ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАТИЛА В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОЕ НЕТРУДОУСТРОЕННОЕ ЛИЦО ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 02.10.09 16-15/102999

            ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАТИЛА В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД
        КОМПЕНСАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА
         В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО
         НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОЕ НЕТРУДОУСТРОЕННОЕ ЛИЦО ИЗ ЧИСЛА
           ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ
          ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
         ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ВОЗРАСТЕ ДО 23
           ЛЕТ, ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 18 ДО 20 ЛЕТ ИЗ ЧИСЛА
             ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
        ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЩУЩИХ РАБОТУ ВПЕРВЫЕ.
              ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
            НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ РАСХОДЫ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          2 октября 2009 г.
                            N 16-15/102999

                                 (Д)


     Согласно  пункту  1  статьи  252  Налогового кодекса РФ расходами
признаются  экономически  оправданные  и  документально подтвержденные
затраты   при   условии,   что   они   произведены  для  осуществления
деятельности,   направленной  на  получение  доходов  (за  исключением
расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     Закон РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации" (далее - Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические
и организационные основы государственной политики содействия занятости
населения,   в   том   числе   гарантии   государства   по  реализации
конституционных  прав  граждан  РФ  на  труд  и  социальную  защиту от
безработицы.
     В   статье  13  Закона  N  1032-1  установлено,  что  государство
обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности
в  поиске  работы,  в том числе путем установления квоты для приема на
работу инвалидов.
     Квота   для   приема   на   работу  инвалидов  устанавливается  в
соответствии  с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
     На  основании статьи 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность
работников  которых  составляет  более  100 человек, законодательством
субъекта  РФ  устанавливается  квота  для приема на работу инвалидов в
процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не
более 4%).
     Согласно  частям  3  и  4  статьи  21 Закона N 181-ФЗ в редакции,
действовавшей  до  1  января  2005 года, механизм установления квоты в
организациях определялся органами государственной власти субъектов РФ.
При  невыполнении или невозможности выполнения установленной квоты для
приема  на  работу инвалидов работодатели ежемесячно вносили в бюджеты
субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида
в   пределах   установленной   квоты.   Размеры   и  порядок  внесения
работодателями  указанной  платы определялись органами государственной
власти субъектов РФ.
     Однако  пунктом  20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ   "О  внесении  изменений  в  законодательные  акты  Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федеральных  законов "О
внесении   изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих
принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской  Федерации" признаны утратившими силу части 3 и 4 статьи 21
Закона N 181-ФЗ.
     Закон  города  Москвы  от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих
мест"  (далее - Закон N 90) установил основы квотирования рабочих мест
в г. Москве.
     Законы  и  иные  нормативные  правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить  федеральным законам, принятым в соответствии со статьей
76  Конституции  РФ. В случае противоречия между федеральным законом и
иным  актом,  изданным  в России, действует федеральный закон. Об этом
говорится в пункте 5 статьи 76 Конституции РФ.
     Следовательно,   для   целей   налогообложения  прибыли  расходы,
связанные  с  обязательной  платой в связи с невозможностью исполнения
условий  квотирования,  с  1  января  2005  года  не  учитываются  при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     Однако  с  1  января  2006  года  в  целях сохранения в г. Москве
образованной  социальными  партнерами  системы создания дополнительных
рабочих   мест   для   инвалидов,   признанных  таковыми  федеральными
учреждениями  медико-социальной  экспертизы  в  порядке и на условиях,
установленных   Правительством   Российской   Федерации,  и  категорий
молодежи,   указанных  в  части  1  статьи  2  Закона  N  90,  стороны
договорились,  что  до  внесения  изменений  в действующее федеральное
законодательство  и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования
рабочих  мест  работодатель  вправе  добровольно  ежемесячно вносить в
целевой   бюджетный   фонд   квотирования   рабочих   мест  г.  Москвы
компенсационную   стоимость  квотируемого  рабочего  места  в  размере
прожиточного  минимума  для трудоспособного населения, определенного в
г. Москве на день ее уплаты. Об этом сказано в подпункте 1.45 пункта 1
Московского  трехстороннего соглашения от 28.11.2005 на 2006 год между
Правительством   Москвы,   московскими   объединениями   профсоюзов  и
московскими    объединениями    промышленников    и   предпринимателей
(работодателей).    Аналогичная    норма   закреплена   в   Московских
трехсторонних соглашениях на 2007 и 2008 годы.
     В отношении иных (кроме инвалидов) категорий граждан, указанных в
Законе  N  90,  при  рассмотрении  вопроса о возможности учета в целях
налогообложения  прибыли расходов, связанных с уплатой компенсационной
стоимости, необходимо учитывать следующее.
     В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об
основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено
квотирование  рабочих  мест  для  трудоустройства работников моложе 18
лет.
     В   соответствии   с   пунктом   2   статьи  5  Закона  N  1032-1
государственная  политика  в  области  содействия  занятости населения
направлена  на  осуществление  мероприятий,  способствующих  занятости
граждан,   испытывающих   трудности   в   поиске   работы   (инвалиды,
несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от
18  до  20  лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования).
     Мероприятия   по  содействию  занятости  населения  и  социальной
поддержке  безработных  граждан,  предусмотренные  Законом  N  1032-1,
являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона N 1032-1).
     Дополнительные   средства   для   финансирования  мероприятий  по
содействию   занятости   населения   могут   быть  также  получены  из
внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона N 1032-1). Однако из этого
не   следует,   что   источником   дополнительных   средств   является
работодатель.
     Следовательно,  расходы,  связанные с уплатой в целевой бюджетный
фонд  компенсационной  стоимости квотируемого рабочего места в размере
прожиточного   минимума   для   трудоспособного  населения  за  каждое
нетрудоустроенное  лицо из числа инвалидов, а также несовершеннолетних
в  возрасте  от  14  до  18  лет,  лиц  из  числа детей-сирот и детей,
оставшихся  без  попечения  родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в
возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и
среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях
налогообложения прибыли не учитываются.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          Т.А. Пыхтина
2 октября 2009 г.
N 16-15/102999