О ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ ЗОНЫ ОКРУГА ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТА Г. ГЕЛЕНДЖИКА.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 02.02.10 Д23-334

          О ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ ЗОНЫ ОКРУГА 
            ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТА Г. ГЕЛЕНДЖИКА.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          2 февраля 2010 г. 
                              N Д23-334
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
письмо  по  вопросу о выкупе земельного участка в границах зоны округа
горно-санитарной  охраны  курорта  г.  Геленджика  и  в пределах своей
компетенции сообщает.
     Согласно  п.  п.  2, 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N
26-ФЗ   "О   природных   лечебных   ресурсах,  лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2
Федерального  закона  от  14.03.1995  N  33-ФЗ  "Об  особо  охраняемых
природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым
природным    территориям.   Их   охрана   осуществляется   посредством
установления  округов  санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе
округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
     В  соответствии с Перечнем особых охраняемых природных территорий
(природных  объектов)  побережий  Черного  и  Азовского морей, имеющих
федеральное   значение,   утвержденным   Распоряжением   Правительства
Российской  Федерации  от  12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные
зоны  в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов
г.  Геленджика  относятся  к  особо  охраняемым природным территориям,
имеющим федеральное значение.
     Исходя   из  представленных  материалов  речь  идет  о  земельном
участке, входящем в проектируемый округ (третья зона) горно-санитарной
охраны курорта г. Геленджика.
     В  соответствии  с  п.  14 Постановления Правительства Российской
Федерации  от  07.12.1996  N 1425 "Об утверждении Положения об округах
санитарной    и    горно-санитарной   охраны   лечебно-оздоровительных
местностей  и курортов федерального значения" (далее - Постановление N
1425)  режим  третьей  зоны  устанавливается  для  ближайших  областей
питания  и  участков  разгрузки  минеральных вод, водосборных площадей
месторождений   лечебных   грязей,   месторождений   других   полезных
ископаемых,  отнесенных  к категории лечебных, а также для территорий,
обеспечивающих  защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного
техногенного   воздействия.   На   территории  третьей  зоны  вводятся
ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов
и  сооружений,  а  также  на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся  загрязнением  окружающей  природной среды, природных
лечебных  ресурсов  и их истощением. Допускаются только те виды работ,
которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы
и  санитарное  состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта
федерального значения.
     Следует отметить, что в соответствии с п. 18 Постановления N 1425
границы   и   режим   округов  санитарной  и  горно-санитарной  охраны
лечебно-оздоровительных  местностей  и  курортов федерального значения
утверждаются   Правительством   Российской  Федерации  по  совместному
представлению   органа   исполнительной   власти  субъекта  Российской
Федерации   и  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития
Российской Федерации.
     При  этом  в  силу  п.  5  ст.  27  Земельного кодекса Российской
Федерации  земельные  участки  в  пределах  особо охраняемых природных
территорий,    находящиеся   в   государственной   или   муниципальной
собственности,  ограничены в обороте. Из п. 2 названной нормы следует,
что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не
предоставляются  в  частную  собственность,  за  исключением  случаев,
установленных федеральными законами.
     Особо    следует    отметить,    что    рассматриваемыми   актами
устанавливается   правовой  режим  территорий,  но  не  принадлежность
земельных  участков  к  той  или  иной форме собственности: Российской
Федерации,  субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Порядок  разграничения  и  установления  собственности  на землю - это
предмет  правового  регулирования отдельной группы нормативно-правовых
актов.
     Также   следует  учитывать,  что  Федеральным  законом,  принятым
Государственной  Думой  Федерального Собрания Российской Федерации, "О
внесении  изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных
территориях"  и  некоторые  законодательные акты Российской Федерации"
вносятся изменения в части исключения земель курортов из состава особо
охраняемых  природных  территорий  и исключения второй и третьей зон в
составе   округов  санитарной  (горно-санитарной)  охраны  из  перечня
земельных участков, ограниченных в обороте.
     По  вопросу  определения  размера  и  порядка исчисления выкупной
стоимости  или  арендной  платы  для земельных участков, находящихся в
собственности Московской области и расположенных на территории другого
субъекта   Российской   Федерации,  Департамент  недвижимости  считает
возможным сообщить.
     Действующее  законодательство  не  дает  однозначного  ответа  на
поставленный  вопрос.  Однако из положений ст. ст. 71 - 73 Конституции
Российской  Федерации следует, что акты органов государственной власти
Российской       Федерации       имеют       силу      в      границах
административно-территориальных  единиц,  в  которых осуществляет свою
юрисдикцию соответствующий орган власти.
     По   данному   вопросу   Департамент   недвижимости   рекомендует
обратиться  к  правовым  позициям, сформированным в следующих решениях
Конституционного  Суда Российской Федерации: Определение от 06.12.2001
N 250-О, Постановление от 14.07.1997 N 12-П, Определение от 08.06.2000
N 90-О.
    
Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
2 февраля 2010 г. 
N Д23-334