ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032100 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 25 января 2010 г. N 68 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 25 января 2010 г. N 68 Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16492 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 68 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 032100 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ (для очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии с ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Освоение основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения по данному направлению не предусматривается. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: комплексное, основанное на интердисциплинарном анализе и применении всей совокупности современных научных методов изучение политико-экономических, социальных, культурно-цивилизационных, этно-конфессиональных, лингвистических и прочих особенностей стран и народов Азии и Африки и практическое применение соответствующих знаний и компетенций в следующих сферах: центральные и региональные органы государственного управления, министерства и ведомства; внешнеполитические и внешнеэкономические организации; организации в сфере общественной дипломатии; научно-исследовательские и аналитические центры; научные и общественно-политические периодические издания, средства массовой информации, издательства; образовательные учреждения; предприятия государственного и частного секторов экономики, банки, энергетические, промышленные, торговые и транспортные компании, а также предприятия в сфере малого и среднего бизнеса; общественные организации, фонды, профессиональные ассоциации; архивы, библиотеки, музеи, выставки, аукционы, организации в сфере культуры; международные структуры. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: все сферы взаимодействия со странами и народами Азии и Африки; экономика, политическое развитие, история, культура, религии, народонаселение, языки и литературы стран Азии и Африки; региональные и международные организации, осуществляющие вышеуказанное взаимодействие. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; учебно-образовательная; экспертно-аналитическая; практическая и организационная деятельность. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: участие в коллективных востоковедных и междисциплинарных исследованиях актуальных проблем восточного общества (цивилизации); участие в исследованиях по истории, духовной культуре, литературе и языкам стран Азии и Африки; осуществление краткосрочного прогнозирования развития восточных обществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития; учебно-образовательная деятельность: преподавательская деятельность в вузах по всем основным областям изучения афро-азиатского мира; преподавание восточных языков, других дисциплин в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования; разработка и преподавание обязательных и факультативных дисциплин гуманитарного цикла (история мировой культуры, культуры стран Азии и Африки, религии стран Востока) в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования; участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам; организация различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы в средних и средних специальных учебных заведениях; экспертно-аналитическая деятельность: выработка рекомендаций в сфере деятельности различных российских организаций и общественных институтов, взаимодействующих со странами Азии и Африки; научно-гуманитарная экспертиза социальных проектов, планов и программ развития, реализуемых органами государственного и муниципального управления, общественными организациями, коммерческими структурами в отношениях со странами Азии и Африки (выходцами из стран Азии и Африки); участие в разработке подобных проектов, планов и программ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирование их авторов; практическая и организационная деятельность: практическая деятельность по обеспечению межгосударственных, дипломатических, деловых и иных контактов со странами и территориями Азии и Африки, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организаций на территории Российской Федерации с выходцами из соответствующих регионов мира; переводческая деятельность в различных сферах, связанных с восточными языками; участие в организации и осуществлении различных социальных и культурных проектов, планов и программ развития, реализуемых органами государственного и муниципального управления, общественными организациями, коммерческими структурами, реализующими отношения со странами Азии и Африки; участие в редакционно-издательской деятельности; литературная, публицистическая и журналистская деятельность. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, связанной с изучением Востока (ОК-1); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии; владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты на родном, западном и восточном языках (ОК-2); способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4); способностью использовать в профессиональной и познавательной деятельности элементарные навыки работы с компьютером (ОК-5); способностью и готовностью к письменной и устной коммуникации на родном и иностранных (западных и восточных языках) (ОК-6); готовностью к организационно-управленческой работе в сфере профессиональной деятельности (ОК-7); способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-8); способностью и готовностью к практическому анализу логики различного вида рассуждений, владением навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-9); способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-10); способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-11); настойчивостью в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-12); способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-13); способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации (ОК-14); способностью и готовностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-15); способностью понимать культуру социальных отношений, критически переосмысливать свой социальный опыт, готовностью уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-16); способностью утверждать принципы взаимопонимания и конструктивного диалога в отношениях между различными этносами и конфессиями, противодействовать проявлениям ксенофобии и экстремизма (ОК-17); способностью и готовностью к осуществлению социально значимых представлений о здоровом образе жизни (ОК-18); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-19); способностью владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-20). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): научно-исследовательская деятельность: владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы (ПК-1); способностью применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир (ПК-2); способностью понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера (ПК-3); владеть понятийным аппаратом востоковедных исследований (ПК-4); учебно-образовательная деятельность: владеть одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции) (ПК-5); способностью применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона) (ПК-6); уметь создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований (ПК-7); уметь обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе (ПК-8); экспертно-аналитическая деятельность: способностью понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-9); способностью использовать знание принципов составления научно-аналитических отчетов, обзоров, информационных справок и пояснительных записок (ПК-10); уметь излагать и критически анализировать массив данных на восточном языке и представлять результаты исследований (ПК-11); способностью использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира (ПК-12); практическая и организационная деятельность: способностью применять на практике знание теоретических основ управления в сфере контактов со странами афро-азиатского мира (ПК-13); владеть информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), пониманием роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умением учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-14); способностью использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета (ПК-15); способностью пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению дипломатических позиций, повышению экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации (ПК-16). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T------------------------------------------------T--------------T---------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые результаты их ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ освоения ¦ (Зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ ¦ единицы) ¦ примерных программ, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и экономический цикл ¦ 46 - 50 ¦ История ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 27 - 29 ¦ Философия ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦ Иностранный ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ студент должен: ¦ ¦ (западный) ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ язык ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ - место и роль философии в науке и культуре; ¦ ¦ Экономика ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ - структуру научного познания, его методы и ¦ ¦ ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ формы; ¦ ¦ ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ - лексический минимум в объеме 6000 учебных ¦ ¦ ¦ ОК-17 ¦ ¦ ¦ лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ характера (для западного языка); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия и методы исторической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической науки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать основные разделы и направления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ истории, философии, экономики, методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этих наук для решения социальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - иностранным языком в объеме, необходимом для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности получения информации из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками работы в коллективе. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и естественнонаучный цикл ¦ 6 - 9 ¦ Концепции ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 4 - 7 ¦ современного ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦ естествознания ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ студент должен: ¦ ¦ Теория и ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: базовые представления об основных ¦ ¦ практика ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ понятиях и методах естественных наук; ¦ ¦ информатики ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ уметь: пользоваться базовыми программными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продуктами при работе на компьютере; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: способностью собирать, обрабатывать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретировать с использованием современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных технологий данные, необходимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для формирования суждений по соответствующим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональным, социальным, научным и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этическим проблемам. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 156 - 160 ¦ Введение в ¦ ОК-19 ¦ ¦ ¦ Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 85 - 87 ¦ востоковедение ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦ Основной восточный ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ студент должен: ¦ ¦ язык ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ знать: основные сведения о географических, ¦ ¦ История ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ демографических, социально-экономических и ¦ ¦ изучаемой страны ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ политических характеристиках изучаемой страны ¦ ¦ Физическая и ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ (региона); ¦ ¦ экономическая ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ уметь: понимать, излагать и критически ¦ ¦ география изучаемой ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ анализировать информацию о Востоке, свободно ¦ ¦ страны ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ общаться на основном восточном языке, устно и ¦ ¦ История литературы ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ письменно переводить с восточного языка и на ¦ ¦ изучаемой страны ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ восточный язык тексты культурного, научного, ¦ ¦ История религий ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ политико-экономического и ¦ ¦ изучаемой страны ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ религиозно-философского характера; ¦ ¦ Теория и практика ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ использовать теоретические знания по истории, ¦ ¦ перевода ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ языку, литературе, экономике Востока на ¦ ¦ Безопасность ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ практике, в том числе готовить ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ информационно-аналитические материалы и ¦ ¦ Модуль История ¦ ¦ ¦ ¦ справки, реферировать и рецензировать научную ¦ ¦ стран Азии и ¦ ¦ ¦ ¦ литературу, использовать знания и навыки по ¦ ¦ Африки: ¦ ¦ ¦ ¦ истории восточных стран и цивилизаций в ¦ ¦ (История стран Азии ¦ ¦ ¦ ¦ редакционно-издательской деятельности; ¦ ¦ и Африки ¦ ¦ ¦ ¦ понимать закономерности общего и особенного в ¦ ¦ Историография и ¦ ¦ ¦ ¦ развитии регионов афро-азиатского мира; ¦ ¦ источниковедение ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: одним из языков народов Азии и Африки ¦ ¦ изучаемой страны ¦ ¦ ¦ ¦ (помимо освоения различных аспектов ¦ ¦ Этнология изучаемой ¦ ¦ ¦ ¦ современного языка предполагается достаточное ¦ ¦ страны ¦ ¦ ¦ ¦ знакомство с классическим (древним) вариантом ¦ ¦ Общественная мысль ¦ ¦ ¦ ¦ данного языка, что необходимо для понимания ¦ ¦ изучаемой страны) ¦ ¦ ¦ ¦ неадаптированных текстов, истории языка и ¦ ¦ Модуль Языки и ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующей культурной традиции); ¦ ¦ литературы стран ¦ ¦ ¦ ¦ понятийным аппаратом востоковедных ¦ ¦ Азии и Африки: ¦ ¦ ¦ ¦ исследований; навыками изучения афроазиатского ¦ ¦ (Введение в ¦ ¦ ¦ ¦ мира на основе использования междисциплинарных ¦ ¦ языкознание ¦ ¦ ¦ ¦ методов исследования; ¦ ¦ Теория основного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восточного языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Введение в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературоведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемой страны) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Модуль Экономика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стран Азии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Африки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Экономика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемой страны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Экономика стран ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Азии и Африки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Международные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношения стран ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Азии и Африки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Модуль Политическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитие стран Азии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и Африки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Международные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношения стран ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Азии и Африки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строй изучаемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страны Социально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система изучаемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страны). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Модуль Религии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общественная и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философская мысль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Востока: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (История ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философской мысли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стран Востока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Общественно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политическая мысль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стран Востока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Религиозно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ доктринальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы стран ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Востока). ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 (400 ¦ ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ часов) ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-20 ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.5 ¦ Практика ¦ 12 - 14 ¦ Учебные и ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате прохождения учебных и ¦ ¦ производственные ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ производственных практик студент должен ¦ ¦ практики: ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ получить следующие практические навыки: умение ¦ ¦ в министерствах и ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ обеспечивать межъязыковую и межкультурную ¦ ¦ ведомствах, ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ коммуникацию, умение реферировать, ¦ ¦ центральных и ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ аннотировать, классифицировать, ¦ ¦ региональных ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ систематизировать и каталогизировать ¦ ¦ органах власти; в ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ информацию по изучаемой стране (региону) на ¦ ¦ научно- ¦ ОК-15 ¦ ¦ ¦ восточных, западных и русском языках, вести ¦ ¦ исследовательских ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ документацию, пользоваться базами данных, ¦ ¦ и аналитических ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ готовить документацию для принятия ¦ ¦ структурах, ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ практических решений по различным аспектам ¦ ¦ предприятиях ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ взаимодействия со странами и народами ¦ ¦ различных форм ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ афро-азиатского мира, использовать методы ¦ ¦ собственности, ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ востоковедных дисциплин для решения задач ¦ ¦ вузах, библиотеках, ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности. ¦ ¦ архивах, музеях, ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ издательствах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствах массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации. ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная аттестация ¦ 12 ¦ Подготовка, защита ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате подготовки, обсуждения и защиты ¦ ¦ выпускной ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ выпускной квалификационной работы и сдачи ¦ ¦ квалификационной ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ государственного экзамена студент должен ¦ ¦ работы. ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ знать: понимать и излагать профессиональные ¦ ¦ Сдача ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ задачи в области научно-исследовательской и ¦ ¦ государственного ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ практической деятельности в соответствии с ¦ ¦ экзамена (по ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ полученной профессиональной профилизацией; ¦ ¦ усмотрению вуза). ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ уметь: использовать возможности современных ¦ ¦ ¦ ОК-12 ¦ ¦ ¦ методов исследований для решения сложных ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ задач; творчески и критически осмысливать ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ фактографическую информацию для решения ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских задач в сфере ¦ ¦ ¦ ПК-8 ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; самостоятельно ¦ ¦ ¦ ПК-9 ¦ ¦ ¦ обрабатывать, интерпретировать и представлять ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ результаты научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ производственных работ по утвержденным формам. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной образовательной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+------------------------------------------------+--------------+---------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны регулярно рассматривать необходимость обновления основных образовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, различные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8 В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10 Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11 Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области основного восточного языка, дополнительного восточного языка, западного языка, теории и практике информатики, теории и практике перевода, введении в спецфилологию, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики предполагает получение вузом отзыва от организации, где обучающийся проходил практику. По итогам аттестации обучающийся получает зачет. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность: изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной востоковедной науки; участвовать в проведении научных исследований или выполнении практических работ; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); принимать участие в практической переводческой деятельности; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции, симпозиуме или семинаре. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 40 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: обеспеченность лингафонными кабинетами, компьютерными классами со специализированным программным обеспечением, в том числе с возможностью доступа в Интернет по беспроводной связи, лабораториями анализа устной речи, студиями звукозаписи для работы с речью на восточном языке, мультимедийными проекторами для просмотра аудио- и видеоконтента на западных и восточных языках, оборудованием для дистанционного обучения, оборудованием для приема спутниковых теле- и радиопрограмм на восточных языках с возможностью записи и видеомонтажа, наглядные пособия. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Число компьютерных рабочих мест с доступом в Интернет (без учета беспроводного доступа) должно составлять не менее четырех процентов от количества обучающихся студентов. Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |