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией (ПК-14); использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями ООП магистратуры), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности (ПК-15); имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству научно-исследовательскими работами (НИР) студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-16). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре. Каждый учебный цикл дисциплин может иметь базовую (обязательную) часть и профильную (вариативную), устанавливаемую вузом. Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком кадров. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T--------------------------------T--------------T--------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы ¦ Трудоемкость ¦ Примерный ¦ Коды ¦ ¦ ¦ и проектируемые результаты ¦ (Зачетные ¦ перечень ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ их освоения ¦ единицы) ¦ дисциплин для ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Гуманитарный, социальный ¦ 10 - 14 ¦ Иностранный язык ¦ ПК-1, 2, 7, ¦ ¦ ¦ и экономический цикл ¦ ¦ язык. ¦ 8. ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 3 - 5 ¦ Философские ¦ ОК-1, 2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ естествознания. ¦ ¦ ¦ ¦ студент должен: ¦ ¦ Экономика и ¦ ¦ ¦ ¦ знать: иностранный язык; ¦ ¦ менеджмент ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: пользоваться им в ¦ ¦ высоких ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональном общении; ¦ ¦ технологий ¦ ¦ ¦ ¦ быть готовым к работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интернациональной среде; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать и использовать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философские проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ естествознания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 6 - 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Математический и ¦ 7 - 11 ¦ Компьютерные ¦ ПК-2, 3, 6, ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ технологии в ¦ 10. ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 2 - 4 ¦ биологии. ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Математическое ¦ ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ моделирование ¦ ¦ ¦ ¦ студент должен: ¦ ¦ биологических ¦ ¦ ¦ ¦ знать современные компьютерные ¦ ¦ процессов. ¦ ¦ ¦ ¦ технологии; ¦ ¦ Спецглавы ¦ ¦ ¦ ¦ уметь их использовать в ¦ ¦ физических и ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ химических наук ¦ ¦ ¦ ¦ владеть информационными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 5 - 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 30 - 42 ¦ Современные ¦ ПК-1, 2, 4, ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 10 - 14 ¦ проблемы ¦ 5, 14. ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ биологии. ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ История и ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ методология ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ биологии. Учение ¦ ¦ ¦ ¦ понимать: современные проблемы ¦ ¦ о биосфере. ¦ ¦ ¦ ¦ биологии; знать: историю и ¦ ¦ Современная ¦ ¦ ¦ ¦ методологию биологии, учение о ¦ ¦ экология и ¦ ¦ ¦ ¦ биосфере, современные ¦ ¦ глобальные ¦ ¦ ¦ ¦ глобальные экологические ¦ ¦ экологические ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы; уметь: использовать ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ эти знания в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методологическими основами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современной науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 20 - 28 ¦ Специализированный ¦ ПК-10, 11, ¦ ¦ ¦ знания, умения, навыки ¦ ¦ блок дисциплин ¦ 12, 13 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Специализированный блок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин, а также программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практик и НИР планируются в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с аннотированной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ магистерской программой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальным планом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки магистра ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Практика и ¦ 48 - 58 ¦ ¦ ОК-1, 2, 3, ¦ ¦ ¦ научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ 4, ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ПК-1, 2, 3, ¦ ¦ ¦ Научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ 6, 8, 9, ¦ ¦ ¦ и педагогическая практики ¦ ¦ ¦ 10, 11, 12, ¦ ¦ ¦ В результате прохождения ¦ ¦ ¦ 13, 15, 16 ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской и ¦ ¦ ¦ ОК-1 - 3 ¦ ¦ ¦ педагогической практик студент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен получить следующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практические навыки, (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии академической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализаций магистерской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять полевые, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лабораторные, вычислительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования при решении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных задач с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием современной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аппаратуры и вычислительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность применять на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практике знания основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и планирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных работ с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность работать в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе, способность к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной адаптации, к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучению новым методам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и технологиям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способность чувствовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственность за качество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполняемых работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность методически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамотно построить план лекций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (практического занятия), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки публичного изложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретических и практических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разделов учебных дисциплин в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с утвержденными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебно-методическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособиями. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В результате прохождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практики студент должен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собрать необходимый материал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для выполнения выпускной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалификационной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В результате выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы по теме магистерской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы студент должен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получить следующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические и практические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ставить задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ, самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять исследования по теме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ магистерской программы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность планировать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательские и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы по теме магистерской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы с применением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современной аппаратуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий; умение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представлять результаты работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с использованием нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работе и к работе в научном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе, способность к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной адаптации, к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучению новым методам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и технологиям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственность за качество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполняемых работ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.5 ¦ Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ ОК-1, ПК-6, ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ 9, 13 ¦ ¦ ¦ В результате подготовки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты выпускной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ студент должен получить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ следующие навыки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность самостоятельно с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применением современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерных технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать, обобщать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систематизировать результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современные методы обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации при проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных и производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способность профессионально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять, представлять и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ докладывать результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических работ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ утвержденным формам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+--------------------------------+--------------+--------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар в рамках курса "Современные проблемы биологии", продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет до 18 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в частности, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: иностранного языка, компьютерных технологий в биологии, математического моделирования биологических процессов, спецглав физических и химических наук, различных видов практики и научно-исследовательской работы, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, научно-производственная, производственная, педагогическая и др. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики должна включать защиту отчета по практике. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами определяются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе публичной защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение с целью оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. Возможна корректировка плана проведения научно-исследовательских работ на основе промежуточных отчетов. 7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла желательно привлечение не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания (документы о присвоении которых прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, оснащенные современным оборудованием для прохождения научно-исследовательской практики и выполнения научно-исследовательской работы по теме магистерской программы, специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий по базовой и вариативной части основной образовательной программы, полигоны для проведения полевых биологических и экологических практик. Желательно наличие вивария, стационарных биостанций, теплиц. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Компьютерное время на одного студента должно составлять не менее чем шесть часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Должно быть обеспечено введение инновационных образовательных технологий и оценочных средств, адекватных современным требованиям компетентностного подхода. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. Фонды оценочных средств должны включать междисциплинарные вопросы, ситуационные задачи, задания со сравнительной оценкой и обоснованием выбора средств исследования и другие, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций и оценить готовность выпускников к профессиональной деятельности. Необходимо также оценивать способность к творческой деятельности и поиску новых решений, ставя перед обучающимися нестандартные ситуационные задачи. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей, работодателей. 8.4. Обучающимся и представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, организационно-управленческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: фундаментальные исследования по актуальным проблемам современных биологических наук, освоение и разработка инновационных биологических технологий, разработка лекционных курсов или разделов образовательных программ, планирование мероприятий по оценке и восстановлению биоресурсов, охране природы, биомониторингу. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно выявлять проблему, ставить и решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |