О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЗ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, А ТАКЖЕ ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УКАЗАННОГО ПЕРЕВОДА; ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКА, А ТАКЖЕ ОБ ОСНОВАНИЯ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 29.01.10 Д23-271

          О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЗ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ
         СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ
        ПУНКТОВ, А ТАКЖЕ ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
         УКАЗАННОГО ПЕРЕВОДА; ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВИДА РАЗРЕШЕННОГО
        ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКА, А ТАКЖЕ ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В
         ДАННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ; О ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМ ПРАВЕ ПОКУПКИ
         СУБЪЕКТОМ РФ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ УЧАСТКА
              ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          29 января 2010 г.
                              N Д23-271

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по  вопросу  разъяснения норм земельного законодательства и
сообщает следующее.
     1.   О   переводе   земельного   участка   из   категории  земель
сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
     Процедура   перевода  земель  или  земельных  участков  из  одной
категории  в  другую  регламентируется  Земельным  кодексом Российской
Федерации  и  Федеральным  законом  от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую".
     Перевод  земель  в земли населенных пунктов независимо от их форм
собственности  осуществляется  путем установления или изменения границ
населенных   пунктов   в  порядке,  установленном  Земельным  кодексом
Российской  Федерации,  Федеральным  законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О
переводе  земель или земельных участков из одной категории в другую" и
законодательством    Российской    Федерации    о    градостроительной
деятельности  (ст.  4.1  Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О
введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
     2.  Об  основаниях  отказа  в  осуществлении  перевода земельного
участка  из  категории земель сельскохозяйственного назначения в земли
населенных пунктов.
     В  соответствии  со  ст.  4  Федерального  закона от 21.12.2004 N
172-ФЗ  "О переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую"  перевод  земель или земельных участков в составе таких земель
из одной категории в другую не допускается в случае:
     1)   установления   в   соответствии   с   федеральными  законами
ограничения  перевода  земель  или  земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
     2) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения
земель или земельных участков утвержденным документам территориального
планирования     и     документации    по    планировке    территории,
землеустроительной документации.
     3.   Об  изменении  вида  разрешенного  использования  земельного
участка.
     Виды     разрешенного     использования     устанавливаются     в
градостроительных  регламентах  (п.  1  ч. 6 ст. 30 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
     Градостроительный  регламент,  в свою очередь, является составной
частью правил землепользования и застройки соответствующей территории.
Порядок  подготовки  правил  землепользования  и  застройки и внесения
изменений  в  них  регламентирован  ст. ст. 31 - 33 Градостроительного
кодекса  Российской  Федерации,  ст. ст. 4, 4.1 Федерального закона от
29.12.2004  N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса
Российской Федерации".
     В  случае  если  генплан  поселения  не  утвержден,  то земельный
участок  включается  в  черту  населенного пункта на основании решения
органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке,
установленном  ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. При
этом  вид  разрешенного  использования земельного участка определяется
одновременно  с  его  переводом  на  основании  заявления  о включении
земельного участка в черту населенного пункта.
     4.   Об   основаниях   отказа   в   изменении  вида  разрешенного
использования земельного участка.
     В  соответствии с ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004
N  191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации"   исполнительный   орган  государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации  отказывает в принятии решения об изменении вида
разрешенного использования земельного участка в случае, если:
     1)   федеральными   законами  установлены  ограничения  изменения
целевого  назначения  и  (или)  разрешенного  использования земельного
участка  или  запреты  на  изменение  целевого назначения и (или) вида
разрешенного использования земельного участка;
     2)    документами    территориального   планирования   Российской
Федерации,    субъектов   Российской   Федерации   или   муниципальных
образований,  утвержденными  в  установленном  порядке,  предусмотрено
использование  земельного  участка,  не  соответствующее  указанному в
заявлении;
     3)   в   исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ
в  согласовании  заявления  о  включении  земельного участка в границу
населенного  пункта  либо  об исключении земельного участка из границы
населенного   пункта   и   об   установлении  или  об  изменении  вида
разрешенного    использования    земельного    участка    от    органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы
населенного  пункта  либо  об  исключении земельного участка из границ
населенного   пункта   и   об   установлении  или  об  изменении  вида
разрешенного  использования  земельного участка может быть обжалован в
суд.
     5.   О   преимущественном   праве  покупки  субъектом  Российской
Федерации  или  органом  местного самоуправления земельного участка из
земель сельскохозяйственного назначения.
     Согласно  ст.  8  Федерального  закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об
обороте  земель  сельскохозяйственного назначения" продавец земельного
участка  из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в
письменной  форме  высший  исполнительный орган государственной власти
субъекта  Российской  Федерации  или  в случаях, установленных законом
субъекта   Российской   Федерации,  орган  местного  самоуправления  о
намерении   продать  земельный  участок  с  указанием  цены,  размера,
местоположения  земельного  участка  и  срока,  до  истечения которого
должен  быть  осуществлен  взаимный  расчет.  Срок  для  осуществления
взаимных  расчетов  по таким сделкам не может быть более чем девяносто
дней.
     Извещение   вручается  под  расписку  или  направляется  заказным
письмом с уведомлением о вручении.
     В  случае  если субъект Российской Федерации или в соответствии с
законом   субъекта   Российской  Федерации  муниципальное  образование
откажется  от  покупки  либо не уведомит в письменной форме продавца о
намерении  приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати
дней  со  дня  поступления  извещения,  продавец в течение года вправе
продать  земельный  участок  третьему лицу по цене не ниже указанной в
извещении цены.
     При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены
или  с изменением других существенных условий договора продавец обязан
направить новое извещение по этим же правилам.
     Сделка  по  продаже  земельного участка, совершенная с нарушением
преимущественного права покупки, ничтожна.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
29 января 2010 г.
N Д23-271