ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ СОГЛАШЕНИЕ ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РФ 31 декабря 2009 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 31 декабря 2009 (Д) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Отраслевое соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (далее - Соглашение) разработано и заключено на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 1.2. Сторонами Соглашения являются: федеральные государственные гражданские служащие (далее - гражданские служащие), работники отдельных органов, гражданский персонал воинских частей войск гражданской обороны и работники бюджетных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - работники органов и организаций системы МЧС России) в лице их представителя - профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее - Профсоюз); представители нанимателя и работодатели - центральный аппарат Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), территориальные органы - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, Государственная противопожарная служба МЧС России, войска гражданской обороны, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России (далее - органы и организации системы МЧС России), в лице их представителя - МЧС России. 1.3. Данное Соглашение вступает в силу с 1 января 2010 г. и действует по 31 декабря 2012 года. Стороны обязуются вступить в переговоры по заключению Соглашения на новый срок или продление срока его действия не позднее 3 месяцев до окончания срока действия настоящего Соглашения и подписать его до окончания срока действия настоящего Соглашения. 1.4. Соглашение: является правовым актом, регулирующим и устанавливающим общие условия оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, а также гарантий, компенсаций и льгот гражданским служащим, работникам органов и организаций системы МЧС России; распространяется на работодателей, гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России и обязательно для выполнения представителями нанимателя, работодателями и профсоюзными органами; является основой для заключения региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров, служебных контрактов и трудовых договоров и не ограничивает права сторон Соглашения в расширении социальных гарантий для гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России. 1.5. Представители сторон Соглашения оказывают содействие работодателям и профсоюзным органам в заключении региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров в органах и организациях системы МЧС России. Представители нанимателя и работодатели при получении уведомления в письменной форме от региональной или первичной организации о намерении заключить региональное отраслевое соглашение или коллективный договор обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления и заключить их. 1.6. Для ведения коллективных переговоров, подготовки, заключения и контроля за выполнением Соглашения создается постоянно действующая отраслевая комиссия. 1.7. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России, применяются с момента вступления их в силу. 1.8. По взаимному согласию представителей сторон в течение срока действия Соглашения в его текст могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом, которые доводятся до сведения гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России и выборных профсоюзных органов. 1.9. Ни одна из сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Толкование и разъяснения положений Соглашения осуществляется по взаимному согласованию представителей сторон. 1.10. В течение 7 дней со дня подписания Соглашения сторонами оно в установленном порядке направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий федеральный орган исполнительной власти по труду. 1.11. Представители сторон в двухнедельный срок с момента уведомительной регистрации Соглашения направляют его представителю нанимателя, работодателям и профсоюзным органам для ознакомления с его содержанием гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России и выполнения принятых обязательств. 1.12. Представители сторон Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по социально трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые отношения, профессиональные и социально экономические права и интересы гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России, проводят взаимные консультации по указанным вопросам. 1.13. В случае реорганизации сторон Соглашения их права и обязанности по Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений в настоящее Соглашение, но не более срока действия настоящего Соглашения. 1.14. Итоги выполнения Соглашения ежегодно рассматриваются отраслевой комиссией, подводятся на заседании президиума ЦК Профсоюза с участием представителя МЧС России (по согласованию) и доводятся до сведения выборных профсоюзных органов и работодателей. 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2.1. Трудовые отношения гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России регулируются Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах их правах и гарантии деятельности", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также нормативными правовыми актами МЧС России, принятыми в пределах его компетенции. 2.2. Условия, включаемые в служебные контракты и трудовые договоры, не могут ухудшать положение гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России по сравнению с законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением, региональными отраслевыми соглашениями и коллективными договорами. 2.3. Законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не имеющие особенностей применения в МЧС России, применяются с момента вступления их в силу без дополнительного объявления нормативными актами МЧС России. Проекты нормативных правовых актов МЧС России, затрагивающих социально-трудовые права гражданских служащих и работников, разрабатываются МЧС России в установленном законодательством порядке с учетом мнения Профсоюза. Нормативные правовые акты МЧС России, затрагивающие служебные и социально-трудовые интересы гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России, доводятся в установленном порядке до сведения соответствующих выборных профсоюзных органов в течение трех дней со дня их официального поступления в соответствующие органы и организации системы МЧС России. 2.4. Режим служебного времени гражданских служащих регулируется служебным распорядком, режим рабочего времени работников - правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми соответственно представителями нанимателя и работодателями с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. 