ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032700 ФИЛОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 14 января 2010 г. N 34 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 14 января 2010 г. N 34 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16363 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 34 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032700 ФИЛОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 032700 Филология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (по очной форме ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология являются: языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях; педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования; прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 032700 Филология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний; анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований; участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований; педагогическая деятельность: проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик; распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с учащимися; прикладная деятельность: сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет; официально-деловой, публицистический, рекламный текст); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии; доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров; участие в составлении словарей и энциклопедий, выпуске периодических изданий, работе с архивными материалами; перевод различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках; осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам) и межнациональной, реализующейся между народами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации; проектная деятельность: разработка проектов по созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев; разработка проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения; разработка филологических проектов для рекламных и PR-кампаний; разработка проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся в рамках кружков детского творчества, создание сценариев литературных игр, литературно-драматических и поэтических фестивалей; организационно-управленческая деятельность: подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса; участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7); осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13); владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14); владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3); владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); по видам деятельности с учетом профиля подготовки: в научно-исследовательской деятельности: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); в педагогической деятельности: способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9); умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10); готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11). в прикладной деятельности: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12); владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13); владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14); в проектной деятельности: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15); в организационно-управленческой деятельности: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебные и производственные практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть общепрофессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T-----------------------------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 40 - 45 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Базовая часть: ¦ 20 - 25 ¦ История ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Философия ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ Иностранный язык ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ знать: основные категории и ¦ ¦ Менеджмент ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ понятия философии, истории, ¦ ¦ Экономика ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ экономики, менеджмента; иметь ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ представление об основных ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ закономерностях функционирования ¦ ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ социума; об этапах его ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ исторического развития; о ¦ ¦ ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ способах управления ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ социально-экономическими ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ процессами и трудовыми ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ коллективами; ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ уметь: использовать основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ положения и методы гуманитарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наук в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть культурой мышления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью к восприятию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализу, обобщению информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ постановке цели и выбору путей ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достижения; навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования иностранного языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в устной и письменной форме в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Общепрофессиональный цикл ¦ 40 - 45 ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 20 - 25 ¦ Безопасность ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен: ¦ ¦ Информатика ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ знать: основные понятия и термины ¦ ¦ Основы филологии ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ филологической науки, ее ¦ ¦ Введение в ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ внутреннюю стратификацию; ¦ ¦ языкознание ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ понимать сущность и значение ¦ ¦ Введение в ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ информации в развитии ¦ ¦ литературоведение ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ современного информационного ¦ ¦ Введение в теорию ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ общества; ¦ ¦ коммуникации ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ уметь: использовать основные ¦ ¦ Классические/ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ методы защиты производственного ¦ ¦ древние языки ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ персонала и населения от ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ последствий аварий, катастроф, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стихийных бедствий; применять на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практике базовые навыки сбора и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа языковых и литературных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фактов с использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиционных методов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: основными методами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способами и средствами получения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения, переработки информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками работы с компьютером как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средством управления информацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками работы с информацией в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ глобальных компьютерных сетях. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 125 - 130 ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 75 - 80 ¦ Введение в ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ спецфилологию ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ части цикла студент должен ¦ ¦ Основной язык/ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ - для всех профилей подготовки: ¦ ¦ языки ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ знать: основные положения и ¦ ¦ (теоретический ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ концепции в области теории и ¦ ¦ курс) ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ истории основного изучаемого ¦ ¦ История основного ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ языка (языков) и литературы ¦ ¦ языка/языков ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ (литератур); теории коммуникации ¦ ¦ История мировой ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ и филологического анализа текста; ¦ ¦ литературы ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ иметь представление об истории, ¦ ¦ Практикумы ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ современном состоянии и +--------------+-------------------+ ПК-9 ¦ ¦ ¦ перспективах развития филологии; ¦ 30 - 35 ¦ Модуль 1. ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ уметь: применять полученные ¦ ¦ Отечественная ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ знания в области теории и истории ¦ ¦ филология (с ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ основного изучаемого языка ¦ ¦ указанием ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ (языков) и литературы ¦ ¦ основного языка/ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ (литератур), теории коммуникации ¦ ¦ языков и ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ и филологического анализа текста ¦ ¦ литературы/ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ в собственной профессиональной ¦ ¦ литератур) <**> ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; проводить под ¦ ¦ История русской/ ¦ ¦ ¦ ¦ научным руководством локальные ¦ ¦ родной литературы ¦ ¦ ¦ ¦ исследования на основе ¦ ¦ Стилистика и ¦ ¦ ¦ ¦ существующих методик в конкретной ¦ ¦ культура речи ¦ ¦ ¦ ¦ узкой области филологического ¦ ¦ основного языка/ ¦ ¦ ¦ ¦ знания с формулировкой ¦ ¦ языков ¦ ¦ ¦ ¦ аргументированных умозаключений и ¦ ¦ Устное народное ¦ ¦ ¦ ¦ выводов; участвовать в научных ¦ ¦ творчество ¦ ¦ ¦ ¦ дискуссиях; ¦ ¦ История ¦ ¦ ¦ ¦ владеть свободно основным ¦ ¦ литературной ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемым языком в его ¦ ¦ критики ¦ ¦ ¦ ¦ литературной форме; основными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами и приемами различных +--------------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ типов устной и письменной ¦ 30 - 35 ¦ Модуль 2. ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации на основном ¦ ¦ Зарубежная ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемом языке. ¦ ¦ филология (с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ указанием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основного языка/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературы/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литератур) <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Практический курс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основного языка/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ межкультурной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Теория перевода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Современный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ русский язык и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культура речи ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ - для профиля "Преподавание ¦ 30 - 35 ¦ Модуль 3. ¦ ¦ ¦ ¦ филологических дисциплин" ¦ ¦ Преподавание ¦ ¦ ¦ ¦ дополнительно: ¦ ¦ филологических ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: проводить учебные занятия ¦ ¦ дисциплин (с ¦ ¦ ¦ ¦ и внеклассную работу по языку и ¦ ¦ указанием ¦ ¦ ¦ ¦ литературе в учреждениях общего и ¦ ¦ основного языка/ ¦ ¦ ¦ ¦ среднего специального ¦ ¦ языков и ¦ ¦ ¦ ¦ образования; готовить ¦ ¦ литературы/ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующие ¦ ¦ литератур) <**> ¦ ¦ ¦ ¦ учебно-методические материалы; ¦ ¦ История русской ¦ ¦ ¦ ¦ распространять и популяризировать ¦ ¦ /родной/ ¦ ¦ ¦ ¦ филологические знания. ¦ ¦ зарубежной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Методика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языка/языков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Методика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Педагогика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психология ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ - для профиля "Прикладная ¦ 30 - 35 ¦ Модуль 4. ¦ ¦ ¦ ¦ филология" дополнительно: ¦ ¦ Прикладная ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: базовыми навыками ¦ ¦ филология (с ¦ ¦ ¦ ¦ создания, доработки и обработки ¦ ¦ указанием ¦ ¦ ¦ ¦ на основе стандартных методик и ¦ ¦ основного языка/ ¦ ¦ ¦ ¦ действующих нормативов различных ¦ ¦ языков) <**> ¦ ¦ ¦ ¦ типов текстов; перевода различных ¦ ¦ История русской ¦ ¦ ¦ ¦ типов текстов (в основном научных ¦ ¦ /родной/ ¦ ¦ ¦ ¦ и публицистических, а также ¦ ¦ зарубежной ¦ ¦ ¦ ¦ документов) с иностранных языков ¦ ¦ литературы ¦ ¦ ¦ ¦ и на иностранные языки; ¦ ¦ Филологическое ¦ ¦ ¦ ¦ аннотирование и реферирование ¦ ¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ документов, научных трудов и ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ художественных произведений на ¦ ¦ коммуникации ¦ ¦ ¦ ¦ отечественных и иностранных ¦ ¦ Основы ¦ ¦ ¦ ¦ языках. ¦ ¦ филологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с текстом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (создание/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ редактирование/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевод) ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-15 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебные и производственные ¦ 10 - 15 ¦ ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ Практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ определяется ООП вуза ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 12 ¦ ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-----------------------------------+--------------+-------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. <**> Обязательным является освоение одного модуля из четырех в зависимости от профиля подготовки, который определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися. Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информатики, языкознания, литературоведения, теории коммуникации, основного языка/языков (практика, теория, история, стилистика, основы филологического анализа и интерпретации текста), иностранного языка, классических/древних языков, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП бакалавриата филологии, как правило, предусматриваются следующие виды практик: учебные (фольклорная, диалектологическая, музейная, архивная, ознакомительная/страноведческая, в том числе в стране изучаемого языка/языков); производственные (педагогическая, переводческая, редакторская). Конкретные виды учебных и производственных практик, продолжительность отдельных видов практик и сроки их проведения определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности устанавливаются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета студента о прохождении практики. Форма отчета устанавливается вузом. По результатам практики выставляется дифференцированная оценка. Разделом учебной и производственной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступать с докладами на конференциях, различных научных и общественных мероприятиях. 7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один - два экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя специализированные кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, комплектами учебно-методической и научной литературы по теоретической и прикладной филологии, позволяющими изучать функционирование языка, литературы, фольклора, различные типы текстов, как письменных, так и устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов), обеспечивающих разные виды коммуникации. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сетям типа Интернет должен составлять не менее 100 часов в год на человека. Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |