О ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ ЗОНЫ ОКРУГА ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТА Г. ГЕЛЕНДЖИКА. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 2 февраля 2010 г. N Д23-334 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о выкупе земельного участка в границах зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика и в пределах своей компетенции сообщает. Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. В соответствии с Перечнем особых охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Геленджика относятся к особо охраняемым природным территориям, имеющим федеральное значение. Исходя из представленных материалов речь идет о земельном участке, входящем в проектируемый округ (третья зона) горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - Постановление N 1425) режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения. Следует отметить, что в соответствии с п. 18 Постановления N 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом в силу п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Из п. 2 названной нормы следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Особо следует отметить, что рассматриваемыми актами устанавливается правовой режим территорий, но не принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Порядок разграничения и установления собственности на землю - это предмет правового регулирования отдельной группы нормативно-правовых актов. Также следует учитывать, что Федеральным законом, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в части исключения земель курортов из состава особо охраняемых природных территорий и исключения второй и третьей зон в составе округов санитарной (горно-санитарной) охраны из перечня земельных участков, ограниченных в обороте. По вопросу определения размера и порядка исчисления выкупной стоимости или арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности Московской области и расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации, Департамент недвижимости считает возможным сообщить. Действующее законодательство не дает однозначного ответа на поставленный вопрос. Однако из положений ст. ст. 71 - 73 Конституции Российской Федерации следует, что акты органов государственной власти Российской Федерации имеют силу в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляет свою юрисдикцию соответствующий орган власти. По данному вопросу Департамент недвижимости рекомендует обратиться к правовым позициям, сформированным в следующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Определение от 06.12.2001 N 250-О, Постановление от 14.07.1997 N 12-П, Определение от 08.06.2000 N 90-О. Директор Департамента недвижимости А.И.ИВАКИН 2 февраля 2010 г. N Д23-334 |