2.5. Представители нанимателя и работодатели обеспечивают гражданским служащим и работникам органов и организаций системы МЧС России нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, за исключением работников, для которых законодательством установлена иная продолжительность рабочего времени. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в коллективных договорах устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом денежное содержание гражданским служащим, заработная плата работникам выплачиваются в том же размере, что и при полной рабочей неделе. 2.6. Для отдельных гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России при необходимости может быть установлен режим ненормированного служебного (рабочего) дня, в соответствии со служебным распорядком, на основании которого они эпизодически могут привлекаться к выполнению своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами установленной для них продолжительности служебного (рабочего) времени в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень должностей гражданских служащих и работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором. 2.7. Сверхурочной считается работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Привлечение работника к сверхурочным работам с их письменного согласия или без их согласия допускается строго в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника с учетом мнения выборного профсоюзного органа. С письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа только в том случае, если ему не предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день. 2.8. Для работников организаций системы МЧС России, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, может вводиться суммированный учет рабочего времени, применяемый при разработке графиков сменности. Продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не должна превышать норм, установленных для соответствующей категории работников организаций системы МЧС России. Учетный период не может превышать одного года. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. 2.9. По просьбе гражданских служащих и работников органов и организаций МЧС России представители нанимателя и работодатели могут устанавливать гибкий график работы и другие, удобные для них формы организации труда для обеспечения нормальной деятельности. 2.10. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания продолжительностью 35 календарных дней, а замещающим должности иных групп - 30 календарных дней, а также дополнительный отпуск за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск гражданским служащим органов системы МЧС России с ненормированным служебным днем предоставляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска, включающего и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части отпуска не может быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Гражданскому служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года, если иное не предусмотрено Федеральным законом. 2.11. Работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Отдельным работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск). По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. 2.12. Работникам организаций системы МЧС России может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.13. Работающим инвалидам ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней. Не допускается установление в коллективных и трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками. 2.14. Лицам, работающим в организациях системы МЧС России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью: в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня; в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней. По просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель (представитель нанимателя) предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждения среднего и высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. 2.15. Работнику органов и организаций системы МЧС России в соответствии с действующим законодательством, по его письменному заявлению, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы установленной продолжительностью. 2.16. Работникам органов и организаций системы МЧС России, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации. Минимальная продолжительность отпуска за вредные условия труда составляет 7 календарных дней. 2.17. Графики отпусков гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России утверждаются руководителем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года. 2.18. При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России, в состав аттестационных комиссий включаются представители выборных профсоюзных органов. 2.19. Представитель нанимателя, работодатели организуют и проводят правовое обучение руководителей и специалистов отдельных органов и организаций системы МЧС России по вопросам трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. 2.20. Представители нанимателя, работодатели организуют награждение гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами МЧС России в соответствии с действующим законодательством. 3. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ 3. Представители нанимателя и работодатели: 3.1. Осуществляют согласованные с профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гарантии и компенсации в связи с сокращением должностей гражданской службы и высвобождением работников органов и организаций системы МЧС России определяются законодательством Российской Федерации о труде. 3.2. Осуществляют согласованные с выборными профсоюзными органами меры, предусмотренные трудовым законодательством, настоящим Соглашением и коллективными договорами по защите работников в случае приостановки производства или увольнения. 3.3. Увольнение гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3.4. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата работников органов и организаций системы МЧС России и возможном расторжении служебных контрактов (трудовых договоров) с гражданскими служащими и работниками в письменной форме предупреждают их персонально под роспись, а также информируют об этом выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного гражданского служащего и работника, а в случае, если решение о сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата работников органа, организации системы МЧС России может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение считается массовым при: а) ликвидации органов и организаций с численностью работающих 15 и более человек; б) сокращении численности или штата гражданских служащих и работников в количестве: - 50 и более человек в течение 30 календарных дней; - 200 и более человек в течение 60 календарных дней; - 500 и более человек в течение 90 календарных дней; в) увольнении гражданских служащих и работников в количестве 1 процента от общего числа работающих в связи с ликвидацией органов и организаций МЧС России либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек. При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства в письменной форме сообщать об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. 3.5. Сохраняют за работником, имеющим противопоказания и признанным медико-социальной экспертизой непригодным к выполнению своих прежних обязанностей по должности (профессии) вследствие общего заболевания, бытовой травмы, производственной или профессиональной (кроме случаев бытовой травмы, полученной в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), средний заработок на срок его переквалификации. 3.6. В целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением должностей гражданской службы, численности или штата работников, численность работающих регулируют, в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера, в том числе естественного оттока кадров и упреждающего профессионального обучения (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) высвобождаемых гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России до наступления срока расторжения служебного контракта или трудового договора и перемещения их внутри структурных подразделений органов и организаций системы МЧС России на вакантные места. 3.7. При сокращении должностей гражданской службы, численности или штата работников органов и организаций системы МЧС России учитываются нормы Трудового кодекса, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации о преимущественном праве оставления на замещение должности гражданской службы или на работе. Помимо категорий гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России, пользующихся преимущественным правом оставления на замещаемой должности гражданской службы или работе при равной производительности труда и квалификации, право на оставление на работе предусматривается для: - проработавших в органе и организации системы МЧС России свыше 10 лет; - одиноких родителей, имеющих на иждивении детей до 16-летнего возраста. Не допускается увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери. 3.8. При освобождении гражданских служащих от замещаемой должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы и увольнении работников органов и организаций системы МЧС России они предупреждаются о предстоящем увольнении не менее чем за 2 месяца. 3.9. Увольнение гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России, являющихся членами Профсоюза, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. 4. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 4. Представители нанимателя, работодатели: 4.1. Создают условия для повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России. В этих целях организуют профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет соответствующих средств. 4.2. В установленном порядке организуют отбор и направление в образовательные учреждения системы МЧС России гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России. 4.3. Содействуют в обеспечении работой молодых специалистов - выпускников профильных учреждений профессионального образования. 4.4. Создают гражданским служащим, работникам органов и организаций системы МЧС России, совмещающим службу (работу) с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, необходимые условия и обеспечивают гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации и коллективным договором. 4.5. При повышении квалификационных разрядов или при ином продвижении по службе (работе) гражданских служащих и работников учитывают результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также получение ими соответствующего и (или) профессионального образования. 5. ОПЛАТА ТРУДА 5.1. Работодатели принимают меры по обеспечению устойчивой работы органов и организаций системы МЧС России и устанавливают для их работников особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества, предусматривая на эти цели средства федерального бюджета. 5.2. Размеры денежного содержания гражданских служащих и оплаты труда работников организаций системы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, устанавливаются в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Представитель нанимателя утверждает положение о выплате надбавок за особые условия гражданской службы и премирование гражданских служащих. 5.3. Формирование фондов оплаты труда гражданских служащих осуществляется с учетом должностного оклада, оклада за классный чин, дополнительных выплат, включающих надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячные надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. 5.4. При формировании фонда оплаты труда работников организаций системы МЧС России предусматриваются необходимые средства для выплаты должностных окладов (тарифных ставок), выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за работу в ночное время, праздничные дни, выполнение летной работы и других видов компенсационного характера, единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год, надбавок за выслугу лет, за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы и других выплат стимулирующего характера. Нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации. 5.5. Индексация денежного содержания и заработной платы производится в порядке и сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5.6. К денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников органов и организаций системы МЧС России, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях (высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями), применяются повышенные районные коэффициенты, а также процентные надбавки к денежному содержанию и заработной плате в порядке и размерах, устанавливаемых Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5.7. Оплата труда работников органов и организаций системы МЧС России, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. До проведения аттестации рабочих мест обеспечивается повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в ранее установленном порядке. 5.8. Размер оплаты труда работника органа и организации системы МЧС России, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. 5.9. Установление и пересмотр норм трудовых затрат производится на основе технико-экономических обоснований, с обязательным извещением работников, которых касаются изменения, не позднее чем за 2 месяца до их введения с учетом мнения выборного профсоюзного органа. 5.10. Выплата денежного содержания гражданским служащим и заработной платы работникам органов и организаций системы МЧС России производится в сроки, установленные коллективным договором или служебным контрактом (трудовым договором). В случае задержки выплаты денежного содержания, заработной платы в установленные сроки представитель нанимателя и работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 5.11. В целях самозащиты трудовых прав гражданский служащий, работник органа и организации системы МЧС России может отказаться от исполнения служебных обязанностей (выполнения работы), не предусмотренной служебным контрактом, трудовым договором, а также отказаться от выполнения служебных обязанностей (работы), непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На время отказа от исполнения служебных обязанностей (работы) за гражданским служащим, работником органа и организации системы МЧС России сохраняются все права, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 5.12. В случае, если в период предупреждения гражданских служащих или работников органов и организаций системы МЧС России о предстоящем сокращении численности или штата увеличивается размер денежного содержания гражданских служащих или заработной платы работников в целом по органу или организации МЧС России, увеличение распространяется и на высвобождаемых гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России. 5.13. Представители нанимателя (работодатели) в письменной форме извещают каждого гражданского служащего, работника органа и организации системы МЧС России о составных частях денежного содержания, заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается представителями нанимателя (работодателями) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. 6. ОХРАНА ТРУДА 6.1. Стороны рассматривают охрану труда гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России как одно из приоритетных направлений работы. 6.2. Представители нанимателя и работодатели в соответствии с действующим законодательством создают комитеты (комиссии) по охране труда и необходимые условия для работы этих комитетов и комиссий. 6.3. Представители нанимателя и работодатели ежегодно разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда, на снижение рисков несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшения здоровья гражданских служащих, работников органов и организаций МЧС России, в том числе по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Мероприятия по охране труда являются неотъемлемой частью региональных отраслевых соглашений коллективных договоров. 6.4. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 6.5. Представители нанимателя и работодатели ежегодно проводят анализ состояния производственного травматизма (количество случаев и трудопотери в днях), разрабатывают мероприятия по его снижению (недопущению), подготавливают и сдают в установленном порядке государственную статистическую отчетность. 6.6. Гражданские служащие и работники органов и организаций МЧС России обеспечиваются производственными и санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормативами. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. 6.7. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам органов и организаций МЧС России бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и (или) обезвреживающие средства, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, а на работах с вредными условиями труда - молоко или другие равноценные пищевые продукты, в соответствии с установленными нормами, перечень которых прилагается к коллективному договору. 6.8. Работодатели обеспечивают прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работниками органов и организаций системы МЧС России, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6.9. Отказ работников от выполнения работ в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. 6.10. Представители нанимателя и работодатели обязаны рассматривать предложения выборного профсоюзного органа по вопросам безопасности труда. 6.11. В случае установления факта грубой неосторожности гражданского служащего и работника органов и организаций системы МЧС России, способствовавшего возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, степень его вины в процентах определяется комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве. При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение выборного профсоюзного органа. 6.12. Представители нанимателя и работодатели оказывают содействие в обеспечении путевками гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России и их детей в соответствии с действующим законодательством. Конкретные формы и степень участия представителя нанимателя и работодателей в решении этих вопросов отражаются в коллективных договорах. 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ 7. Представители нанимателя и работодатели: 7.1. В зависимости от финансовых возможностей органов и организаций системы МЧС России и местных условий гражданским служащим и работникам органов и организаций системы МЧС России могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конкретные формы этих социальных гарантий и компенсаций предусматриваются в коллективном договоре. 7.2. Обеспечивают предоставление гражданским служащим и работникам органов и организаций системы МЧС России в полном объеме гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. 7.3. Осуществляют обязательное социальное страхование в порядке, установленном федеральными законами. 7.4. Оказывают содействие гражданским служащим, работникам органов и организаций системы МЧС России в улучшении жилищных условий. 7.5. Обеспечивают медицинское обслуживание в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях МЧС России гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России в период их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7.6. В случае гибели работника организации системы МЧС России на производстве, а также смерти инвалида, инвалидность которого наступила вследствие трудового увечья (профзаболевания), представитель нанимателя и работодатели возмещают расходы, связанные с погребением, семье погибшего (умершего) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8.1. Обязанности представителей нанимателя и работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборных профсоюзных органов регламентируются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и могут конкретизироваться в коллективных договорах. 8.2. Представители нанимателя и работодатели: не препятствуют вступлению гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России в профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, обеспечивают профсоюзным органам соблюдение прав и гарантий их деятельности в органах и организациях системы МЧС России; предоставляют профсоюзным органам по их запросам необходимую информацию по социально-трудовым вопросам; содействуют представителям профсоюзных органов в посещении органов и организаций системы МЧС России, в которых работают члены профсоюза для реализации установленных законодательством Российской Федерации, настоящим соглашением, прав и уставных задач профсоюза. 8.3. Материальные условия деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации: Представители нанимателя и работодатели: на основании личных письменных заявлений членов профсоюза ежемесячно, одновременно с выплатой денежного содержания и заработной платы в органах и организациях системы МЧС России, производят удержание и бесплатное (безналичное) перечисление членских профсоюзных взносов через бухгалтерию на счета соответствующих профсоюзных организаций; на основании личных письменных заявлений гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно, одновременно с выплатой денежного содержания, довольствия и заработной платы в органах и организациях системы МЧС России, производят удержание и бесплатное (безналичное) перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих профсоюзных организаций денежных средств в размере, установленном для уплаты членских профсоюзных взносов и на условиях, установленных данной профсоюзной организацией, для обеспечения защиты их прав и интересов; предоставляют бесплатно выборному органу первичной профсоюзной организации для обеспечения их деятельности в интересах гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России оборудованные помещения, средства связи; безвозмездно производят для выборного органа первичной профсоюзной организации множительные и машинописные работы; предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации возможность для размещения информации в доступном для всех гражданских служащих и работников месте. 8.4. Представители нанимателя и работодатели органов и организаций системы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, в отдельных случаях могут оказывать финансовую помощь профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. 8.5. Гарантии трудовых прав гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России, входящих в состав выборных органов первичных профсоюзных организаций: Представители нанимателя и работодатели: освобождают от основной работы членов выборных профсоюзных органов с сохранением занимаемой должности и денежного содержания (средней заработной платы) за счет представителя нанимателя, работодателя для выполнения общественных обязанностей в интересах гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России, прохождения краткосрочной профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов в работе съездов, конференций Профсоюза, его выборных органов и проводимых ими мероприятий; могут поощрять руководителей соответствующих выборных органов первичных профсоюзных организаций и их заместителей за содействие и активное участие в решении социально-экономических и производственных задач. 8.6. Гражданские служащие и работники органов и организаций системы МЧС России, освобожденные от основной работы в связи с избранием их в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники органов и организаций системы МЧС России. 8.7. Увольнение по инициативе представителя нанимателя и работодателя руководителей (их заместителей) выборных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений (профсоюзных бюро), не освобожденных от основной работы, в случаях сокращения должностей гражданской службы, численности или штата работников органов и организаций системы МЧС России вследствие недостаточной их квалификации, подтвержденной результатами аттестации, неоднократного неисполнения гражданским служащим, работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. 8.8. Освобожденным работникам выборных профсоюзных органов после окончания их выборных полномочий предоставляется прежняя должность (работа), а при ее отсутствии с согласия гражданского служащего, работника другая равноценная должность (работа) в том же органе, организации системы МЧС России. 8.9. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается в его страховой и специальный трудовой стаж. 9. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРОФСОЮЗА 9. Профсоюз обязуется: 9.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, созданию благоприятного морально-психологического климата в органах и организациях системы МЧС России, стабилизации и повышению эффективности работы, укреплению трудовой дисциплины. 9.2. При необходимости разрабатывать и вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений в целях усиления социальной защиты работников органов и организаций системы МЧС России. 9.3. Представлять и защищать законные права и интересы членов Профсоюза, а также гражданских служащих, работников органов и организаций системы МЧС России, не являющихся членами Профсоюза, но ежемесячно перечисляющих Профсоюзу денежные средства в размере и порядке, установленных первичной профсоюзной организацией, в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, оказывать им при необходимости бесплатную юридическую помощь. 9.4. Участвовать по взаимной договоренности с руководством МЧС России в совместных совещаниях, заседаниях коллегий МЧС России по обсуждению актуальных для деятельности организаций МЧС России вопросов. 9.5. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 9.6. Оказывать методическую, организационную и правовую помощь организациям Профсоюза, созданным в органах и организациях системы МЧС России, организовывать совместное обучение профсоюзных кадров и актива выборных органов первичных профсоюзных организаций и представителя нанимателя, работодателей МЧС России по всем направлениям профсоюзной деятельности. 9.7. Проводить разъяснительную работу среди гражданских служащих и работников органов и организаций системы МЧС России о правах и роли Профсоюза в защите трудовых, социально-экономических и профессиональных интересов. 9.8. За счет средств профсоюзного бюджета заключать договоры страхования от несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, а также получения инвалидности первой группы в результате несчастных случаев на производстве всех членов Профсоюза, работающих в органах и организациях системы МЧС России. 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10.1. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется сторонами и их представителями в составе отраслевой комиссии. Контрольные функции за выполнением Соглашения осуществляют также региональные, межрегиональные и первичные организации Профсоюза, представители нанимателя, работодатели. При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют отраслевую комиссию или непосредственно руководителей, подписавших Соглашение. Представители сторон Соглашения проводят консультации по существу представленной информации и принимают соответствующее решение. 10.2. Должностные лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации В.П.САВЧЕНКО 31 декабря 2009 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.ШОЙГУ 31 декабря 2009 |