ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040100 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.10 42

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
              ПОДГОТОВКИ 040100 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                         (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          14 января 2010 г. 
                                 N 42

                                 (Д)
                                   
    
     В   соответствии   с   пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938;  N  42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378;  N  6,  ст.  738;  N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки  040100  Социология  (квалификация  (степень)  "магистр") и
ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
    
Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
14 января 2010 г. 
N 42
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
11 февраля 2010 г. 
N 16373
    
    
                                                            Приложение
    
                                                             Утвержден
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                  от 14 января 2010 г. 
                                                                  N 42
    
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
          ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
               ПОДГОТОВКИ 040100 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
                          (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
                                   
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    
     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 040100
Социология  образовательными  учреждениями  высшего  профессионального
образования  (высшими  учебными  заведениями,  вузами)  на  территории
Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
                      II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО        - высшее профессиональное образование;
     ООП        - основная образовательная программа;
     ОК         - общекультурные компетенции;
     ПК         - профессиональные компетенции;
     УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт
                  высшего профессионального образования.
    
               III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
    
     Нормативный    срок,   общая   трудоемкость   освоения   основных
образовательных  программ  (в зачетных единицах) <*> и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.
     --------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
    
                                                             Таблица 1
    
            Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                          (степень) выпускника
    
---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень)        ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП          +----------------T--------------+ освоения ООП     ¦ (в зачетных  ¦
¦              ¦ код в          ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах)    ¦
¦              ¦ соответствии   ¦              ¦ обучения),       ¦              ¦
¦              ¦ с принятой     ¦              ¦ включая          ¦              ¦
¦              ¦ классификацией ¦              ¦ последипломный   ¦              ¦
¦              ¦ ООП            ¦              ¦ отпуск           ¦              ¦
+--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+
¦ ООП          ¦ 68             ¦ магистр      ¦ 2 года           ¦ 120 <*>      ¦
¦ магистратуры ¦                ¦              ¦                  ¦              ¦
L--------------+----------------+--------------+------------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  основной  образовательной  программы  по очной
форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
     
     Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по
очно-заочной  (вечерней)  и  заочной формам обучения, а также в случае
сочетания  различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев
относительно  нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании
решения ученого совета высшего учебного заведения.
     Профильная  направленность  ООП  магистратуры определяется высшим
учебным   заведением,   реализующим   образовательную   программу   по
соответствующему направлению подготовки.
     
       IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
     
     4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
     экономику;
     науку;
     культуру;
     политику;
     образование.
     4.2.  Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
социальные  процессы  и структуры на макро- и микроуровнях, социальные
общности  и  социальные  отношения внутри этих общностей и между ними,
общественное  сознание,  а  также  результаты и способы воздействия на
них.
     4.3.   Магистр   по   направлению  подготовки  040100  Социология
готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
     научно-исследовательская        деятельность       (осуществление
последовательности  действий,  направленных на получение нового знания
об объектах профессиональной деятельности);
     производственно-прикладная  деятельность (оценка результативности
и   последствий   социальной   и  экономической  политики,  социальная
экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа
в  органах  власти  и  управления,  учреждениях образования, культуры,
здравоохранения,  а  также  в области социальных коммуникаций и других
областях профессиональной деятельности);
     проектная   деятельность   (диагностика,  планирование  и  оценка
текущих    показателей,   характеризующих   объекты   профессиональной
деятельности;  анализ  соотношения  текущих  и  целевых  показателей и
разработка  мер  по  его  оптимизации  с  учетом  доступных  ресурсов,
создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);
     организационно-управленческая деятельность;
     педагогическая деятельность.
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном  готовится  магистр,  определяются  высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4.  Магистр  по направлению подготовки 040100 Социология должен
быть   подготовлен   к  решению  следующих  профессиональных  задач  в
соответствии  с  профильной  направленностью ООП магистратуры и видами
профессиональной деятельности:
     в научно-исследовательской деятельности:
     изучение   и   критический  анализ  теории  и  практики  в  сфере
социологии и иных гуманитарных наук;
     освоение  и  совершенствование  теоретических  и методологических
подходов  и  исследовательских  методов,  в  том числе методов сбора и
анализа социологической информации;
     самостоятельный   выбор,   обоснование   цели,  задач  и  методов
исследования  по  актуальной проблематике в профессиональной области и
их реализация (проведение исследований);
     обработка  социальной,  демографической,  экономической  и другой
релевантной  эмпирической  информации  с  привлечением  широкого круга
источников   на   основе   использования   современных  информационных
технологий,  средств  вычислительной  техники, коммуникаций и связи, а
также критическая оценка результатов исследований;
     интерпретация   данных   социологических   исследований,   другой
эмпирической  информации  с использованием объяснительных возможностей
современной социологической теории;
     самостоятельная подготовка обзоров и аннотаций;
     прогнозирование  изменений объектов профессиональной деятельности
на основе результатов исследований;
     подготовка   отчетов,   аналитических  записок,  профессиональных
публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских
работ;
     представление  результатов исследовательских работ, выступление с
сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
     в проектной деятельности:
     самостоятельная    разработка    методического    инструментария,
нормативных  документов,  информационных  материалов для осуществления
исследовательской,    аналитической    и    консалтинговой   проектной
деятельности;
     разработка   и  проведение  исследований  (самостоятельно  или  в
составе  проектного  коллектива)  по  диагностике, оценке, оптимизации
социальных показателей, процессов и отношений;
     разработка,  реализация и распространение результатов проектов по
изучению общественного мнения;
     научно-методическое,  техническое  и  информационное  обеспечение
маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разработка
рекомендаций для маркетинговых служб;
     в производственно-прикладной деятельности:
     создание  и  поддержание нормативно-методической и информационной
базы  исследований  с  целью разработки и успешной реализации программ
социального   развития  предприятий,  учреждений,  территорий  и  иных
общностей;
     идентификация   потребностей   и   интересов   социальных  групп,
предложение    механизмов    их   согласования   между   собой   и   с
социально-экономическими  приоритетами  развития  социальных общностей
(трудовых коллективов, территориальных общностей);
     социологическая   экспертиза   разработанных   и   принимаемых  к
реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов
нормативных правовых актов, методических материалов;
     изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях
и в организациях; самостоятельная разработка мероприятий, направленных
на решение социальных проблем;
     участие   в   формировании   кадрового   состава   предприятий  и
учреждений,  составление  прогнозов  потребности  в  кадрах; участие в
формировании   индивидуальных   карьерных   планов,   профессиональной
ориентации  и  производственной  адаптации  занятых; разработка систем
оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;
     разработка  рекомендаций  по  совершенствованию  форм организации
труда  на  предприятиях  и  в  учреждениях, улучшению условий трудовой
деятельности;
     распространение    социологических    знаний,    консультирование
работников  органов  управления, предприятий, учреждений и организаций
при решении социальных вопросов;
     в организационно-управленческой деятельности:
     формирование  и  анализ  информационных  массивов, обеспечивающих
мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на
нее  и  оценку  эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит
источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и
достоверности;
     разработка   программ,   методик  и  организация  социологических
исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и
последствий программной и проектной деятельности органов управления;
     организация   управленческих   процессов   в   органах  власти  и
управления,          органах          местного         самоуправления,
административно-управленческих     подразделениях     организаций    и
учреждений;
     организация        и       поддержание       коммуникаций       с
научно-исследовательскими  учреждениями и информационно-аналитическими
службами  по  вопросам обмена информацией, научного консультирования и
экспертизы;
     в педагогической деятельности:
     подготовка    и   проведение   занятий   по   социологическим   и
социально-гуманитарным  дисциплинам в средней школе и в высших учебных
заведениях;
     организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных
программ, учебно-методической документации по курсам.
     
