ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 031600 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 14 января 2010 г. N 30 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 14 января 2010 г. N 30 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16356 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 30 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 031600 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; СО - связи с общественностью. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной и научной сферах; техники и технологии массовых, деловых и персональных коммуникаций; технологии пропаганды конкурентных свойств товаров, услуг, коммерческих компаний, некоммерческих и общественных организаций, государственных учреждений и органов, их позиционирование в рыночной среде; общественное мнение. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: государственные структуры федерального, регионального и местного уровней, органы самоуправления; негосударственные, общественные и коммерческие учреждения и организации, средства массовой информации. 4.3. Магистр по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; коммуникационная; проектная; информационно-аналитическая и прогнозно-аналитическая; научно-исследовательская и педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая: управление коммуникационными службами рекламы и связей с общественностью фирмы и организации, планирование и организация рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью, проведение мероприятий по повышению имиджа организации, контроль и оценка эффективности связей с общественностью; контроль, оценка эффективности и корректировка стратегий, планов, кампаний и отдельных мероприятий в области рекламы и связей с общественностью; организация эффективных внутренних коммуникаций, создание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивация сотрудников на активную деятельность и развитие организации, осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников; коммуникационная: руководство проектированием, планированием, подготовкой и реализацией коммуникационных кампаний и мероприятий; формирование стратегий, определение целей, разработка программ и проведение коммуникационных кампаний и отдельных мероприятий, контроль и оценка их эффективности; создание эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечение внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными службами, общественными, коммерческими организациями, средствами массовой информации, формирование и обеспечение высокого уровня корпоративной культуры; организация внутреннего и внешнего коммуникационного аудита организации, разработка стратегии и тактических планов, бюджетов в области рекламы и связей с общественностью; проектная: разработка стратегических концепций и бизнес-планов проектов, заданий на их разработку, руководство проектной деятельностью; оценка качества и эффективности проектов; информационно-аналитическая и прогнозно-аналитическая: руководство подготовкой и проведением количественных и качественных исследований, анализ и интерпретация первичной и вторичной информации, подготовка социальных обзоров, прогнозов, консалтинга; руководство подготовкой и проведением анкетирования и опросов с целью выявления предпочтений целевых фокус-групп; постановка проблемы, определение целей, задач, предмета и методов исследования; организация и проведение исследований общественной среды и общественного мнения; анализ полученных данных и формулирование предложений по оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью фирмы, организации и повышению ее позиции в обществе и в конкурентной среде; составление аналитических справок, экспертных заключений, отчетов, обзоров и прогнозов на основе результатов анализа коммуникационной среды; разработка планов, программ и других материалов, содержащих научно обоснованные прогнозно-аналитические рекомендации; проведение консультационной работы по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций; научно-исследовательская и педагогическая: выявление тенденций, динамики процессов и инновационных явлений, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок в области рекламы и связей с общественностью; определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, выявление проблем, определение гипотез их решения, подбор методик, планирование и организация проведения рыночных и социологических исследований, анализ и интерпретация их результатов, разработка основных коммуникационных стратегий, а также стратегий в области совершенствования и оптимизации рекламной деятельности и связей с общественностью; подготовка научных работ, отчетов, обзоров, прогнозов, публикаций по результатам выполненных научно-практических исследований, планирование, организация и применение на практике полученных результатов; чтение лекций и ведение занятий на уровне бакалавриата по вопросам рекламы и связей с общественностью. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-7); способностью воспринимать различия этнических особенностей, традиций и культур, самостоятельно работать в кросс-культурном пространстве (ОК-8); способностью самостоятельно работать на международном уровне (ОК-9). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные : способностью руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1); способностью планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-2); организационно-управленческая деятельность: способностью управлять процессами стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий, обеспечивать их качество и эффективность (ПК-3); способностью осуществлять корректировку и контроль коммуникационных программ и мероприятий (ПК-4); способностью разрабатывать стратегические концепции и бизнес- планы проектов, осуществлять руководство проектной деятельностью (ПК-5); способностью управлять деятельностью коллектива, планировать его работу, обеспечивать ее эффективность (ПК-6); способностью работать с персоналом, оценивать производительность и качество его труда, устранять конфликты, обеспечивать сплоченность коллектива, толерантность (ПК-7); способностью самостоятельно принимать управленческие решения и нести за них ответственность (ПК-8); способностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать политику риск-менеджмента на предприятии, оперативно принимать решения в кризисных ситуациях (ПК-9); способностью оценивать затраты и результаты деятельности организации (ПК-10); способностью к выработке нестандартных решений (ПК-11); способностью применять перспективные теории и приемы менеджмента, бизнес-процессов, маркетинга (ПК-12); способностью разрабатывать планы и программы инновационной деятельности, технико-экономические обоснования инновационных проектов (ПК-13); коммуникационная деятельность: способностью определять стратегические цели и руководить проектированием, планированием, подготовкой и реализацией коммуникационных кампаний и мероприятий (ПК-14); способностью руководить созданием эффективной коммуникационной инфраструктуры организации (ПК-15); проектная деятельность: способностью разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, задания на их разработку, осуществлять руководство проектной деятельностью (ПК-16); способностью оценивать качество и эффективность проектов с учетом возможностей использования современных методов их реализации, контроля и корректировки (ПК-17); способностью использовать элементы экономического анализа в практической деятельности и разрабатывать технико-экономические обоснования проектов (ПК-18); информационно-аналитическая и прогнозно-аналитическая: способностью руководить подготовкой и проведением количественных и качественных исследований (ПК-19); способностью разрабатывать планы, программы и другие материалы прогнозно-аналитического характера (ПК-20); способностью консультировать по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций (ПК-21); научно-исследовательская и преподавательская деятельность: способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, подготавливать базу для научных исследований (ПК-22); владением современными достижениями науки и передовой технологии (ПК-23); способностью применять в исследованиях основные концепции и принципы самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем, учитывать их динамику и тенденции (ПК-24); способностью интегрировать знания, справляться со сложностями и формировать суждения на основе неполной и ограниченной информации (ПК-25); способностью решать концептуальные и прикладные задачи в широком или междисциплинарном контексте (ПК-26); способностью к анализу и синтезу, научным обобщениям, выводам и аргументированию соображений, выдвижению новых идей, в том числе в исследовательском контексте (ПК-27); способностью интерпретировать и представлять результаты научных исследований, составлять практические рекомендации на их основе, выдвигать принципиально новые гипотезы, прогнозировать тенденции (ПК-28); способностью применять накопленные знания и опираться на них в подготовке и написании научно-исследовательских работ, включая кандидатские и докторские диссертации (ПК-29); способностью читать лекции и вести практические занятия в высшем учебном заведении на уровне современных научных требований (ПК-30). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры -------T--------------------------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (примерных), а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (учебных пособий) ¦ ¦ +------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 4 - 10 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 2 - 6 ¦ Методологические ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ проблемы ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ современной науки ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: иностранный язык ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свободно; методологию научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности научного метода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученные лингвистические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и коммуникации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ межличностном общении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать современные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научные методы решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: способностью к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свободной личной и деловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации в международной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среде; программно-целевым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методом решения научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 50 - 60 ¦ Модуль 1. ¦ ОК-1 - 9 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 10 - 20 ¦ Основы научных ¦ ПК-1 - 30 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ ¦ исследований в ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ сфере ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ Модуль 2. ¦ ¦ ¦ ¦ знать: современные методы ¦ ¦ Технологии ¦ ¦ ¦ ¦ решения задач в ¦ ¦ рекламы и СО в ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной сфере, ¦ ¦ различных сферах ¦ ¦ ¦ ¦ особенности развития и ¦ ¦ Модуль 3. ¦ ¦ ¦ ¦ перераспределения ¦ ¦ Планирование и ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникационных потоков, ¦ ¦ реализация ¦ ¦ ¦ ¦ принципы использования ¦ ¦ кампании по ¦ ¦ ¦ ¦ интегрированных коммуникаций в ¦ ¦ рекламе и СО ¦ ¦ ¦ ¦ местных, региональных и ¦ ¦ Модуль 4. ¦ ¦ ¦ ¦ глобальных процессах; ¦ ¦ Управление ¦ ¦ ¦ ¦ законодательное и ¦ ¦ агентством ¦ ¦ ¦ ¦ саморегулирование деятельности ¦ ¦ рекламы и СО и ¦ ¦ ¦ ¦ в сфере рекламы и связей с ¦ ¦ службой рекламы и ¦ ¦ ¦ ¦ общественностью; ¦ ¦ СО организации ¦ ¦ ¦ ¦ принципы управления персоналом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации; правовую охрану ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; теорию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования, управления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потоков; основы консалтинга; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: генерировать идеи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатывать концепции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникационных программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять руководство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникационными кампаниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного направления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать финансовые потоки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководить процессом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медиапланирования, вести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переговоры с представителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных целевых аудиторий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать оптимальные формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации бизнеса; находить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новые источники повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурентоспособности, пути ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения проблемы ресурсного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциала предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: умением осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функции руководителя, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организатора, инициатора новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ идей; умением межличностного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среде, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международной сфере, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составления договоров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деловой документации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преподавательскими навыками. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практика и научно- ¦ 30 - 40 ¦ ¦ ОК-4 - 9 ¦ ¦ ¦ исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 2 ¦ ¦ ¦ (практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-11 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-23 ¦ +------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 20 - 30 ¦ ¦ ОК-3, ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ОК-6, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-27 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 29 ¦ +------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L------+--------------------------------+--------------+-------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов M.1, M.2 и разделов М.3, М.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 24 академических часа. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения: развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по модулям базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области технологий рекламы и СО в различных сферах (модуль 2), планирования и реализации кампаний по рекламе СО (модуль 3) и управления агентством рекламы и СО и службой рекламы и СО организации (модуль 4), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): модуль 2. Технологии рекламы и СО в различных сферах; модуль 3. Планирование и реализация кампании по рекламе и СО; модуль 4. Управление агентством рекламы и СО и службой рекламы и СО организации. 7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная. Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специальные помещения для проведения исследований в рамках фокус-групп, компьютерную аудиторию для установки программ по медиапланированию, мультимедийные аудитории, телевизионную студию, видео- и фототехнику. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет (из расчета один компьютер с выходом в Интернет на каждого студента) в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечении компетентности преподавательского состава; регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, исполнительской, творческой). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: анализ получаемой информации с использованием современной вычислительной техники; обобщение, систематизация и анализ результатов первичных и вторичных исследований; проектирование и проведение коммуникационных программ и коммуникационных кампаний различного направления; оптимизация руководства коммуникационными процессами и процессом медиапланирования; разработка и подготовка аналитических и производственных документов. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |