ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 022000 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 декабря 2009 г. N 795 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 22 декабря 2009 г. N 795 Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16209 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 795 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 022000 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ освоения ООП, ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год приравнивается к 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды; федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов Российской Федерации, другие природоохранные ведомства и учреждения); учреждения Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных им федеральных служб и агентств; Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности Российской Федерации; органы власти и управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; академические и ведомственные научно-исследовательские организации; образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения; природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций; средства массовой информации; общественные организации и фонды; представительства зарубежных фирм. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-производственная; контрольно-ревизионная; административная; педагогическая. Бакалавры по направлению подготовки "Экология и природопользование" подготовлены к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: бакалавр по направлению подготовки "Экология и природопользование" должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: В научно-исследовательской деятельности: участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе: проведение лабораторных исследований; осуществление сбора и первичной обработки материала; участие в полевых натурных исследованиях. В проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду; участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы; проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды. В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа; участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите. В административной деятельности: участие в работе административных органов управления; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности. В педагогической деятельности: учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4); обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5); иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6); обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7); обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8); быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9); иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10); иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11); понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование должен обладать следующими компетенциями: общенаучными: обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1); обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2); иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3); общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4); знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6); знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7); компетенциями в области "Экология": знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8); владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9); компетенциями в области "Природопользование": знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10); владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11); компетенциями в области "Геоэкология": знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы - (ПК-12); знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования - (ПК-13); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История России", "Философия", "Иностранный язык", "Экономика", "Социология". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T-----------------------------------T--------------T------------------------T--------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 40 ¦ История России ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ 15 - 20 ¦ Философия ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 15 - 20 ¦ Экономика ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Социология ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ Иностранный язык ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ обладать знаниями ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ отечественной истории, понимать ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ причинно-следственные связи ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ развития российского общества; ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ обладать знаниями в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философии, способствующими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитию общей культуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социализации личности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приверженности к этическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципам; знаниями основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономики и социологии и умением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их использовать в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологии и природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать знание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранного языка в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной коммуникации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ межличностном общении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и ¦ 50 - 60 ¦ Математика ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ 25 - 30 ¦ Информатика. ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 25 - 30 ¦ ГИС в экологии ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ и природопользовании ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ Физика ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ знать базовые положения ¦ ¦ Химия ¦ ¦ ¦ ¦ фундаментальных разделов ¦ ¦ Биология ¦ ¦ ¦ ¦ математики в объеме, необходимом ¦ ¦ Геология ¦ ¦ ¦ ¦ для владения математическим ¦ ¦ География ¦ ¦ ¦ ¦ аппаратом экологических наук для ¦ ¦ Почвоведение ¦ ¦ ¦ ¦ обработки информации и анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных по экологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользованию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь базовые знания в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информатики и современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геоинформационных технологий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки использования программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и работы в компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сетях, умение создавать базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных и использовать ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Интернет, освоение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геоинформационных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь базовые знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фундаментальных разделов физики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химии и биологии в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимом для освоения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физических, химических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биологических основ в экологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользовании; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь профессионально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилированные знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фундаментальных разделов общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геологии и способность их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в области экологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь профессионально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилированные знания в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретической и практической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ географии и способность их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в области экологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь профессионально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилированные знания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практические навыки в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ почвоведения и способность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать их в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологии и природопользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 105 - 115 ¦ Модуль Основы ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) ¦ 50 - 55 ¦ экологии (общая ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ экология, ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ биоразнообразие, ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен ¦ ¦ геоэкология, ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ экология ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ базовые общепрофессиональные ¦ ¦ человека, ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ (общеэкологические) представления ¦ ¦ социальная ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ о теоретических основах общей ¦ ¦ экология, охрана ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ экологии, геоэкологии, экологии ¦ ¦ окружающей ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ человека, социальной экологии и ¦ ¦ среды) ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ охраны окружающей среды; ¦ ¦ Модуль Учение о ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ основы учения об атмосфере, о ¦ ¦ сферах Земли ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ гидросфере, о биосфере, ¦ ¦ (Землеведение) ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ландшафтоведения; ¦ ¦ (учение об ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ основы природопользования, ¦ ¦ атмосфере, ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ экономики природопользования, ¦ ¦ учение о ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивого развития, оценки ¦ ¦ гидросфере, ¦ ¦ ¦ ¦ воздействия на окружающую среду и ¦ ¦ учение о ¦ ¦ ¦ ¦ правовых основ природопользования ¦ ¦ биосфере, ¦ ¦ ¦ ¦ и охраны окружающей среды; ¦ ¦ ландшафтоведение) ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы ¦ ¦ Модуль Основы ¦ ¦ ¦ ¦ экологического мониторинга, ¦ ¦ природопользования ¦ ¦ ¦ ¦ методы и средства снижения ¦ ¦ (основы ¦ ¦ ¦ ¦ загрязнения окружающей среды, ¦ ¦ природопользования, ¦ ¦ ¦ ¦ техногенных систем и ¦ ¦ экономика ¦ ¦ ¦ ¦ экологического риска; ¦ ¦ природопользования, ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ устойчивое ¦ ¦ ¦ ¦ применять экологические методы ¦ ¦ развитие, оценка ¦ ¦ ¦ ¦ исследований при решении типовых ¦ ¦ воздействия на ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ среду (ОВОС), ¦ ¦ ¦ ¦ методами поиска и обмена ¦ ¦ правовые основы ¦ ¦ ¦ ¦ информацией в глобальных и ¦ ¦ природопользования и ¦ ¦ ¦ ¦ локальных компьютерных сетях; ¦ ¦ охраны ¦ ¦ ¦ ¦ знать: основы безопасности при ¦ ¦ окружающей среды) ¦ ¦ ¦ ¦ проведении полевых и ¦ ¦ Модуль ¦ ¦ ¦ ¦ лабораторных исследований ¦ ¦ Прикладная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (экологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мониторинг, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снижение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техногенные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ риск) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза в соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки (установленные на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ момент разработки стандарта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профили подготовки указаны в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Приложении А к данному ФГОС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ открытым списком) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-11 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 25 - 35 ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 10 ¦ ¦ ПК-1 - ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-----------------------------------+--------------+------------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: основ экологии, учения о сферах Земли, основ природопользования, прикладной экологии, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию); обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей); обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики происходит на заседании кафедры и состоит из отчета, к которому прикладывается оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную научную литературу и информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экологии и природопользования; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной и специальной информации по теме (заданию); участвовать в проведении научных исследований и разработок. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. До половины общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более семи лет. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и/или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: компьютерный класс с выходом в Интернет и программным обеспечением по ГИС, рабочее место эколога, лаборатории и специально оборудованные кабинеты по усмотрению вуза в соответствии с выбранным профилем. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студентов к сетям типа Интернет исчисляется из соотношения одно место на пять студентов. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |