ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ЛИЗИНГОДАТЕЛЕМ И ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР) ЗАКЛЮЧЕНО СОГЛАШЕНИЕ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ЕБРР ОБЯЗУЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ ЛИЗИНГОДАТЕЛЮ УБЫТКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.01.10 03-03-06/1/30

           ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ЛИЗИНГОДАТЕЛЕМ И ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ
        РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР) ЗАКЛЮЧЕНО СОГЛАШЕНИЕ,
        В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ЕБРР ОБЯЗУЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ
        ЛИЗИНГОДАТЕЛЮ УБЫТКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ
        ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ ЛИЗИНГА.
        ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ НА РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
         НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, УПЛАЧИВАЕМЫХ
              ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЕБРР ЗА УЧАСТИЕ ПОСЛЕДНЕГО В
         ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕМ ЧАСТИЧНОЕ ПОГАШЕНИЕ
         УБЫТКОВ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОГО
             ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯМИ,
                      КОНТРАГЕНТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ?
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          29 января 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/30
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке учета расходов, связанных с обеспечением
исполнения обязательств лизингополучателей, и сообщает следующее.
     Как  следует из письма, организацией-лизингодателем и Европейским
Банком   Реконструкции  и  Развития  (ЕБРР)  заключено  соглашение,  в
соответствии  с  которым  ЕБРР  обязуется компенсировать лизингодателю
убытки,   возникающие   в   связи   с  нарушением  лизингополучателями
обязательств  по договорам лизинга. Исходя из изложенной информации не
представляется    возможным    однозначно    определить    юридическую
квалификацию  указанной  сделки,  а  также  порядок  налогового  учета
расходов  в  виде вознаграждения, уплачиваемого лизингодателем ЕБРР за
принятие указанных обязательств.
     Вместе  с  тем  сообщаем,  что  при определении налоговой базы по
налогу  на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает
полученные   доходы   на   сумму  произведенных  расходов  в  порядке,
предусмотренном  гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс).
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки),    осуществленные    (понесенные)   налогоплательщиком.   Под
обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные затраты,
оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируются порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ст.  8  ч.  1  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
29 января 2010 г. 
N 03-03-06/1/30