ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРСКИМИ СУДАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В РОССИЙСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ РЕЕСТРЕ СУДОВ (РМРС), И МОРСКИМИ СУДАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДОВОМ РЕЕСТРЕ. СЛЕДУЕТ ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАТЬ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ПРИ РАСЧЕТЕ РАСХОДОВ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ НА ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В РМРС? ВЕРНО ЛИ, ЧТО ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ (КУРСОВЫЕ И СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ, ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТАМ, СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И АРБИТРАЖНЫЕ СБОРЫ И Т.Д.) НЕ ОТНОСЯТСЯ К РАСХОДАМ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ОСНОВАНИИ П. 48.5 СТ. 270 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/31 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей гл. 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. В случае если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках. В соответствии со ст. 313 Кодекса в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы данные судового журнала. В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом часть расходов (включая внереализационные расходы), относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается. Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 29 января 2010 г. N 03-03-06/1/31 |