ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ЛИЗИНГОДАТЕЛЕМ И ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР) ЗАКЛЮЧЕНО СОГЛАШЕНИЕ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ЕБРР ОБЯЗУЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ ЛИЗИНГОДАТЕЛЮ УБЫТКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ ЛИЗИНГА. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ НА РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЕБРР ЗА УЧАСТИЕ ПОСЛЕДНЕГО В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕМ ЧАСТИЧНОЕ ПОГАШЕНИЕ УБЫТКОВ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМИ, КОНТРАГЕНТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/30 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов, связанных с обеспечением исполнения обязательств лизингополучателей, и сообщает следующее. Как следует из письма, организацией-лизингодателем и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) заключено соглашение, в соответствии с которым ЕБРР обязуется компенсировать лизингодателю убытки, возникающие в связи с нарушением лизингополучателями обязательств по договорам лизинга. Исходя из изложенной информации не представляется возможным однозначно определить юридическую квалификацию указанной сделки, а также порядок налогового учета расходов в виде вознаграждения, уплачиваемого лизингодателем ЕБРР за принятие указанных обязательств. Вместе с тем сообщаем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/30 |