ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 034000 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 24.12.09 823

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
            ПОДГОТОВКИ 034000 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                         (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          24 декабря 2009 г. 
                                N 823

                                 (Д)
                                   
                                   
     В   соответствии   с   пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938;  N  42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378;  N  6,  ст.  738;  N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
     1.     Утвердить    прилагаемый    федеральный    государственный
образовательный  стандарт  высшего  профессионального  образования  по
направлению  подготовки  034000 Конфликтология (квалификация (степень)
"магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего
Приказа.
    
Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
24 декабря 2009 г. 
N 823
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
4 февраля 2010 г. 
N 16256
    
    
                                                            Приложение
                                                                      
                                                             Утвержден
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                 от 24 декабря 2009 г. 
                                                                 N 823
                                   
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
          ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
             ПОДГОТОВКИ 034000 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                          (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
    
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    
     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 034000
Конфликтология образовательными учреждениями высшего профессионального
образования  (высшими  учебными  заведениями,  вузами)  на  территории
Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии на
направление  подготовки,  выданной  уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
     
                      II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО        - высшее профессиональное образование;
     ООП        - основная образовательная программа;
     ОК         - общекультурные компетенции;
     ПК         - профессиональные компетенции;
     УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт
                  высшего профессионального образования.
    
               III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
    
     Нормативный    срок,   общая   трудоемкость   освоения   основных
образовательных  программ  (в зачетных единицах) <*> и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.
     --------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
    
                                                             Таблица 1
                                                                      
            Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                          (степень) выпускника

---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация ( степень)       ¦ Нормативный    ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП          +----------------T--------------+ срок           ¦ (в зачетных  ¦
¦              ¦ код            ¦ наименование ¦ освоения ООП   ¦ единицах)    ¦
¦              ¦ в соответствии ¦              ¦ (для очной     ¦              ¦
¦              ¦ с принятой     ¦              ¦ формы          ¦              ¦
¦              ¦ классификацией ¦              ¦ обучения),     ¦              ¦
¦              ¦ ООП            ¦              ¦ включая        ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ последипломный ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ отпуск         ¦              ¦
+--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+
¦ ООП          ¦ 68             ¦ магистр      ¦ 2 года         ¦ 120 <*>      ¦
¦ магистратуры ¦                ¦              ¦                ¦              ¦
L--------------+----------------+--------------+----------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  основной  образовательной  программы  по очной
форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
     
     Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по
очно-заочной  (вечерней)  и  заочной формам обучения, а также в случае
сочетания  различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев
относительно  нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании
решения ученого совета высшего учебного заведения.
     Профильная  направленность  ООП  магистратуры определяется высшим
учебным   заведением,   реализующим   образовательную   программу   по
соответствующему направлению подготовки.
     
       IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
     
     4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
     конфликтные  способы  взаимодействия  в  различных  сферах  жизни
общества и объединений людей;
     основные   закономерности  зарождения  конфликтов,  их  динамика,
структура, социопсихологическое состояние субъектов конфликтов;
     безопасность   в   ее   социокультурном  значении  и  как  способ
согласованных, социально-партнерских способов взаимодействия;
     технологии   предупреждения   (превенции)   конфликтов,   система
институтов  и управления, направленного на формирование неконфликтного
пространства    взаимодействия    индивидов    в    различных   сферах
жизнедеятельности;
     технологии    управления    конфликтами,    система    правового,
административно-организационного            регулирования            и
морально-воспитательного,  экономического  воздействия  на  людей и их
объединения,  способствующие  снижению  конфликтного  потенциала  сфер
жизнедеятельности общества, различных организаций и учреждений;
     технологии    разрешения    конфликтов,    система   медиативных,
переговорных,   фасилитаторских,   экспертно-консалтинговых  способов,
методов,   техник  и  приемов  достижения  компромисса,  консенсуса  и
исключения   конфронтации   во   взаимодействиях  между  индивидами  и
различными объединениями людей;
     альтернативные  (ненасильственные,  помимо  правовых)  социальные
способы  разрешения  конфликтов  в  различных сферах жизнедеятельности
общества,  миротворчество  и  миротворческое  волонтерство,  стратегии
культуры мира;
     толерантность  как  социо-  и  этнокультурный  феномен  и  способ
взаимодействия   между  людьми,  исключающий  оппозиционную  агрессию,
насильственный протест, экстремизм, терроризм и вооруженный конфликт.
     4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
     конфликт  -  система  и  процесс негативного взаимодействия между
индивидами,  являющийся  в  действии (столкновении) и противодействии,
нацеленных  на  удовлетворение  потребностей  и достижение социального
статуса  индивидов в системе культивируемых социальных, экономических,
политических, этнических, культурных, организационных связей;
     совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих
конфликтные  системы  и процессы, влекущие снижение уровня социального
консенсуса,   толерантности,   безопасности   и   усиление  социальной
агрессии,  интолерантности,  протеста,  оппозиционности, экстремизма и
терроризма;
     совокупность    систем,    процессов,   институтов,   средств   и
гуманитарных     технологий,     обусловливающих    снижение    уровня
конфликтогенности   социальных   процессов,   достижение  социального,
политического,     этнополитического,    экономического    консенсуса,
компромисса,  укрепление неконфронтационных стратегий взаимодействия в
различных сферах жизнедеятельности;
     совокупность  альтернативных (не насильственных, помимо правовых)
технологий    урегулирования    конфликтов    в    различных    сферах
жизнедеятельности,   требующих   совершенствования,   в  рамках  задач
дальнейшей  демократизации  социальных,  экономических,  политических,
этнополитических, культурно-духовных процессов и институтов.
     4.3.  Магистр  по  направлению  подготовки  034000 Конфликтология
готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
     научно-исследовательская  деятельность  - методы, способы, приемы
познания  основных закономерностей зарождения конфликта, характера его
протекания  в  различных  социальных средах, технологий урегулирования
конфликта;
     информационно-аналитическая   деятельность   -  методы,  способы,
приемы   работы   с   информацией   о  конфликтах  и  технологиях  его
урегулирования,   анализ  информации,  с  целью  приращения  знаний  о
конфликтах и методах работы по его урегулированию;
     технологическая  деятельность  - методы, способы, приемы, техники
предупреждения, разрешения и управления конфликтом;
     проектная  деятельность  -  методы,  способы, приемы разработки и
реализации  социальных программ, снижающих уровень конфликтогенности в
обществе;
     педагогическая  деятельность  -  методы, способы, приемы передачи
знаний о конфликтных формах взаимодействия в обществе и технологиях их
урегулирования, воспитания культуры мира;
     организационно-управленческая  деятельность  -  методы,  способы,
приемы   организации   бесконфликтного   взаимодействия  и  управления
конфликтом (конфликтменеджмент).
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном  готовится  магистр,  определяются  высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4.  Магистр  по  направлению  подготовки  034000 Конфликтология
должен  быть  подготовлен к решению следующих профессиональных задач в
соответствии  с  профильной  направленностью ООП магистратуры и видами
профессиональной деятельности:
     научно-исследовательская деятельность:
     анализировать,  с применением различных современных теоретических
подходов,   закономерности  конфликтного  взаимодействия  в  различных
сферах       жизнедеятельности      общества      и      разрабатывать
теоретико-методологические   основы   альтернативных   технологий   по
предупреждению,   разрешению  и  управлению  конфликтом,  вырабатывать
рекомендации;
     информационно-аналитическая деятельность:
     осуществлять  сбор,  обработку, анализ и презентацию информации о
конфликтах и технологиях их урегулирования;
     технологическая деятельность:
     разрабатывать  и  внедрять  в практику социального взаимодействия
альтернативные технологии урегулирования конфликтов;
     разрабатывать  и  внедрять  в практику социального взаимодействия
компромиссные,    социально    безопасные    и   партнерские   способы
взаимодействия;
     проектная деятельность:
     создавать   программы  по  снижению  уровня  конфликтогенности  в
различных  сферах  жизни  общества  и  объединениях  людей,  проводить
экспертизу  потенциала конфликтогенности проектов, законов, программ и
стратегий социального развития;
     педагогическая деятельность:
     формировать  знания  о  конфликтах, альтернативных технологиях их
предупреждения,   разрешения   и  управления,  умения  диагностировать
конфликт,  владение  первичными  навыками предупреждения, разрешения и
управления конфликтом;
     организационно-управленческая деятельность:
     организовывать    бесконфликтные    социальные    взаимодействия,
минимизировать конфликтогенный потенциал решений в управлении.
     
             V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     способностью  на  основе  сформированного  мировоззрения отражать
достижения гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1);
     способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (ОК-2);
     способностью    к   самостоятельному   обучению   новым   методам
исследования,  к  восприятию  и использованию новых научных открытий в
различных областях знания (ОК-3);
     способностью  использовать  на практике знания, умения и навыки в
организации   исследовательских   и   проектных  работ,  в  управлении
исследовательским коллективом (ОК-4);
     способностью  проявлять  инициативу,  брать  на  себя всю полноту
ответственности за результаты дела (ОК-5);
     способностью  самостоятельно приобретать с помощью информационных
технологий  и  использовать в практической деятельности новые знания и
умения (ОК-6);
     культурой  мышления,  ясностью  письменного  и  устного изложения
результатов мыслительной деятельности, культурой речи (ОК-7);
     знанием    и    соблюдением   прав   и   исполнением   с   полной
ответственностью  обязанностей  человека  и  гражданина, демонстрацией
ответственного  отношения  к  общественному  делу, своему гражданскому
долгу (ОК-8);
     готовностью  и  способностью  реализовывать  в своей повседневной
практике  толерантное  отношение к расовым, национальным, религиозным,
социальным и иным различиям людей (ОК-9);
     способностью  к  социальному  взаимодействию на основе принятых в
обществе  норм  морали  и  права,  социально-политических  и  духовных
ценностей (ОК-10).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     в научно-исследовательской деятельности:
     знанием  эволюции  представлении  о конфликте, природы конфликта,
его  структуры,  видов,  причинных  факторов,  особенностей  динамики,
специфики  конфликтов  в различных сферах, возможных способов работы с
ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение (ПК-1);
     способностью  проводить  исследования  значимых научных проблем в
области    конфликтологии    на    основе    использования   различных
теоретико-методологических     подходов     анализа    и    технологий
урегулирования конфликтов (ПК-2);
     способностью  применять  методологию  междисциплинарного  анализа
конфликтологических  феноменов,  использовать  категориальный  аппарат
гуманитарных   и   социальных   наук   с   учетом   предметного   поля
конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта (ПК-3);
     способностью оформлять результаты научно-исследовательской работы
в   виде   отчетов,   статей,   монографий,   тезисов  и  докладов  на
конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах (ПК-4);
     готовностью  и  способностью  к  публичной дискуссии по проблемам
научных   исследований   в   области  конфликтологии,  выступлениям  в
электронных и печатных средствах массовой информации (ПК-5);
     знанием     основных     требований     проведения    прикладного
конфликтологического    исследования,    способностью   к   проведению
стандартного  прикладного конфликтологического исследования, анализу и
обобщению  полученных  результатов  исследования,  способностью делать
выводы и давать рекомендации заинтересованным учреждениям (ПК-6);
     способностью      к     теоретико-социальному     конструированию
неконфликтного  пространства  в  сообществах  и организациях различной
степени  сложности,  теоретически  обосновывать  и  разработке  мирных
стратегий взаимодействия в социальных системах (ПК-7);
     готовностью    и    способностью    к    постоянному    повышению
научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о
передовых  научных  достижениях  в  области  конфликтологии, овладению
способами        организации        эффективной        самостоятельной
научно-исследовательской работы (ПК-8);
     в информационно-аналитической деятельности:
     навыками  работы  с  информацией  о конфликтах, знаниями основных
методов,  способов  и  средств ее получения, хранения, переработки для
решения профессиональных и социальных задач (ПК-9);
     способностью  к  эффективному  поиску  информации  о конфликтах и
технологиях  урегулирования  в  Интернете, включая поисковые системы и
базы  данных,  пользоваться  базами  данных,  статистическими методами
анализа  данных, постоянного отслеживания передовых научных достижений
в области конфликтологии (ПК-10);
     способностью  к  оценке  и  классификации  данных  о  конфликтах,
включая  занесение  разнородных  данных в онлайновые каталоги, ведению
эффективной   дискуссии   в  Интернете  по  проблемам  конфликтологии,
представлять  и  защищать  письменные  работы,  создавать презентации,
работать  с  мультимедийным  оборудованием, понимать основные принципы
информационной безопасности (ПК-11);
     в технологической деятельности:
     способностью  применять  существующие  социальные,  политические,
правовые,  этические  и  иные альтернативные технологии урегулирования
конфликтов (ПК-12);
     способностью  включаться в работу по улаживанию, урегулированию и
разрешению       социальных,      политических,      этнополитических,
социально-трудовых,  семейных, межгрупповых и межличностных конфликтов
(ПК-13);
     способностью  анализировать  ситуацию  конфликта, диагностировать
конфликт,  выбирать  способ  работы с ним, планировать и разрабатывать
стратегию   и   тактику  вмешательства,  реализовывать  ее,  используя
конфликтологические   процедуры  коррекции  неконструктивных  способов
взаимодействия (ПК-14);
     способностью  работать  с  инструментарием,  техниками и приемами
конфликтолога,  медиатора,  переговорщика, фасилитатора, консультанта,
миротворца (ПК-15);
     способностью   к   выявлению   специфики   психического   фактора
конфликта, тендерных особенностей, возрастных этапов, принадлежности к
различным    социальным    группам,    способностью    к    применению
конфликтологических  методик, адекватных целям, ситуации и контингенту
респондентов (ПК-16);
     способностью  регулировать атмосферу взаимодействия, преодолевать
причины  сопротивления  в различных коммуникациях, работать с эмоциями
участников  конфликта,  распознавать  манипуляции и нейтрализовать их,
конструктивно    противостоять    агрессии   и   давлению,   оказывать
социально-психологическое  воздействие,  переориентировать  стороны  с
противодействия на конструктивные способы взаимодействия (ПК-17);
     способностью  к  организации  и проведению переговоров в качестве
стороны  и  ассистента-эксперта, способностью различать различные виды
переговорного  процесса  и применять наиболее эффективный в конкретной
ситуации (ПК-18);
     способностью    к    применению   технологий   медиации,   техник
конфликтологического     консультирования    и    других    технологий
профессиональной интервенции в конфликт (ПК-19);
     способностью эффективно добывать достоверную информацию, выявлять
ложь,  точно  и  понятно  передавать  необходимую информацию, помогать
участникам  конфликта,  расширять  и  уточнять  их  видение  ситуации,
наделен  навыками  убеждения,  выработки оптимального решения и оценки
его эффективности и реалистичности (ПК-20);
     способностью    отделять   правовые,   определять   и   применять
альтернативные  способы  разрешения  конфликтов, мирные и гуманитарные
технологии        урегулирования        конфликта,        использовать
социально-политические  технологии  реализации  социального интереса в
конфликте (ПК-21);
     способностью  письменно  излагать  результаты анализа конкретного
конфликта,  вести документацию истории конфликта, методов, применяемых
в его урегулировании, составлять отчет, проводить сравнительный анализ
однотипных конфликтов (ПК-22);
     готовностью  и  способностью соблюдать профессиональные этические
нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога (ПК-23);
     способностью  к  приращению  знаний  посредством  изучения  опыта
работы  конфликтологов  в  России  и  других  странах,  с  тенденциями
развития мировой конфликтологии (ПК-24);
     в проектной деятельности:
     способностью   разрабатывать   социальные   программы,  снижающие
уровень  конфликтогеннности  в  социальных  сообществах  и укрепляющие
систему безопасности (ПК-25);
     способностью  реализовывать социальные программы, направленные на
достижение    социального    компромисса,    позитивного   консенсуса,
толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-26);
     способностью осуществлять экспертизу конфликтогенности социальных
проектов,  законов,  социально-политических  стратегий развития сложно
организованных социальных систем и процессов (ПК-27);
     в педагогической деятельности:
     пониманием   социальной   значимости   профессии   конфликтолога,
обладать    высокой    мотивацией    к   выполнению   профессиональной
деятельности,  готовностью и способностью преподавать конфликтологию в
общеобразовательных  учреждениях, образовательных учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального образования (ПК-28);
     готовностью  применять  современные  методики  и  технологии  для
обеспечения   качества  образовательного  процесса  в  образовательном
учреждении   в  предметной  области  конфликтологического  образования
(ПК-29);
     способностью   разрабатывать  рабочие  программы  курсов,  читать
лекции,   проводить   семинарские  занятия,  осуществлять  эффективный
контроль  за  усвоением  знаний  и приобретением навыков обучающимися,
осуществлять руководство практикой, учебно- и научно-исследовательской
работой обучающихся (ПК-30);
     способностью  разрабатывать  новые образовательные технологии для
совершенствования   образовательного   процесса   обучения   предметам
конфликтологического цикла (ПК-31);
     способностью          организовывать          и         проводить
культурно-просветительские     мероприятия,     ориентированные     на
формирование   культуры  мира  и  гуманитарных  технологий  разрешения
конфликтов (ПК-32);
     в организационно-управленческой деятельности:
     способностью     организовывать     бесконфликтные     социальные
взаимодействия  в организационных системах различной степени сложности
(ПК-33);
     способностью минимизировать конфликтогенный потенциал тактических
и стратегических решений в управлении (ПК-34);
     способностью    осуществлять    консультирование   в   конфликте,
разрабатывать     планы     развития     организаций,     осуществлять
конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-35);
     способностью   к  согласованному  социальному  взаимодействию,  к
сотрудничеству     и     разрешению     конфликтов,    конструированию
социально-партнерских отношений (ПК-36).
     
          VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     6.1.     Основные    образовательные    программы    магистратуры
предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
     общенаучный цикл;
     профессиональный цикл;
     и разделов:
     практики и научно-исследовательская работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную    (профильную),    устанавливаемую   вузом.   Вариативная
(профильная)  часть  дает  возможность  расширения  и (или) углубления
знаний,   умений,  навыков  и  компетенций,  определяемых  содержанием
базовых   (обязательных)   дисциплин   (модулей),  позволяет  студенту
получить   углубленные  знания,  навыки  и  компетенции  для  успешной
профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
    
                                                             Таблица 2
                                                                      
                       Структура ООП магистратуры

------T--------------------------------T--------------T---------------------T-------------¬
¦ Код ¦     Учебные циклы, разделы     ¦ Трудоемкость ¦       Перечень      ¦    Коды     ¦
¦     ¦  и проектируемые результаты    ¦ (зачетные    ¦    дисциплин для    ¦ формируемых ¦
¦     ¦          их освоения           ¦ единицы)     ¦      разработки     ¦ компетенций ¦
¦     ¦                                ¦ <*>          ¦      примерных      ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦      программ,      ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦       а также       ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦      учебников      ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦      и учебных      ¦             ¦
¦     ¦                                ¦              ¦       пособий       ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл               ¦  10 - 15     ¦ Современные         ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ Базовая часть                  ¦   5 - 10     ¦ социальные и        ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой  ¦              ¦ политические        ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦ части                          ¦              ¦ движения            ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ цикла обучающийся должен:      ¦              ¦ Этнографическая     ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ знать - современные            ¦              ¦ карта мира          ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ социальные движения и их       ¦              ¦ Методология и       ¦ ОК-10       ¦
¦     ¦ тенденции развития;            ¦              ¦ методика            ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ этнографическую карту мира и   ¦              ¦ научных             ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦ тенденции межнациональных      ¦              ¦ исследований        ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦ взаимодействий; методологию и  ¦              ¦ Информационные      ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ методику научных               ¦              ¦ технологии в        ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦ исследований; значение         ¦              ¦ научных             ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ информационных технологий в    ¦              ¦ исследованиях       ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ научном исследовании;          ¦              ¦                     ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ уметь - находить различие и    ¦              ¦                     ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ сходство в современных         ¦              ¦                     ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ социально-политических         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ движениях, видеть их           ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ негативные и позитивные        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ стороны, прогрессивность и     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ регрессивность;                ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ характеризовать национальные   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ особенности государственного   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ устройства и специфику         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ национальных движений и        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ способов мультикультурного     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ взаимодействия, определять     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ глобальные тенденции в         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ развитии этнокультурных        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ образований; самостоятельно    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ приобретать с помощью          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ информационных технологий и    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ использовать новые знания и    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ умения; использовать           ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ различные методологии и        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ методики в научно-             ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ исследовательской              ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деятельности;                  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ владеть - навыками культуры    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ мышления, письменного и        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ устного изложения результатов  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ мыслительной деятельности,     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ пользования информационными    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ технологиями в научно-         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ исследовательской              ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деятельности; самостоятельной  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ организацией научно-           ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ исследовательской              ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деятельностью, в том числе     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ проектными работами и          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ управлением исследовательским  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ коллективом; навыками          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ толерантного отношения к       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ расовым, национальным и иным   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ различием людей, правам и      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ обязанностям человека и        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ гражданина, социального        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ взаимодействия на основе норм  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ права, морали, социально-      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ политических и духовных        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ ценностей                      ¦              ¦                     ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть              ¦   5 - 10     ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ (знания, умения, навыки        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза)         ¦              ¦                     ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл          ¦  40 - 50     ¦ История             ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦   5 - 15     ¦ конфликтологии      ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ часть                          ¦              ¦ Теоретико-          ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой  ¦              ¦ дисциплинарные      ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦ части цикла обучающийся        ¦              ¦ подходы анализа     ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ должен:                        ¦              ¦ конфликта           ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ знать - основные исторические  ¦              ¦ Введение в          ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦ этапы становления знаний о     ¦              ¦ междисциплинарную   ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ конфликте и способах           ¦              ¦ методологию         ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦ разрешения конфликтов,         ¦              ¦ анализа             ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ эволюцию представлений о       ¦              ¦ конфликтов          ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ конфликтах и технологиях их    ¦              ¦ Конфликтология      ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ урегулирования;                ¦              ¦ сфер социальной     ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦ теоретические подходы анализа  ¦              ¦ жизни               ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ конфликтов в различных         ¦              ¦ Технологии          ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ отраслях гуманитарного и       ¦              ¦ урегулирования      ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ социального знания;            ¦              ¦ конфликтов          ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ особенности междисциплинарной  ¦              ¦                     ¦ ПК-14       ¦
¦     ¦ методологии анализа            ¦              ¦                     ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ конфликтов; специфику          ¦              ¦                     ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ зарождения, протекания и       ¦              ¦                     ¦ ПК-14       ¦
¦     ¦ разрешения конфликтов в        ¦              ¦                     ¦ ПК-15       ¦
¦     ¦ различных сферах жизни         ¦              ¦                     ¦ ПК-20       ¦
¦     ¦ социума; основные современные  ¦              ¦                     ¦ ПК-21       ¦
¦     ¦ технологии урегулирования      ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ конфликтов;                    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ уметь - осуществлять анализ    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ конфликта в единстве           ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ исторического и логического,   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ феноменологического и          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ сущностного, дисциплинарного   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ и междисциплинарного,          ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ классифицировать конфликтное   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ взаимодействие по различным    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ основаниям, выделять общее и   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ особенное в природе,           ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ структуре, динамике            ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ конфликта, его                 ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ предупреждении, управлении и   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ разрешении, использовать       ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ социально гуманитарные         ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ способы, методы и              ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ психологические техники        ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ урегулирования конфликтов;     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ владеть - навыками научно-     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ исследовательской,             ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ информационно-аналитической,   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ проектной, технологической,    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ педагогической и               ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ организационно-управленческой  ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ деятельностями и конкретными   ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ практиками работы с            ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ конфликтом                     ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     +--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть (знания,     ¦  30 - 40     ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ умения, навыки определяются    ¦              ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ ООП вуза)                      ¦              ¦                     ¦             ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ М.3 ¦ Практики и научно-             ¦  55 - 60     ¦                     ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ исследовательская работа       ¦              ¦                     ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ практические умения и навыки   ¦              ¦                     ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза          ¦              ¦                     ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-28       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-29       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-30       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-31       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-32       ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦ М.4 ¦ Итоговая государственная       ¦   1 - 5      ¦                     ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ аттестация                     ¦              ¦                     ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ компетенции определяются ООП   ¦              ¦                     ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ вуза                           ¦              ¦                     ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ОК-10       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-14       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-15       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-20       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-21       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-22       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-23       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-28       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-29       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-30       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-31       ¦
¦     ¦                                ¦              ¦                     ¦ ПК-32       ¦
+-----+--------------------------------+--------------+---------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость основной    ¦    120       ¦                     ¦             ¦
¦     ¦ образовательной программы      ¦              ¦                     ¦             ¦
L-----+--------------------------------+--------------+---------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды
текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии общекультурных компетенций выпускников.
Вуз   обязан  сформировать  социокультурную  среду,  создать  условия,
необходимые для социализации личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр,  разбор конкретных
ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов,  групповых  дискуссий,
результатов  работы  студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских  телеконференций)  в  сочетании с внеаудиторной работой с
целью  формирования  и  развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной    из   основных   активных   форм   обучения   профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которой  готовится  магистр (научно-исследовательской, педагогической,
проектной,        информационно-аналитической,        технологической,
организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар,
продолжающийся  на регулярной основе не менее двух семестров, к работе
которого  привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и
являющийся   основой   корректировки   индивидуальных  учебных  планов
магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с
представителями  российских  и  зарубежных компаний, государственных и
общественных  организаций,  мастер-классы  экспертов  и специалистов в
области конфликтологии.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и
содержанием  конкретных  дисциплин,  и  в целом в учебном процессе они
должны  составлять  не  менее  30  -  40 процентов аудиторных занятий.
Занятия  лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут
составлять более 60 - 70 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,  позволяющем  сформировать  соответствующие  общекультурные  и
профессиональные компетенции.
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц  и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет 27 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий    обучения,    развивающих    навыки   командной   работы,
межличностной  коммуникации,  принятия  решений,  чтение интерактивных
лекций,  проведение групповых дискуссий и проектов, анализ конфликтных
ситуаций  на  основе  кейс-метода  и  имитационных моделей, проведение
ролевых  игр,  тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в
форме   авторских   курсов   по  программам,  составленным  на  основе
результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную   специфику   при   условии   реализации   содержания
образования   и   формировании  компетенций  выпускника,  определяемых
настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы  и  практические  занятия  для  формирования  у обучающихся
умений и навыков, определяемых настоящим ФГОС и ООП вуза.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основе аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП магистратуры по данному направлению
подготовки предусматриваются следующие виды практик:
     научно-исследовательская;
     научно-педагогическая.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях   вуза,   обладающих   необходимым   кадровым  и  научным
потенциалом.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа   обучающихся  является
обязательным  разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями   настоящего   ФГОС   ВПО   и   ООП  вуза.  Вузами  могут
предусматриваться   следующие  виды  и  этапы  выполнения  и  контроля
научно-исследовательской работы обучающихся:
     выбор темы научно-исследовательской работы;
     составления рабочего плана исследования;
     подбор библиографии;
     написание реферата по теме исследования;
     проведение научно-исследовательской работы;
     публичное  заслушивание  отчета  о  степени  готовности  научного
исследования;
     публичная защита выполненной работы.
     Основной   формой  планирования  и  корректировки  индивидуальных
планов  научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование
темы,  обсуждение  плана  и  промежуточных  результатов исследования в
рамках   научно-исследовательского  семинара.  В  процессе  выполнения
научно-исследовательской  работы и в ходе защиты ее результатов должно
проводиться   широкое   обсуждение   в   учебных   структурах  вуза  с
привлечением   работодателей  и  ведущих  исследователей,  позволяющее
оценить   уровень   приобретенных   знаний,  умений  и  сформированных
компетенций  обучающихся.  Необходимо  также  дать оценку компетенций,
связанных    с   формированием   профессионального   мировоззрения   и
определенного уровня культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически    занимающимися    научной    и    научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны  быть  привлечены  не  менее  20 - 30
процентов  преподавателей,  на  профессиональной  основе  занимающихся
разрешением   конфликтов   или   конфликтологической   экспертизой   и
консалтингом,    руководителей   и   ведущих   специалистов   центров,
лабораторий   по   разрешению   конфликтов   и   других   организаций,
специализирующихся   в   сфере  разрешения  конфликтов.  Не  менее  70
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому   семинару,   должны  иметь  российские  или
зарубежные  ученые  степени  и  ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы
о  присвоении  которой  прошли  установленную  процедуру  признания  и
установления  эквивалентности)  или  ученое  звание  профессора должны
иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП  магистратуры  должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником  вуза,  имеющим  ученую  степень  доктора наук или степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и установления эквивалентности, и
ученое  звание  профессора  соответствующего  профиля,  стаж  работы в
образовательных  учреждениях  высшего профессионального образования не
менее трех лет.
     Для  основного  штатного  научно-педагогического  работника вуза,
работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не
более   чем   двумя   ООП   магистратуры;   для  внутреннего  штатного
совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем четырьмя магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные    исследовательские   проекты   или   участвовать   в
исследовательских  проектах,  иметь публикации в отечественных научных
журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и
международных  конференций,  симпозиумов  по  профилю, не менее одного
раза в пять лет проходить повышение квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждому    обучающемуся    должен   быть   обеспечен   доступ   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  5  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на
каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы, помимо учебной, должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности.  Обучающимся  должен  быть  обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме,  не  ниже  установленных нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,    которые   предусмотрены   учебным   планом   вуза,   и
соответствующей  действующим  санитарным  и противопожарным правилам и
нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     лаборатории исследования конфликтов с базами данных о конфликтах;
     пункты  дистанционного  и  непосредственного  консультирования  в
конфликтах;
     специально  оборудованные  кабинеты  и  аудитории  для проведения
переговорных и посреднических (медиативных) тренингов;
     компьютерные     классы,    мобильные    компьютерные    станции,
мультимедийное оборудование;
     специальные аудитории для проведения фокус-групп.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  гарантировать качество
подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     Оценка   качества  освоения  ООП  магистратуры  должна  включать:
текущий  контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и
итоговую государственную аттестацию выпускников.
     8.2.  Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости
и   промежуточной   аттестации   обучающихся   по   каждой  дисциплине
разрабатываются   вузом   самостоятельно   и   доводятся  до  сведения
обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.3.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений  поэтапным  требованиям  соответствующей  ООП  магистратуры
(текущая   и   промежуточная  аттестация)  создаются  фонды  оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
другие  методы  контроля  (по  предложению  вуза), позволяющие оценить
знания,  умения  и  уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных
средств разрабатываются и утверждаются вузом.
     Фонды   оценочных  средств  должны  быть  полными  и  адекватными
отображениями  требований  ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать  целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану.
Они   призваны   обеспечивать   оценку   качества   общекультурных   и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
     Оценочные  средства контроля качества изучения модулей, дисциплин
и  прохождения  практик  должны  учитывать  знания,  умения  и навыки,
глубину  связей  между  ними,  которые  позволяют  установить качество
сформированных профессиональных компетенций и степень общей готовности
выпускников к профессиональной деятельности.
     В  оценочные  средства должны входить критерии оценки способности
обучающихся  к  творческой  деятельности,  их  готовности осуществлять
поиск  решения  новых  задач,  связанных с недостаточностью конкретных
специальных    знаний    и    отсутствием    общепринятых   алгоритмов
профессионального поведения.
     Наряду с индивидуальными оценками знаний, умений и навыков должны
использоваться  групповые  и  взаимооценки:  рецензирование студентами
работ   друг  друга;  оппонирование  студентами  рефератов,  проектов,
магистерских  диссертаций,  исследовательских  работ. Групповые оценки
могут осуществляться группами, состоящими из студентов, преподавателей
и работодателей.
     8.4.   Обучающимся,   представителям  работодателей  должна  быть
предоставлена   возможность   оценивания   содержания,  организации  и
качества   учебного   процесса  в  целом,  а  также  работы  отдельных
преподавателей.
     8.5.   Вузом   должны  быть  созданы  условия  для  максимального
приближения  системы  оценивания  и  контроля  компетенций магистров к
условиям  их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме
преподавателей  конкретной  дисциплины  в  качестве  внешних экспертов
должны     активно     привлекаться     работодатели    (представители
заинтересованных   организаций),   преподаватели,   читающие   смежные
дисциплины.
     8.6.    Итоговая   государственная   аттестация   направлена   на
установление    соответствия    уровня   профессиональной   подготовки
выпускников требованиям ФГОС ВПО.
     Итоговая  государственная  аттестация  включает  защиту выпускной
квалификационной    работы,    а    также   государственный   экзамен,
устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
     8.7.  Требования  к  содержанию,  объему  и  структуре  выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
     Выпускная   квалификационная   работа   в   соответствии   с  ООП
магистратуры  выполняется  в  виде  магистерской  диссертации в период
прохождения  практики  (если  это  обусловлено  темой диссертационного
исследования,     его     целями     и    задачами)    и    выполнения
научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и
логически  завершенную  выпускную квалификационную работу, связанную с
решением  задач  того  вида  (видов) деятельности, к которой готовится
магистр        (научно-исследовательской,       научно-педагогической,
технологической).
     Тематика  выпускных квалификационных работ должна быть направлена
на решение профессиональных задач.
     При  выполнении  выпускной  квалификационной  работы  обучающиеся
должны  показать  свою  способность  и  умение, опираясь на полученные
углубленные   знания,   умения   и   сформированные  общекультурные  и
профессиональные  компетенции,  самостоятельно  решать  на современном
уровне  задачи  своей  профессиональной  деятельности, профессионально
излагать  специальную  информацию,  научно  аргументировать и защищать
свою точку зрения.
     8.8.  Программа  государственного экзамена разрабатывается вузами
самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных   вопросов   и   заданий  должна  быть  комплексной  и
соответствовать   избранным  разделам  из  различных  учебных  циклов,
формирующих конкретные компетенции.
Оглавление