ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.10 35

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
             ПОДГОТОВКИ 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                  (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          14 января 2010 г. 
                                 N 35

                                 (Д)
                                   
    
     В   соответствии   с   пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938;  N  42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378;  N  6,  ст.  738;  N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения  федеральных  государственных  образовательных стандартов,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки  050100  Педагогическое образование (квалификация (степень)
"магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего
Приказа.
    
Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
14 января 2010 г. 
N 35
                                                                      
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
27 февраля 2010 г. 
N 16521
                                                                      
                                                                      
                                                            Приложение
                                                                      
                                                             Утвержден
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                  от 14 января 2010 г. 
                                                                  N 35
    
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
          ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
              ПОДГОТОВКИ 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                   (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")
                                   
                         I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    
     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 050100
Педагогическое   образование   образовательными  учреждениями  высшего
профессионального  образования  (высшими учебными заведениями, вузами)
на   территории   Российской   Федерации,   имеющими   государственную
аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
                      II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО        - высшее профессиональное образование;
     ООП        - основная образовательная программа;
     ОК         - общекультурные компетенции;
     ПК         - профессиональные компетенции;
     ОПК        - общепрофессиональные компетенции;
     УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт
                  высшего профессионального образования.
    
               III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
    
     Нормативный    срок,   общая   трудоемкость   освоения   основных
образовательных  программ  (в зачетных единицах) <*> и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.
     --------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
    
                                                             Таблица 1
    
            Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                         (степень) выпускников
    
---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень)        ¦ Нормативный    ¦ Трудоемкость ¦
¦ ООП          +----------------T--------------+ срок           ¦ (в зачетных  ¦
¦              ¦ код в          ¦ наименование ¦ освоения ООП   ¦ единицах)    ¦
¦              ¦ соответствии   ¦              ¦ (для очной     ¦              ¦
¦              ¦ с принятой     ¦              ¦ формы          ¦              ¦
¦              ¦ классификацией ¦              ¦ обучения),     ¦              ¦
¦              ¦ ООП            ¦              ¦ включая        ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ последипломный ¦              ¦
¦              ¦                ¦              ¦ отпуск         ¦              ¦
+--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+
¦ ООП          ¦ 68             ¦ магистр      ¦ 2 года         ¦ 120 <*>      ¦
¦ магистратуры ¦                ¦              ¦                ¦              ¦
L--------------+----------------+--------------+----------------+---------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость  основной  образовательной  программы  по очной
форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
     
     Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по
очно-заочной  (вечерней)  и  заочной формам обучения, а также в случае
сочетания  различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев
относительно  нормативного  срока, указанного в таблице 1 на основании
решения ученого совета высшего учебного заведения.
     Профильная  направленность  ООП  магистратуры определяется высшим
учебным   заведением,   реализующим   образовательную   программу   по
соответствующему направлению подготовки.
     
       IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
     
     4.1.    Область    профессиональной    деятельности    магистров:
образование, социальная сфера, культура.
     4.2.  Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
     4.3.  Конкретные  виды профессиональной деятельности, к которым в
основном  готовится  магистр,  определяются  высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4.  Магистр  по  направлению  подготовки  050100 Педагогическое
образование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в
соответствии  с  профильной  направленностью ООП магистратуры и видами
профессиональной деятельности:
     в области педагогической деятельности:
     изучение  возможностей,  потребностей  и  достижений  обучающихся
общеобразовательных  учреждений,  различных профильных образовательных
учреждений,  образовательных  учреждений начального профессионального,
среднего  профессионального  и высшего профессионального образования и
проектирование   на   основе   полученных  результатов  индивидуальных
маршрутов их обучения, воспитания и развития;
     организация  процесса обучения и воспитания в сфере образования с
использованием  технологий,  соответствующих  возрастным  особенностям
старших   школьников,   юношей   и  девушек,  и  отражающих  специфику
предметной области;
     организация     взаимодействия     с    коллегами,    родителями,
взаимодействие  с  социальными партнерами, в том числе с иностранными,
поиск  новых  социальных  партнеров,  включение  во  взаимодействие  с
социальными партнерами обучающихся;
     использование  имеющихся  возможностей  образовательной  среды  и
проектирование   новых   условий,  в  том  числе  информационных,  для
обеспечения качества образования;
     осуществление  профессионального  самообразования  и  личностного
роста,   проектирование   дальнейшего   образовательного   маршрута  и
профессиональной карьеры;
     в области научно-исследовательской деятельности:
     анализ,    систематизация   и   обобщение   результатов   научных
исследований   в   сфере   образования   путем   применения  комплекса
исследовательских       методов       при      решении      конкретных
научно-исследовательских задач;
     проектирование,  организация,  реализация  и  оценка  результатов
научного исследования в сфере образования с использованием современных
методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
     организация   взаимодействия   с   коллегами,   взаимодействие  с
социальными  партнерами,  в  том  числе  с  иностранными,  поиск новых
социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
     использование  имеющихся  возможностей  образовательной  среды  и
проектирование  новых условий, в том числе информационных, для решения
научно-исследовательских задач;
     осуществление  профессионального  и  личностного самообразования,
проектирование     дальнейшего     образовательного     маршрута     и
профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;
     в области управленческой деятельности:
     изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и
микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и
оперативного анализа;
     исследование,  проектирование,  организация  и  оценка реализации
управленческого  процесса  с  использованием  инновационных технологий
менеджмента,  соответствующих  общим  и  специфическим закономерностям
развития управляемой системы;
     организация  взаимодействия с коллегами и социальными партнерами,
в  том  числе  с  иностранными,  поиск  новых социальных партнеров при
решении актуальных управленческих задач;
     использование   имеющихся   возможностей   окружения  управляемой
системы   и   проектирование   путей  ее  обогащения  и  развития  для
обеспечения качества управления;
     в области проектной деятельности:
     проектирование   образовательных  сред,  обеспечивающих  качество
образовательного процесса;
     проектирование    образовательных   программ   и   индивидуальных
образовательных маршрутов;
     проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для
предпрофильной  и  профильной  подготовки  обучающихся, а также форм и
методов    контроля   и   различных   видов   контрольно-измерительных
материалов, в том числе на основе информационных технологий;
     в области методической деятельности:
     изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей
и   возможностей  педагогов  и  проектирование  на  основе  полученных
результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
     исследование,  проектирование,  организация  и  оценка реализации
методического  сопровождения  педагогов с использованием инновационных
технологий;
     организация  взаимодействия с коллегами и социальными партнерами,
в  том  числе  с  иностранными,  поиск  новых социальных партнеров при
решении актуальных научно-методических задач;
     использование имеющихся возможностей образовательной и социальной
среды  и  проектирование  новых  сред, в том числе информационных, для
обеспечения    развития   методического   сопровождения   деятельности
педагогов;
     в области культурно-просветительской деятельности:
     изучение  и  формирование  культурных  потребностей  и  повышение
культурно-образовательного    уровня    различных   групп   населения,
разработка стратегии просветительской деятельности;
     создание  просветительских  программ  и  их  реализация  в  целях
популяризации научных знаний и культурных традиций;
     использование      современных     информационно-коммуникационных
технологий   и   средств   массовой   информации   (СМИ)  для  решения
культурно-просветительских задач;
     формирование   художественно-культурной   среды,   способствующей
удовлетворению  культурных  потребностей  и  художественно-культурному
развитию отдельных групп населения.
     
             V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     способностью      совершенствовать      и      развивать     свой
общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
     готовностью  использовать  знание  современных  проблем  науки  и
образования  при  решении  образовательных  и  профессиональных  задач
(ОК-2);
     способностью    к   самостоятельному   освоению   новых   методов
исследования,  к  изменению  научного  профиля  своей профессиональной
деятельности (ОК-3);
     способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения
профессиональных задач (ОК-4);
     способностью  самостоятельно приобретать с помощью информационных
технологий  и  использовать в практической деятельности новые знания и
умения,  в  том  числе,  в  новых  областях знаний, непосредственно не
связанных со сферой деятельности (ОК-5);
     готовностью  работать  с текстами профессиональной направленности
на иностранном языке (ОК-6).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     общепрофессиональными (ОПК):
     готовностью   осуществлять   профессиональную   коммуникацию   на
государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
     способностью    осуществлять    профессиональное   и   личностное
самообразование,  проектировать  дальнейший  образовательный маршрут и
профессиональную карьеру (ОПК-2);
     в области педагогической деятельности:
     способностью   применять   современные   методики   и  технологии
организации   и  реализации  образовательного  процесса  на  различных
образовательных   ступенях  в  различных  образовательных  учреждениях
(ПК-1);
     готовностью  использовать  современные  технологии  диагностики и
оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
     способностью  формировать  образовательную  среду  и использовать
свои  способности  в  реализации  задач  инновационной образовательной
политики (ПК-3);
     способностью  руководить  исследовательской  работой  обучающихся
(ПК-4);
     в области научно-исследовательской деятельности:
     способностью  анализировать  результаты  научных  исследований  и
применять    их    при    решении    конкретных    образовательных   и
исследовательских задач (ПК-5);
     готовностью  использовать  индивидуальные  креативные способности
для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
     готовностью  самостоятельно  осуществлять  научное исследование с
использованием современных методов науки (ПК-7);
     в области методической деятельности:
     готовностью  к  разработке  и  реализации  методических  моделей,
методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса
их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
     готовностью   к   систематизации,   обобщению  и  распространению
методического  опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной
области (ПК-9);
     в области управленческой деятельности:
     готовностью  изучать  состояние и потенциал управляемой системы и
ее  макро-  и  микроокружения  путем  использования  комплекса методов
стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
     готовностью    исследовать,   проектировать,   организовывать   и
оценивать   реализацию   управленческого   процесса  с  использованием
инновационных   технологий   менеджмента,   соответствующих   общим  и
специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
     готовностью  организовывать  командную  работу  для решения задач
развития         образовательного        учреждения,        реализации
опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
     готовностью  использовать  индивидуальные  и групповые технологии
принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на
отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
     в области проектной деятельности:
     готовностью   к   осуществлению   педагогического  проектирования
образовательной   среды,  образовательных  программ  и  индивидуальных
образовательных маршрутов (ПК-14);
     способностью  проектировать  формы  и  методы  контроля  качества
образования,   а   также   различные   виды   контрольно-измерительных
материалов,  в  том  числе,  на  основе информационных технологий и на
основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
     готовностью  проектировать новое учебное содержание, технологии и
конкретные методики обучения (ПК-16);
     в области культурно-просветительской деятельности:
     способностью  изучать  и  формировать  культурные  потребности  и
повышать  культурно-образовательный  уровень различных групп населения
(ПК-17);
     готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности
(ПК-18);
     способностью   разрабатывать   и  реализовывать  просветительские
программы  в  целях популяризации научных знаний и культурных традиций
(ПК-19);
     готовностью          к          использованию         современных
информационно-коммуникационных    технологий   и   СМИ   для   решения
культурно-просветительских задач (ПК-20);
     способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
     
          VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     6.1.     Основные    образовательные    программы    магистратуры
предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
     общенаучный цикл;
     профессиональный цикл;
     и разделов:
     практики и научно-исследовательская работа;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную    (профильную),    устанавливаемую   вузом.   Вариативная
(профильная)  часть  дает  возможность  расширения  и (или) углубления
знаний,   умений,  навыков  и  компетенций,  определяемых  содержанием
базовых   (обязательных)   дисциплин   (модулей),  позволяет  студенту
получить   углубленные  знания,  навыки  и  компетенции  для  успешной
профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
    
                                                             Таблица 2
    
                       Структура ООП магистратуры
    
------T----------------------------T--------------T----------------------T-------------¬
¦ Код ¦   Учебные циклы, разделы   ¦ Трудоемкость ¦  Перечень дисциплин  ¦    Коды     ¦
¦     ¦      и проектируемые       ¦ (зачетные    ¦    для разработки    ¦ формируемых ¦
¦     ¦   результаты их освоения   ¦ единицы)     ¦ примерных программ,  ¦ компетенций ¦
¦     ¦                            ¦ <*>          ¦ а также учебников    ¦             ¦
¦     ¦                            ¦              ¦  и учебных пособий   ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл           ¦  10 - 18     ¦ Современные проблемы ¦ ОК-1        ¦
¦     ¦ Базовая часть              ¦   4 - 6      ¦ науки и образования  ¦ ОК-2        ¦
¦     ¦ В результате изучения      ¦              ¦ Методология и методы ¦ ОК-3        ¦
¦     ¦ базовой части цикла        ¦              ¦ научного             ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ обучающийся должен:        ¦              ¦ исследования         ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ знать:                     ¦              ¦                      ¦ ОПК-1       ¦
¦     ¦ - современные парадигмы в  ¦              ¦                      ¦ ОПК-2       ¦
¦     ¦ предметной области науки;  ¦              ¦                      ¦ ПК-1        ¦
¦     ¦ - современные ориентиры    ¦              ¦                      ¦ ПК-2        ¦
¦     ¦ развития образования;      ¦              ¦                      ¦ ПК-4        ¦
¦     ¦ - теоретические основы     ¦              ¦                      ¦ ПК-5        ¦
¦     ¦ организации                ¦              ¦                      ¦ ПК-6        ¦
¦     ¦ научно-исследовательской   ¦              ¦                      ¦ ПК-7        ¦
¦     ¦ деятельности;              ¦              ¦                      ¦ ПК-8        ¦
¦     ¦ уметь:                     ¦              ¦                      ¦ ПК-9        ¦
¦     ¦ - анализировать тенденции  ¦              ¦                      ¦ ПК-11       ¦
¦     ¦ современной науки,         ¦              ¦                      ¦ ПК-12       ¦
¦     ¦ определять перспективные   ¦              ¦                      ¦ ПК-13       ¦
¦     ¦ направления научных        ¦              ¦                      ¦ ПК-17 - 21  ¦
¦     ¦ исследований;              ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - использовать             ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ экспериментальные и        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ теоретические методы       ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ исследования в             ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной           ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ деятельности;              ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - адаптировать современные ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ достижения науки и         ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ наукоемких технологий к    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательному процессу; ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - современными методами    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научного исследования в    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ предметной сфере;          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - способами осмысления и   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ критического анализа       ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ научной информации;        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - навыками                 ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ совершенствования и        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ развития своего научного   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ потенциала.                ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ (знания, умения, навыки    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза в    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ соответствии с профилями   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ подготовки)                ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл      ¦  40 - 50     ¦ Инновационные        ¦ ОК-4        ¦
¦     ¦ Базовая                    ¦   6 - 12     ¦ процессы в           ¦ ОК-5        ¦
¦     ¦ (общепрофессиональная)     ¦              ¦ образовании          ¦ ОК-6        ¦
¦     ¦ часть:                     ¦              ¦ Информационные       ¦ ОПК-1       ¦
¦     ¦ В результате изучения      ¦              ¦ технологии в         ¦ ПК-1 - 4    ¦
¦     ¦ базовой части цикла        ¦              ¦ профессиональной     ¦ ПК-8 - 10   ¦
¦     ¦ обучающийся должен         ¦              ¦ деятельности         ¦ ПК-13 - 21  ¦
¦     ¦ знать:                     ¦              ¦ Деловой иностранный  ¦             ¦
¦     ¦ - современные тенденции    ¦              ¦ язык                 ¦             ¦
¦     ¦ развития образовательной   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ системы;                   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - критерии инновационных   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ процессов в образовании;   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - принципы проектирования  ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ новых учебных программ и   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ разработки инновационных   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ методик организации        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательного процесса; ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - принципы использования   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ современных информационных ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ технологий в               ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной           ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ деятельности;              ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ уметь:                     ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - осваивать ресурсы        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательных систем и   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ проектировать их развитие; ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - внедрять инновационные   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ приемы в педагогический    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ процесс с целью создания   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ условий для эффективной    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ мотивации обучающихся;     ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - интегрировать            ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ современные информационные ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ технологии в               ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ образовательную            ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ деятельность;              ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - выстраивать и            ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ реализовывать              ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ перспективные линии        ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессионального          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ саморазвития с учетом      ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ инновационных тенденций в  ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ современном образовании;   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ владеть:                   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - способами анализа и      ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ критической оценки         ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ различных теорий,          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ концепций, подходов к      ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ построению системы         ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ непрерывного образования;  ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - способами пополнения     ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональных знаний на ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ основе использования       ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ оригинальных источников, в ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ том числе электронных и на ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ иностранном языке, из      ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ разных областей общей и    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ профессиональной культуры; ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ - технологиями проведения  ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ опытно-экспериментальной   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ работы, участия в          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ инновационных процессах.   ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Вариативная часть          ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ (знания, умения, навыки    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ определяются ООП вуза)     ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦ М.3 ¦ Практики и научно-         ¦  50 - 57     ¦                      ¦ ПК-1 - 21   ¦
¦     ¦ исследовательская работа   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ (практические умения и     ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ навыки определяются ООП    ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ вуза)                      ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦ М.4 ¦ Итоговая государственная   ¦   3 - 5      ¦                      ¦ ПК-1 - 21   ¦
¦     ¦ аттестация                 ¦              ¦                      ¦             ¦
+-----+----------------------------+--------------+----------------------+-------------+
¦     ¦ Общая трудоемкость         ¦    120       ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ основной образовательной   ¦              ¦                      ¦             ¦
¦     ¦ программы                  ¦              ¦                      ¦             ¦
L-----+----------------------------+--------------+----------------------+--------------
    
     --------------------------------
     <*>  Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды
текущей и промежуточной аттестаций.
     
             VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующих образовательных технологий.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии  общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления).  В  вузе  должна  быть  сформирована  социокультурная
среда,   созданы   условия,  необходимые  для  всестороннего  развития
личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр,  разбор конкретных
ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов,  групповых  дискуссий,
результатов  работы  студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских  телеконференций)  в  сочетании с внеаудиторной работой с
целью  формирования  и  развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной    из   основных   активных   форм   обучения   профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым  готовится  магистр (педагогической, научно-исследовательской,
управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской),
для  ООП  магистратуры  является семинар, продолжающийся на регулярной
основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие
исследователи    и    специалисты-практики,   и   являющийся   основой
корректировки   индивидуальных  учебных  планов  магистров.  В  рамках
учебных  курсов  должны  быть  предусмотрены встречи с представителями
российских  и  зарубежных  компаний,  государственных  и  общественных
организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных  дисциплин.  В целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  40  процентов аудиторных
занятий.  Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,  позволяющем  сформировать  соответствующие  общекультурные  и
профессиональные компетенции.
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативные
дисциплины,  устанавливаемые  вузом  дополнительно  к ООП и являющиеся
необязательными для изучения.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет 14 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную  возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий    обучения,    развивающих    навыки   командной   работы,
межличностной   коммуникации,  принятия  решений,  лидерские  качества
(чтение   интерактивных   лекций,  проведение  групповых  дискуссий  и
проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных
моделей,  проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в
форме   авторских   курсов   по  программам,  составленным  на  основе
результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную   специфику   при   условии   реализации   содержания
образования   и   формировании  компетенций  выпускника,  определяемых
настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой
части,  формирующим у обучающихся умения и навыки в области дисциплин:
современные   проблемы  науки  и  образования,  методология  и  методы
научного   исследования,   инновационные   процессы   в   образовании,
информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности, деловой
иностранный  язык, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части,
рабочие   программы   которых   предусматривают  цели  формирования  у
обучающихся соответствующих умений и навыков.
     Примечание:  По художественно-творческим дисциплинам практические
занятия   полностью   или   частично   (в  зависимости  от  профиля  и
направленности ООП магистратуры) заменяются индивидуальными занятиями.
Для   организации  индивидуальных  и  групповых  занятий  привлекаются
вспомогательные кадры - концертмейстеры, натурщики.
     