             V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного,
интеллектуального и культурного роста (ОК-1);
     способностью использовать углубленные знания правовых и этических
норм  при  планировании  и  оценке  последствий своей профессиональной
деятельности,   при  разработке  и  осуществлении  социально  значимых
проектов (ОК-2);
     способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками
как  средством  делового  общения; владением навыками редактирования и
перевода профессиональных текстов (ОК-3);
     способностью   к   сотрудничеству,   разрешению   конфликтов,   к
толерантности; способностью к социальной адаптации (ОК-4);
     умением   работать   самостоятельно   и   в   коллективе,  навыки
руководства коллективом (ОК-5);
     способностью  использовать  в  познавательной  и профессиональной
деятельности  базовые  и  профессионально профилированные знания основ
философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);
     способностью  приобретать  новые  знания,  используя  современные
образовательные и информационные технологии (ОК-7);
     способностью    к   самостоятельному   обучению   новым   методам
исследования,  к изменению научного и научно-производственного профиля
своей профессиональной деятельности (ОК-8);
     способностью   собирать,   обрабатывать   и   интерпретировать  с
использованием    современных    информационных   технологий   данные,
необходимые  для  формирования суждений по соответствующим социальным,
научным и этическим проблемам (ОК-9).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     в научно-исследовательской деятельности:
     способностью  и  умением  самостоятельно  использовать  знания  и
навыки   по   философии   социальных   наук,   новейшим  тенденциям  и
направлениям современной социологической теории, методологии и методам
социальных   наук   применительно   к   задачам  фундаментального  или
прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов,
общественного мнения (ПК-1);
     способностью    самостоятельно    формулировать   цели,   ставить
конкретные  задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных
областях  социологии  (в  соответствии  с профилем ООП магистратуры) и
решать   их   с   помощью   современных  исследовательских  методов  с
использованием  новейшего  отечественного  и  зарубежного  опыта  и  с
применением   современной   аппаратуры,  оборудования,  информационных
технологий (ПК-2);
     способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования,
навыки  разработки  новых методических подходов с учетом целей и задач
исследования (ПК-3);
     способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять
научно-техническую    документацию,   научные   отчеты,   представлять
результаты    исследовательской    работы    с   учетом   особенностей
потенциальной аудитории (ПК-4);
     в производственно-прикладной деятельности:
     способностью  и  готовностью использовать знание методов и теорий
социальных   и   гуманитарных   наук   при  осуществлении  экспертной,
консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);
     умением  использовать  социологические  методы  исследования  для
изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей
и интересов социальных групп (ПК-6);
     способностью    самостоятельно    разрабатывать   основанные   на
профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по
решению   социальных   проблем,   а   также   разрабатывать  механизмы
согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);
     в проектной деятельности:
     способностью      составлять      и      представлять     проекты
научно-исследовательских  и  аналитических разработок в соответствии с
нормативными документами (ПК-8);
     умением   обрабатывать  и  анализировать  данные  для  подготовки
аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);
     способностью   и   готовностью  к  планированию  и  осуществлению
проектных  работ  в области изучения общественного мнения, организации
работы   маркетинговых   служб,   проведения   социальной   экспертизы
политических и научно-технических решений (ПК-10);
     в организационно-управленческой деятельности:
     способностью    использовать    углубленные    специализированные
теоретические  знания,  практические  навыки  и умения для организации
научных   и   научно-прикладных   исследований,   учебного   процесса,
экспертной,    аналитической    и   консалтинговой   деятельности   (в
соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);
     способностью  свободно  пользоваться современными методами сбора,
обработки   и   интерпретации  комплексной  социальной  информации  (в
соответствии  с  профилем  ООП  магистратуры) для постановки и решения
организационно-управленческих   задач,  в  том  числе  находящихся  за
пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);
     в педагогической деятельности:
     способностью   и   умением   использовать   полученные  знания  в
преподавании  социологических  дисциплин  (углубленное знание основных
школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).
     
          VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     6.1.     Основные    образовательные    программы    магистратуры
предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
     общенаучный цикл;
     профессиональный цикл;
     и разделов:
     практики и научно-исследовательская работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную  (профильную)  часть,  устанавливаемую  вузом. Вариативная
(профильная)  часть  дает  возможность  расширения  и (или) углубления
знаний,   умений,  навыков  и  компетенций,  определяемых  содержанием
базовых   (обязательных)   дисциплин   (модулей),  позволяет  студенту
получить   углубленные  знания,  навыки  и  компетенции  для  успешной
профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
    
                                                             Таблица 2
    
                       Структура ООП магистратуры
    
------T-------------------------------T--------------T--------------------T-------------¬
¦ Код ¦   Учебные циклы, разделы и    ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды        ¦
¦     ¦  проектируемые результаты их  ¦ (зачетные    ¦   для разработки   ¦ формируемых ¦
¦     ¦           освоения            ¦ единицы)     ¦     примерных      ¦ компетенций ¦
¦     ¦                               ¦ <*>          ¦     программ,      ¦             ¦
¦     ¦                               ¦              ¦    учебников и     ¦             ¦
¦     ¦                               ¦              ¦  учебных пособий   ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл              ¦  10 - 14     ¦ Философия и        ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ Базовая часть                 ¦   6 - 11     ¦ методология        ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой ¦              ¦ социальных наук    ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ части цикла обучающийся       ¦              ¦ Иностранный язык:  ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦ должен:                       ¦              ¦ профессиональная   ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦ знать:                        ¦              ¦ терминология и     ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ - базовые методологические    ¦              ¦ основы перевода    ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ принципы, лежащие в основе    ¦              ¦ научных текстов    ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ социального научного          ¦              ¦                    ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ познания;                     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - способы научного            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ доказательства и виды         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ объяснения в социальных       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ науках;                       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - специальную терминологию, в ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ том числе на иностранном      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ языке, используемую в научных ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ текстах;                      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - произвести сравнение и дать ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методологическую оценку того  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ или иного подхода или научной ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теории в своей области        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ знания;                       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - вести устную и письменную   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ профессиональную коммуникацию ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ на иностранном языке;         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - навыками критического       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологического мышления,    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ основанного на способности к  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научной рефлексии;            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - основными навыками перевода ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научных текстов с             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ иностранного и на иностранные ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ языки.                        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     +-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ (знания, умения, навыки       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза)        ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл         ¦  46 - 50     ¦ Современные        ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ Базовая                       ¦  11 - 14     ¦ социологические    ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ (общепрофессиональная) часть  ¦              ¦ теории-2           ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦ В результате изучения базовой ¦              ¦ Современные методы ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ части цикла обучающийся       ¦              ¦ социологических    ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ должен:                       ¦              ¦ исследований       ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ знать:                        ¦              ¦ Научно-            ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ - фундаментальную структуру   ¦              ¦ исследовательский  ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ социологической теории, ее    ¦              ¦ семинар            ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ основные категории, подходы и ¦              ¦                    ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ проблемы, а также             ¦              ¦                    ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ вспомогательные ключевые      ¦              ¦                    ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ понятия, такие как социальная ¦              ¦                    ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ структура, стратификация,     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социальный институт,          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социальное взаимодействие,    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ класс, гендер, идентичность;  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - историю социологической     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ мысли, вклад ведущих          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ классических и современных    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологов;                   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - методологию, методы и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методики социологического     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования и анализа        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ данных;                       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - правила организации и       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ проведения социологического   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования, а также правила ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ представления основных        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научных результатов;          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - использовать основные       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологические понятия и     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теории как инструмент         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологического              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования;                 ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - произвести реконструкцию    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ истории своей научной         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ области;                      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - показать взаимосвязь теории ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и методов в конкретном        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологическом исследовании; ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - использовать современные    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ методы сбора и анализа        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологической информации;   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - строить различные модели    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ интерпретации данных;         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - самостоятельно приобретать  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и использовать новые знания и ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ умения, расширять и углублять ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ собственную научную           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ компетентность;               ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - формулировать и отстаивать  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ в дискуссии свои научные      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ результаты;                   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - навыками организации и      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ проведения социологического   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования;                 ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - методиками представления и  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ защиты полученных научных     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ результатов.                  ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть             ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ (знания, умения, навыки       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза)        ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ М.3 ¦ Практики и научно-            ¦  36 - 42     ¦                    ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ исследовательская работа      ¦              ¦                    ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ Практика (практики).          ¦              ¦                    ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ В результате прохождения      ¦              ¦                    ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦ научно-исследовательской и    ¦              ¦                    ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ производственной практики у   ¦              ¦                    ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ студента должны               ¦              ¦                    ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦ сформироваться следующие      ¦              ¦                    ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ практические компетенции:     ¦              ¦                    ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ - способность применять       ¦              ¦                    ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ полученные знания, умения и   ¦              ¦                    ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ навыки в основных видах       ¦              ¦                    ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ будущей деятельности;         ¦              ¦                    ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ - способность к эффективной   ¦              ¦                    ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ коммуникации с заказчиком:    ¦              ¦                    ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦ обоснование значимости и      ¦              ¦                    ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ актуальности результатов      ¦              ¦                    ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ социологического              ¦              ¦                    ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ исследования;                 ¦              ¦                    ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ - способность к разделению    ¦              ¦                    ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ труда внутри                  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ специализированных            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследовательских групп,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ навыки руководства совместной ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ деятельностью.                ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ Научно-исследовательская      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ работа.                       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ В результате выполнения       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научно-исследовательской      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ работы по профилю ООП         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ магистратуры студент должен   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ получить следующие            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ теоретические и практические  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ компетенции:                  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - способность самостоятельно  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ставить задачи научно-        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследовательских работ,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ самостоятельно выполнять      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ необходимые виды              ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологических исследований  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ при решении научно-           ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследовательских задач по    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ профилю ООП магистратуры;     ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ способность планировать,      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ организовывать и проводить    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ научно-исследовательские и    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ практические работы по теме   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ ООП магистратуры с            ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ применением компьютерных      ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ технологий;                   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - способность к               ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ самостоятельной научно-       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследовательской работе и к  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ работе в научном коллективе,  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ в научном коллективе,         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ способность к                 ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной адаптации, к ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ обучению новым методам        ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ исследования и технологиям.   ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     +-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Практические умения и навыки  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза         ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦ М.4 ¦ Итоговая государственная      ¦  18 - 24     ¦                    ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ аттестация                    ¦              ¦                    ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ В результате подготовки и     ¦              ¦                    ¦ ОК-7        ¦
¦     ¦ защиты выпускной работы       ¦              ¦                    ¦ ОК-8        ¦
¦     ¦ студент должен получить       ¦              ¦                    ¦ ОК-9        ¦
¦     ¦ следующие навыки:             ¦              ¦                    ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ - способность самостоятельно  ¦              ¦                    ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ анализировать, обобщать и     ¦              ¦                    ¦ ПК-3        ¦
¦     ¦ систематизировать результаты  ¦              ¦                    ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ социологического              ¦              ¦                    ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ исследования;                 ¦              ¦                    ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ - способность использовать    ¦              ¦                    ¦ ПК-10       ¦
¦     ¦ современные методы обработки  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ и интерпретации информации    ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ применительно к разным видам  ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ социологических данных;       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ - способность профессионально ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ оформлять и докладывать       ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ результаты научных и          ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ практических работ по         ¦              ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ утвержденным формам.          ¦              ¦                    ¦             ¦
+-----+-------------------------------+--------------+--------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость основной   ¦    120       ¦                    ¦             ¦
¦     ¦ образовательной программы     ¦              ¦                    ¦             ¦
L-----+-------------------------------+--------------+--------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды
текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  регулярно обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии  общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
социализации личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр, разбора конкретных
ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов,  групповых  дискуссий,
результатов  работы  студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских  телеконференций)  в  сочетании с внеаудиторной работой с
целью  формирования  и  развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной    из   основных   активных   форм   обучения   профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым       готовится       магистр       (научно-исследовательской,
производственно-прикладной,  проектной, организационно-управленческой,
