ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАТИЛА В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОЕ НЕТРУДОУСТРОЕННОЕ ЛИЦО ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ВОЗРАСТЕ ДО 23 ЛЕТ, ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 18 ДО 20 ЛЕТ ИЗ ЧИСЛА ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЩУЩИХ РАБОТУ ВПЕРВЫЕ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ РАСХОДЫ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 2 октября 2009 г. N 16-15/102999 (Д) Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Закон РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. В статье 13 Закона N 1032-1 установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ). На основании статьи 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Согласно частям 3 и 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, механизм установления квоты в организациях определялся органами государственной власти субъектов РФ. При невыполнении или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносили в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов РФ. Однако пунктом 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны утратившими силу части 3 и 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ. Закон города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) установил основы квотирования рабочих мест в г. Москве. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. Об этом говорится в пункте 5 статьи 76 Конституции РФ. Следовательно, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнения условий квотирования, с 1 января 2005 года не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако с 1 января 2006 года в целях сохранения в г. Москве образованной социальными партнерами системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона N 90, стороны договорились, что до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты. Об этом сказано в подпункте 1.45 пункта 1 Московского трехстороннего соглашения от 28.11.2005 на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей). Аналогичная норма закреплена в Московских трехсторонних соглашениях на 2007 и 2008 годы. В отношении иных (кроме инвалидов) категорий граждан, указанных в Законе N 90, при рассмотрении вопроса о возможности учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с уплатой компенсационной стоимости, необходимо учитывать следующее. В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования). Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом N 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона N 1032-1). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона N 1032-1). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель. Следовательно, расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое нетрудоустроенное лицо из числа инвалидов, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса Т.А. Пыхтина 2 октября 2009 г. N 16-15/102999 |