Страницы: 1 2 ¦ ¦ методики хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики, структуру и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этапы развития воспитательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем, методы и средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания, сущность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания, определения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды, признаки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических технологий, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию, общие принципы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы преподавания дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественного цикла, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебно-методический комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-педагогического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса, особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогической деятельности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественным дисциплинам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики различных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многовариантных технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и приемов обучения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференцированные подходы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественном образовании, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-воспитательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы, технологии проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уроков, принципы организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных занятий, средства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самообразования, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценки достижений учащихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественном развитии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфические особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических технологий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методик в различных сферах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественного образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (музейной педагогике, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальном, изобразительном, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ театрально-сценическом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографическом образовании), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи, программное содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и методы обучения хореографии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-творческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностей, личностных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качеств и черт характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ танцовщика и педагога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографии; методы проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятий; закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностей, средства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выразительности; правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения и преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движений и комбинаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концепцию определяющей роли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственной деятельности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитии личности применительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к процессу хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучения; принципы построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ урока хореографии; формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля успеваемости; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методическую литературу по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметам; основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологические функции и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физиологические механизмы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношение природных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальных факторов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ становлении концепции психики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сознания, основные психические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы функционирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития личности в различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ видах деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологические методы познания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и самопознания, развития, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коррекции и саморегуляции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определение понятия "организм", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ его свойства, значение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гомеостаза, закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуального роста и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития детского организма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение наследственности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды, их влияние на развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детского организма, анатомию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физиологию и возрастные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности развития, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития регуляторных систем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ морфофункциональные особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нервной системы детей, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития сенсорных систем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анатомию и физиологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вегетативных систем, возрастные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности обмена веществ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергии и терморегуляции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ питания, закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ онтогенетического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опорно-двигательного аппарата, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анатомо-физиологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности созревания мозга; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологические аспекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведения ребенка, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: давать психологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристику личности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осознавать и интерпретировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственное психическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состояние, использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты психологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа личности обучающегося в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интересах повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности работы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотносить объемы содержания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных задач с возрастными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионально-физическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностями, использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ речь преподавателя как один из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных приемов обучения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развивать зрительное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восприятие, воображение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространственное представление, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ память, чувства и эстетическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восприятие у обучающегося, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать психологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термины, определять и изучать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возрастные особенности психики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека на всех этапах его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизненного пути, использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологические знания в своей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогической деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательской работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области хореографической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогики и образования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемами оценивания уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своих профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностей и способностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающихся, методиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ саморегуляции протекания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных психических функций в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологической литературой, с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалами конкретных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологических исследований по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тематике, близкой к их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками практического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования полученных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-педагогических знаний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в различных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки модели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учетом влияния реальных условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и факторов; ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.3.2 ¦ Модуль "Искусство ¦ 30 ¦ 1. Искусство ¦ ОК-16; ¦ ¦ ¦ балетмейстера" <**> ¦ ¦ балетмейстера ¦ ОК-19; ¦ ¦ ¦ знать: основные термины ¦ ¦ 2. Основы ¦ ОК-23; ¦ ¦ ¦ хореографического искусства, ¦ ¦ менеджмента ¦ ПК-9 - ¦ ¦ ¦ образования, балетмейстерской ¦ ¦ исполнительских ¦ 12; ¦ ¦ ¦ деятельности, основные виды ¦ ¦ искусств ¦ ПК-25; ¦ ¦ ¦ балетмейстерского творчества в ¦ ¦ ¦ ПК-29; ¦ ¦ ¦ России и за рубежом, ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ особенности профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, подготовки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования, психологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ балетмейстера, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ построения карьеры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ балетмейстера, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, историю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сочинительства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительства в России и за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рубежом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тарифно-квалификационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографии и трудовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательство, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авторского права в части защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прав танцовщиков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ балетмейстеров, технологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создания хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения, законы построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и структуру хореографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведений, элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространственного строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ танца и приемы его развития, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства образного раскрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержания хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ построения танцевального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ текста, основные законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографической драматургии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: методами сочинения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографического текста и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ построения композиции танца, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками драматургического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ построения хореографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действия, навыками работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концертмейстером, художником, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дирижером, композитором, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методикой постановочной, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиторской работы, навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа творческих ситуаций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения организационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественных задач, опытом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации художественного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ замысла в профессиональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творческом коллективе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: сочинять качественный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографический текст, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создавать замысел будущей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографической композиции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исходя из особенностей строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музыкального произведения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раскрыть тему, идею своего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сочинения, осуществлять подбор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музыкального материала, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создавать либретто и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ композиционный план, создавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ композицию танца различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хореографических форм, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в специальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературе, создавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сценарную, хореографическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ драматургию балетного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спектакля, работать с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ солистами, кордебалетом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать и комбинировать тип ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления в творческом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.3.3 ¦ Модуль "Менеджмент ¦ 30 ¦ 1. Общий ¦ ОК-1; ¦ ¦ ¦ исполнительских искусств" <**> ¦ ¦ менеджмент ¦ ОК-2; ¦ ¦ ¦ знать: основные термины ¦ ¦ 2. ¦ ОК-6; ¦ ¦ ¦ менеджмента исполнительских ¦ ¦ Экономическая ¦ ОК-14; ¦ ¦ ¦ искусств, основы общего ¦ ¦ теория ¦ ПК-25 - ¦ ¦ ¦ менеджмента и специфику ¦ ¦ 3. Организация ¦ 32 ¦ ¦ ¦ менеджмента исполнительских ¦ ¦ и управление ¦ ¦ ¦ ¦ искусств, историческое развитие ¦ ¦ персоналом в ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента как науки и вида ¦ ¦ организациях ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; сущность ¦ ¦ искусства ¦ ¦ ¦ ¦ профессии менеджера, функции ¦ ¦ 4. Маркетинг ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента, структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки менеджеров в данном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вузе, основные понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента, основные этапы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пройденные менеджментом в XX ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в., сущность и содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента, школы менеджмента, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы менеджмента, сущность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мотивационного воздействия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесс принятия решения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы построения организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и основные типовые структуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы планирования и общий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесс планирования, формы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стадии контроля, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации в системе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействия человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации, роль руководителя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в системе менеджмента, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делового общения, управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтами и стрессами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность интеграционных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов в управлении, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные подходы к оценке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности менеджмента, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные закономерности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ограничения и условия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потребителя, производителя и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общества в целом, формы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отраслевых рынков, виды доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владельцев, факторы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распределение, мотивы поведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономических субъектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности и слабости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования рыночных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмов, роль государства в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической жизни общества, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пределы его возможностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слабости государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вмешательства в экономику, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные макроэкономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы и их особенности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России на современном этапе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы решения базовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономических проблем в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономических систем различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типов, особенности анализа и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обобщения экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальных и организационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей, характеризующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состояние производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своевременного предвидения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учета возникновения позитивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и негативных тенденций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономического развития, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки мероприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ локализации и устранению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недостатков, определению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потребности в изменениях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нововведениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: воздействовать с помощью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мотивационного воздействия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать решения, эффективно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планировать, эффективно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлять человеком в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации, владеть деловым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общением, разрешать конфликты в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективность менеджмента, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять знания экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории в руководстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономическими службами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделениями, самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать решения по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совершенствования экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы и организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления, разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ варианты управленческих решений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и обосновывать их выбор по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ критериям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности, организовывать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить практические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстановки, конкретных форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления, осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-психологическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирование в трудовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективах, разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы и планы социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития, разделять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микроэкономические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ макроэкономические проблемы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понимать взаимосвязь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микроэкономических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ макроэкономических процессов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем, ориентироваться в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ текущих экономических событиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в своей стране и мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: современным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитическим инструментарием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента, методологией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системного подхода к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации, количественными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами в управлении, методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диагностики и анализа, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами принятия решений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практическими навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджера (осуществление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникаций, принятие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческих решений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управление конфликтами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стрессами). ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 90 - 93 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ ¦ (400 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ часов) ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и профессиональная ¦ 10 - 12 ¦ ¦ ПК-1 - ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ 45; ¦ ¦ ¦ (практические умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 5 ¦ ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ 25; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 45 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L--------+---------------------------------+--------------+--------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. <**> Обязательным является освоение одного модуля из трех в зависимости от профиля подготовки, который определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы практик, календарный учебный график, а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и деловые тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных навыков обучающихся. В рамках активных и интерактивных методов в учебных курсах должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных хореографических компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в соответствующей области. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе хореографический тренаж, должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, хореографического наследия и репертуара, методики преподавания танца, искусства балетмейстера, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. Для практического приобретения обучающимися исполнительских компетенций в различных видах танца вузы должны: формировать учебные группы по модульным и профессиональным дисциплинам в среднем по 6 - 8 человек; предусматривать индивидуальные занятия в объеме не менее 30 процентов аудиторных занятий. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и профессиональная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом. Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований настоящего ФГОС ВПО. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую информацию; овладевать достижениями отечественной и зарубежной науки и практики в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении творческих разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции, публиковать свои материалы в научных изданиях. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и/или ученые звания. Ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 8 процентов преподавателей. По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания в области искусства, культуры и спорта (заслуженного деятеля искусств, заслуженного работника культуры, заслуженного или народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта, заслуженный мастер спорта), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере. До 25 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание и/или почетные звания в области искусства (культуры, спорта) может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более 10 последних лет. Исходя из необходимости музыкального сопровождения всех видов танца, танцевальные дисциплины базовых и вариативных частей должны обеспечиваться концертмейстерами. Для этих дисциплин, а также для всех видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется предусматривать часы работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов часов аудиторных занятий студентов и до 50 процентов часов самостоятельной работы студентов; кроме того, на подбор и подготовку музыкального материала для концертмейстеров рекомендуется предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих дисциплин и практик. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к Интернету. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренными учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебные аудитории: учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой; танцевальные залы площадью не менее 75 кв. м должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 м погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 м x 2 м на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели); помещения для самостоятельной работы студентов, оснащенные множительной и компьютерной техникой с подключением к Интернету; учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 кв. м по элементам оборудования приближенный к условиям профессионального театра; парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, инструменты); научную библиотеку с читальным залом; нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом; специализированное медицинское подразделение; столовую; помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением студентов методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных хореографических трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства (при этом доля видеозаписей хореографических произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов общего фонда произведений хореографии); фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства, балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов фонда); компьютерный класс с не менее чем 20 рабочими местами с возможностью выхода в Интернет; раздевалки и душевые для студентов и преподавателей; спортивно-тренажерный зал; кабинет дистанционного обучения; отдел воспитательной работы; психологическая служба. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность к Интернету в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять студентов. Вуз должен иметь обеспечен необходимый комплект лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. Страницы: 1 2 |