педагогической),   для  ООП  магистратуры  является  научный  семинар,
продолжающийся  на регулярной основе не менее двух семестров, к работе
которого  привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и
являющийся   основой   корректировки   индивидуальных  учебных  планов
магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с
представителями  российских  и  зарубежных компаний, государственных и
общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и
содержанием  конкретных  дисциплин.  В  целом  в  учебном процессе они
должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,  позволяющем  сформировать  соответствующие  общекультурные  и
профессиональные компетенции.
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 40 процентов
теоретической части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет 16 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий   обучения,  направленных  на  развитие  навыков  командной
работы,  межличностной  коммуникации, принятия решений, способствующих
формированию   лидерских  качеств.  К  таким  технологиям  могут  быть
отнесены:  интерактивные  лекции,  проведение  групповых  дискуссий  и
проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных
моделей, проведение ролевых игр, тренингов.
     Вуз  должен  обеспечить преподавание дисциплин, созданных в форме
авторских  курсов  по  программам,  составленным на основе результатов
исследований   научных   школ   вуза,   учитывающих   региональную   и
профессиональную   специфику   при   условии   реализации   содержания
образования   и   формировании  компетенций  выпускника,  определяемых
настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой
части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных
методов социологических исследований, а также по дисциплинам (модулям)
вариативной  части,  рабочие  программы  которых  предусматривают цели
формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основе аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП магистратуры по данному направлению
подготовки      предусматриваются      следующие     виды     практик:
научно-исследовательская   и   производственная   (в   том  числе  при
подготовке выпускной квалификационной работы).
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа   обучающихся  является
обязательным  разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
     Основной  организационной  формой научно-исследовательской работы
является научно-исследовательский семинар.
     Цель  научно-исследовательского семинара - выработать у студентов
компетенции  и  навыки  исследовательской работы в процессе подготовки
магистерской диссертации.
     Основными задачами научно-исследовательского семинара являются:
     проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей
им выбрать направление и тему исследования;
     обучение   студентов   навыкам   академической   работы,  включая
подготовку и проведение исследований, написание научных работ;
     обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов;
     выработка  у  студентов  навыков  научной дискуссии и презентации
исследовательских результатов.
     В  процессе  выполнения  научно-исследовательской работы и в ходе
защиты  ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных
структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей,
позволяющее   оценить   уровень   приобретенных   знаний,   умений   и
сформированных компетенций обучающихся.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны быть привлечены не менее 20 процентов
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных   организаций,   предприятий  и  учреждений.  Не  менее  80
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому   семинару,   должны  иметь  российские  или
зарубежные  ученые  степени  и  ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы
о  присвоении  которой  прошли  установленную  процедуру  признания  и
установления  эквивалентности)  или  ученое  звание  профессора должны
иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП  магистратуры  должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником  вуза,  имеющим  ученую  степень  доктора наук (в том числе
степень,  присваиваемую  за  рубежом,  документы  о присвоении которой
прошли    установленную    процедуру    признания    и    установления
эквивалентности)  и  (или)  ученое  звание профессора соответствующего
профиля,   стаж   работы   в   образовательных   учреждениях   высшего
профессионального образования не менее трех лет.
     Для  основного  штатного  научно-педагогического  работника вуза,
работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не
более   чем   двумя   ООП   магистратуры;   для  внутреннего  штатного
совместителя - не более одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем пятью магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю,   не  менее  одного  раза  в  пять  лет  проходить  повышение
квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности.  Обучающимся  должен  быть  обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом вуза, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     лаборатории;
     специально оборудованные кабинеты и аудитории;
     компьютерные классы.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом   изучаемых   дисциплин  из  расчета:  не  менее  одной  точки
удаленного доступа к сети Интернет на четырех студентов.
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного  обеспечения, включающим пакеты наиболее распространенных
программ  прикладного  характера  для  целей  анализа  социологических
данных.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников.
     8.2.  Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости
и   промежуточной   аттестации   обучающихся   по   каждой  дисциплине
разрабатываются   вузом   самостоятельно   и   доводятся  до  сведения
обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.3.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений  поэтапным  требованиям  соответствующей  ООП  магистратуры
(текущая   и   промежуточная  аттестация)  создаются  фонды  оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Фонды   оценочных  средств  должны  быть  полными  и  адекватными
отображениями  требований  ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать  целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану.
Они   призваны   обеспечивать   оценку   качества   общекультурных   и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
     При  разработке  оценочных средств для контроля качества изучения
модулей,  дисциплин,  практик должны учитываться все виды связей между
включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить
качество   сформированных   у   обучающихся   компетенций   по   видам
деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной
деятельности.
     8.4.  Обучающимся  и  представителям  работодателей  должна  быть
предоставлена   возможность   оценивания   содержания,  организации  и
качества   учебного   процесса  в  целом,  а  также  работы  отдельных
преподавателей.
     8.5.   Вузом   должны  быть  созданы  условия  для  максимального
приближения  системы  оценивания  и  контроля  компетенций магистров к
условиям  их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме
преподавателей  конкретной  дисциплины  в  качестве  внешних экспертов
должны     активно    использоваться    работодатели    (представители
заинтересованных   организаций),   преподаватели,   читающие   смежные
дисциплины.
     8.6.    Итоговая   государственная   аттестация   направлена   на
установление    соответствия    уровня   профессиональной   подготовки
выпускников требованиям ФГОС ВПО.
     Итоговая  государственная  аттестация  включает  защиту выпускной
квалификационной    работы,    а    также   государственный   экзамен,
устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
     8.7.  Требования  к  содержанию,  объему  и  структуре  выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
     Выпускная   квалификационная   работа   в   соответствии   с  ООП
магистратуры  выполняется  в  виде  магистерской  диссертации в период
прохождения  практики  и  выполнения научно-исследовательской работы и
представляет  собой  самостоятельную и логически завершенную выпускную
квалификационную  работу,  связанную  с  решением  задач того вида или
видов      деятельности,      к      которым     готовится     магистр
(научно-исследовательской,    производственно-прикладной,   проектной,
организационно-управленческой, педагогической).
     Тематика  выпускных квалификационных работ должна быть направлена
на  решение  профессиональных задач, указанных в пункте 4.4 настоящего
ФГОС ВПО.
     При  выполнении  выпускной  квалификационной  работы  обучающиеся
должны  показать  свою  способность  и  умение, опираясь на полученные
углубленные   знания,   умения   и   сформированные  общекультурные  и
профессиональные  компетенции,  самостоятельно  решать  на современном
уровне  задачи  своей  профессиональной  деятельности, профессионально
излагать  специальную  информацию,  научно  аргументировать и защищать
свою точку зрения.
     8.8.  Программа  государственного экзамена разрабатывается вузами
самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных   вопросов   и   заданий  должна  быть  комплексной  и
соответствовать   избранным  разделам  из  различных  учебных  циклов,
формирующих конкретные компетенции.
Оглавление