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основе аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП магистратуры по данному направлению
подготовки  предусматриваются  следующие виды практик: педагогическая,
научно-педагогическая, научно-исследовательская.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП  вуза. Цели, задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа   обучающихся  является
обязательным  разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями   настоящего   ФГОС   ВПО   и   ООП  вуза.  Вузами  могут
предусматриваться   следующие  виды  и  этапы  выполнения  и  контроля
научно-исследовательской работы обучающихся:
     планирование    научно-исследовательской    работы,    включающее
ознакомление  с  тематикой  исследовательских работ в данной области и
выбор темы исследования;
     проведение научно-исследовательской работы;
     корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
     составление отчета о научно-исследовательской работе;
     публичная защита выполненной работы.
     Основной   формой  планирования  и  корректировки  индивидуальных
планов  научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование
темы,  обсуждение  плана  и  промежуточных  результатов исследования в
рамках   научно-исследовательского  семинара.  В  процессе  выполнения
научно-исследовательской  работы и в ходе защиты ее результатов должно
проводиться   широкое   обсуждение   в   учебных   структурах  вуза  с
привлечением   работодателей  и  ведущих  исследователей,  позволяющее
оценить   уровень   приобретенных   знаний,  умений  и  сформированных
компетенций  обучающихся.  Необходимо  также  дать оценку компетенций,
связанных    с   формированием   профессионального   мировоззрения   и
определенного уровня культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны быть привлечены не менее 10 процентов
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных   организаций,   предприятий  и  учреждений.  Не  менее  75
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому   семинару,   должны  иметь  российские  или
зарубежные  ученые  степени  и  ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы
о  присвоении  которой  прошли  установленную  процедуру  признания  и
установления  эквивалентности)  или  ученое  звание  профессора должны
иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
     Примечание:   в  зависимости  от  профиля  и  направленности  ООП
магистратуры,  связанной  с  художественным  образованием, музыкальным
образованием,    образованием    в    области    изобразительного    и
декоративно-прикладного    искусства,   дополнительным   образованием,
физкультурным   образованием,   культурологическим   образованием,   к
преподавателям    с   учеными   степенями   и/или   учеными   званиями
приравниваются   лица   без   ученых   степеней   и   званий,  имеющие
государственные  почетные  (в  том  числе спортивные) звания, лауреаты
международных  и  всероссийских  конкурсов,  лауреаты  государственных
премий в соответствующей профессиональной сфере.
     
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП  магистратуры  должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником  вуза,  имеющим  ученую  степень  доктора наук или степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и установления эквивалентности, и
(или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в
образовательных  учреждениях  высшего профессионального образования не
менее трех лет.
     Для  штатного  научно-педагогического работника вуза, работающего
на  полную  ставку, допускается одновременное руководство не более чем
двумя  ООП  магистратуры;  для  внутреннего штатного совместителя - не
более одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю,   не  менее  одного  раза  в  пять  лет  проходить  повышение
квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом  вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического  обеспечения  включает  в  себя: компьютерные
классы  с  выходом  в  Интернет,  специально  оборудованные  аудитории
(кабинеты)  мультимедийными  демонстрационными  комплексами, медиазал,
учебные  и исследовательские лаборатории (центры), учебно-методический
ресурсный   центр,   методический   кабинет   или   специализированную
библиотеку,   специально  оборудованные  для  художественно-творческих
занятий   аудитории  (в  соответствии  с  реализуемыми  профилями  ООП
магистратуры).
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом  изучаемых  дисциплин. Доступ студентов к сети Интернет должен
составлять не менее восьми часов на человека в неделю.
     
        VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                         ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников.
     8.2.  Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости
и   промежуточной   аттестации   обучающихся   по   каждой  дисциплине
разрабатываются   вузом   самостоятельно   и   доводятся  до  сведения
обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.3.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений  поэтапным  требованиям  соответствующей  ООП  магистратуры
(текущая   и   промежуточная  аттестация)  создаются  фонды  оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Фонды   оценочных  средств  должны  быть  полными  и  адекватными
отображениями  требований  ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать  целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану.
Они   призваны   обеспечивать   оценку   качества   общекультурных   и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
     При  разработке  оценочных средств для контроля качества изучения
модулей,  дисциплин,  практик должны учитываться все виды связей между
включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить
качество   сформированных   у   обучающихся   компетенций   по   видам
деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной
деятельности.
     При  проектировании  оценочных средств необходимо предусматривать
оценку   способности   обучающихся   к   творческой  деятельности,  их
готовности    вести   поиск   решения   новых   задач,   связанных   с
недостаточностью   конкретных   специальных   знаний   и   отсутствием
общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
     Помимо  индивидуальных  оценок  должны использоваться групповые и
взаимооценки:    рецензирование    студентами    работ   друг   друга;
оппонирование     студентами     рефератов,    проектов,    дипломных,
исследовательских  работ;  экспертные  оценки  группами, состоящими из
студентов, преподавателей и работодателей.
     8.4.   Обучающимся,   представителям  работодателей  должна  быть
предоставлена   возможность   оценивания   содержания,  организации  и
качества   учебного   процесса  в  целом,  а  также  работы  отдельных
преподавателей.
     8.5.   Вузом   должны  быть  созданы  условия  для  максимального
приближения  системы  оценивания  и  контроля  компетенций магистров к
условиям  их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме
преподавателей  конкретной  дисциплины  в  качестве  внешних экспертов
должны     активно    использоваться    работодатели    (представители
образовательных    учреждений,    органов   управления   образованием,
научно-методических   служб,   научно-исследовательских   институтов),
преподаватели, читающие смежные дисциплины.
     8.6.    Итоговая   государственная   аттестация   направлена   на
установление    соответствия    уровня   профессиональной   подготовки
выпускников требованиям ФГОС ВПО.
     Итоговая  государственная  аттестация  включает  защиту выпускной
квалификационной    работы,    а    также   государственный   экзамен,
устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
     8.7.  Требования  к  содержанию,  объему  и  структуре  выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
     Выпускная   квалификационная   работа   в   соответствии   с  ООП
магистратуры  выполняется  в  виде  магистерской  диссертации в период
прохождения  практики  и  выполнения научно-исследовательской работы и
представляет  собой  самостоятельную  и  логически завершенную работу,
связанную  с  решением задач того вида (видов) деятельности, к которым
готовится     магистр    (педагогической,    научно-исследовательской,
управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской).
     Тематика  выпускных квалификационных работ должна быть направлена
на решение профессиональных задач.
     Выпускные   квалификационные   работы   предполагают:   анализ  и
обработку  информации, полученной в результате изучения широкого круга
источников (документов, статистических данных) и научной литературы по
профилю  ООП  магистратуры;  анализ, обработку, систематизацию данных,
полученных  в  ходе  наблюдений и экспериментального изучения объектов
сферы  профессиональной  деятельности;  разработку  проекта,  имеющего
практическую значимость.
     При  выполнении  выпускной  квалификационной  работы  обучающиеся
должны  показать  свою  способность  и  умение, опираясь на полученные
углубленные   знания,   умения   и   сформированные  общекультурные  и
профессиональные  компетенции,  самостоятельно  решать  на современном
уровне  задачи  своей  профессиональной  деятельности, профессионально
излагать  специальную  информацию,  научно  аргументировать и защищать
свою точку зрения.
     8.8.  Программа  государственного экзамена разрабатывается вузами
самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных   вопросов   и   заданий  должна  быть  комплексной  и
соответствовать   избранным  разделам  из  различных  учебных  циклов,
формирующих конкретные компетенции.
Оглавление