ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 201000 БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 декабря 2009 г. N 784 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 22 декабря 2009 г. N 784 Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16211 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 784 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 201000 БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускника ----------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ (для ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ очной формы ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +---------------+----------------+--------------+----------------+--------------¦ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: область технических систем и технологий, в структуру которых включены любые живые системы, которые связаны с контролем и управлением состояния живых систем, обеспечением их жизнедеятельности, а также с поддержанием оптимальных условий трудовой деятельности человека. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: приборы, системы и комплексы медико-биологического и экологического назначения; методы и технологии выполнения медицинских, экологических и эргономических исследований; автоматизированные системы обработки биомедицинской и экологической информации; биотехнические системы управления, в контур которых в качестве управляющего звена включен человек-оператор; биотехнические системы обеспечения жизнедеятельности человека и поддержки процессов жизнедеятельности других биологических объектов; системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки биотехнических систем и технологий; биотехнические системы и технологии для здравоохранения; системы проектирования, технологии производства и обслуживания биомедицинской техники. 4.3. Магистр по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторской; проектно-технологической; научно-исследовательской; организационно-управленческой; научно-педагогической. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: проектно-конструкторская деятельность: анализ состояния научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников в сфере биотехнических систем и технологий; определение цели, постановка задач проектирования, подготовка технических заданий на выполнение проектных работ в сфере биотехнических систем и технологий; проектирование устройств, приборов, систем и комплексов биомедицинского и экологического назначения с учетом заданных требований; разработка проектно-конструкторской документации в соответствии с методическими и нормативными требованиями; проектно-технологическая деятельность: разработка технических заданий на проектирование технологических процессов и схем производства биомедицинской и экологической техники с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства; проектирование технологических процессов производства биомедицинской и экологической техники с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства; разработка технологической документации на проектируемые устройства, приборы, системы и комплексы биотехнического, медицинского и экологического назначения; обеспечение технологичности изделий и процессов их изготовления, оценка экономической эффективности технологических процессов изготовления биомедицинской и экологической техники, а также биотехнических систем других направлений; авторское сопровождение разрабатываемых устройств, приборов, систем и комплексов на этапах проектирования и производства; научно-исследовательская деятельность: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей; сбор, обработка и систематизация научно-технической информации по теме планируемых исследований, выбор методик и средств решения сформулированных задач, подготовка заданий для исполнителей; математическое моделирование технологий выполнения исследований биологических объектов и биотехнических систем различного назначения с использованием стандартных программных средств; разработка физических, феноменологических, математических и информационно-структурных моделей биологических объектов и процессов, оценка степени их адекватности, определение комплекса независимых показателей, характеризующих исследуемый биологический объект и процесс; организация и участие в проведении медико-биологических, экологических и эргономических экспериментов, сбор, обработка, систематизация и анализ результатов исследований; подготовка научно-технических отчетов в соответствии с требованиями нормативных документов, составление обзоров и подготовка публикаций по результатам проведенных биомедицинских и экологических исследований; анализ патентных материалов и подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы; организационно-управленческая деятельность: организация работы коллективов исполнителей; поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции; участие в проведении технико-экономического и функционально-стоимостного анализа рыночной эффективности создаваемого продукта; подготовка документации для создания и развития системы менеджмента качества предприятия; разработка планов и программ инновационной деятельности на предприятии; научно-педагогическая деятельность: работа в качестве преподавателя в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по учебным дисциплинам предметной области данного направления под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя; участие в разработке учебно-методических материалов для студентов по дисциплинам предметной области данного направления; участие в модернизации или разработке новых лабораторных практикумов по дисциплинам профессионального цикла. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5); готовностью к активному общению с коллегами в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-6); способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-7); способностью позитивно воздействовать на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8); готовностью использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-9). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные компетенции: способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1); способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ПК-2); способностью понимать основные проблемы в своей предметной области, выбирать методы и средства их решения (ПК-3); способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-4); способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с целями ООП магистратуры (ПК-5); готовностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6); компетенции по видам деятельности: проектно-конструкторская деятельность: способностью анализировать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников в сфере биотехнических систем и технологий (ПК-7); готовностью определять цели, осуществлять постановку задачи проектирования, подготавливать технические задания на выполнение проектных работ в сфере биотехнических систем и технологий (ПК-8); способностью проектировать устройства, приборы, системы и комплексы биомедицинского и экологического назначения с учетом заданных требований (ПК-9); способностью разрабатывать проектно-конструкторскую документацию в соответствии с методическими и нормативными требованиями (ПК-10); проектно-технологическая деятельность: способностью разрабатывать технические задания на проектирование технологических процессов и схем производства биомедицинской и экологической техники (ПК-11); готовностью владеть методами проектирования технологических процессов производства биомедицинской и экологической техники с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-12); способностью разрабатывать технологическую документацию на проектируемые устройства, приборы, системы и комплексы биотехнического, медицинского и экологического назначения (ПК-13); способностью обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умеет оценивать экономическую эффективность технологических процессов изготовления биомедицинской и экологической техники, а также биотехнических систем (ПК-14); готовностью осуществлять авторское сопровождение разрабатываемых устройств, приборов, систем и комплексов на этапах проектирования и производства (ПК-15); научно-исследовательская деятельность: способностью анализировать современное состояние проблем в предметной области биотехнических систем и технологий (включая биомедицинские и экологические задачи), ставить цели и задачи научных исследований (ПК-16); способностью выбирать оптимальные методы и методики изучения свойств биологических объектов и формировать программы исследований (ПК-17); способностью организовывать и проводить медико-биологические, эргономические и экологические исследования (ПК-18); способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-19); готовностью оформлять научно-технические отчеты, готовить публикации и заявки на изобретения (ПК-20); организационно-управленческая деятельность: способностью организовывать работу коллективов исполнителей (ПК-21); готовностью участвовать в поддержании единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-22); готовностью участвовать в проведении технико-экономического и функционально-стоимостного анализа рыночной эффективности создаваемого продукта (ПК-23); способностью участвовать в подготовке документации для создания и развития системы менеджмента качества предприятия (ПК-24); способностью разрабатывать планы и программы инновационной деятельности в подразделении (ПК-25); научно-педагогическая деятельность: способностью проводить лабораторные и практические занятия со студентами, руководить курсовым проектированием и выполнением выпускных квалификационных работ бакалавров (ПК-26); способностью владеть навыками разработки учебно-методических материалов для студентов по отдельным видам учебных занятий (ПК-27). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и/или углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и/или обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ----------T---------------------------------T--------------T---------------------T--------------¬ ¦ Код УЦ ¦ Учебные циклы, разделы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ ООП, ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ раздела ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 14 - 24 ¦ 1. Математическое ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 4 - 8 ¦ моделирование ¦ ОК-3, ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ биологических ¦ ПК-3, ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ процессов и ¦ ПК-7, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ систем; ¦ ПК-9, ¦ ¦ ¦ - особенности биологических ¦ ¦ 2. История и ¦ ПК-16, ¦ ¦ ¦ объектов моделирования и ¦ ¦ методология ¦ ПК-17, ¦ ¦ ¦ методики экспериментальной ¦ ¦ науки и техники ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ оценки их свойств; ¦ ¦ в области ¦ ¦ ¦ ¦ - классификацию моделей по ¦ ¦ биотехнических ¦ ¦ ¦ ¦ свойствам, используемому ¦ ¦ систем и ¦ ¦ ¦ ¦ аппарату их синтеза, специфике ¦ ¦ технологий ¦ ¦ ¦ ¦ моделируемого объекта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы синтеза и исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторического процесса в науке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технике, этапы исторического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биотехнических систем и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий, место и значение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биотехнических систем и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий в современном мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методологические основы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы современной науки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - адекватно ставить задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и оптимизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сложных объектов на основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методов математического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - осуществлять формализацию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмизацию функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследуемой системы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбирать класс модели и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизировать ее структуру в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зависимости от поставленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи, свойств моделируемого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объекта и условий проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксперимента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбирать адекватные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования моделей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - принимать адекватные решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по результатам исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - готовить методологическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснование научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования и технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами расчета параметров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных характеристик моделей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ любого из рассмотренных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - практическими навыками работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с программными пакетами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического моделирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками методологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа научного исследования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ его результатов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 36 - 46 ¦ 1. Биотехнические ¦ ОК-2, ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦ 10 - 14 ¦ системы и ¦ ПК-1, ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ технологии ¦ ПК-3, ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ 2. Основы ¦ ПК-4, ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ маркетинга и ¦ ПК-5, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ менеджмента на ¦ ПК-7, ¦ ¦ ¦ - основные принципы системного ¦ ¦ предприятиях ¦ ПК-9, ¦ ¦ ¦ подхода, на которых базируется ¦ ¦ медико- ¦ ПК-11, ¦ ¦ ¦ анализ и синтез биотехнических ¦ ¦ технического ¦ ПК-15, ¦ ¦ ¦ систем; ¦ ¦ профиля ¦ ПК-16, ¦ ¦ ¦ - особенности живых ¦ ¦ 3. Современные ¦ ПК-17, ¦ ¦ ¦ организмов, в частности, ¦ ¦ проблемы ¦ ПК-19, ¦ ¦ ¦ человека-оператора; ¦ ¦ биомедицинской и ¦ ПК-22, ¦ ¦ ¦ - классификацию и структуры ¦ ¦ экологической ¦ ПК-23 ¦ ¦ ¦ биотехнических систем и ¦ ¦ инженерии ¦ ¦ ¦ ¦ технологий различного типа; ¦ ¦ 4. Методы ¦ ¦ ¦ ¦ - каналы взаимодействия ¦ ¦ математической ¦ ¦ ¦ ¦ технических и биологических ¦ ¦ обработки ¦ ¦ ¦ ¦ элементов, примеры реализации ¦ ¦ медико- ¦ ¦ ¦ ¦ биотехнических систем и ¦ ¦ биологических ¦ ¦ ¦ ¦ технологий оценки, контроля и ¦ ¦ данных ¦ ¦ ¦ ¦ управления состоянием и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведением живых организмов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные функции маркетинга; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - нормативно-правовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешнеэкономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - сущность и содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные проблемы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фундаментальных и прикладных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований в биомедицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и экологической инженерии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - предметные области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования достижений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биомедицинской и экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - свойства биотехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем (БТС), особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биологических систем как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов измерительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управляющих технических систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - классификацию, источники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики сигналов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - сущность задач классификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и снижения размерности данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные методы обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системного подхода для анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и синтеза биотехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем и технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать структуры БТС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного типа и требования к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническим и биологическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементам БТС, обеспечивающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их оптимальный режим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинских диагностических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных комплексов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптимизировать состав их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать стратегию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тактику проведения деловых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переговоров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тенденции в развитии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биомедицинской и экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерии, выявлять ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективные направления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности практического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять методы экспертного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опроса для определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационных направлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития биомедицинской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологической инженерии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формулировать задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерной реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективных направлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития биомедицинской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологической инженерии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - решать задачи идентификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распознавания образов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формулировать проблемы, цели, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи анализа и обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять полученные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматических и интерактивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем анализа изображений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медико-биологических объектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методом поэтапного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделирования при синтезе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биотехнических систем заданного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ класса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами расчета основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функциональных характеристик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биотехнических систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методикой построения бизнес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плана на предприятии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - схемами технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сопровождения лечебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - принципами функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы "человек - общество - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающая среда", современными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами научно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирования развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметных областей науки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - статистическими методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа (в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многомерного) данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - автоматизированными методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и обработки медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа сигналов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно- ¦ 57 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.3.01 ¦ Практики ¦ ¦ ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ Практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-9, ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ПК-1 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-11 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-24 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-27 ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.3.02 ¦ Научно-исследовательская ¦ ¦ ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ работа в семестре. ¦ ¦ ¦ ОК-9, ¦ ¦ ¦ Практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ПК-1 - ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ПК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L---------+---------------------------------+--------------+---------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и организации внеаудиторной работы (семинаров, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, вузовских и межвузовских телеконференций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической), является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки содержания индивидуальных учебных планов магистров. Учебный процесс должен предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40 процентов от общего объема аудиторных занятий. Лекционные занятия не могут составлять более 20 процентов общего объема аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (например, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и выполнение групповых проектов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать: лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области методов математической обработки медико-биологических данных и математического моделирования биологических процессов и систем; практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области биотехнических систем и технологий, а также маркетинга и менеджмента на предприятиях медико-технического профиля; лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая, производственная, технологическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводят в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета по научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся является выбор и обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: компьютерный класс, обеспеченный набором системных и прикладных программ, позволяющим организовать профессиональное обучение по соответствующей магистерской специализации и профилю; лаборатория по биомедицинской и экологической технике (состав оборудования лаборатории формируется кафедрой, которая готовит магистров данного направления); специализированные лаборатории на предприятиях, в биомедицинских и экологических центрах, в которых представлены современное оборудование и технологии. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Время для доступа в Интернет с рабочих мест вуза для внеаудиторной работы должно составлять для каждого студента не менее двух часов в неделю. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения по соответствующей дисциплине. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку уровня сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть связана с решением профессиональных задач. Выпускная квалификационная работа может представлять собой теоретическое и/или экспериментальное исследование научной или технической проблемы, проектную разработку устройства, прибора или системы, разработку технологического процесса. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |