О СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРКАХ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 1 марта 2010 г. N 01/2750-0-32 (Д) Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.06.2009 N 408 утвержден Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Пунктом 2.2 указанного Приказа предусмотрено ежегодно, не позднее 30 декабря и 30 июня, представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) аналитические справки о проведенных служебных проверках и принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Из анализа предоставленных аналитических справок территориальными органами Роспотребнадзора следует, что по итогам 2009 года проведено 639 служебных проверок, 529 федеральных государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. Основанием для проведения служебных проверок явились меры прокурорского реагирования, комплексные проверки структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора, жалобы граждан на несвоевременное рассмотрение их обращений, рекомендации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Проведенный анализ показал, что большая доля выявленных нарушений приходится на неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении служебных проверок территориальными органами Роспотребнадзора допускаются следующие нарушения: 1. Пунктом 1 Порядка организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 17.06.2009 N 408 (далее - Порядок), предусмотрено, что Порядок разработан на основании статей 57 - 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора и его территориальных органов. Следовательно, указанный Приказ является нормой прямого действия, не должен дублироваться территориальными органами, а изданные приказы об утверждении порядка (инструкций) организации работы по проведению служебных проверок подлежат отмене (Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Архангельской области, Воронежской области, Краснодарскому краю, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Мурманской области, Самарской области, Чеченской Республике). 2. Недостаточно принимается мер дисциплинарного воздействия по отношению к выявленным фактам совершения дисциплинарного проступка. Так, согласно аналитической справке Управления Роспотребнадзора по Воронежской области проведено 32 служебные проверки, факты нарушения служебной дисциплины подтверждены в 15 случаях. Между тем только в отношении 9 федеральных государственных гражданских служащих применены меры дисциплинарного воздействия. Оснований освобождения от дисциплинарной ответственности 6 федеральных государственных гражданских служащих в аналитической справке не представлено. Следовательно, Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области не в полном объеме принимаются меры по профилактике, недопущению и устранению выявленных нарушений. Допускаются случаи пропуска срока привлечения к дисциплинарной ответственности с момента совершения дисциплинарного проступка. При этом аналитические справки не содержат причин пропуска указанного срока. Непринятие действенных мер в отношении федеральных государственных гражданских служащих, совершивших дисциплинарный проступок, не может создавать условия, необходимые для соблюдения федеральным государственным гражданским служащим требований к служебному поведению (Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, Новосибирской области, по Чувашской Республике). 3. В аналитических справках не указываются причины роста совершения дисциплинарных проступков. Так, согласно информации Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по результатам проведенных служебных проверок во II полугодии 2009 года к дисциплинарной ответственности привлечено на 128% больше, чем в I полугодии 2009 года. При этом не сообщается, чем вызван указанный рост, и какие меры принимаются в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю по устранению и предупреждению совершения дисциплинарных проступков. 4. С целью устранения выявленных нарушений территориальными органами Роспотребнадзора в превышение полномочий в качестве мер, способствующих недопущению в дальнейшем совершения дисциплинарных проступков, принимается разработка методических рекомендаций по применению норм законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Управление Роспотребнадзора по Архангельской области). Разработка методических рекомендаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" относится к исключительной компетенции Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Допускаются случаи нарушения статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающей применение дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, освобождения от замещаемой должности, увольнения с гражданской службы. Указанный перечень возможных дисциплинарных взысканий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Вынесение предупреждения о недопустимости подобных нарушений впредь не может рассматриваться как мера дисциплинарной ответственности и принята в нарушение статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Управление Роспотребнадзора по Курганской области). 5. Порядком предусмотрено проведение служебной проверки по факту совершения федеральным государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка, т.е. одна служебная проверка в отношении одного федерального государственного гражданского служащего. В нарушение изложенного Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области проведено 14 служебных проверок в отношении 24 федеральных государственных гражданских служащих во II полугодии 2009 года, в настоящее время проводятся 3 служебные проверки в отношении 4 федеральных государственных гражданских служащих; Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области было проведено 12 служебных проверок, по результатам которых 15 федеральных государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности; Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведено 22 служебные проверки в отношении 77 федеральных государственных гражданских служащих. 6. Информация о наличии у федеральных государственных гражданских служащих личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также нарушение требований к служебному поведению в нарушение пункта 4.1 Приказа Роспотребнадзора от 31.07.2009 N 450 "О комиссии Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов" не рассматривается на заседаниях комиссий территориальных органов Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, Новосибирской области, Иркутской области, Кировской области). 7. Из представленных данных территориальными органами Роспотребнадзора следует, что Приказ Роспотребнадзора от 17.06.2009 N 408 в части предоставления аналитических справок в установленные сроки исполняется не в полном объеме. Так, до 30 декабря 2009 года не были представлены аналитические справки по проведенным служебным проверкам и принятым мерам по их устранению территориальными органами Роспотребнадзора по Амурской области, Республике Алтай, Астраханской области, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Владимирской области, Республике Дагестан, Забайкальскому краю, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Калининградской области, Республике Калмыкия, Калужской области, Кировской области, Костромской области, Краснодарскому краю, Республике Мордовия, городу Москве, Московской области, Ненецкому автономному округу, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Орловской области, Пензенской области, Приморскому краю, Рязанской области, Свердловской области, Республике Северная Осетия (Алания), Смоленской области, Ставропольскому краю, Республике Татарстан, Тверской области, Томской области, Тульской области, Тюменской области, Удмуртской Республике, Ульяновской области, Хабаровскому краю, Республике Хакасия, Ханты-Мансийскому автономному округу, Челябинской области, Чукотскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу, Ярославской области, по железнодорожному транспорту. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает о необходимости предоставлять аналитические справки в порядке, установленном Приказом от 17.06.2009 N 408 "Об утверждении Порядка организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", ежегодно, не позднее 30 июня и 30 декабря. С целью единообразного представления сведений по служебным проверкам и анализа представляемых аналитических справок информацию о проведенных служебных проверках наряду с представлением аналитических справок предлагается представлять в соответствии с прилагаемой таблицей. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 1 марта 2010 г. N 01/2750-0-32 Приложение к письму Роспотребнадзора от 1 марта 2010 года N 01/2750-0-32 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Основания для |Структура дисциплинарных | Принятые | |п/п| субъекта | проведенных| привлеченных к | обжалованных| проведения проверок | правонарушений | меры по | | | Российской | служебных | ответственности| решений |-----------------------------------|-------------------------|устранению| | | Федерации, | проверок | | |Представление| Жалобы и |Иная | Неисполнение |выявленных| | | региона | | | |прокуратуры | заявления|информация| или ненадлежащее | нарушений| | | на транспорте | | | | | граждан | | исполнение требований |(семинары,| | | | | | | | | |-------------------------|совещания,| | | | | | | | | |294-ФЗ|КоАП РФ|59-ФЗ|иные| тренинги)| |---|---------------|------------|----------------|-------------|-------------|----------|----------|------|-------|-----|----|----------| ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Подпись и телефон уполномоченного должностного лица, ответственного за представление сведений |